12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Губич Наталья Анатольевна77
Россия, Красноярский край, Красноярск

 Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс 

Перечень программных разделов, учебных тем

Кол-во часов

раздела и уч. темы

Основное содержание учебной темы

(выделение «точек контроля» в рамках изучаемой учебной темы)

Перечень образовательных результатов

Домашнее задание

Примерные сроки изучения

Предметные

Метапредметные

Личностные (программный раздел)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

 

1

Введение в предмет

1

Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета времени по годам в древних государствах. Изменения счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

Исторический диктант по понятиям

Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник».

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

 

Выделять и извлекать необходимую информацию из исторических источников.

Различать объем и содержание понятий

Осуществлять родо-видовое определение понятий

Определять цели, ставить УЗ по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия

Осознание места и роли науки, учебных предметов в формировании картины мира и формировании личности

С. 6-8, 29-31

 

Раздел 1. Жизнь первобытных людей – 7 час

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники - 3 час

2

Древнейшие люди.

1

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

(Таблица сравнения первобытного и современного человека)

Использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Объяснять значение терминов и понятий.

Выделять и извлекать необходимую информацию из текста учебника, иллюстраций. Определять объекты сравнения. Составлять сравнительную таблицу

Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы

Осуществлять само- и взаимооценивание УПД

Умение договариваться и находить общее решение в совместной деятельности при наличии разных мнений.

Владение монологической формой речи

Осознание единства и целостности окружающего мира.

Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека

§1

 

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.

Основные признаки родовой общины

Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты..

Выделять и извлекать информацию из иллюстративного материала.

Различать объем и содержание понятий

 

 

§2

 

4

Возникновение искусства и

религиозных верований

1

Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тест «Возникновение искусства и

религиозных верований»

Описывать религиозные верования первобытных людей, изобразительные материалы.

Характеризовать процесс зарождения искусства.

Выделять и извлекать информацию из текста учебника и иллюстративного материала.

Догадываться о значении незнакомых слов по контексту

§3

 

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы – 3 час

 

 

 

 

 

 

5

Возникновение земледелия и скотоводства

1

Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Тест «Возникновение земледелия и скотоводства»

Используют историческую карту как источник информации о районах возникновения земледелия. Объясняют, что привело к возникновению земледелия. Описывают орудия первобытных земледельцев, их применение. Раскрывают характерные черты родовой общины, религиозные верования древних земледельцев и скотоводов

Устанавливают несоответствие между известным и неизвестным. Объясняют значение терминов и понятий. Перерабатывают информацию: выделяют главное и второстепенное

Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы

 

Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира.

Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека

§4

 

6

Появление неравенства и знати

1

Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Признаки соседской общины

 

Объясняют значение терминов и понятий. Рассказывают о развитии ремесел, ремесленников. Объясняют влияние новых изобретений на возникновение неравенства. Выделяют признаки соседской общины

Устанавливают несоответствие между известным и неизвестным. Перерабатывают информацию: выделяют главное и второстепенное. Применяют ранее полученные знания

Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы

 

Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира.

Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека

§5

 

7

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

1

Наследие эпохи первобытности. Переход от первобытности к цивилизации. Понятие и признаки цивилизации.

Тест «Жизнь первобытных людей»

 

Раскрывают роль изобретений и открытий в жизни первобытных людей. Объясняют, в чем проявлялось неравенство между людьми

Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов

Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы

 

Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Осознание единства и целостности окружающего мира.

Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека

§1-5

 

Тема 3. Счет лет в истории – 1 час

 

 

 

 

 

 

 

8

Измерение времени по годам

1

Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция – отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты, выделение ремесла, появление городов, государств, письменности)

Решение задач на счет лет в истории

Объясняют, почему представление в временах года и их продолжительности сложилось только у первобытных земледельцев, а не раньше; какой существовавший в древности счет лет удобнее. Раскрывают значение понятия «наша эра».

Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов

Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы

 

Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Осознание единства и целостности окружающего мира.

Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека

С. 29-31

 

Раздел 2. Древний Восток – 20 час

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Древний Египет – 8 час

 

 

 

 

 

 

9

Государство на берегах Нила

1

Страна Египет. Географическое расположение Египта, его климатические и природные условия. Разливы Нила. Земледелие в Древнем Египте. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Объяснение связи: природно-климатические условия - занятия

Используют карту как исторический источник о местоположении Египта, описании климатических и природных условиях. Рассказывают о возникновении единого государства в Египте.

