Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс
№ |
Перечень программных разделов, учебных тем |
Кол-во часов раздела и уч. темы |
Основное содержание учебной темы (выделение «точек контроля» в рамках изучаемой учебной темы) |
Перечень образовательных результатов |
Домашнее задание |
Примерные сроки изучения |
||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные (программный раздел) |
||||||||||||||||||||||
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
|
|||||||||||||||||||||
1 |
Введение в предмет |
1 |
Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета времени по годам в древних государствах. Изменения счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. Исторический диктант по понятиям |
Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
|
Выделять и извлекать необходимую информацию из исторических источников. Различать объем и содержание понятий Осуществлять родо-видовое определение понятий |
Определять цели, ставить УЗ по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия |
Осознание места и роли науки, учебных предметов в формировании картины мира и формировании личности |
С. 6-8, 29-31 |
|
||||||||||||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей – 7 час |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники - 3 час |
||||||||||||||||||||||||
2 |
Древнейшие люди. |
1 |
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. (Таблица сравнения первобытного и современного человека) |
Использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. |
Объяснять значение терминов и понятий. Выделять и извлекать необходимую информацию из текста учебника, иллюстраций. Определять объекты сравнения. Составлять сравнительную таблицу |
Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы Осуществлять само- и взаимооценивание УПД |
Умение договариваться и находить общее решение в совместной деятельности при наличии разных мнений. Владение монологической формой речи |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека |
§1 |
|
||||||||||||||
3 |
Родовые общины охотников и собирателей. |
1 |
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Основные признаки родовой общины |
Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.. |
Выделять и извлекать информацию из иллюстративного материала. Различать объем и содержание понятий
|
§2 |
|
|||||||||||||||||
4 |
Возникновение искусства и религиозных верований |
1 |
Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Тест «Возникновение искусства и религиозных верований» |
Описывать религиозные верования первобытных людей, изобразительные материалы. Характеризовать процесс зарождения искусства. |
Выделять и извлекать информацию из текста учебника и иллюстративного материала. Догадываться о значении незнакомых слов по контексту |
§3 |
|
|||||||||||||||||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы – 3 час |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
5 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
1 |
Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Тест «Возникновение земледелия и скотоводства» |
Используют историческую карту как источник информации о районах возникновения земледелия. Объясняют, что привело к возникновению земледелия. Описывают орудия первобытных земледельцев, их применение. Раскрывают характерные черты родовой общины, религиозные верования древних земледельцев и скотоводов |
Устанавливают несоответствие между известным и неизвестным. Объясняют значение терминов и понятий. Перерабатывают информацию: выделяют главное и второстепенное |
Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
|
Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека |
§4 |
|
||||||||||||||
6 |
Появление неравенства и знати |
1 |
Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Признаки соседской общины
|
Объясняют значение терминов и понятий. Рассказывают о развитии ремесел, ремесленников. Объясняют влияние новых изобретений на возникновение неравенства. Выделяют признаки соседской общины |
Устанавливают несоответствие между известным и неизвестным. Перерабатывают информацию: выделяют главное и второстепенное. Применяют ранее полученные знания |
Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
|
Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека |
§5 |
|
||||||||||||||
7 |
Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» |
1 |
Наследие эпохи первобытности. Переход от первобытности к цивилизации. Понятие и признаки цивилизации. Тест «Жизнь первобытных людей»
|
Раскрывают роль изобретений и открытий в жизни первобытных людей. Объясняют, в чем проявлялось неравенство между людьми |
Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов |
Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
|
Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека |
§1-5 |
|
||||||||||||||
Тема 3. Счет лет в истории – 1 час |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
8 |
Измерение времени по годам |
1 |
Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция – отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты, выделение ремесла, появление городов, государств, письменности) Решение задач на счет лет в истории |
Объясняют, почему представление в временах года и их продолжительности сложилось только у первобытных земледельцев, а не раньше; какой существовавший в древности счет лет удобнее. Раскрывают значение понятия «наша эра». |
Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов |
Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
|
Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека |
С. 29-31 |
|
||||||||||||||
Раздел 2. Древний Восток – 20 час |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Тема 4. Древний Египет – 8 час |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
9 |
Государство на берегах Нила |
1 |
Страна Египет. Географическое расположение Египта, его климатические и природные условия. Разливы Нила. Земледелие в Древнем Египте. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. Объяснение связи: природно-климатические условия - занятия |
Используют карту как исторический источник о местоположении Египта, описании климатических и природных условиях. Рассказывают о возникновении единого государства в Египте. |
Работают с разными источниками информации: текстом, иллюстрациями. Выделяют причинно-следственные связи природно-климатических условий и занятий египтян |
Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
|
Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека |
§6 |
|
||||||||||||||
10 |
Как жили земледельцы и ремесленники |
1 |
Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. Тест |
Характеризуют образ жизни фараонов и простых земледельцев. |
Извлекают информацию из иллюстраций и составляют рассказ о занятиях египтян. Составляют критерии характеристики образа жизни фараонов и простых земледельцев. |
Определяют цели, ставят УЗ для коллективной деятельности. Предполагают результат и уровень его достижения |
Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи |
§7 |
|
||||||||||||||
11
|
Жизнь египетского вельможи |
1 |
О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Тест |
Описывают условия жизни египетского вельможи, его отношения с фараоном |
Осуществлять информационный поиск в разных источниках: тексте учебника, иллюстрациях, документах. |
§8 |
|
|||||||||||||||||
12 |
Военные походы фараонов |
1 |
Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы военных. Появление наёмного войска. Тест |
Характеризуют египетское войско. Описывают вооружение пехотинцев. Рассказывают о военных походах Тутмоса III, результатах военных побед. Определяют, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса. |
Составлять простой план. Составляют схему направления военных походов египетских фараонов. Анализируют результаты военных походов для разных категорий населения |
Определяют цели, ставят УЗ для индивидуальной деятельности. Предполагают результат и уровень его достижения |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи |
§9 |
|
||||||||||||||
13 |
Религия древних египтян |
1 |
Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Мифы египтян. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Тест |
Объясняют и раскрывают символическое значение религиозных образов египтян |
Давать определения понятиям и терминам. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления . Составлять таблицу на основе текста учебника и дополнительной литературы |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи |
§10 |
|
||||||||||||||
14 |
*Искусство Древнего Египта |
1 |
Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. М.М.Презентация по теме «Искусство Др. Египта» |
Описывают предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства |
Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности культуры египтян. Объяснять значение понятий. Осуществлять информационный поиск и составлять презентации |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Владеть монологической речью, уметь с достаточной точностью, полнотой, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека. Выделение «доброго» и «красивого» в культурном наследии Египта |
§11 |
|
||||||||||||||
15 |
Письменность и знания древних египтян |
1 |
Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы. Доклады, сообщения по теме |
Описывают памятники истории и культуры древних египтян. Объясняют особенности научных знаний египтян |
Выявлять закономерности появления письменности и научных знаний у египтян. Давать определения понятий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их. Готовить тематические сообщения и презентации, используя дополнительные источники информации |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения |
Осваивать гуманистические традиции и ценности египетского общества |
§12 |
|
||||||||||||||
16 |
Повторение и обобщение по теме «Древний Египет» |
1 |
Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего) Контрольная работа по теме «Древний Египет» |
Высказывают суждения о достижениях древних египтян. Дают характеристику устройству государства в Древнем Египте. Выполняют тестовые задания |
Анализировать исторические факты и события по теме «Древний Египет». Устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций. Давать определения понятий |
Самостоятельно формулировать учебную задачу. Выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. |
Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Египта |
§6-12 |
|
|||||||||||||||
Тема 5. Западная Азия в древности – 7 час |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
17 |
Древнее Двуречье |
1 |
Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Письмена на глиняных табличках. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания. |
Использовать историческую карту как источник информации. Устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием. Характеризовать научные открытия и достижения шумеров |
