12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Литвинец Валентина Васильевна37 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре казачества
Пояснительная записка
В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентиров, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Для этого в ряде общеобразовательных учреждений открыты классы казачьей направленности.
Воспитание любви к малой родине должно начинаться с самого раннего возраста. Через уроки, внеклассные мероприятия, исследовательскую деятельность, кружковую работу формируются знания об истории терского казачества, его традициях и особенностях культуры. Учащиеся начальной школы легко воспринимают казачьи песни, сказки, историческое прошлое народа. Интегрированное освоение культурных традиций русского народа с учетом регионального этнокультурного казачьего компонента дает возможность каждому воспитаннику получить индивидуальны образовательный маршрут, состоящий из ряда предметов, подобранных с учетом гендерных и индивидуальных особенностей ребенка, и позволяющий обрести собственный индивидуальный жизненный опыт.
Актуальность разработки программы в настоящее время обусловлена необходимостью поиска путей возвращения человека в культуру вопреки разрушению духовного и культурного кода в результате некоторых процессов обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества.
Программа кружка «История и культура казачества разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (учет индивидуальных особенностей, интегрированности учебного процесса, наглядности подачи практического материала, достижения положительных результатов);
- формах и методах обучения;
- средствах обучения и воспитания.
Рабочая программа «История и культура казачества» составлена для возрождения казачьих традиций, обычаев, быта среди учащихся начальных классов, для совершенствования физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.
В данной рабочей программе заложен большой воспитательный и образовательный потенциал. Рабочая программа составлена на основе интегрированной образовательной программы дополнительного образования детей «Традиции родного края. История и культура казачества»
Программа разработана в соответствии с ФГОС. Рабочая программа кружка «История и культура казачества» рассчитана на один год обучения для воспитанников в возрасте от 6,5 до 11 лет, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Программа кружка рассчитана на проведение 1 часа в недели: 35 часов.
Цели:
- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- приобщить к традициям культуры русского народа с учетом регионального казачьего компонента;
-сформировать представление о традициях культуры терских казаков;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию детей;
- научить этнографически достоверно воссоздавать произведения фольклора.
Задачи:
- содействовать гармоничному физическому развитию воспитанников, всесторонней физической подготовке, укреплению здоровья;
- способствовать усвоению знаний о традициях, жизни и быте казаков;
- дать представление о циклах календарных и семейных народных обрядов и праздников;
- показать многогранность культурного наследия русского народа на основе знакомства с различными традициями русской культуры;
-формировать качества личности, присущие казаку.
Участники программы:
- воспитанники в возрасте от 6,5 до 11 лет
Разделы программы:
- «У очага наших предков»;
- народный календарь;
- участие в обрядах и праздниках.
Рабочая программа разработана на основе интегрированной образовательной программы дополнительного образования детей «Традиции родного края. История и культура казачества» («Волшебная коробейка»). 1-11 классы/ Н.В. Бурова, Д.В. Буров-Волгоград: Учитель, 2015.
Место и роль учебного курса:
В соответствии с учебным планом и интегрированной образовательной программой «Традиции родного края. История и культура казачества» в 2017-2018 учебном году отводится не менее 1 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет не менее 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебной программы кружка «История и культура казачества»
Воспитанники должны знать:
-основные символы и знаки, ключевые слова образно-поэтической системы терских казаков: казак, Терек, сокол, орёл, конь, лампас, насека, булава, понятие оберега, элементы русского народного костюма, основное содержание календарных праздников: Святки, Коляда, Рождество, Масленица, Сороки, Пасха, Троица, Покров.
Воспитанники должны уметь:
- включаться в исполнение обрядов с демонстрацией полученных навыков;
- исполнить несложные календарные, игровые, плясовые песни.
