Календарно-тематическое планирование по истории и культуре казачества (3 класс)
Пояснительная записка
В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентиров, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Для этого в ряде общеобразовательных учреждений открыты классы казачьей направленности.
Воспитание любви к малой родине должно начинаться с самого раннего возраста. Через уроки, внеклассные мероприятия, исследовательскую деятельность, кружковую работу формируются знания об истории терского казачества, его традициях и особенностях культуры. Учащиеся начальной школы легко воспринимают казачьи песни, сказки, историческое прошлое народа. Интегрированное освоение культурных традиций русского народа с учетом регионального этнокультурного казачьего компонента дает возможность каждому воспитаннику получить индивидуальны образовательный маршрут, состоящий из ряда предметов, подобранных с учетом гендерных и индивидуальных особенностей ребенка, и позволяющий обрести собственный индивидуальный жизненный опыт.
Актуальность разработки программы в настоящее время обусловлена необходимостью поиска путей возвращения человека в культуру вопреки разрушению духовного и культурного кода в результате некоторых процессов обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества.
Программа кружка «История и культура казачества разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (учет индивидуальных особенностей, интегрированности учебного процесса, наглядности подачи практического материала, достижения положительных результатов);
- формах и методах обучения;
- средствах обучения и воспитания.
Рабочая программа «История и культура казачества» составлена для возрождения казачьих традиций, обычаев, быта среди учащихся начальных классов, для совершенствования физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.
В данной рабочей программе заложен большой воспитательный и образовательный потенциал. Рабочая программа составлена на основе интегрированной образовательной программы дополнительного образования детей «Традиции родного края. История и культура казачества»
Программа разработана в соответствии с ФГОС. Рабочая программа кружка «История и культура казачества» рассчитана на один год обучения для воспитанников в возрасте от 6,5 до 11 лет, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Программа кружка рассчитана на проведение 1 часа в недели: 35 часов.
Цели:
- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- приобщить к традициям культуры русского народа с учетом регионального казачьего компонента;
-сформировать представление о традициях культуры терских казаков;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию детей;
- научить этнографически достоверно воссоздавать произведения фольклора.
Задачи:
- содействовать гармоничному физическому развитию воспитанников, всесторонней физической подготовке, укреплению здоровья;
- способствовать усвоению знаний о традициях, жизни и быте казаков;
- дать представление о циклах календарных и семейных народных обрядов и праздников;
- показать многогранность культурного наследия русского народа на основе знакомства с различными традициями русской культуры;
-формировать качества личности, присущие казаку.
Участники программы:
- воспитанники в возрасте от 6,5 до 11 лет
Разделы программы:
- «У очага наших предков»;
- народный календарь;
- участие в обрядах и праздниках.
Рабочая программа разработана на основе интегрированной образовательной программы дополнительного образования детей «Традиции родного края. История и культура казачества» («Волшебная коробейка»). 1-11 классы/ Н.В. Бурова, Д.В. Буров-Волгоград: Учитель, 2015.
Место и роль учебного курса:
В соответствии с учебным планом и интегрированной образовательной программой «Традиции родного края. История и культура казачества» в 2017-2018 учебном году отводится не менее 1 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет не менее 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебной программы кружка «История и культура казачества»
Воспитанники должны знать:
-основные символы и знаки, ключевые слова образно-поэтической системы терских казаков: казак, Терек, сокол, орёл, конь, лампас, насека, булава, понятие оберега, элементы русского народного костюма, основное содержание календарных праздников: Святки, Коляда, Рождество, Масленица, Сороки, Пасха, Троица, Покров.
Воспитанники должны уметь:
- включаться в исполнение обрядов с демонстрацией полученных навыков;
- исполнить несложные календарные, игровые, плясовые песни.