Выделять и извлекать информацию из разных источников информации. Составлять тезисы устного ответа. Давать объяснение понятиям. Применять исторические знания. Сравнивать природные условия Двуречья и Египта: находить общее |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§13 |
|
||||||||||||||
18 |
*Законы Хаммурапи |
1 |
Вавилон – главный город Двуречья. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик. Историческое эссе “Пзнакомившись с закономи Хаммурапи, я…” |
Давать образную характеристику Хаммурапи. Объяснять причины создания законов |
Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи. Извлекать информацию из различных исторических источников |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§14 |
|
||||||||||||||
19 |
Финикийские мореплаватели |
1 |
География, природа и занятия населения Финикии. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах. Тест |
Использовать историческую карту как источник информации. Устанавливать связь между занятиями жителей Финикии и природно-географическими условиями страны. |
Объяснять значение понятий. Выделять и извлекать необходимую информацию из текстов. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§15 |
|
||||||||||||||
20 |
*Библейские сказания |
1 |
Ветхий Завет. Древнееврейские племена. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта. Бог даёт законы народу |
Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять вклад древнееврейского народа в мировую культуру.
|
Осуществлять информационный поиск; работать с разными источниками информации. |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§16 |
|
|||||||||||||||
21 |
*Древнееврейское царство |
1 |
Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях. |
Сравнивать религию древних евреев, египтян, шумеров. Давать образную характеристику исторических личностей |
Осуществлять информационный поиск; работать с разными источниками информации. |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§17 |
|
|||||||||||||||
22 |
Ассирийская держава |
1 |
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия - столица Ассирии. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Гибель Ассирийской державы. Тест |
Объяснять значение использования железа в военном ремесле. Характеризовать ассирийское войско. Рассказывать о завоеваниях ассирийцев и их последствиях. Описывать культурные достижения ассирийцев. |
Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека. Выделение «доброго» и «красивого» в культурном наследии Ассирийской державы |
§18 |
|
||||||||||||||
23 |
Персидская держава «царя царей» |
1 |
Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообл6жения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - город Персеполь. Тест |
Использовать историческую карту как источник информации об образовании Персидской державы. Раскрывать сущность таланта царя Кира как полководца и государственного деятеля. Сравнивать древние государства Ассирия, Вавилон, Мидия. Объяснять, как управлял Персидской державой Дарий I, почему Персию называют державой «царя царей» |
Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Персидской державе. Извлекать информацию из разных исторических источников. Определять объекты сравнения; определять критерии сравнения. Составлять сравнительную таблице |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человека. Выделение «доброго» и «красивого» в культурном наследии Персидской державы |
§19 |
|
||||||||||||||
Тема 6. Индия и Китай в древности – 5 час |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
24 |
Природа и люди Древней Индии |
1 |
Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей.. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Древнейшие города. Вера в переселение душ. |
Использовать историческую карту как источник информации о географических и природно-климатических условиях Древней Индии. Устанавливать связь между занятиями жителей Индии и природно-географическими условиями страны. Рассказывать о религии жителей Древней Индии |
Давать определение понятий и терминов. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Составлять таблицу на основании текста учебника и дополнительной литературы |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Индии |
§20 |
|
||||||||||||||
25 |
*Индийские касты |
1 |
Индийские касты. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока. Тест |
Рассказывать о кастовом делении древнейшего общества. Объяснять особенности неравенства в Древней Индии. Раскрывать суть буддизма |
§21 |
|
||||||||||||||||||
26 |
*Чему учил китайский мудрец Конфуций |
1 |
География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Высшая добродетель - уважение к старшим. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. |
Использовать историческую карту как источник информации о географических и природно-климатических условиях Древнего Китая. Рассказывают об основных идеях учения Конфуция, религиозных верованиях китайцев. Описывают научные и культурные достижения китайцев. Давать образную характеристику Конфуция |
Давать определение понятий и терминов. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
|
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Китая |
§22 |
|
||||||||||||||
27 |
Первый властели н единого Китая |
1 |
Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стенa. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. |
