12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Сергеевна Пушкарева129 Россия, Свердловская обл., Екатеринбург Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основное содержание обучения | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Радость познания (11 часов) | ||||||
1. | Свет знания | Комбинированный урок. | Что такое свет знания? Дать понять о любознательности как двигателе процесса познания. Объяснить, что научные открытия должны использоваться на благо человека. | Научатся приводить примеры того, как изучение природы и научные изобретения меняют жизнь человека. | Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целью. Познавательные: определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | Проявляют интерес к знаниям и способам их приобретения. |
2. | Как изучают окружающий мир | Урок открытия нового знания. | Какие способы изобретения вы знаете? Познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира. | Научатся различать способы изучения окружающего мира. | Регулятивные: ставить цели и строить план исследования. Познавательные: определять способы исследования окружающего мира и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества. | Проявляют интерес к изучению окружающего мира. |
3. | Как изучают окружающий мир | Урок закрепления знаний и способов действий. | Какие способы изобретения вы знаете? Познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира. | Научатся различать способы изучения окружающего мира. | Регулятивные: ставить цели и строить план исследования. Познавательные: определять способы исследования окружающего мира и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества. | Проявляют интерес к изучению окружающего мира. |
4. | Книга – источник знаний. | Урок открытия нового знания. | Для чего нужна справочная литература? Познакомить с видами справочной литературы. Привить любовь к чтению. | Узнают важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера. Научатся находить необходимые сведения в словаре, справочнике. | Регулятивные: Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять источники для поиска необходимой информации. Коммуникативные Строить понятные для партнера высказывания. | Проявляют интерес к чтению. |
5. | Отправимся на экскурсию. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Познакомить с видами музеев, правилами поведения в музее. | Научатся находить необходимые сведения об учреждениях в путеводителях. | Регулятивные: Задавать вопросы по теме экскурсии. Познавательные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к знаниям и способам их приобретения. |
6. | О чем расскажет план. | Урок открытия нового знания. | Что такое план? Для чего нужен? Научить отличать план местности от географической карты. | Научатся различать условные обозначения на плане, читать и характеризовать планы. | Регулятивные: Оценивать выполненное задание. Познавательные: читать план местности и обосновывать свое мнение. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания. | Проявлять интерес к познанию мира благодаря путешествиям. |
7. | Планета на листе бумаги. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Для чего нужны условные обозначения? Познакомить с картой мира. | Научатся читать карту по условным обозначениям, показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного материала. Познавательные: различать материки, части света, формы земной поверхности. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь | Проявлять интерес к познанию мира благодаря путешествиям |
8. | Страны и народы на политической карте мира. | Урок открытия нового знания. | Для чего нужна политическая карта? Познакомить с политической картой. | Научатся отличать политическую карту мира от физической карты. Будут иметь представление о многообразии внешнего облика представителей разных народов. | Регулятивные: Выполнять задание в соответствии с целью. Познавательные: Различать политическую и географическую карты мира и обосновывать свое мнение. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания. | Проявлять интерес к познанию мира. |
9. | Путешествуя. Познаем мир. | Комбинированный урок. | Почему путешествия мы познаем мир? Познакомить с правилами туризма, прививать интерес к путешествиям и туризму. | Научатся уважать и соблюдать правила ответственного туризма, осознанно готовиться к путешествию по определенному плану. | Регулятивные: оценивать выполненное задание. Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Творческое отношение к оформлению плана путешествия. |
10. | Транспорт. | Комбинированный урок. | Какой бывает транспорт? Познакомить с классификацией транспорта в зависимости от места движения. | Научатся систематизировать транспорт по видам (сухопутный, водный, воздушный, космический). | Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целью. Познавательные: определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | Понимание собственных достижений при освоении темы. |
11. | Средства информации и связи. | Урок открытия нового знания. | Что такое азбука Морзе? Познакомить с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи. | Научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации. | Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания. | Интерес к знаниям и способам их приобретения. |
Мир как дом (21 час) | ||||||
12. | Мир природы в народном творчестве. | Урок открытия нового знания. | Познакомить с представлениями людей о строении мира. | Познакомятся с представлениями людей о строении мира. Научатся видеть в народном творчестве отношение человека к природе. | Регулятивные: Отстаивать свою очку зрения. Познавательные: воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывании. | Проявлять интерес к изучению темы. |
