Календарно-тематическое планирование кружка «Путешествие гномика в страну Экономика»
Календарно-тематическое планирование по экономическому воспитанию для детей старшей группы
кружка «Путешествие Гномика в страну Экономика»
Ридецкая Виктория Сергеевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Алёнушка»
г.Коряжма, Архангельская область
Месяц |
Неделя |
Тема ННОД |
Цель |
Ход ННОД |
Сентябрь |
1 неделя |
Мониторинг |
Выявление уровня сформированности эконмических представлений |
|
2 неделя |
«В гости к Гному Эконому и Фее экологии» |
Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключения на основе опытов, воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. |
Вступительная беседа «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» «Что продается, а что – нет?» Практическая работа – опыты с водой «В каком магазине будет больше покупателей? «Беседа о Гринписе, рассматривание эмблемы данной организации Обсуждение смысла пословицы |
|
3 неделя |
«Заветные желания» |
Раскрыть значимость жизненно важных потребностей человека; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь. |
Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Телефон» Беседа по содержанию прочитанного стихотворения «Мои потребности» Игра «Что кому нужно?» (показать детям разнообразие потребностей человека) «Необитаемый остров» «Помоги кораблю добраться до острова» Обсуждение смысла пословицы |
|
4 неделя |
«Телепередача «Почта гнома Эконома» |
Закрепить представления детей о содержании труда людей некоторых профессий (повар, портной, строитель, врач и др.), связанных с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилье и др; развить смекалку, сообразительность, логическое мышление. |
«Письмо от гнома Эконома» (закрепить профессии людей, которые производят товары, удовлетворяющие потребности людей) Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы все люди работали портными (строителями, врачами, поварами)?» «Придумай и нарисуй вывеску для пекарни Винн-Пуха» Рекламная пауза – этюд «Удивительная машина «Стинол» (изображение с помощью мимики и жестов работу холодильника) «Письмо от Золушки» «Письмо из Простоквашино» (решение проблемной ситуации «Как продлить жизнь старым газетам») Раскрась листочки в соответствии с образцом Обсуждение смысла пословицы |
|
Октябрь |
1 неделя |
«Как Миша из покупателя превратился в продавца» |
Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес. |
Чтение художественной литературы «Как Миша из покупателя превратился в продавца» Беседа о прочитанном по вопросам Что случилось с Мишей после прогулки? Где можно купить продукты питания? Почему Мише понадобилось малиновое варенье и молоко? Какое решение принял Миша и почему? Как можно назвать Мишу в данной ситуации? Что главное в магазине? Что такое товар? «Разгадай ребус» Решение проблемной ситуации «Какой бывает товар?» «Какой товар лишний?» Обсуждение смысла пословицы |
2 неделя |
«Бережное отношение к вещам» |
Закрепить понятие «магазин», учить устанавливать связь места работы и профессии человека; формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным; учить детей приводить в порядок испорченные вещи. |
Игра «Кто, где работает?» (закрепить профессии) «Какой вещи принадлежит?» «Ремонт испорченных вещей» (Дети находят вещи и пытаются отремонтировать. Воспитатель в течении этого задания оказывает помощь детям. Обращает внимание детей на то, что следует выполнять все действия аккуратно, чтобы потом можно было приятно пользоваться этими предметами) Беседа о правильном обращении с вещами Как следует обращаться со своими вещами? Бережно, не портить, не ломать. А с вещами, которые есть у нас в группе, как следует обращаться? Так же, как и с личными вещами? Со всеми вещами нужно обращаться бережно и аккуратно. Если сломали вещь то, что нужно сделать? Если вы сломали чужую вещь, что можно следует сделать? «Расставь точки в соответствии с образцом» «Раскрась поезд» Обсуждение смысла пословицы |
|
3 неделя |
«О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине» |