Характеризовать процесс создания единого Китая. Составлять исторический портрет первого императора Китая Цинь Шихуана. Объяснять причины народных восстаний и их последствия. Рассказывать о достижениях Китая в области хозяйства и культуры |
Работать с разными источниками информации; перерабатывать информацию: выделять главное и второстепенное, структурировать. Давать определение понятий и терминов. Применять исторические знания для описания явлений, процессов, событий |
§23 |
|
|||||||||||||||||
28 |
Обобщающее повторение по теме «Древний Восток» |
|
Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Контрольная работа |
Овладевать целостными представлениями об историческом пути развития народов Древнего Востока. Описывать памятники истории и культуры цивилизации Древнего Востока. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям Древнего Востока |
Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Древнего Востока. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Востока |
|
|
||||||||||||||
Раздел 3. Древняя Греция – 22 час |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Тема 7. Древнейшая Греция – 5 час |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
29 |
Греки и критяне |
1 |
Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Кносский дворец. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. |
Использовать историческую карту как источник информации о географических и природно-климатических условиях Древней Греции. Сравнивать природу Греции с природой Египта. Рассказывать мифы критского цикла |
Извлекать информацию из мифов, анализировать ее и определять реальность и мифичность событий. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения. Сравнивать по аналогии |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§24 |
|
||||||||||||||
30 |
Микены и Троя |
1 |
Микены и Троя. Местонахождение. «Архитектура великанов». Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. Тест |
Рассказывать о микенской культуре Древнейшей Греции. Объяснять причины Троянской войны, ее итоги. |
Давать определение понятий, терминов. Выделять и извлекать необходимую информацию из текста параграфа. Составлять конспект |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§25 |
|
||||||||||||||
31 |
Поэма Гомера «Илиада» |
1 |
Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. |
Рассказывать содержание поэмы Гомера «Илиада». Определять события Троянской войны во времени. Давать характеристику историческим героям. Понимать мораль поэмы |
Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать. |
Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения |
Выстраивать учебное сотрудничество. Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументированно ее представлять и защищать |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции
|
§26 |
|
||||||||||||||
32 |
*Поэма Гомера «Одиссея» |
1 |
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Тест |
Использовать историческую карту как источник информации о странствиях Одиссея. Рассказывать о событиях, описанных Гомером в поэме «Одиссей», давать им оценку. Составлять исторический портрет Одиссея. Описывать памятники культуры |
§27 |
|
||||||||||||||||||
33 |
Религия древних греков |
1 |
Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Основные занятия греков и их покровители. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. сообщения, доклады, презентации |
Описывать религиозные верования древних греков. Рассказывать о греческих богах |
Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять сообщения, доклады, презентации |
§28 |
|
|||||||||||||||||
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием – 7 час |
|
|||||||||||||||||||||||
34 |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
1 |
География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. Тест |
Характеризовать географическое положение Аттики, ее природу, занятия населения, форму правления, положение земледельцев. Объяснять причины недовольства населения. |
Объяснять значение понятий и терминов. Составлять конспект. Определять причинно-следственные связи, осуществлять, анализ, обобщение |
Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
|
Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§29 |
|
||||||||||||||
35 |
Зарождение демократии в Афинах |
1 |
Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солоно своих законах. Тест |
Объяснять сложные политические процессы; давать образную характеристику Солону; характеризовать важные факты истории Древней Греции |
Классифицировать и группировать важные факты истории Древней Греции по предложенным признакам. Составлять таблицу. Объяснять значение понятий и терминов. |
Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
|
Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§30 |
|
||||||||||||||
36 |
Древняя Спарта |
1 |
География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. Тест |
Характеризовать общественное и государственное устройство Спарты. Описывать быт и нравы спартанцев, систему воспитания, показывать ее положительные и отрицательные стороны. Сравнивать условия жизни Спарты с условиями жизни в Афинах |
Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Древнего Востока. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения |
Определять цели и задач УД по разрешению проблемы в рамках изучаемой темы
|
Продуктивно взаимодействуют с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§31 |