13. | Из чего состоит все. | Урок открытия нового знания. | Из чего все состоит? Познакомить с жидким, твердым и газообразным состоянием тел. | Познакомятся с тремя состояниями тел, узнают отличительные черты каждого из них. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания. Познавательные: раскрывать значение понятий «мир как дом», «природные объекты», «тело». Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к изучению темы. |
14. | Мир небесных тел. | Урок открытия нового знания. | Чем звезды отличаются от планет? Познакомить с астрономическими понятиями «солнце», «звезда», «планета». | Узнают о Солнце как звезде, чем звезды отличаются от планет. Научатся классифицировать небесные тела. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Познавательные: различать звезды и планеты. Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Проявлять интерес к изучению небесных тел |
15. | Невидимое сокровище. | Урок открытия нового знания. | Для чего нужен воздух? Познакомятся с составом и свойствами воздуха. | Узнают о значении воздуха для жизни на Земле, его свойства. Научатся работать по инструкции. | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с планом. Познавательные: определять состав и свойства воздуха, обосновывать свое мнение. Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению при работе в группе. | Проявлять бережное отношение к чистоте воздуха |
16. | Самое главное вещество. | Урок открытия нового знания. | Для чего нужна вода? Познакомятся с составом и свойствами воды. | Узнают о значении воды для жизни на Земле, ее свойства. | Регулятивные: выполнять учебное задание. Познавательные: понимать значение воды для живых организмов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Проявлять бережное отношение к чистоте воды. |
17 | Самое главное вещество. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Для чего нужна вода? Познакомятся с составом и свойствами воды. | Узнают о значении воды для жизни на Земле, ее свойства. | Регулятивные: выполнять учебное задание. Познавательные: понимать значение воды для живых организмов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Проявлять бережное отношение к чистоте воды. |
18. | Природные стихии в народном творчестве. | Урок открытия нового знания. | Познакомить со значение стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве. | Познакомятся с тем, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с планом. Познавательные: различать символы-образы природных стихий в народном творчестве и обосновывать свое мнение. Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению при работе в паре. | Проявлять интерес к изучению темы. |
19. | Кладовые Земли. | Урок открытия нового знания. | Что такое минералы? Познакомить с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые». | Научатся различать понятия «минералы», «горные породы», определять их значение. | Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь. Познавательные: различать минералы и горные породы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | Проявлять бережное отношение к природным богатствам. |
20. | Чудо под ногами. | Урок открытия нового знания. | Для чего нужна почва? Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли. | Научатся определять основные свойства почвы, в процессе опытов установят состав почвы. | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Познавательные: определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Оценивать результат собственной деятельности. |
21. | Мир растений. | Урок открытия нового знания. | Познакомить с основной классификацией растений. Рассмотреть особенности каждой группы растений. | Научатся распределять растения по группам, использовать атлас-определитель для распределения растений по группам. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: различать растения каждой группы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания, используя термины. | Проявлять интерес и бережное отношение к растениям. |
22. | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Познакомить с изображением плодородной земли в народном творчестве | Научатся понимать изображения на предметах прикладного искусства, любить искусство своего народа. | Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания. Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле. Коммуникативные: учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес и бережное отношение к растениям. |
23. | Мир животных. | Урок открытия нового знания. | Познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками. | Научатся различать группы животных, выделять их характерные признаки. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять различные группы животных и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание, используя термины. | Проявлять интерес и бережное отношение к животным. |
24. | Образы животных в народном творчестве. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Познакомить с изображением животных в народном творчестве. | Научатся понимать изображения на предметах прикладного искусства, любить искусство своего народа. | Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания. Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять интерес изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы |
25. | Невидимые нити в живой природе. | Урок открытия нового знания. | Познакомить с классификацией животных по типу пищи, рассмотреть цепи питания животных. Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. | Научатся делить животных на группы в зависимости от питания, разбирать цепи питания, понимать, что нарушение в цепи питания ведет к ее исчезновению | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Познавательные: устанавливать невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание, используя термин. | Проявлять интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы. |