Работают с разными источниками информации: текстом, иллюстрациями. Выделяют причинно-следственные связи природно-климатических условий и занятий египтян

Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы

 

Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Осознание единства и целостности окружающего мира.

Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека

§6

 

10

Как жили земледельцы и ремесленники

1

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. Тест

Характеризуют образ жизни фараонов и простых земледельцев.

Извлекают информацию из иллюстраций и составляют рассказ о занятиях египтян. Составляют критерии характеристики образа жизни фараонов и простых земледельцев.

Определяют цели, ставят УЗ для коллективной деятельности. Предполагают результат и уровень его достижения

Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи

§7

 

11

 

Жизнь египетского вельможи

1

О чём могут рассказать гроб­ницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Тест

Описывают условия жизни египетского вельможи, его отношения с фараоном

Осуществлять информационный поиск в разных источниках: тексте учебника, иллюстрациях, документах.

§8

 

12

Военные походы

фараонов

1

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направ­ления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы военных. Появление наёмного войска.

Тест

Характеризуют египетское войско. Описывают вооружение пехотинцев. Рассказывают о военных походах Тутмоса III, результатах военных побед. Определяют, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса.

Составлять простой план. Составляют схему направления военных походов египетских фараонов. Анализируют результаты военных походов для разных категорий населения

Определяют цели, ставят УЗ для индивидуальной деятельности. Предполагают результат и уровень его достижения

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи

§9

 

13

Религия древних египтян

1

Боги и жрецы. Храмы - жи­лища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Мифы египтян. Представление древ­них египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, сарко­фаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Тест

Объясняют и раскрывают символическое значение религиозных образов египтян

Давать определения понятиям и терминам. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления . Составлять таблицу на основе текста учебника и дополнительной литературы

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи

§10

 

14

*Искусство Древнего Египта

1

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

М.М.Презентация по теме «Искусство Др. Египта»

Описывают предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности культуры египтян. Объяснять значение понятий. Осуществлять информационный поиск и составлять презентации

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Владеть монологической речью, уметь с достаточной точностью, полнотой, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека. Выделение «доброго» и «красивого» в культурном наследии Египта

§11

 

15

Письменность и знания древних египтян

1

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской пись­менности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные кар­ты. Хранители знаний - жрецы.

Доклады, сообщения по теме

Описывают памятники истории и культуры древних египтян. Объясняют особенности научных знаний египтян

Выявлять закономерности появления письменности и научных знаний у египтян. Давать определения понятий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их. Готовить тематические сообщения и презентации, используя дополнительные источники информации

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения

Осваивать гуманистические традиции и ценности египетского общества

§12

 

16

Повторение и обобщение по теме «Древний Египет»

1

Достижения древних египтян (ирригацион­ное земледелие, культовое каменное строительство, станов­ление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего)

Контрольная работа по теме «Древний Египет»

Высказывают суждения о достижениях древних египтян. Дают характеристику устройству государства в Древнем Египте.

Выполняют тестовые задания

Анализировать исторические факты и события по теме «Древний Египет». Устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций. Давать определения понятий

Самостоятельно формулировать учебную задачу. Выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Египта

§6-12

 

Тема 5. Западная Азия в древности – 7 час

 

 

 

 

 

 

17

Древнее Двуречье

1

Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы­-учёные. Клинопись. Письмена на глиняных табличках. Писцовые школы. Научные знания (астро­номия, математика). Мифы и сказания.

Использовать историческую карту как источник информации. Устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием. Характеризовать научные открытия и достижения шумеров

Выделять и извлекать информацию из разных источников информации. Составлять тезисы устного ответа.

Давать объяснение понятиям. Применять исторические знания. Сравнивать природные условия Двуречья и Египта: находить общее

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§13

 

18

*Законы Хаммурапи

1

Вавилон – главный город Двуречья. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о за­конах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Историческое эссе “Пзнакомившись с закономи Хаммурапи, я…”

Давать образную характеристику Хаммурапи. Объяснять причины создания законов

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи. Извлекать информацию из различных исторических источников

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§14

 

19

Финикийские мореплаватели

1

География, природа и за­нятия населения Финикии. Ремёсла: стеклоделие, из­готовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Тест

Использовать историческую карту как источник информации. Устанавливать связь между занятиями жителей Финикии и природно-географическими условиями страны.

