12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Губич Наталья Анатольевна77 Россия, Красноярский край, Красноярск |
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс
№ | Перечень программных разделов, учебных тем | Кол-во часов раздела и уч. темы | Основное содержание учебной темы (выделение «точек контроля» в рамках изучаемой учебной темы) | Перечень образовательных результатов | Домашнее задание | Примерные сроки изучения | ||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные (программный раздел) | ||||||||||||||||||||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
| |||||||||||||||||||||
1 | Введение в предмет | 1 | Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета времени по годам в древних государствах. Изменения счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. Исторический диктант по понятиям | Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
| Выделять и извлекать необходимую информацию из исторических источников. Различать объем и содержание понятий Осуществлять родо-видовое определение понятий | Определять цели, ставить УЗ по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия | Осознание места и роли науки, учебных предметов в формировании картины мира и формировании личности | С. 6-8, 29-31 |
| ||||||||||||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей – 7 час |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники - 3 час | ||||||||||||||||||||||||
2 | Древнейшие люди. | 1 | Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. (Таблица сравнения первобытного и современного человека) | Использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Объяснять значение терминов и понятий. Выделять и извлекать необходимую информацию из текста учебника, иллюстраций. Определять объекты сравнения. Составлять сравнительную таблицу | Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы Осуществлять само- и взаимооценивание УПД | Умение договариваться и находить общее решение в совместной деятельности при наличии разных мнений. Владение монологической формой речи | Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека | §1 |
| ||||||||||||||
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Основные признаки родовой общины | Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.. | Выделять и извлекать информацию из иллюстративного материала. Различать объем и содержание понятий
| §2 |
| |||||||||||||||||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Тест «Возникновение искусства и религиозных верований» | Описывать религиозные верования первобытных людей, изобразительные материалы. Характеризовать процесс зарождения искусства. | Выделять и извлекать информацию из текста учебника и иллюстративного материала. Догадываться о значении незнакомых слов по контексту | §3 |
| |||||||||||||||||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы – 3 час |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Тест «Возникновение земледелия и скотоводства» | Используют историческую карту как источник информации о районах возникновения земледелия. Объясняют, что привело к возникновению земледелия. Описывают орудия первобытных земледельцев, их применение. Раскрывают характерные черты родовой общины, религиозные верования древних земледельцев и скотоводов | Устанавливают несоответствие между известным и неизвестным. Объясняют значение терминов и понятий. Перерабатывают информацию: выделяют главное и второстепенное | Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
| Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками | Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека | §4 |
| ||||||||||||||
6 | Появление неравенства и знати | 1 | Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Признаки соседской общины
| Объясняют значение терминов и понятий. Рассказывают о развитии ремесел, ремесленников. Объясняют влияние новых изобретений на возникновение неравенства. Выделяют признаки соседской общины | Устанавливают несоответствие между известным и неизвестным. Перерабатывают информацию: выделяют главное и второстепенное. Применяют ранее полученные знания | Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
| Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками | Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека | §5 |
| ||||||||||||||
7 | Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» | 1 | Наследие эпохи первобытности. Переход от первобытности к цивилизации. Понятие и признаки цивилизации. Тест «Жизнь первобытных людей»
| Раскрывают роль изобретений и открытий в жизни первобытных людей. Объясняют, в чем проявлялось неравенство между людьми | Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов | Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
| Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека | §1-5 |
| ||||||||||||||
Тема 3. Счет лет в истории – 1 час |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
8 | Измерение времени по годам | 1 | Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция – отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты, выделение ремесла, появление городов, государств, письменности) Решение задач на счет лет в истории | Объясняют, почему представление в временах года и их продолжительности сложилось только у первобытных земледельцев, а не раньше; какой существовавший в древности счет лет удобнее. Раскрывают значение понятия «наша эра». | Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов | Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
| Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека | С. 29-31 |
| ||||||||||||||
Раздел 2. Древний Восток – 20 час |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Тема 4. Древний Египет – 8 час |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
9 | Государство на берегах Нила | 1 | Страна Египет. Географическое расположение Египта, его климатические и природные условия. Разливы Нила. Земледелие в Древнем Египте. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. Объяснение связи: природно-климатические условия - занятия | Используют карту как исторический источник о местоположении Египта, описании климатических и природных условиях. Рассказывают о возникновении единого государства в Египте. | Работают с разными источниками информации: текстом, иллюстрациями. Выделяют причинно-следственные связи природно-климатических условий и занятий египтян | Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
| Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека | §6 |
| ||||||||||||||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники | 1 | Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. Тест | Характеризуют образ жизни фараонов и простых земледельцев. | Извлекают информацию из иллюстраций и составляют рассказ о занятиях египтян. Составляют критерии характеристики образа жизни фараонов и простых земледельцев. | Определяют цели, ставят УЗ для коллективной деятельности. Предполагают результат и уровень его достижения | Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи | §7 |
| ||||||||||||||
11
| Жизнь египетского вельможи | 1 | О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Тест | Описывают условия жизни египетского вельможи, его отношения с фараоном | Осуществлять информационный поиск в разных источниках: тексте учебника, иллюстрациях, документах. | §8 |
| |||||||||||||||||
12 | Военные походы фараонов | 1 | Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы военных. Появление наёмного войска. Тест | Характеризуют египетское войско. Описывают вооружение пехотинцев. Рассказывают о военных походах Тутмоса III, результатах военных побед. Определяют, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса. | Составлять простой план. Составляют схему направления военных походов египетских фараонов. Анализируют результаты военных походов для разных категорий населения | Определяют цели, ставят УЗ для индивидуальной деятельности. Предполагают результат и уровень его достижения | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи | §9 |
| ||||||||||||||
13 | Религия древних египтян | 1 | Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Мифы египтян. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Тест | Объясняют и раскрывают символическое значение религиозных образов египтян | Давать определения понятиям и терминам. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления . Составлять таблицу на основе текста учебника и дополнительной литературы | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи | §10 |
| ||||||||||||||
14 | *Искусство Древнего Египта | 1 | Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. М.М.Презентация по теме «Искусство Др. Египта» | Описывают предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства | Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности культуры египтян. Объяснять значение понятий. Осуществлять информационный поиск и составлять презентации | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Владеть монологической речью, уметь с достаточной точностью, полнотой, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека. Выделение «доброго» и «красивого» в культурном наследии Египта | §11 |
| ||||||||||||||
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы. Доклады, сообщения по теме | Описывают памятники истории и культуры древних египтян. Объясняют особенности научных знаний египтян | Выявлять закономерности появления письменности и научных знаний у египтян. Давать определения понятий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их. Готовить тематические сообщения и презентации, используя дополнительные источники информации | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения | Осваивать гуманистические традиции и ценности египетского общества | §12 |
| ||||||||||||||
16 | Повторение и обобщение по теме «Древний Египет» | 1 | Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего) Контрольная работа по теме «Древний Египет» | Высказывают суждения о достижениях древних египтян. Дают характеристику устройству государства в Древнем Египте. Выполняют тестовые задания | Анализировать исторические факты и события по теме «Древний Египет». Устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций. Давать определения понятий | Самостоятельно формулировать учебную задачу. Выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. | Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Египта | §6-12 |
| |||||||||||||||
Тема 5. Западная Азия в древности – 7 час |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
17 | Древнее Двуречье | 1 | Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Письмена на глиняных табличках. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания. | Использовать историческую карту как источник информации. Устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием. Характеризовать научные открытия и достижения шумеров | Выделять и извлекать информацию из разных источников информации. Составлять тезисы устного ответа. Давать объяснение понятиям. Применять исторические знания. Сравнивать природные условия Двуречья и Египта: находить общее | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | §13 |
| ||||||||||||||
18 | *Законы Хаммурапи | 1 | Вавилон – главный город Двуречья. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик. Историческое эссе “Пзнакомившись с закономи Хаммурапи, я…” | Давать образную характеристику Хаммурапи. Объяснять причины создания законов | Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи. Извлекать информацию из различных исторических источников | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | §14 |
| ||||||||||||||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | География, природа и занятия населения Финикии. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах. Тест | Использовать историческую карту как источник информации. Устанавливать связь между занятиями жителей Финикии и природно-географическими условиями страны. | Объяснять значение понятий. Выделять и извлекать необходимую информацию из текстов. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | §15 |
| ||||||||||||||
20 | *Библейские сказания | 1 | Ветхий Завет. Древнееврейские племена. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта. Бог даёт законы народу | Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять вклад древнееврейского народа в мировую культуру.