26. | Лес – волшебный дворец | Урок открытия нового знания. | Что такое природное сообщество? Познакомить с экологическими связями природного сообщества «лес». | Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «Лес» любить и понимать природу, охранять животных и растения. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Познавательные: различать природные сообщества и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. | Проявлять бережное отношение к природе. |
27. | Луг – царство цветов и насекомых. | Урок открытия нового знания. | Что такое единство живой и неживой природы? Познакомить с экологическими связями природного сообщества «луг». | Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «луг», любить и понимать природу. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для представления результата | Проявлять интерес к изучению темы. |
28. | Водоем – дом из воды. | Урок открытия нового знания. | Что такое круговорот воды? Познакомить с экологическими связями природного сообщества «водоем». | Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «водоем». | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению | Осознание успешности при изучении темы. |
29. | Как сохранить богатство природы. | Урок открытия нового знания. | Рассмотреть влияние человека на природу, меры по охране природы, воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе. | Узнают причины загрязнения окружающей среды, научатся находить способы ее защиты. | Регулятивные: выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Познавательные: раскрывать значение понятия «богатства природы» и использовать его в активном словаре. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению | Проявлять бережное отношение к природе. |
30. | Охрана природы в культуре народов России и мира. | Урок открытия нового знания. | Рассмотреть образцы творчества народов, показывающих роль природы в их жизни, прививать бережное отношение к природе. | Научатся видеть отношение предков к природе, осознавать е значимость в жизни человека через рассмотрение образцов творчества народа. | Регулятивные: выполнять задание в соответствие с целью Познавательные: использовать приобретенные знания для составления рассказа. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять бережное отношение к природе |
31. | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Актуализировать полученные знания, обобщать изученные темы на материале музея. | Научатся использовать полученные знания в нестандартной обстановке, видеть красоту природы, изображать ее. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку учебного задания. Познавательные: раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему мнению | Осознавать значение экологическое календаря. |
32. | Чудесное путешествие. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Использовать полученные знания в новой обстановке, закреплять исследовательские умения. | Научатся соотносить информацию с уже имеющимися знаниями, наблюдать, делать выводы. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Оценивать результат собственной деятельности |
Дом как мир (24 часа) | ||||||
33. | Родной дом – уголок Отчизны | Урок открытия нового знания. | Что такое Отчизна? Познакомить с устройством старинного дома, дать понятие о мире как обществе людей, живущих одними заботами, воспитывать любовь к Родине через любовь к своему дому. | Научатся воспринимать дом как частицу мира, ценить общие дела, традиции своего города. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: объяснять значения слова «мир» и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к познанию окружающего мира. |
34. | Свой дом – свой простор. | Урок открытия нового знания. | Что такое матица? Познакомить с устройством деревянного дома, показать мудрость народа. | Научатся различать части деревянного дома, определять их назначение. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять структуру старинного дома как образа вселенной и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Проявлять уважительное отношение к культурному многообразию человечества. |
35. | В красном углу сесть – великая честь. | Урок открытия нового знания. | Что такое красный угол»? Познакомить с устройством деревянного дома. | Научатся различать части деревянного дома, определять их назначение. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | Проявлять интерес к обустройству старинного дома. |
36. | Побываем в гостях. | Урок открытия нового знания. | Познакомить с устройством жилищ разных народов, обычаями гостеприимства. | Научатся различать жилища разных народов, узнают обычаи гостеприимства. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: рассказывать о традициях гостеприимства в древности в настоящее время. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Оценивать результат собственной деятельности. |
37. | На свет появился – с людьми породнился. | Урок открытия нового знания. | Познакомятся с названием людей по родству. | Научатся различать родственные связи, уважать старших родственников, заботиться о младших. | Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило. Познавательные: различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к познанию мира |
38. | Родословное древо. | Урок открытия нового знания. | Что такое родословная? Познакомить со способами составления родословного древа, вызвать интерес к прошлому своей семьи. | Научатся составлять родословное древо, собирать данные о своих предках, уважать семейные ценности. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять степень родства в своей семье и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять желание узнать названия родственников по степени родства и свойства. |
39. | Муж и жена – одна душа. | Урок открытия нового знания. | Что такое свадебные обряды? Познакомить со свадебными обрядами, ценностью супружества. | Узнают о старинных свадебных обрядах, о качествах характера, помогающих построить крепкую семью. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять условия успешной жизни молодоженов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. | Проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. |