Объяснять значение понятий. Выделять и извлекать необходимую информацию из текстов. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§15

 

20

*Библейские сказания

1

Ветхий Завет. Древне­еврейские племена. Библия как история в преданиях еврей­ских племён. Переход к единобожию. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта. Бог даёт законы народу

Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять вклад древнееврейского народа в мировую культуру.

 

 

Осуществлять информационный поиск; работать с разными источниками информации.

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§16

 

21

*Древнееврейское царство

1

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древне­еврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как сто­лица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Сравнивать религию древних евреев, египтян, шумеров. Давать образную характеристику исторических личностей

Осуществлять информационный поиск; работать с разными источниками информации.

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§17

 

22

Ассирийская держава

1

Начало обработ­ки железа. Последствия использования железных орудий тру­да. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство. Завоевания ассирийских царей. Трагедия по­беждённых Ассирией стран. Ниневия - столица Ассирии. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Гибель Ассирийской державы.

Тест

Объяснять значение использования железа в военном ремесле. Характеризовать ассирийское войско. Рассказывать о завоеваниях ассирийцев и их последствиях. Описывать культурные достижения ассирийцев.

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека. Выделение «доброго» и «красивого» в культурном наследии Ассирийской державы

§18

 

23

Персидская держава «царя царей»

1

Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообл6жения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - го­род Персеполь.

Тест

Использовать историческую карту как источник информации об образовании Персидской державы. Раскрывать сущность таланта царя Кира как полководца и государственного деятеля. Сравнивать древние государства Ассирия, Вавилон, Мидия. Объяснять, как управлял Персидской державой Дарий I, почему Персию называют державой «царя царей»

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Персидской державе. Извлекать информацию из разных исторических источников. Определять объекты сравнения; определять критерии сравнения. Составлять сравнительную таблице

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека. Выделение «доброго» и «красивого» в культурном наследии Персидской державы

§19

 

Тема 6. Индия и Китай в древности – 5 час

 

 

 

 

 

 

24

Природа и люди Древней Индии

1

Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей.. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Использовать историческую карту как источник информации о географических и природно-климатических условиях Древней Индии. Устанавливать связь между занятиями жителей Индии и природно-географическими условиями страны. Рассказывать о религии жителей Древней Индии

Давать определение понятий и терминов. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

 

Составлять таблицу на основании текста учебника и дополнительной литературы

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Индии

§20

 

25

*Индийские касты

1

Индийские касты. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Тест

Рассказывать о кастовом делении древнейшего общества. Объяснять особенности неравенства в Древней Индии. Раскрывать суть буддизма

§21

 

26

*Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Высшая добродетель - ува­жение к старшим. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука уч­тивости.

Использовать историческую карту как источник информации о географических и природно-климатических условиях Древнего Китая. Рассказывают об основных идеях учения Конфуция, религиозных верованиях китайцев. Описывают научные и культурные достижения китайцев.

Давать образную характеристику Конфуция

Давать определение понятий и терминов. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

 

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Китая

§22

 

27

Первый властели н единого Китая

1

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение тер­ритории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стенa. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические сви­детельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Характеризовать процесс создания единого Китая. Составлять исторический портрет первого императора Китая Цинь Шихуана. Объяснять причины народных восстаний и их последствия. Рассказывать о достижениях Китая в области хозяйства и культуры

Работать с разными источниками информации; перерабатывать информацию: выделять главное и второстепенное, структурировать. Давать определение понятий и терминов. Применять исторические знания для описания явлений, процессов, событий

§23

 

28

Обобщающее повторение по теме «Древний Восток»

 

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

 

Контрольная работа

Овладевать целостными представлениями об историческом пути развития народов Древнего Востока. Описывать памятники истории и культуры цивилизации Древнего Востока. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям Древнего Востока

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Древнего Востока. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Востока

 

 

Раздел 3. Древняя Греция – 22 час

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Древнейшая Греция – 5 час

 

 

 

 

 

 

29

Греки и критяне

1

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Кносский дворец. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Использовать историческую карту как источник информации о географических и природно-климатических условиях Древней Греции. Сравнивать природу Греции с природой Египта. Рассказывать мифы критского цикла

Извлекать информацию из мифов, анализировать ее и определять реальность и мифичность событий. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения. Сравнивать по аналогии

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§24

 

30

Микены и Троя

1

Микены и Троя. Местона­хождение. «Архитектура великанов». Облик города-крепости: археологические находки и иссле­дования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Тест

Рассказывать о микенской культуре Древнейшей Греции. Объяснять причины Троянской войны, ее итоги.