|
||||||||||||||
37 |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей |
1 |
Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона Тест |
Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять причины и последствия греческой колонизации. |
Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия причин и последствий греческой колонизации. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России
|
§32 |
|
||||||||||||||
38 |
*Олимпийские игры в древности |
1 |
Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. Тест |
Рассказывать историю возникновения и программу олимпийских игр, лучших олимпиониках. |
Выделять и извлекать информацию из разных источников информации. Составлять тезисы устного ответа. Давать объяснение понятиям. Применять исторические знания. |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России
|
§33 |
|
||||||||||||||
39 |
Победа греков над персами в Марафонской битве |
1 |
Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Тест |
Объяснять причины греко-персидской войны. Рассказывать о важнейших событиях войны. Давать образную характеристику Малтиада. Давать оценку событиям греко-персидских войн |
Определять критерии характеристики исторического события. Работать с разными источниками информации. Обобщать. Делать выводы |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения |
Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества |
§34 |
|
||||||||||||||
40 |
Нашествие персидских войск на Элладу. |
1 |
Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». Тест |
Объяснять причины и последствия греко-персидских войн. Рассказывать о важнейших событиях войны. Давать образную характеристику Фемистокла. Давать оценку событиям греко-персидских войн |
Определять критерии характеристики исторического события. Работать с разными источниками информации. Обобщать. Делать выводы |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения |
Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества |
§35 |
|
||||||||||||||
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и рассвет демократии – 5 час |
|
|
||||||||||||||||||||||
41 |
В гаванях афинского порта Пирей |
1 |
В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли. |
Объяснять роль порта Пирей в жизни Афин. Раскрывать характерные черты положения основных групп населения Афинского полиса. Описывать рабский труд |
Извлекать информацию из разных источников: текста, иллюстраций, составлять схемы, заполнять таблицу |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения |
Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества |
§36 |
|
||||||||||||||
42 |
В городе богини Афины |
1 |
Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик и его жители. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Агора - главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина.. Тест |
Описывать памятники истории и культуры Афин. Объяснять, в чем заключались назначение и их художественные достоинства |
Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры. Сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя черты сходства и различия по предложенным опросам |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Владеть средствами самоконтроля и взаимоконтроля |
Организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью формулировать свою точку зрения |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции
|
§37 |
|
||||||||||||||
43 |
В афинских школах и гимнасиях |
1 |
Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. |
Рассказывать о системе воспитания в афинских школах и гимнасиях. Описывать памятники древней культуры |
Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры. |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции
|
§38 |
|
||||||||||||||
44 |
В театре Диониса. |
1 |
Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На 'представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. Сообщения, доклады, презентации |
Рассказывать об особенностях греческого театра, игре актеров и театральных жанрах. Объяснять содержание трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы», их воспитательную роль. |
Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять сообщения, доклады, презентации |
Формулировать УЗ. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции
|
§39 |
|
||||||||||||||
45 |
Афинская демократия при Перикле |
1 |
Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. Тест |
Раскрывать характерные признаки афинской демократии, выделять позитивные и негативные черты. Давать оценку личности Перикла |
Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать. |
Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения |
Выстраивать учебное сотрудничество. Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументированно ее представлять и защищать |
Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества |
§40 |
|
||||||||||||||
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. – 5 час |
|
|
||||||||||||||||||||||
46 |
Города Эллады под властью Македонии |
1 |
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции. Тест |
Объяснять причины покорения Греции армией македонского царя Филиппа. Рассказывать о реформах и победах македонцев. Составлять исторический портрет Александра Македонского |
Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать. |
Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Осваивать гуманистические традиции и ценности древнегреческого общества |