Дать понятие зависимости процесса производства от времени: - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом. |
Чтение художественной литературы «О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине» Беседа о прочитанном по вопросам Чем торговал Миша? Почему в его магазине брали мед? Что случилось с Мишиным товаром, и к чему это привело? Что решил хозяин магазина Миша? Как понять выражение «хорошего хозяина ноги кормят»? Как называют пчелу, белку, ворону? Можно ли быстро получить мед? (Раскрыть взаимозависимые цепочки) Как общался Миша со своими друзьями? Можно ли всегда получать урожай? Почему? Что Миши понял о торговле? Что нужно для занятия торговлей? «Смотри внимательно» «Что ты делаешь дома?» «Расставь знаки в соответствии с образцом» Обсуждение смысла пословицы |
|
4 неделя |
«Заводы нашего города» |
Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города: местонахождении, выпускаемой продукции, товарных знаках |
«Экскурсии на предприятия города Коряжмы» (просмотр презентации о главных предприятиях нашего города, выпускаемой продукции, их нахождение на карте) «Что производит комбинат?» «Как хлеб на стол пришел?» «Помоги жителям города » Игра «Супермаркет» (распределение товаров по отделам) Обсуждение смысла пословицы |
|
Ноябрь |
1 неделя |
«Интересные покупки» |
Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» «Что можно купить на 5, 10, 50 рублей?» Чтение стихотворения «Три копейки на покупку» Решение проблемной ситуации «Кто купит больше?» Игра «Поход в магазин» (определить, можно ли на имеющиеся деньги купить предполагаемый товар) «Что нельзя купить за 100 рублей» Обсуждение смысла пословицы |
2 неделя |
«Как Сорка Мишин товар хвалила» |
Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовывать. |
Чтение художественной литературы «Как Сорка Мишин товар хвалила» Беседа о прочитанном по вопросам Что делал Миша весной? Как помогли ему его друзья? Почему никто не шел к Мише в магазин? Кто помог ему привлечь внимание к магазину? Каким словом называется работа, которую выполнила Сорока? Почему пошли покупатели к Мише в магазин? «К какому портному придет больше заказчиков» Решение проблемной ситуации «Как можно узнать о товаре?» «Реклама какого товара принесет большую пользу?» «Помоги девочке добраться до домика» Обсуждение смысла пословицы |
|
3 неделя |
«Как Миша цену назначал» |
Дать понятие о том, что один и тот товар может быть дешевле или дороже и от чего это зависит. |
Чтение художественной литературы «Как Миша цену назначал» Беседа о прочитанном по вопросам Что делал Миша, чтоб в его магазине шла торговля? Почему он решил поднять цену на малину? О чем мечтал Миша? Как Миша свой товар разложил, почему? Что произошло с посетителями, почему никто ничего не купил? Почему Крот у Миши купил машину? Что решили лесные жители? От чего зависит цена товара? «В каком магазине товар раскупят быстрее?» «Что стоит дороже?» «Помоги детям встретиться» Обсуждение смысла пословицы |
|
4 неделя |
«Встреча товаров. Мир рекламы» |
Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией, которую он выпускает; развить умение моделировать явления экономической деятельности; дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио- и видеореклама; развить воображение, самостоятельность. |
Игра «Товары нашего города» (рассматривание с детьми промышленных товаров и товаров народного потребления, производимых предприятиями нашего города) «Угадай товар» Игра «Трик – трак, это не так» (закрепить связь между названием производителя и продукцией, которую он выпускает) Рассматривание рекламных газет, журналов «Мир рекламы» Игра «Придумай рекламу» «Реклама Бабы-Яги» «Помоги мальчику» Обсуждение смысла пословицы |
|
Декабрь |
1 неделя |
«О том, как можно торговать» |
Дать понятие о розничной и оптовой торговле, учить сопоставлять эти понятия. |
Чтение художественной литературы «О том, как можно торговать» Беседа о прочитанном по вопросам Каким был урожай малины? Как Миша цену назначал? Что делал Миша с непроданной малиной? Зачем Миша пошел к Лисе на рынок? Что предложила Мише Лиса? Зачем Лисе много малины? О чем договорились Миша и Лиса? «Оптовая – розничная торговля» «Пройди лабиринт» «Раскрась рисунок» Обсуждение смысла пословицы |