| Осуществлять информационный поиск; работать с разными источниками информации. | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | §16 |
| |||||||||||||||
21 | *Древнееврейское царство | 1 | Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях. | Сравнивать религию древних евреев, египтян, шумеров. Давать образную характеристику исторических личностей | Осуществлять информационный поиск; работать с разными источниками информации. | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | §17 |
| |||||||||||||||
22 | Ассирийская держава | 1 | Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия - столица Ассирии. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Гибель Ассирийской державы. Тест | Объяснять значение использования железа в военном ремесле. Характеризовать ассирийское войско. Рассказывать о завоеваниях ассирийцев и их последствиях. Описывать культурные достижения ассирийцев. | Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека. Выделение «доброго» и «красивого» в культурном наследии Ассирийской державы | §18 |
| ||||||||||||||
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообл6жения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - город Персеполь. Тест | Использовать историческую карту как источник информации об образовании Персидской державы. Раскрывать сущность таланта царя Кира как полководца и государственного деятеля. Сравнивать древние государства Ассирия, Вавилон, Мидия. Объяснять, как управлял Персидской державой Дарий I, почему Персию называют державой «царя царей» | Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Персидской державе. Извлекать информацию из разных исторических источников. Определять объекты сравнения; определять критерии сравнения. Составлять сравнительную таблице | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека. Выделение «доброго» и «красивого» в культурном наследии Персидской державы | §19 |
| ||||||||||||||
Тема 6. Индия и Китай в древности – 5 час |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей.. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Древнейшие города. Вера в переселение душ. | Использовать историческую карту как источник информации о географических и природно-климатических условиях Древней Индии. Устанавливать связь между занятиями жителей Индии и природно-географическими условиями страны. Рассказывать о религии жителей Древней Индии | Давать определение понятий и терминов. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Составлять таблицу на основании текста учебника и дополнительной литературы | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Индии | §20 |
| ||||||||||||||
25 | *Индийские касты | 1 | Индийские касты. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока. Тест | Рассказывать о кастовом делении древнейшего общества. Объяснять особенности неравенства в Древней Индии. Раскрывать суть буддизма | §21 |
| ||||||||||||||||||
26 | *Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Высшая добродетель - уважение к старшим. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. | Использовать историческую карту как источник информации о географических и природно-климатических условиях Древнего Китая. Рассказывают об основных идеях учения Конфуция, религиозных верованиях китайцев. Описывают научные и культурные достижения китайцев. Давать образную характеристику Конфуция | Давать определение понятий и терминов. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
| Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Китая | §22 |
| ||||||||||||||
27 | Первый властели н единого Китая | 1 | Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стенa. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. | Характеризовать процесс создания единого Китая. Составлять исторический портрет первого императора Китая Цинь Шихуана. Объяснять причины народных восстаний и их последствия. Рассказывать о достижениях Китая в области хозяйства и культуры | Работать с разными источниками информации; перерабатывать информацию: выделять главное и второстепенное, структурировать. Давать определение понятий и терминов. Применять исторические знания для описания явлений, процессов, событий | §23 |
| |||||||||||||||||
28 | Обобщающее повторение по теме «Древний Восток» |
| Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Контрольная работа | Овладевать целостными представлениями об историческом пути развития народов Древнего Востока. Описывать памятники истории и культуры цивилизации Древнего Востока. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям Древнего Востока | Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Древнего Востока. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Востока |
|
| ||||||||||||||
Раздел 3. Древняя Греция – 22 час |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Тема 7. Древнейшая Греция – 5 час |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
29 | Греки и критяне | 1 | Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Кносский дворец. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | Использовать историческую карту как источник информации о географических и природно-климатических условиях Древней Греции. Сравнивать природу Греции с природой Египта. Рассказывать мифы критского цикла | Извлекать информацию из мифов, анализировать ее и определять реальность и мифичность событий. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения. Сравнивать по аналогии | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | §24 |
| ||||||||||||||
