Календарно-тематическое планирование по истории и культуре казачества (3 класс)

1
0
Материал опубликован 1 November 2017 в группе

Пояснительная записка

В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентиров, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Для этого в ряде общеобразовательных учреждений открыты классы казачьей направленности.

Воспитание любви к малой родине должно начинаться с самого раннего возраста. Через уроки, внеклассные мероприятия, исследовательскую деятельность, кружковую работу формируются знания об истории терского казачества, его традициях и особенностях культуры. Учащиеся начальной школы легко воспринимают казачьи песни, сказки, историческое прошлое народа. Интегрированное освоение культурных традиций русского народа с учетом регионального этнокультурного казачьего компонента дает возможность каждому воспитаннику получить индивидуальны образовательный маршрут, состоящий из ряда предметов, подобранных с учетом гендерных и индивидуальных особенностей ребенка, и позволяющий обрести собственный индивидуальный жизненный опыт.

Актуальность разработки программы в настоящее время обусловлена необходимостью поиска путей возвращения человека в культуру вопреки разрушению духовного и культурного кода в результате некоторых процессов обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества.

Программа кружка «История и культура казачества разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

- в принципах обучения (учет индивидуальных особенностей, интегрированности учебного процесса, наглядности подачи практического материала, достижения положительных результатов);

- формах и методах обучения;

- средствах обучения и воспитания.

Рабочая программа «История и культура казачества» составлена для возрождения казачьих традиций, обычаев, быта среди учащихся начальных классов, для совершенствования физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.

В данной рабочей программе заложен большой воспитательный и образовательный потенциал. Рабочая программа составлена на основе интегрированной образовательной программы дополнительного образования детей «Традиции родного края. История и культура казачества»

Программа разработана в соответствии с ФГОС. Рабочая программа кружка «История и культура казачества» рассчитана на один год обучения для воспитанников в возрасте от 6,5 до 11 лет, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Программа кружка рассчитана на проведение 1 часа в недели: 35 часов.

Цели:

- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;

- приобщить к традициям культуры русского народа с учетом регионального казачьего компонента;

-сформировать представление о традициях культуры терских казаков;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию детей;

- научить этнографически достоверно воссоздавать произведения фольклора.

Задачи:

- содействовать гармоничному физическому развитию воспитанников, всесторонней физической подготовке, укреплению здоровья;

- способствовать усвоению знаний о традициях, жизни и быте казаков;

- дать представление о циклах календарных и семейных народных обрядов и праздников;

- показать многогранность культурного наследия русского народа на основе знакомства с различными традициями русской культуры;

-формировать качества личности, присущие казаку.

Участники программы:

- воспитанники в возрасте от 6,5 до 11 лет

Разделы программы:

- «У очага наших предков»;

- народный календарь;

- участие в обрядах и праздниках.

Рабочая программа разработана на основе интегрированной образовательной программы дополнительного образования детей «Традиции родного края. История и культура казачества» («Волшебная коробейка»). 1-11 классы/ Н.В. Бурова, Д.В. Буров-Волгоград: Учитель, 2015.

Место и роль учебного курса:

В соответствии с учебным планом и интегрированной образовательной программой «Традиции родного края. История и культура казачества» в 2017-2018 учебном году отводится не менее 1 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет не менее 35 часов.

Планируемые результаты освоения учебной программы кружка «История и культура казачества»

Воспитанники должны знать:

-основные символы и знаки, ключевые слова образно-поэтической системы терских казаков: казак, Терек, сокол, орёл, конь, лампас, насека, булава, понятие оберега, элементы русского народного костюма, основное содержание календарных праздников: Святки, Коляда, Рождество, Масленица, Сороки, Пасха, Троица, Покров.

Воспитанники должны уметь:

- включаться в исполнение обрядов с демонстрацией полученных навыков;

- исполнить несложные календарные, игровые, плясовые песни.

Воспитанники будут способны:

- видеть мир через систему годового обрядового круга;

- замечать проявления традиции в современном мире;

- представить общую систему жизни человека в соответствии с годовыми циклами обрядовых праздников.


 


 

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

всего

теор.

практ.

1

У очага наших предков. Символы казачьего братства. Поэзия народного костюма. Загадки русской избы. За оградой двора. Жилище, природа, душа – три дома человека.

(Беседа, вокально-хоровая работа, просмотр наглядного материала)

12

9

3

2

Народный календарь.