§41 |
|
||||||||||||||
47 |
Поход Александра Македонского на Восток |
1 |
Александр возглавил поход в Азию. Первые победы: река Граник. Победа над войском Дария IIIу города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. Тест |
Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о восточном походе греко-македонских войск. Описывать завоевания Александра Македонского. Оценивать противоречивую личность Александра Македонского. |
Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать. |
Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России
|
§42 |
|
||||||||||||||
48 |
В Александрии Египетской |
1 |
Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Греческие учёные: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Тест |
Рассказывать об Александрии Египетской как о центре культуры древнего мира. Описывать памятники истории и культуры. Характеризовать греческих ученых |
Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять тезисы. Анализировать, сравнивать, обобщать. |
Определять цели, ставить учебные задачи в ходе коллективной деятельности. Предполагать результат и уровень его достижения |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции и России
|
§43 |
|
||||||||||||||
49 |
Повторение и обобщение по теме «Древняя Греция» |
1 |
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. |
Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять вклад древних эллинов в мировую культуру. Сравнивать управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Раскрывать особенности афинской демократии. |
Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Древней Греции. Приводить аргументы и доказательства, формулировать и высказывать свою точку зрения |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древней Греции |
§24-43 |
|
||||||||||||||
50 |
Контрольная работа по разделу «Древняя Греция» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Раздел 4. Древний Рим - |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией – 3 час |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
51 |
Древнейший Рим |
1 |
Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. Тест |
Характеризовать местоположение и природные условия Древнего мира. Устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и хозяйственным развитием Рима. Рассказывать о царском периоде Др.Рима |
Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию. Составлять сравнительную таблицу, схему |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи |
§44 |
|
||||||||||||||
52 |
Завоевание Римом Италии |
1 |
Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
|
Рассказывать о переменах в государственном устройстве Рима, об организации и о вооружении римского войска. Раскрывать причины побед Рима над Италией |
Работать с историческими источниками, выделять и извлекать необходимую информацию; составлять сложный план текста параграфа. |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи |
§45 |
|
||||||||||||||
53 |
Устройство Римской республики |
1 |
Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. Тест |
Характеризовать общественно-политическое устройство Рима. Описывать римское войско и римские легионы. |
Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную литературу, выделять главное и второстепенное. Составлять сравнительные таблицы |
§46 |
|
|||||||||||||||||
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья – 3 час |
|
|
||||||||||||||||||||||
54 |
Вторая война Рима с Карфагеном.
|
1 |
Карфаген. Поход Ганнибала через Альпы, вторжение в Италию. Союз с галлами. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Тест |
Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять причины второй войны Рима с Карфагеном. Рассказывать о ходе войны и последствиях. |
Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога |
Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи |
§47 |
|
||||||||||||||
55 |
Установление господства Рима во всем Средиземноморье |
1 |
Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима. Тест |
Использовать историческую карту как источник информации. Объяснять причины могущества Рима и его агрессии по отношению к другим государствам |
§48 |
|
||||||||||||||||||
56 |
Рабство в Древнем Риме. |
1 |
Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах. |
Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме. Объяснять причины и сущность рабовладения |
§49 |
|
||||||||||||||||||
Тема 13. Гражданские войны в Риме – 4 час |
|
|
|
|||||||||||||||||||||
57 |
Земельный закон братьев Гракхов |
1 |
Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая. Тест |
Объяснять причины разорения крестьян в Риме. Рассказывать о земельном законе Тиберия Гракха. Давать оценку реформаторской деятельности Гая Гракха. Характеризовать исторические личности |
Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания |
§50 |
|
||||||||||||||
58 |
Восстание Спартака |
1 |
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Тест |
Рассказывать о причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака. Давать образную характеристику Спартака |
Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять |
Проявление патриотизма к своей Родине |
§51 |
|
||||||||||||||
59 |
Единовластие Цезаря |
1 |
Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Тест |
Объяснять причины превращения римской армии в наемную. Характеризовать деятельность римских полководцев. Составлять исторический портрет личности Юлия Цезаря. |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания |
§52 |
|
|||||||||||||||||
60 |
Установление империи |
1 |
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». |
Объяснять предпосылки и причины установления империи. Характеризовать исторические личности Антония, Октавиана, Клеопатры |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания |
§53 |
|
|||||||||||||||||
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры – 5 час |
|
|
|
|||||||||||||||||||||
61 |
Соседи Римской империи |
1 |
Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. Тест |
Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о соседях Римской империи. |
Применять понятийный аппарат. Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
|
§54 |
|
||||||||||||||
62 |
Рим при императоре Нероне |
1 |
Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. |
Характеризовать развитие Рима на поздних этапах. Составлять исторический портрет императора Нерона |
Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов |
Определять цели, ставить УЗ для коллективной деятельности. Выбирать наиболее рациональный алгоритм действий. Осуществлять само- и взаимо- оценивание УПД и ее результатов |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять |
Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи |
§55 |
|
||||||||||||||
63 |
Первые христиане и их учение |
1 |
Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христиaнствa. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. Тест |
Объяснять процесс зарождения и развития христианства; зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий |
§56 |
|
||||||||||||||||||
64 |
Расцвет империи во II веке н.э. |
1 |
Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. Тест |
Характеризовать развитие Римской империи при императоре Трояне. |
Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи |
§57 |
|
|||||||||||||||||
65 |
Вечный город и его жители |
1 |
Все дороги ведут в Рим. Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. |
Рассказывать об образе жизни в Риме периода расцвета империи. Описывать знаменитые памятники и сооружения |
Использовать дополнительную историческую литературу, выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов |
Продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
|
§58 |
|
|||||||||||||||
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи – 4 час |
|
|
|
|||||||||||||||||||||
66 |
Римская империя при Константине |
1 |
Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан. Тест |
Характеризуют Римскую империю в годы правления Константина, Объясняют причины переноса столицы на Восток страны. Рассказывают о признании христианства как государственной религии. |
Составляют сложный план параграфа. Устанавливают причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов |
Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат |
Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
|
§59 |
|
||||||||||||||
67 |
Взятие Рима варварами |
1 |
Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности. Тест |
Объяснять причины падения Западной Римской империи. Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о варварских набегах и разгроме Рима |
Работать с разными источниками информации. Составлять хронологическую таблицу захвата Рима варварами. Анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Применяют ранее полученные знания, термины и понятия при формулировании устных ответов |
Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат |
Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
|
§60 |
|
||||||||||||||
68 |
Обобщение по теме: «Древний Рим» |
1 |
Вклад Древнеримской цивилизации в мировую культуру. Римские завоевания и их значение. Управление обществом в Древнем Риме. Причины гибели Древнеримской империи. Отличие Римской республики от государства Контрольная работа по теме «Древний Рим» |
Раскрывать характерные, существенные черты государственного устройства Римской империи; положения основных групп населения, религиозные верования. Характеризовать исторических деятелей Римской империи |
Применяют ранее полученные знания, термины и понятия. Составлять обобщающие таблицы, схемы. Анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. |
Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат |
Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
|
§44-60 |
|
||||||||||||||
69 |
Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира |
1 |
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру Народы и государства на территории нашей страны в древности |
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл хронологических понятий, терминов. Использовать историческую карту как источник информации. Рассказывать о событиях древней истории |
Применяют ранее полученные знания, термины и понятия. Составлять обобщающие таблицы, схемы. Анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. Решать исторические задачи |
Определять цели, ставить УЗ для индивидуальной деятельности. Владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат |
Умение с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и аргументированно ее представлять |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Знание истории, культуры, основ культурного наследия Древнего Рима и России
|
|
|
||||||||||||||
70 |
Контрольная работа за курс истории Древнего мира |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|