30 | Микены и Троя | 1 | Микены и Троя. Местонахождение. «Архитектура великанов». Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. Тест | Рассказывать о микенской культуре Древнейшей Греции. Объяснять причины Троянской войны, ее итоги. | Давать определение понятий, терминов. Выделять и извлекать необходимую информацию из текста параграфа. Составлять конспект | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | §25 |
| ||||||||||||||
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. | Рассказывать содержание поэмы Гомера «Илиада». Определять события Троянской войны во времени. Давать характеристику историческим героям. Понимать мораль поэмы | Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать. | Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения | Выстраивать учебное сотрудничество. Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументированно ее представлять и защищать | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции
| §26 |
| ||||||||||||||
32 | *Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | Поэма Гомера «Одиссея». География странствий Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Тест | Использовать историческую карту как источник информации о странствиях Одиссея. Рассказывать о событиях, описанных Гомером в поэме «Одиссей», давать им оценку. Составлять исторический портрет Одиссея. Описывать памятники культуры | §27 |
| ||||||||||||||||||
33 | Религия древних греков | 1 | Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Основные занятия греков и их покровители. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. сообщения, доклады, презентации | Описывать религиозные верования древних греков. Рассказывать о греческих богах | Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять сообщения, доклады, презентации | §28 |
| |||||||||||||||||
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием – 7 час |
| |||||||||||||||||||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. Тест | Характеризовать географическое положение Аттики, ее природу, занятия населения, форму правления, положение земледельцев. Объяснять причины недовольства населения. | Объяснять значение понятий и терминов. Составлять конспект. Определять причинно-следственные связи, осуществлять, анализ, обобщение | Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
| Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | §29 |
| ||||||||||||||
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солоно своих законах. Тест | Объяснять сложные политические процессы; давать образную характеристику Солону; характеризовать важные факты истории Древней Греции | Классифицировать и группировать важные факты истории Древней Греции по предложенным признакам. Составлять таблицу. Объяснять значение понятий и терминов. | Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
| Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | §30 |
| ||||||||||||||
36 | Древняя Спарта | 1 | География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. Тест | Характеризовать общественное и государственное устройство Спарты. Описывать быт и нравы спартанцев, систему воспитания, показывать ее положительные и отрицательные стороны. Сравнивать условия жизни Спарты с условиями жизни в Афинах | Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Древнего Востока. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения | Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
| Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | §31 |
| ||||||||||||||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона Тест | Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять причины и последствия греческой колонизации. | Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия причин и последствий греческой колонизации. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России
| §32 |
| ||||||||||||||
38 | *Олимпийские игры в древности | 1 | Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. Тест | Рассказывать историю возникновения и программу олимпийских игр, лучших олимпиониках. | Выделять и извлекать информацию из разных источников информации. Составлять тезисы устного ответа. Давать объяснение понятиям. Применять исторические знания. | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России
| §33 |
| ||||||||||||||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Тест | Объяснять причины греко-персидской войны. Рассказывать о важнейших событиях войны. Давать образную характеристику Малтиада. Давать оценку событиям греко-персидских войн | Определять критерии характеристики исторического события. Работать с разными источниками информации. Обобщать. Делать выводы | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения | Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества | §34 |
| ||||||||||||||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». Тест | Объяснять причины и последствия греко-персидских войн. Рассказывать о важнейших событиях войны. Давать образную характеристику Фемистокла. Давать оценку событиям греко-персидских войн | Определять критерии характеристики исторического события. Работать с разными источниками информации. Обобщать. Делать выводы | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения | Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества | §35 |
| ||||||||||||||
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и рассвет демократии – 5 час |
|
| ||||||||||||||||||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли. | Объяснять роль порта Пирей в жизни Афин. Раскрывать характерные черты положения основных групп населения Афинского полиса. Описывать рабский труд | Извлекать информацию из разных источников: текста, иллюстраций, составлять схемы, заполнять таблицу | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения | Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества | §36 |