Давать определение понятий, терминов. Выделять и извлекать необходимую информацию из текста параграфа. Составлять конспект

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§25

 

31

Поэма Гомера

«Илиада»

1

Миф о Троянской войне и поэ­мы «Илиада» и «Одиссея». Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Рассказывать содержание поэмы Гомера «Илиада». Определять события Троянской войны во времени. Давать характеристику историческим героям. Понимать мораль поэмы

Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать.

Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения

Выстраивать учебное сотрудничество. Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументированно ее представлять и защищать

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции

 

§26

 

32

*Поэма Гомера «Одиссея»

1

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвра­щение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

 

Тест

Использовать историческую карту как источник информации о странствиях Одиссея. Рассказывать о событиях, описанных Гомером в поэме «Одиссей», давать им оценку. Составлять исторический портрет Одиссея. Описывать памятники культуры

§27

 

33

Религия древних

греков

1

Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Основные заня­тия греков и их покровители. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

сообщения, доклады, презентации

Описывать религиозные верования древних греков. Рассказывать о греческих богах

Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять сообщения, доклады, презентации

§28

 

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием – 7 час

 

34

Земледельцы Аттики теряют

землю и свободу

1

География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земле­дельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Тест

Характеризовать географическое положение Аттики, ее природу, занятия населения, форму правления, положение земледельцев. Объяснять причины недовольства населения.

Объяснять значение понятий и терминов. Составлять конспект. Определять причинно-следственные связи, осуществлять, анализ, обобщение

Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы

 

Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§29

 

35

Зарождение демократии в Афинах

1

Демос восстаёт про­тив знати. Демократические реформы Солона. Отмена долго­вого рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солоно своих законах.

Тест

Объяснять сложные политические процессы; давать образную характеристику Солону; характеризовать важные факты истории Древней Греции

Классифицировать и группировать важные факты истории Древней Греции по предложенным признакам. Составлять таблицу. Объяснять значение понятий и терминов.

Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы

 

Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§30

 

36

Древняя Спарта

1

География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское вос­питание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Тест

Характеризовать общественное и государственное устройство Спарты. Описывать быт и нравы спартанцев, систему воспитания, показывать ее положительные и отрицательные стороны. Сравнивать условия жизни Спарты с условиями жизни в Афинах

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Древнего Востока. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения

Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы

 

Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§31

 

37

Греческие колонии на берегах

Средиземного и Черного морей

1

Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для ко­лонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным на­селением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колы­бель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона

Тест

Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять причины и последствия греческой колонизации.

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия причин и последствий греческой колонизации. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России

 

§32

 

38

*Олимпийские игры в древности

1

Праздник, объединяв­ший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Виды состязаний. Миф об основа­нии Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о зна­менитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. Тест

Рассказывать историю возникновения и программу олимпийских игр, лучших олимпиониках.

Выделять и извлекать информацию из разных источников информации. Составлять тезисы устного ответа.

Давать объяснение понятиям. Применять исторические знания.

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России

 

§33

 

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фа­ланга.

Тест

Объяснять причины греко-персидской войны. Рассказывать о важнейших событиях войны. Давать образную характеристику Малтиада. Давать оценку событиям греко-персидских войн

Определять критерии характеристики исторического события. Работать с разными источниками информации. Обобщать. Делать выводы

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения

Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества

§34

 

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Подготовка эл­линов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступле­нии на военную службу. Идея Фемистокла о создании военно­го флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афин­ского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины по­беды греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тест

Объяснять причины и последствия греко-персидских войн. Рассказывать о важнейших событиях войны. Давать образную характеристику Фемистокла. Давать оценку событиям греко-персидских войн

Определять критерии характеристики исторического события. Работать с разными источниками информации. Обобщать. Делать выводы

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения

Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества

§35

 

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и рассвет демократии – 5 час

 

 

41

В гаванях афинского порта Пирей

1

В военных и торго­вых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.

