Календарно-тематическое планирование «Азбука этикета» ОР (7 год обучения)
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления " Азбука этикета" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 32 учебных часа в год.
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Задачи:
сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2022/2023учебный год, принятый педагогическим советом.
Календарно-тематическое планирование «Азбука этикета» ОР (7 год обучения)
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Личностные | |||||
| 1 четверть | | 8 | | | |
1 | Вводное занятие. Что такое этикет? | | 1 | Знать слова приветствия. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Познавательная беседа. Дидактическая игра. |
2-4 | Вежливые слова. | | 3 | Уметь общаться друг с другом. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Знакомство с вежливыми словами в различных ситуациях общения |
5 | Вежливая просьба. | | 1 | Знать «волшебные слова» | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Знакомство с речевыми формами выражения просьбы, адресованной к старшим и младшим, знакомым и незнакомым людям |
6 | Вежливый разговор по телефону. | | 1 | Уметь разговаривать по телефону | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Знакомство с речевым поведением: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики). |
7 | Разговор со сверстниками. | | 1 | Уметь разговаривать со сверстниками | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Развивающие игры. |
8 | Разговор со взрослыми людьми. | | 1 | Знать правила поведения при общении. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | Знакомство с формулами начала разговора, привлечения внимания, типовыми вопросами |
| II четверть | | 6 | | | |
1 | Разговор со взрослыми людьми. | | 1 | Знать правила общения со взрослыми | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Знакомство с выбором темы для беседы по ситуации. |
2-3 | Приглашение гостей. | | 2 | Знать правила приглашения гостей | Развитие готовности к сотрудничеству. | Знакомство с нормами приглашения гостей, согласование приглашения с родителями и другими членами семьи. |
4 | Встреча гостей. | | 1 | Знать правила встречи гостей | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Практическое занятие. Разыгрывание ситуации. |
5 | Поздравления и пожелания. | | 1 | Уметь поздравлять друзей, родный. | Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
6 | Как принимать подарки и поздравления | | | Знать правила принятия подарков и поздравлений | Развитие готовности к сотрудничеству. | Знакомство с правилами приема подарков и поздравлений. |
| III четверть | | 10 | | | |
1-2 | Правила поведения за столом. | | 2 | Знать правила поведения за столом | Развитие готовности к сотрудничеству. | Знакомство с хорошими манерами и сопутствующими сигналами. |
3 | Прощание с гостем. | | 1 | Знать правила приёма гостей. | Знать названия профессий. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
4-5 | Умей дружбой дорожить | | 2 | Уметь дружить | Развитие готовности к сотрудничеству. | Знакомство с правилами дружеских отношений. |
6 | Какие бывают привычки? | | 1 | Знать правила культуры речи. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Разыгрывание практических игровых ситуаций при общении с друзьями. |
7 | О лени и трудолюбии. | | 1 | Уметь контролировать свое поведение. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Знакомство с такими качествами личности как лень и трудолюбие. |
8 | Об уступчивости. | | 1 | Уметь различать добро и зло. | Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Знакомство с уступчивостью как формой поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей |
9-10 | Сострадание к другим людям | | 2 | Знать пословицы о сострадании, утешении. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Знакомство с речевыми формулами сопереживания, сочувствия, сострадания |
| IV четверть | | 8 | | | |
1 | Поведение в общественном транспорте. | | 1 | Знать правила поведения в общественном транспорте. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
2-3 | Поведение в театре, кино, цирке. | | 2 | Знать правила поведения в театре, кино, цирке. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Речевое поведение при покупке билета. |
4 | Поведение в поликлинике. | | 1 | Знать правила поведения в поликлинике. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Освоение норм речевого поведения в регистратуре, кабинете врача. |
5 | Поведение в библиотеке. | | 1 | Знать правила поведения в библиотеке. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
6 | Поведение в кафе. | | 1 | Знать правила поведения в кафе. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Сопоставление поведения за столом дома, в гостях, в школьной столовой и в кафе. |
7 | Поведение в парикмахерской | | 1 | Знать правила поведения в парикмахерской. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | Знакомство с нормами поведения клиента в ожидании стрижки, во время стрижки. |
8 | Правила культурного поведения в природе. | | 1 | Знать правила этикета. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Знакомство с правилами культурного поведения в лесу, соблюдения тишины и чистоты. |
Используемая литература:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день»;
Смолка К., «Правила хорошего тона»;
Максимовский М., «Этикет делового человека»;
Дорохов А. «О культуре поведения»;
Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности.
Язенина Ольга Анатольевна