| ||||||||||||||
42 | В городе богини Афины | 1 | Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик и его жители. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Агора - главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина.. Тест | Описывать памятники истории и культуры Афин. Объяснять, в чем заключались назначение и их художественные достоинства | Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры. Сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя черты сходства и различия по предложенным опросам | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля | Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции
| §37 |
| ||||||||||||||
43 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. | Рассказывать о системе воспитания в афинских школах и гимнасиях. Описывать памятники древней культуры | Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры. | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции
| §38 |
| ||||||||||||||
44 | В театре Диониса. | 1 | Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На 'представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. Сообщения, доклады, презентации | Рассказывать об особенностях греческого театра, игре актеров и театральных жанрах. Объяснять содержание трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы», их воспитательную роль. | Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять сообщения, доклады, презентации | Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции
| §39 |
| ||||||||||||||
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. Тест | Раскрывать характерные признаки афинской демократии, выделять позитивные и негативные черты. Давать оценку личности Перикла | Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать. | Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения | Выстраивать учебное сотрудничество. Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументированно ее представлять и защищать | Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества | §40 |
| ||||||||||||||
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. – 5 час |
|
| ||||||||||||||||||||||
46 | Города Эллады под властью Македонии | 1 | Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции. Тест | Объяснять причины покорения Греции армией македонского царя Филиппа. Рассказывать о реформах и победах македонцев. Составлять исторический портрет Александра Македонского | Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать. | Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества | §41 |
| ||||||||||||||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Александр возглавил поход в Азию. Первые победы: река Граник. Победа над войском Дария IIIу города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. Тест | Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о восточном походе греко-македонских войск. Описывать завоевания Александра Македонского. Оценивать противоречивую личность Александра Македонского. | Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать. | Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России
| §42 |
| ||||||||||||||
48 | В Александрии Египетской | 1 | Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Греческие учёные: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Тест | Рассказывать об Александрии Египетской как о центре культуры древнего мира. Описывать памятники истории и культуры. Характеризовать греческих ученых | Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать. | Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России
| §43 |
| ||||||||||||||
49 | Повторение и обобщение по теме «Древняя Греция» | 1 | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. | Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять вклад древних эллинов в мировую культуру. Сравнивать управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Раскрывать особенности афинской демократии. | Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Древней Греции. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции | §24-43 |
| ||||||||||||||
50 | Контрольная работа по разделу «Древняя Греция» | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Раздел 4. Древний Рим - |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией – 3 час |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
51 | Древнейший Рим | 1 | Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. Тест | Характеризовать местоположение и природные условия Древнего мира. Устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и хозяйственным развитием Рима. Рассказывать о царском периоде Др.Рима | Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять сравнительную таблицу, схему | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи | §44 |
| ||||||||||||||
52 | Завоевание Римом Италии | 1 | Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
| Рассказывать о переменах в государственном устройстве Рима, об организации и о вооружении римского войска. Раскрывать причины побед Рима над Италией | Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию; составлять сложный план текста параграфа. | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи | §45 |
| ||||||||||||||
53 | Устройство Римской республики | 1 | Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. Тест | Характеризовать общественно-политическое устройство Рима. Описывать римское войско и римские легионы. | Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную литературу, выделять главное и второстепенное. Составлять сравнительные таблицы | §46 |
| |||||||||||||||||
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья – 3 час |
|
| ||||||||||||||||||||||
54 | Вторая война Рима с Карфагеном.