Воспитанники будут способны:
- видеть мир через систему годового обрядового круга;
- замечать проявления традиции в современном мире;
- представить общую систему жизни человека в соответствии с годовыми циклами обрядовых праздников.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теор. |
практ. |
||
1 |
У очага наших предков. Символы казачьего братства. Поэзия народного костюма. Загадки русской избы. За оградой двора. Жилище, природа, душа – три дома человека. (Беседа, вокально-хоровая работа, просмотр наглядного материала) |
12 |
9 |
3 |
2 |
Народный календарь. - Святки, Коляда, Рождество, Васильев вечер, Крещение - Масленица, Встреча весны: Сороки, Егорьев день. - Великий пост, Пасха, Троица. - Летние праздники (русальная неделя, магические действа, отражение языческих верований, приметы, поверья). - Осенние праздники (Зажинки. Дожинки, Покров). (Рассказ, беседа, вокально-хоровая работа, репетиционная работа, подготовка реквизита.) |
19 |
13 |
6 |
3 |
Участие в обрядах и праздниках. |
3 |
1 |
2 |
4 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
35 |
22 |
13 |
Календарно-тематическое планирование кружка «История и культура казачества»
№ п/п |
Тема |
Форма занятия |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата факт. |
||||
теор. |
практик. |
||||||||
«У очага наших предков» |
|||||||||
1 |
Введение. Знакомство с кружком и его программой. |
Занятие-беседа |
1 |
08.09 |
|||||
2 |
«У очага наших предков». Особенности традиций терских казаков: «что нас отличает». |
Занятие-беседа |
1 |
15.09 |
|||||
3 |
«У очага наших предков». Особенности традиций терских казаков: «что нас отличает». |
Научно –исследовательская работа |
1 |
22.09 |
|||||
4 |
Символы казачьего братства. |
Занятие- беседа |
1 |
29.09 |
|||||
5 |
«Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть, тогда обретёшь Царство Небесное и Славу в потомках» |
Занятие- беседа |
1 |
06.10 |
|||||
6 |
Поэзия народного костюма. Мужской казачий костюм. |
Занятие- беседа |
1 |
13.10 |
|||||
7 |
Поэзия народного костюма. Женский казачий костюм. |
Занятие- беседа |
1 |
20.10 |
|||||
8 |
Загадки русской избы. |
Занятие- беседа |
1 |
27.10 |
|||||
9 |
Загадки русской избы. |
Занятие- беседа |
1 |
03.11 |
|||||
10 |
За оградой двора. |
Занятие- беседа |
1 |
10.11 |
|||||
11 |
Экскурсия в старину. Посещение музея. |
Занятие-экскурсия |
1 |
17.11 |
|||||
12 |
Жилище, природа, душа – три дома человека. |
Занятие- беседа |
1 |
24.11 |
|||||
Народный календарь |
|||||||||
13 |
Осенние праздники и обряды. Зажинки. Дожинки. |
Занятие-беседа |
1 |
01.12 |
|||||
14 |
Святое Богоявление или Крещение господне. |
Занятие-беседа |
1 |
08.12 |
|||||
15 |
Покров Пресвятой Богородицы- общевойсковой праздник. |
Занятие-беседа |
1 |
15.12 |
|||||
16 |
Великий пост |
Занятие-беседа |
1 |
22.12 |
|||||
17 |
Рождество Христово |
Занятие-беседа |
1 |
29.12 |
|||||
18 |
Коляда. Ряженье, святочные игры. |
Занятие-соревнование |
1 |
12.01 |
|||||
19 |
Святки. Народные гуляния, колядование, посевание. |
Занятие-беседа |
1 |
19.01 |
|||||
20 |
Святки. Народные гуляния, колядование, посевание. |
Занятие-беседа |
1 |
26.01 |
|||||
21 |
Васильев вечер-история праздника. |
Занятие-беседа |
1 |
02.02 |
|||||
22 |
Строевые песни казаков. Разучивание песен. |
Знятие-практика наставничества |
1 |
09.02 |
|||||
23 |
Казачья игра «Надень папаху», «Чехарда» |
Занятие-игра |
1 |
16.02 |
|||||
24 |
Масленица. Прощание с зимой. |
Занятие-беседа |
1 |
02.03 |
|||||
25 |
Театрализованное представление «Широкая масленица» |
Занятие-постановка концертных программ |
1 |
09.03 |
|||||
26 |
Праздник «Сороки», веснянки, заклички, приметы. |
Занятие-обряд |
1 |
16.03 |
|||||
27 |
Отражение языческих верований, примет и поверий на православную культуру. |
Занятие-обряд |
1 |
23.03 |
|||||
28 |
Летние праздники (русальная неделя). |
Занятие-исследовательская работа |
1 |
06.04 |
|||||
29 |
Пасха, Светлое Христово Воскресенье. Главный праздник богослужебного года. |
Занятие-беседа |
1 |
13.04 |
|||||
30 |
Егорьев день, святой Георгий Победоносец-покровитель русского воинства. |
Занятие-беседа |
1 |
20.04 |
|||||
31 |
Особенности казачьей Троицы- участие казаков в празднике, гуляния, соревнования. Обрядовая пища. |
Занятие-беседа |
1 |
27.04 |
|||||
Участие в обрядах и праздниках |
|||||||||
32 |
Выделение общего объединяющего казачью культуру. |
Научно-исследовательская работа |
1 |
04.05 |
|||||
33 |
Музыкально-поэтическая инсценировка обрядов и праздников. |
Занятие –постановка концертных программ |
1 |
11.05 |
|||||
34 |
Музыкально-поэтическая инсценировка обрядов и праздников. |
Занятие –постановка концертных программ |
1 |
18.05 |
|||||
35 |
Итоговое занятие «Как у терских казаков» (конкурс) |
Занятие-турнир |
1 |
25.05 |