Объяснять роль порта Пирей в жизни Афин. Раскрывать характерные черты положения основных групп населения Афинского полиса. Описывать рабский труд

Извлекать информацию из разных источников: текста, иллюстраций, составлять схемы, заполнять таблицу

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения

Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества

§36

 

42

В городе богини Афины

1

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик и его жители. Посуда с краснофигурным и черно­фигурным рисунками. Агора - глав­ная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина..

Тест

Описывать памятники истории и культуры Афин. Объяснять, в чем заключались назначение и их художественные достоинства

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры. Сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя черты сходства и различия по предложенным опросам

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля

Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции

 

§37

 

43

В афинских школах и гимнасиях

1

Воспитание детей педа­гогами. Образование афинян. Занятия в шко­ле. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о при­роде человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортив­ные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Рассказывать о системе воспитания в афинских школах и гимнасиях. Описывать памятники древней культуры

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры.

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции

 

§38

 

44

В театре Диониса.

1

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные пред­ставления: трагедии и комедии. На 'представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных пред­ставлений.

Сообщения, доклады, презентации

Рассказывать об особенностях греческого театра, игре актеров и театральных жанрах. Объяснять содержание трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы», их воспитательную роль.

Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять сообщения, доклады, презентации

Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции

 

§39

 

45

Афинская демократия при Перикле

1

Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратни­ки Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тест

Раскрывать характерные признаки афинской демократии, выделять позитивные и негативные черты. Давать оценку личности Перикла

Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать.

Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения

Выстраивать учебное сотрудничество. Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументированно ее представлять и защищать

Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества

§40

 

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. – 5 час

 

 

46

Города Эллады под властью Македонии

1

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель­ - учитель Александра, сына Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два век­тора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Тест

Объяснять причины покорения Греции армией македонского царя Филиппа. Рассказывать о реформах и победах македонцев. Составлять исторический портрет Александра Македонского

Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать.

Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества

§41

 

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

Александр возглавил поход в Азию. Первые победы: река Граник. Победа над войском Дария IIIу города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Тест

Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о восточном походе греко-македонских войск. Описывать завоевания Александра Македонского. Оценивать противоречивую личность Александра Македонского.

Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать.

Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России

 

§42

 

48

В Александрии Египетской

1

Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистическо­го мира. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чу­дес света. Музей. Александрийская библиотека. Греческие учёные: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Тест

Рассказывать об Александрии Египетской как о центре культуры древнего мира. Описывать памятники истории и культуры. Характеризовать греческих ученых

Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать.

Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России

 

§43

 

49

Повторение и обобщение по теме «Древняя Греция»

1

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической куль­туры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять вклад древних эллинов в мировую культуру. Сравнивать управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Раскрывать особенности афинской демократии.

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Древней Греции. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции

§24-43

 

50

Контрольная работа по разделу «Древняя Греция»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Древний Рим -

 

 

 

 

 

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией – 3 час

 

 

 

 

 

51

Древнейший Рим

1

Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи хол­мах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и рим­ский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Тест

Характеризовать местоположение и природные условия Древнего мира. Устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и хозяйственным развитием Рима. Рассказывать о царском периоде Др.Рима

Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять сравнительную таблицу, схему

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи

§44

 

52

Завоевание Римом Италии

1

Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба пле­беев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

 

Рассказывать о переменах в государственном устройстве Рима, об организации и о вооружении римского войска. Раскрывать причины побед Рима над Италией

Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию; составлять сложный план текста параграфа.

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий.

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи

§45

 

53

Устройство Римской республики

1

Плебеи - полноправ­ные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тест

Характеризовать общественно-политическое устройство Рима. Описывать римское войско и римские легионы.

Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную литературу, выделять главное и второстепенное. Составлять сравнительные таблицы

§46

 

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья – 3 час

 

 

54

Вторая война Рима с Карфагеном.

 

1

Карфаген. Поход Ганнибала через Альпы, вторжение в Италию. Союз с галлами. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение страте­гии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа рим­лян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземно­морье. Тест

Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять причины второй войны Рима с Карфагеном. Рассказывать о ходе войны и последствиях.

Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи.

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога

Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи

§47

 

55

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима. Тест

Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять причины могущества Рима и его агрессии по отношению к другим государствам

§48

 

56

Рабство в Древнем Риме.

1

Завоевательные походы Рима­ - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры­ - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме. Объяснять причины и сущность рабовладения

§49

 

Тема 13. Гражданские войны в Риме – 4 час

 

 

 

57

Земельный закон братьев Гракхов

1

Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имуще­ства бедняками Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Тест

Объяснять причины разорения крестьян в Риме. Рассказывать о земельном законе Тиберия Гракха. Давать оценку реформаторской деятельности Гая Гракха. Характеризовать исторические личности

Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи.

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания

§50

 

58

Восстание Спартака

1

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, прибли­зившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената не­бывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины пораже­ния восставших. Тест

Рассказывать о причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака. Давать образную характеристику Спартака

Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи.

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять

Проявление патриотизма к своей Родине

§51

 

59

Единовластие Цезаря

1

Превращение римской армии в на­ёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Тест

Объяснять причины превращения римской армии в наемную. Характеризовать деятельность римских полководцев. Составлять исторический портрет личности Юлия Цезаря.

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания

§52

 

60

Установление

империи

1

Поражение сторонников респу­блики. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в им­перию. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Объяснять предпосылки и причины установления империи. Характеризовать исторические личности Антония, Октавиана, Клеопатры

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания

§53

 

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры – 5 час

 

 

 

61

Соседи Римской

империи

1

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки сла­вянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Тест

Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о соседях Римской империи.

Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи.

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России

 

§54

 

62

Рим при императоре Нероне

1

Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на император­ском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Характеризовать развитие Рима на поздних этапах. Составлять исторический портрет императора Нерона

Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов

Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять

Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи

§55

 

63

Первые христиане и их учение

1

Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христи­aнствa. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Пре­следования римскими властями христиан.

Тест

Объяснять процесс зарождения и развития христианства; зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий

§56

 

64

Расцвет империи во II веке н.э.

1

Неэффективность раб­ского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строитель­ство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ре­месле. Обустройство городов в провинциях империи.

Тест

Характеризовать развитие Римской империи при императоре Трояне.

Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи

§57

 

65

Вечный город и его жители

1

Все дороги ведут в Рим. Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Коли­зей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Рассказывать об образе жизни в Риме периода расцвета империи. Описывать знаменитые памятники и сооружения

Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов

Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России

 

§58

 

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи – 4 час

 

 

 

66

Римская империя при Константине

1

Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская ар­мия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положе­нии христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Тест

Характеризуют Римскую империю в годы правления Константина, Объясняют причины переноса столицы на Восток страны. Рассказывают о признании христианства как государственной религии.

Составляют сложный план параграфа. Устанавливают причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов

Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат

Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России

 

§59

 

67

Взятие Рима варварами

1

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варва­ров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская импе­рия перестала существовать. Конец эпохи античности.

Тест

Объяснять причины падения Западной Римской империи. Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о варварских набегах и разгроме Рима

Работать с разными источниками информации. Составлять хронологическую таблицу захвата Рима варварами. Анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов

Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат

Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России

 

§60

 

68

Обобщение по теме: «Древний Рим»

1

Вклад Древнеримской цивилизации в мировую культуру. Римские завоевания и их значение. Управление обществом в Древнем Риме. Причины гибели Древнеримской империи. Отличие Римской республики от государства

Контрольная работа по теме «Древний Рим»

Раскрывать характерные, существенные черты государственного устройства Римской империи; положения основных групп населения, религиозные верования. Характеризовать исторических деятелей Римской империи

Применяют ранее полученные знания, термины и понятия. Составлять обобщающие таблицы, схемы. Анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи.

Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат

Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России

 

§44-60

 

69

Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира

1

Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управ­лении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие гре­ческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл хронологических понятий, терминов. Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о событиях древней истории

Применяют ранее полученные знания, термины и понятия. Составлять обобщающие таблицы, схемы. Анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Решать исторические задачи

Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат

Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России

 

 

 

70

Контрольная работа за курс истории Древнего мира

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.