| 1 | Карфаген. Поход Ганнибала через Альпы, вторжение в Италию. Союз с галлами. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Тест | Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять причины второй войны Рима с Карфагеном. Рассказывать о ходе войны и последствиях. | Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога | Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи | §47 |
| ||||||||||||||
55 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима. Тест | Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять причины могущества Рима и его агрессии по отношению к другим государствам | §48 |
| ||||||||||||||||||
56 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах. | Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме. Объяснять причины и сущность рабовладения | §49 |
| ||||||||||||||||||
Тема 13. Гражданские войны в Риме – 4 час |
|
|
| |||||||||||||||||||||
57 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая. Тест | Объяснять причины разорения крестьян в Риме. Рассказывать о земельном законе Тиберия Гракха. Давать оценку реформаторской деятельности Гая Гракха. Характеризовать исторические личности | Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания | §50 |
| ||||||||||||||
58 | Восстание Спартака | 1 | Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Тест | Рассказывать о причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака. Давать образную характеристику Спартака | Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять | Проявление патриотизма к своей Родине | §51 |
| ||||||||||||||
59 | Единовластие Цезаря | 1 | Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Тест | Объяснять причины превращения римской армии в наемную. Характеризовать деятельность римских полководцев. Составлять исторический портрет личности Юлия Цезаря. | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания | §52 |
| |||||||||||||||||
60 | Установление империи | 1 | Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». | Объяснять предпосылки и причины установления империи. Характеризовать исторические личности Антония, Октавиана, Клеопатры | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания | §53 |
| |||||||||||||||||
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры – 5 час |
|
|
| |||||||||||||||||||||
61 | Соседи Римской империи | 1 | Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. Тест | Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о соседях Римской империи. | Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
| §54 |
| ||||||||||||||
62 | Рим при императоре Нероне | 1 | Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. | Характеризовать развитие Рима на поздних этапах. Составлять исторический портрет императора Нерона | Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов | Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять | Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи | §55 |
| ||||||||||||||
63 | Первые христиане и их учение | 1 | Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христиaнствa. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. Тест | Объяснять процесс зарождения и развития христианства; зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий | §56 |
| ||||||||||||||||||
64 | Расцвет империи во II веке н.э. | 1 | Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. Тест | Характеризовать развитие Римской империи при императоре Трояне. | Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи | §57 |
| |||||||||||||||||
65 | Вечный город и его жители | 1 | Все дороги ведут в Рим. Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. | Рассказывать об образе жизни в Риме периода расцвета империи. Описывать знаменитые памятники и сооружения | Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов | Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
| §58 |
| |||||||||||||||
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи – 4 час |
|
|
| |||||||||||||||||||||
66 | Римская империя при Константине | 1 | Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан. Тест | Характеризуют Римскую империю в годы правления Константина, Объясняют причины переноса столицы на Восток страны. Рассказывают о признании христианства как государственной религии. | Составляют сложный план параграфа. Устанавливают причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов | Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат | Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
| §59 |
| ||||||||||||||
67 | Взятие Рима варварами | 1 | Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности. Тест | Объяснять причины падения Западной Римской империи. Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о варварских набегах и разгроме Рима | Работать с разными источниками информации. Составлять хронологическую таблицу захвата Рима варварами. Анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов | Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат | Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
| §60 |
| ||||||||||||||
68 | Обобщение по теме: «Древний Рим» | 1 | Вклад Древнеримской цивилизации в мировую культуру. Римские завоевания и их значение. Управление обществом в Древнем Риме. Причины гибели Древнеримской империи. Отличие Римской республики от государства Контрольная работа по теме «Древний Рим» | Раскрывать характерные, существенные черты государственного устройства Римской империи; положения основных групп населения, религиозные верования. Характеризовать исторических деятелей Римской империи | Применяют ранее полученные знания, термины и понятия. Составлять обобщающие таблицы, схемы. Анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. | Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат | Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
| §44-60 |
| ||||||||||||||
69 | Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира | 1 | Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру Народы и государства на территории нашей страны в древности | Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл хронологических понятий, терминов. Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о событиях древней истории | Применяют ранее полученные знания, термины и понятия. Составлять обобщающие таблицы, схемы. Анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Решать исторические задачи | Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат | Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
|
|
| ||||||||||||||
70 | Контрольная работа за курс истории Древнего мира | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|