12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна93123
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»

                                              Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления " Азбука этикета" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 32 учебных часа в год.

Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Задачи:

сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2022/2023учебный год, принятый педагогическим советом.

Календарно-тематическое планирование «Азбука этикета» ОР (7 год обучения)

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Предметные

Личностные


1 четверть


8




1

Вводное занятие. Что такое этикет?


1

Знать слова приветствия.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Познавательная беседа. Дидактическая игра.

2-4

Вежливые слова.


3

Уметь общаться друг с другом.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Знакомство с вежливыми словами в различных ситуациях общения

5

Вежливая просьба.


1

Знать «волшебные слова»

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Знакомство с речевыми формами выражения просьбы, адресованной к старшим и младшим, знакомым и незнакомым людям

6

Вежливый разговор по телефону.


1

Уметь разговаривать по телефону

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Знакомство с речевым поведением: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики).

7

Разговор со сверстниками.


1

Уметь разговаривать со сверстниками

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развивающие игры.

8

Разговор со взрослыми людьми.


1

Знать правила поведения при общении.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Знакомство с формулами начала разговора, привлечения внимания, типовыми вопросами


II четверть


6




1

Разговор со взрослыми людьми.


1

Знать правила общения со взрослыми

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Знакомство с выбором темы для беседы по ситуации.

2-3

Приглашение гостей.


2

Знать правила приглашения гостей

Развитие готовности к сотрудничеству.

Знакомство с нормами приглашения гостей, согласование приглашения с родителями и другими членами семьи.

4

Встреча гостей.


1

Знать правила встречи гостей

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Практическое занятие. Разыгрывание ситуации.

5

Поздравления и пожелания.


1

Уметь поздравлять друзей, родный.

Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Познавательная беседа. Дидактические игры.

6

Как принимать подарки и поздравления



Знать правила принятия подарков и поздравлений

Развитие готовности к сотрудничеству.

Знакомство с правилами приема подарков и поздравлений.


III четверть


10




1-2

Правила поведения за столом.


2

Знать правила поведения за столом

Развитие готовности к сотрудничеству.

Знакомство с хорошими манерами и сопутствующими сигналами.

3

Прощание с гостем.


1

Знать правила приёма гостей.

Знать названия профессий.

Познавательная беседа. Дидактические игры.

4-5

Умей дружбой дорожить


2

Уметь дружить

Развитие готовности к сотрудничеству.

Знакомство с правилами дружеских отношений.

6

Какие бывают привычки?


1

Знать правила культуры речи.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Разыгрывание практических игровых ситуаций при общении с друзьями.

7

О лени и трудолюбии.


1

Уметь контролировать свое поведение.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Знакомство с такими качествами личности как лень и трудолюбие.

8

Об уступчивости.


1

Уметь различать добро и зло.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Знакомство с уступчивостью как формой поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей

9-10

Сострадание к другим людям


2

Знать пословицы о сострадании, утешении.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Знакомство с речевыми формулами сопереживания, сочувствия, сострадания


IV четверть


8




1

Поведение в общественном транспорте.


1

Знать правила поведения в общественном транспорте.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Познавательная беседа. Дидактические игры.

2-3

Поведение в театре, кино, цирке.


2

Знать правила поведения в театре, кино, цирке.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Речевое поведение при покупке билета.

4

Поведение в поликлинике.


1

Знать правила поведения в поликлинике.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Освоение норм речевого поведения в регистратуре, кабинете врача.

5

Поведение в библиотеке.


1

Знать правила поведения в библиотеке.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Познавательная беседа. Дидактические игры.

6

Поведение в кафе.


1

Знать правила поведения в кафе.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Сопоставление поведения за столом дома, в гостях, в школьной столовой и в кафе.

7

Поведение в парикмахерской


1

Знать правила поведения в парикмахерской.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Знакомство с нормами поведения клиента в ожидании стрижки, во время стрижки.

8

Правила культурного поведения в природе.


1

Знать правила этикета.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Знакомство с правилами культурного поведения в лесу, соблюдения тишины и чистоты.


Используемая литература:

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;

Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;

Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»;

Камычек Я. «Вежливость на каждый день»;

Смолка К., «Правила хорошего тона»;

Максимовский М., «Этикет делового человека»;

Дорохов А. «О культуре поведения»;

Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности.


Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (1)

Язенина Ольга Анатольевна, 29.06.22 в 11:09 3Ответить Пожаловаться
Елена Николаевна, спасибо большое за то, что делитесь своим опытом с коллегами! Очень полезный материал. Он обязательно будет востребован педагогами.
Но у меня есть вопрос по цели. Цель - это наша педагогическая деятельность, то, чего мы хотим достичь, чему должны научить обучающихся. Обычно для написания цели мы используем такие слова: создание условий для ..., формирование, совершенствование, ... А у Вас в цели написано "освоение". Но освоение - это деятельность обучающихся. Я бы заменила это слово.
Может быть, я не права. Но это моё мнение...
И далее есть фраза: "уважение к себе и к другим людям". Вероятно, Вы пропустили действие "воспитывать"...
И последнее: цель, как и задачи, пишутся в одном формате - используются либо существительные: формирование, совершенствование..., либо глаголы: формировать, совершенствовать.

Отредактировано 29-06-2022 11:14

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.