- Святки, Коляда, Рождество, Васильев вечер, Крещение

- Масленица, Встреча весны: Сороки, Егорьев день.

- Великий пост, Пасха, Троица.

- Летние праздники (русальная неделя, магические действа, отражение языческих верований, приметы, поверья).

- Осенние праздники (Зажинки. Дожинки, Покров).

(Рассказ, беседа, вокально-хоровая работа, репетиционная работа, подготовка реквизита.)

19

13

6

3

Участие в обрядах и праздниках.

3

1

2

4

Итоговое занятие

1

 

1

 

ИТОГО:

35

22

13


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование кружка «История и культура казачества»

п/п

Тема

Форма занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата факт.

теор.

практик.

«У очага наших предков»

1

Введение. Знакомство с кружком и его программой.

Занятие-беседа

1

 

08.09

 

2

«У очага наших предков». Особенности традиций терских казаков: «что нас отличает».

Занятие-беседа

1

 

15.09

 

3

«У очага наших предков». Особенности традиций терских казаков: «что нас отличает».

Научно –исследовательская работа

 

1

22.09

 

4

Символы казачьего братства.

Занятие- беседа

1

 

29.09

 

5

«Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть, тогда обретёшь Царство Небесное и Славу в потомках»

Занятие- беседа

 

1

06.10

 

6

Поэзия народного костюма. Мужской казачий костюм.

Занятие- беседа

1

 

13.10

 

7

Поэзия народного костюма. Женский казачий костюм.

Занятие- беседа

1

 

20.10

 

8

Загадки русской избы.

Занятие- беседа

1

 

27.10

 

9

Загадки русской избы.

Занятие- беседа

1

 

03.11

 

10

За оградой двора.

Занятие- беседа

1

 

10.11

 

11

Экскурсия в старину. Посещение музея.

Занятие-экскурсия

 

1

17.11

 

12

Жилище, природа, душа – три дома человека.

Занятие- беседа

1

 

24.11

 

Народный календарь

13

Осенние праздники и обряды. Зажинки. Дожинки.

Занятие-беседа

1

 

01.12

 

14

Святое Богоявление или Крещение господне.

Занятие-беседа

1

 

08.12

 

15

Покров Пресвятой Богородицы- общевойсковой праздник.

Занятие-беседа

1

 

15.12

 

16

Великий пост

Занятие-беседа

1

 

22.12

 

17

Рождество Христово

Занятие-беседа

1

 

29.12

 

18

Коляда. Ряженье, святочные игры.

Занятие-соревнование

 

1

12.01

 

19

Святки. Народные гуляния, колядование, посевание.

Занятие-беседа

1

 

19.01

 

20

Святки. Народные гуляния, колядование, посевание.

Занятие-беседа

1

 

26.01

 

21

Васильев вечер-история праздника.

Занятие-беседа

1

 

02.02

 

22

Строевые песни казаков. Разучивание песен.

Знятие-практика наставничества

 

1

09.02

 

23

Казачья игра «Надень папаху», «Чехарда»

Занятие-игра

 

1

16.02

 

24

Масленица. Прощание с зимой.

Занятие-беседа

1

 

02.03

 

25

Театрализованное представление «Широкая масленица»

Занятие-постановка концертных программ

 

1

09.03

 

26

Праздник «Сороки», веснянки, заклички, приметы.

Занятие-обряд

 

1

16.03

 

27

Отражение языческих верований, примет и поверий на православную культуру.

Занятие-обряд

 

1

23.03

 

28

Летние праздники (русальная неделя).

Занятие-исследовательская работа

1

 

06.04

 

29

Пасха, Светлое Христово Воскресенье. Главный праздник богослужебного года.

Занятие-беседа

1

 

13.04

 

30

Егорьев день, святой Георгий Победоносец-покровитель русского воинства.

Занятие-беседа

1

 

20.04

 

31

Особенности казачьей Троицы- участие казаков в празднике, гуляния, соревнования. Обрядовая пища.

Занятие-беседа

1

 

27.04

 

Участие в обрядах и праздниках

32

Выделение общего объединяющего казачью культуру.

Научно-исследовательская работа

1

 

04.05

 

33

Музыкально-поэтическая инсценировка обрядов и праздников.

Занятие –постановка концертных программ

 

1

11.05

 

34

Музыкально-поэтическая инсценировка обрядов и праздников.

Занятие –постановка концертных программ

 

1

18.05

 

35

Итоговое занятие «Как у терских казаков» (конкурс)

Занятие-турнир

 

1

25.05

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.