2 неделя |
«Как Миша много – много малины продал» |
Показать арифметические действия выгодных дел; Учить сопоставлять новые понятия: «торговля оптом», «торговля в розницу» |
Вступительная беседа «Закрепление дней недели» «Сколько Миша заработал денег? Решение задач» Закрепление с Филином понятий оптовая, розничная торговля «Раскрась одинаковые предметы в одинаковый цвет» Обсуждение смысла пословицы |
|
3 неделя |
«Почему у Миши растет не только малина, но и цена» |
Дать понятие о том, как нужно цену назначать, чтобы она устраивала и продавца, и покупателя. |
Чтение художественной литературы «Почему у Миши растет не только малина, но и цена» Беседа о прочитано по вопросам Почему к концу лета Миша сильно устал? Какое решение принял Миша? Кто помог Мише? Как он малину вырастил? Какой урок вынес Миша из торговли малиной в прошлый раз? Куда пошли заработанные Мишей деньги? Почему ему не хватило денег отдать долг Барсуку? «Какие фрукты дешевле в России?» «Что стоит дороже?» «Подбери слова с противоположным значением» Обсуждение смысла пословицы |
|
Январь |
3 неделя |
«Как у Миши появился помощник дятел» |
Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата. |
Чтение художественной литературы «Как у Миши появился помощник дятел» Беседа о прочитанном по вопросам Почему Миша уставал? Как он учитывал спрос покупателя? Что понял Миша о товаре? (Товарооборот, использовать схему) Кто Мише свою помощь предложил, как они об этом договорились? (Инсценировка диалога Миши и дятла Яшеньки) Что платят за работу? (Заработную плату) Чему обрадовался дятел? «Кто должен получать большую зарплату?» «Каких монет не бывает?» «Раскрась мячики» Обсуждение смысла пословицы |
4 неделя |
«Интересные покупки в городе игрушек» |
Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание; учить использовать в речи существительные с обобщающим значением (бизнесмен, продавец); формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, учить правильно воспринимать рекламу. |
Вступительная беседа «Путешествие в Город Игрушек» «Размещение детей на «лайнере» «Соедини цифры» «Реши пример» «Напиши недостающие номера на домах» Игра «Назови профессию» Игра «Товарный поезд» (закрепить цвета, знание цифр, счет) Обсуждение смысла пословицы |
|
Февраль |
1 неделя |
«Волшебные помощники» |
Уточнить представления детей о роли бытовой техники в доме. Развивать из фантазию и творческие способности. |
Отгадывание загадок Решение проблемной ситуации «Почему предметы бытовой техники называют волшебными помощниками?» «Какие чудо – машины могут жить в доме Золушки?» Решение проблемной ситуации «Что может попросить старик у золотой рыбки, чтобы облегчить труд старухе?» «Пройди лабиринт» «Впиши пропущенные цифры» Игра «Изобретатели» (построить из разного материала (строительный материал, игрушки, бросовый материал) свою чудо - машину) 8. Обсуждение смысла пословицы |
2 неделя |
«Как Миша понял, что деньги счет любят» |
Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (неосновные) расходы. |
Чтение художественной литературы «Как Миша понял, что деньги счет любят» Беседа о прочитанном по вопросам: Почему хорошо пошли дела в магазине? Что стало появляться у Миши? (Свободное время.) Как он использовал это время? Как Миша цену назначает? Что надо учитывать при назначении цены на товар? (Затраты.) Куда пошли заработанные деньги? О чем Миша договорился с соседями? (О поставке товаров на следующий год.) Что понял Миша? Что положил Миша в лист мать-и-мачехи и почему? (Зарплату.) С кем еще расплатился Миша и почему? Что получил от торговли Миша? (Прибыль.) О чем волновался Миша, что он решил и почему? Как Миша назвал свою толстую тетрадь? (Учет.) «Кто больше прибыли получит?» «Куда приедет велосипедист?» «Найди ошибки» Обсуждение смысла пословицы |
|
3 неделя |
«Как Миша учился деньги делить» |
Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение). |
Чтение художественной литературы «Как Миша учился деньги делить» Беседа о прочитанном по вопросам: Куда Миша решил потратить свою прибыль? О чем просила Мишу Лисонька? Как Миша общался с Лисой? Что советовала Лиса Мише? На что Миша тратил деньги от прибыли? (На себя – потребление, на покупателя – накопление.) Почему Миша не тратил все деньги? «Курочка Ряба» «Кот Матроскин и Шарик» «Стрекоза и Муравей» Обсуждение смысла пословицы |
|
4 неделя |
«Знакомимся с новой профессией – брокер» |
Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается. |
Чтение художественной литературы «Знакомимся с новой профессией – брокер» Беседа о прочитанном по вопросам: Что хорошо и что плохо для Мишиного магазина? Чего боялся Миша? (Обанкротиться.) Почему Миша в город отправился? Что ему посоветовал пес Барбос? Почему на рынке Миша не стал торговать? Что такое биржа? Как называется продавец на бирже? (Брокер.) Почему у Миши быстро нашелся покупатель? «Где что нужно покупать» «Где более высокие цены?» «Нарисуй справа такой же рисунок» Обсуждение смысла пословицы |
|
Март |
1 неделя |
«В гостях у семьи Экономистов» |
Познакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, стипендией, пенсией; воспитывать уважительное отношение к людям труда. |
Знакомство с семьей Экономистов Работа с моделью семейного бюджета «У кого какой доход» «Разгадай ребус» «Посчитай доход семьи Экономистов» обсуждение смысла пословицы |
2 неделя |
«Доходы и расходы семьи Экономистов» |
Уточнить представления детей о доходах и расходах (обязательных и необязательных); закрепить навыки счета, действия сложения и вычитания. |
«Разгадай кроссворд» История гнома Эконома (решение проблемных ситуаций, связанных с расходами) Игра «Расходы» (закрепить умение детей разделять расходы на основные и неосновные) «Определи доходы и расходы семьи Экономистов» «Расставь знаки между словами» Обсуждение смысла пословицы |
|
3 неделя |
«Хоть семи еще нам нет, формируем мы бюджет» |
Продолжать вводить детей в мир экономических отношений; закрепить с детьми понятия «доход», «расход», «бюджет». Заложить основы планирования семейного бюджета. Закрепить известные детям математические понятия. |
Распределение детей на две группы – семьи, распределение ролей – членов семьи «В каком доме живет твоя семья» Работа с моделью семейного бюджета «Что относится к основным расходам, а что к неосновным» «Составь задачу» (составление задачи с экономическим содержанием по предложенному примеру) Решение проблемных ситуаций, связанных с изменением доходов или расходов семьи «Разгадай кроссворд» Обсуждение смысла пословицы |
|
4 неделя |
«Как у Миши испортилась малина» |
Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование. |
Чтение художественной литературы «Как у Миши испортилась малина» Беседа о прочитанном по вопросам: Что случилось летом в лесу? Как поступил Миша со своим товаром? Какую ошибку он допустил? Что подсказала ему Сорока? (Затоваривание.) Что придумал Миша? Чего не хватало лесным жителям и почему? Как называется явление, когда не хватает товара? (Дефицит.) О чем пожалел Миша и почему? Как выручил лесных жителей Винни-Пух? Что он делал для своих покупателей и почему? Чего испугался Миша? «Какой товар быстро раскупится?» «Какой дефицит самый неприятный» «Расшифруй слова» «Впиши пропущенные цифры» Обсуждение смысла пословицы |
|
Апрель |
1 неделя |
«Мишино страхование» |
Дать представление о том, сто такое страхование и зачем нужно страховаться. |
Чтение художественной литературы «Мишино страхование» Беседа о прочитанном по вопросам: Какая беда случилась с Мишей? О чем спросила Мишу Ворона? (О страховании.) Что такое страхование и для чего оно нужно? Кто помог Мише восстановить магазин и как? Почему Миша спит спокойно? «Зачеркни и прочитай» «Кто страховщик?» «Обведи по пунктирным линиям» Обсуждение смысла пословицы |
2 неделя |
«Что дешевле? Кому что подарим?» |
Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развивать самостоятельность в выборе решения. |