Воспитанники будут способны:
- видеть мир через систему годового обрядового круга;
- замечать проявления традиции в современном мире;
- представить общую систему жизни человека в соответствии с годовыми циклами обрядовых праздников.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теор. | практ. | ||
1 | У очага наших предков. Символы казачьего братства. Поэзия народного костюма. Загадки русской избы. За оградой двора. Жилище, природа, душа – три дома человека. (Беседа, вокально-хоровая работа, просмотр наглядного материала) | 12 | 9 | 3 |
2 | Народный календарь. - Святки, Коляда, Рождество, Васильев вечер, Крещение - Масленица, Встреча весны: Сороки, Егорьев день. - Великий пост, Пасха, Троица. - Летние праздники (русальная неделя, магические действа, отражение языческих верований, приметы, поверья). - Осенние праздники (Зажинки. Дожинки, Покров). (Рассказ, беседа, вокально-хоровая работа, репетиционная работа, подготовка реквизита.) | 19 | 13 | 6 |
3 | Участие в обрядах и праздниках. | 3 | 1 | 2 |
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 35 | 22 | 13 |
Календарно-тематическое планирование кружка «История и культура казачества»
№ п/п | Тема | Форма занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата факт. | ||||
теор. | практик. | ||||||||
«У очага наших предков» | |||||||||
1 | Введение. Знакомство с кружком и его программой. | Занятие-беседа | 1 | 08.09 | |||||
2 | «У очага наших предков». Особенности традиций терских казаков: «что нас отличает». | Занятие-беседа | 1 | 15.09 | |||||
3 | «У очага наших предков». Особенности традиций терских казаков: «что нас отличает». | Научно –исследовательская работа | 1 | 22.09 | |||||
4 | Символы казачьего братства. | Занятие- беседа | 1 | 29.09 | |||||
5 | «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть, тогда обретёшь Царство Небесное и Славу в потомках» | Занятие- беседа | 1 | 06.10 | |||||
6 | Поэзия народного костюма. Мужской казачий костюм. | Занятие- беседа | 1 | 13.10 | |||||
7 | Поэзия народного костюма. Женский казачий костюм. | Занятие- беседа | 1 | 20.10 | |||||
8 | Загадки русской избы. | Занятие- беседа | 1 | 27.10 | |||||
9 | Загадки русской избы. | Занятие- беседа | 1 | 03.11 | |||||
10 | За оградой двора. | Занятие- беседа | 1 | 10.11 | |||||
11 | Экскурсия в старину. Посещение музея. | Занятие-экскурсия | 1 | 17.11 | |||||
12 | Жилище, природа, душа – три дома человека. | Занятие- беседа | 1 | 24.11 | |||||
Народный календарь | |||||||||
13 | Осенние праздники и обряды. Зажинки. Дожинки. | Занятие-беседа | 1 | 01.12 | |||||
14 | Святое Богоявление или Крещение господне. | Занятие-беседа | 1 | 08.12 | |||||
15 | Покров Пресвятой Богородицы- общевойсковой праздник. | Занятие-беседа | 1 | 15.12 | |||||
16 | Великий пост | Занятие-беседа | 1 | 22.12 | |||||
17 | Рождество Христово | Занятие-беседа | 1 | 29.12 | |||||
18 | Коляда. Ряженье, святочные игры. | Занятие-соревнование | 1 | 12.01 | |||||
19 | Святки. Народные гуляния, колядование, посевание. | Занятие-беседа | 1 | 19.01 | |||||
20 | Святки. Народные гуляния, колядование, посевание. | Занятие-беседа | 1 | 26.01 | |||||
21 | Васильев вечер-история праздника. | Занятие-беседа | 1 | 02.02 | |||||
22 | Строевые песни казаков. Разучивание песен. | Знятие-практика наставничества | 1 | 09.02 | |||||
23 | Казачья игра «Надень папаху», «Чехарда» | Занятие-игра | 1 | 16.02 | |||||
24 | Масленица. Прощание с зимой. | Занятие-беседа | 1 | 02.03 | |||||
25 | Театрализованное представление «Широкая масленица» | Занятие-постановка концертных программ | 1 | 09.03 | |||||
26 | Праздник «Сороки», веснянки, заклички, приметы. | Занятие-обряд | 1 | 16.03 | |||||
27 | Отражение языческих верований, примет и поверий на православную культуру. | Занятие-обряд | 1 | 23.03 | |||||
28 | Летние праздники (русальная неделя). | Занятие-исследовательская работа | 1 | 06.04 | |||||
29 | Пасха, Светлое Христово Воскресенье. Главный праздник богослужебного года. | Занятие-беседа | 1 | 13.04 | |||||
30 | Егорьев день, святой Георгий Победоносец-покровитель русского воинства. | Занятие-беседа | 1 | 20.04 | |||||
31 | Особенности казачьей Троицы- участие казаков в празднике, гуляния, соревнования. Обрядовая пища. | Занятие-беседа | 1 | 27.04 | |||||
Участие в обрядах и праздниках | |||||||||
32 | Выделение общего объединяющего казачью культуру. | Научно-исследовательская работа | 1 | 04.05 | |||||
33 | Музыкально-поэтическая инсценировка обрядов и праздников. | Занятие –постановка концертных программ | 1 | 11.05 | |||||
34 | Музыкально-поэтическая инсценировка обрядов и праздников. | Занятие –постановка концертных программ | 1 | 18.05 | |||||
35 | Итоговое занятие «Как у терских казаков» (конкурс) | Занятие-турнир | 1 | 25.05 |