Д/и «Что дешевле?» (сформировать умение ориентироваться в цене товаров) «Найди самый дорогой и самый дешевый предмет» «Поставь по порядку цифры от самого дешевого предмета до самого дорогого» «Кому что подарим?» Обсуждение смысла пословицы. |
|
3 неделя |
«Как Миша и его семья денежки считали» |
Закрепить понятия бюджет и его составляющие: доходы и расходы. |
Чтение художественной литературы «Как Миша и его семья денежки считали» Беседа о прочитанном по вопросам: Что произошло в Мишиной жизни? О чем мечтали медвежата? Что такое калькулятор и для чего он нужен? (Показ и объяснение) Что такое доходы, расходы, сбережения? Для чего нужны сбережения? Как папа Миша объясняет своим детям, что такое бюджет? «Какие расходы делает твоя семья?» «Как можно сэкономить?» «Угадай по первым буквам» Обсуждение смысла пословицы. |
|
4 неделя |
«Решение проблемных ситуаций» |
Совершенствовать навыки в решении экономических задач. Развивать самостоятельность мышления, связную речь. |
Решение проблемной ситуации «Загадки бельчат» «Отгадай загадку» Решение проблемной ситуации «Письмо Ослику» «Назови профессии друзей Ослика» Решение проблемной ситуации «Заработанные деньги» «Помоги Белочке» Обсуждение смысла пословицы. |
|
Май |
1 неделя |
«Муха по полю пошла, муха денежку нашла» |
Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек). |
Вступительное слово Рассматривание монет Игра «Угадай монетки» Игра «Открой замок» (закрепление цифр, порядкового счета) «Старые монеты» Игра «Ярмарка» Решение задач с Шутом «Найди копилочку» (работа с картой-схемой) «Русское лото» Обсуждение смысла пословицы. |
2 неделя |
«Маленькие покупки» |
Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Воспитывать вежливость, доброжелательное отношение к окружающим. Закрепить счет монет от 10 копеек до 1 рубля. |
Вступительное слово «Отделы магазина» «Кто работает в магазине?» «Какому плоду соответствует товарный знак» Игра «Покупатель - продавец» (предложить детям выбрать необходимые продукты и произвести за них оплату) «Расшифруй слова» Обсуждение смысла пословицы. |
|
3 неделя |
«Экономический брейн – ринг» |
Систематизировать знания детей по экономическим понятиям, закрепить профессии, развитие словаря за счет использования в речи экономических терминов. |
Вступительное слово «Угадай по описанию» (угадать по описанию экономическое понятие) «Все ли можно купить?» (беседа о том, почему не все можно купить и продать) Разгадывание загадок о профессиях Обсуждение смысла пословицы. |
|
4 неделя |
Мониторинг |
Выявление уровня сформированности эконмических представлений |
Пояснительная записка к программе
«Путешествие гномик а в страну Экономика»
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а так же необходимости преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.
В большинстве программ воспитания и образования детей дошкольного возраста отсутствует раздел, направленный на формирование элементарных экономических представлений. Для реализации преемственности экономического образования была разработана данная программа.
Целью программы является формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Программа определяет следующий круг решаемых задач:
1. Познакомить с элементарными экономическими понятиями и их свойствами;
2. Учить решать проблемные ситуации с экономическим содержанием;
3. Воспитывать этические и деловые качества (трудолюбие, бережливость, рациональность, честность);
4. Научить понимать и ценить предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует построение программы на принципе системности. Ознакомление дошкольников с новым материалом происходит поэтапно.
Этапы формирования экономического понятия:
1. Введение понятия;
2. Расширение представлений детей о понятии посредством изучения его свойств;
3. Решение развивающих и проблемных ситуаций, направленных на закрепление данного понятия.
Структура ННОД включает в себя следующие части:
Первая часть включает заинтересовывающий момент: внесение новой игры, мини-беседа по теме НОД, проблемная ситуация.
Во второй части занятия проводятся дидактические игры, чтение художественной литературы, решение проблемных и игровых ситуаций. Педагог объясняет правила игры, которые доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Важно при проведении игры и решении ситуаций следовать их целям, дать детям возможность самостоятельно действовать. При чтении художественной литературы для детей раскрывается смысл экономического понятия, например, при чтении рассказа «Как Сорока Мишин товар хвалила» дети знакомятся с рекламой. Для лучшей организации детей и формирования навыков позитивного общения давать задания детям в парах, подгруппами, давать задания соревновательного характера. Именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.
Третья часть НОД – работа на закрепление пройденного материала в рабочей тетради Заключительная четвертая часть занятия включает в себя подведение итогов занятия. Выделяются не только успехи детей, но и сложности, возникшие во время занятия.
В программе использованы различные методы при организации занятий с детьми по формированию элементарных экономических представлений: наглядные, игровые, словесные и практические. Поскольку игровая мотивация в любой деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия. Рассмотрим специфику проведения этих занятий.
Занятия строятся на игровых методах по формированию элементарных экономических представлений детей старшего дошкольного возраста. Занятие – это игра, спланированная педагогом, но структура занятия должна быть гибкой, в зависимости от знаний детей и от возникновения возможных трудностей при выполнении предлагаемых заданий. Стоит отказаться от директивных методов «Делай как я!», построенных на механическом воспроизведении, повторении действия за педагогом. Поощряется в занятии свобода выбора, самостоятельное решение проблемной ситуации, помощь и сотрудничество между детьми, доброжелательные взаимоотношения педагога с детьми во время выполнения заданий на занятии. Необходимо включить работу по подбору необходимого материала для проведения занятия: дидактических игр, карандашей, сюжетных игрушек, бросового материала и др. Предварительно оборудование для игры готовит педагог, но допускается, для проявления детского творчества и инициативы дать детям возможность подобрать оборудование самостоятельно. Помощь в подготовке необходимого материала к занятию нужно поручать малоактивным детям для формирования у них активности и самостоятельности.
Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.
При составлении учебно-тематического плана важно учитывать принцип последовательности. Так в программе весь материал подобран по принципу от простого к сложному.
Необходимо обратить особое внимание на организационную структуру занятия. В вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи - мотивация может быть игровой или практической (помочь сказочному герою, отгадать предмет и т.д.).
В основной части происходит решение поставленной задачи. Может быть организовано «пошаговое» решение, т.е. дробление основной задачи на ряд более мелких взаимосвязанных задач. Здесь в качестве одного из наглядных пособий выступает рабочая тетрадь. Ее использование позволяет не только закреплять пройденный материал, но и при выполнении заданий развивать понятийные формы мышления, внимание, память, мелкую моторику рук и т.д.
Одним из способов формирования этических и деловых качеств личности в данной программе является обсуждении пословиц.
В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход игровой деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения проблемы игровой ситуации.
Рассмотрим структуру занятия на примере занятия «В гости к гному Эконому и фее Экологии», на котором одной из задач ставится знакомство детей с экономическим понятием «товар». В качестве заинтересовывающего момента в гости к детям приходит фея Экология и рассказывает историю, которая произошла с гномом Экономом. В ходе рассказа происходит первое знакомство детей с понятием «товар». Затем фея Экология знакомит с разнообразием товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые. Затем проводится игра «Что продается, а что нет?». В ходе решения проблемной ситуации дети делают вывод, что не все можно купить и продать. Следующий этап занятия – закрепление пройденного материала в рабочей тетради, обсуждение пословицы, связанной с трудом (товар является результатом труда) и подведение итогов занятия.
Этот же пример может служить отображением этапов формирования экономического понятия. Сначала вводится понятие (товар), затем изучаются его свойства (какие бывают товары), решение проблемной ситуации, направленной на закрепление понятия (игра «Что продается, а что нет?», обсуждение пословицы).
Таким образом, возможности применения полученных в результате проведения программы знаний в педагогическом процессе ДОУ широки: на занятиях (ЭМП, коммуникация, познание (экология), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (сюжетно-ролевые игры, изготовление аксессуаров для игр и др.)
Полученные фактические данные подтверждают, что проведенная работа по формированию элементарных экономических представлений имеет положительные результаты: дети научились ориентироваться в простейших экономических понятиях, решать задачи с экономическим содержанием.