40. | Святость отцовства и материнства. | Урок открытия нового знания. | Познакомить с народными традициями, показать значимость уважительного отношения к старшим. | Узнают народные традиции, связанные с рождением ребенка, познакомятся о почтительном отношении к родителям. | Регулятивные: планировать свое действие в соответствии учебного плана. Познавательные: раскрывать значения понятий. Коммуникативные: конструктивно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | Проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. |
41. | Добрые дети – дому венец. | Урок открытия нового знания. | Показать необходимость ранней подготовки к взрослой жизни, ценности опыта, приобретенного в детстве. | Узнают, как готовились в старину к взрослой жизни. Научатся осознанно относиться к выбору игрушек, узнают значение своего имени. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат. Познавательные: рассказывать о значении имени. Коммуникативные формулировать собственное мнение. | Оценивать результат собственной деятельности. |
42. | Детские игры – школа здоровья. | Урок открытия нового знания. | Почему игры – школа здоровья? Познакомить со значением народных игр для укрепления физического здоровья и умения жить с людьми. | Научатся играть по правилам, выбирать водящего, видеть пользу народных игр. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: понимать назначение детских игр и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять интерес к познанию мира. |
43. | За страницами учебника. В кругу семьи. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Воспитывать уважение к семье, семейным обычаям и традициям. | Научатся общаться со взрослыми и одноклассниками, выступать перед большой аудиторией, испытывать гордость за свою семью и родителей. | Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять творческое отношение к процессу решения кроссворда |
44. | Строение тела человека. | Урок открытия нового знания. | Что такое система органов? Познакомить со строением тела человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать. | Научатся различать понятия «орган», «система органов», узнают названия органов и их роль в организме. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: раскрывать значение понятия «внешнее и внутреннее строение тела человека», различать внешнее и внутреннее строение тела человека. Коммуникативные формулировать собственное высказывание, в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни. |
45. | Как работает наш организм. | Урок открытия нового знания. | Что называем системой органов? Познакомить с системами органов и их работой. | Научатся различать системы органов, понимать принцип их работы. | Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: определять деятельность каждой системы органов человека и обосновывать свое мнение. Коммуникативные конструктивно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению | Проявлять интерес к изучению темы |
46 | Как работает наш организм. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Что называем системой органов? Познакомить с системами органов и их работой. | Научатся различать системы органов, понимать принцип их работы. | Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: определять деятельность каждой системы органов человека и обосновывать свое мнение. Коммуникативные конструктивно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению | Проявлять интерес к изучению темы |
47. | Что такое гигиена. | Урок открытия нового знания. | Что такое гигиена? Познакомятся с правилами гигиены. | Научатся правильному уходу за зубами, узнают, как правильно питаться и следить за осанкой. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: гигиенически правильный образ жизни и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное мнение. | Бережное отношение к своему здоровью |
48. | За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Сформулировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении. | Научатся выделять компоненты здоровья человека, работать в команде. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять желание вести здоровый образ жизни |
49. | Органы чувств. | Урок открытия нового знания. | Что такое органы чувств? Познакомить с органами чувств и их значением для человека, учить беречь органы чувств. | Узнают строение органов чувств, правила гигиены органов чувств. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: определять органы чувств и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное мнение. | Проявлять интерес к изучению темы |
50. | Школа первой помощи. | Урок открытия нового знания. | Познакомить с простыми приемами оказания первой помощи. | Научатся пользоваться термометром, оказывать первую помощь при легких травмах. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять изменения температуры тела человека и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению | Проявлять желание вести здоровый образ жизни. |
51. | Здоровью цены нет. | Комбинированный урок. | Почему здоровью нет цены? Познакомить с правилами здорового образа жизни. | Узнают, что ценили люди в древности, выполнение каких правил поможет сохранить и укрепить здоровье. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата | Проявлять творческое отношение к процессу создания советов по здоровому образу жизни. |
52. | Дом не велик, а стоять не велит. | Урок открытия нового знания. | Что такое домострой? Познакомить с традициями народа по ведению хозяйства, прививать уважение к старшим, семье. | Узнают об обязанностях каждого члена семьи в старину, об уважении к столу и пище на нем, традициям за столом. | Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило. Познавательные: определять особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога | Проявлять интерес к познанию мира |
53. | Семейный бюджет. | Урок открытия нового знания. | Что такое семейный бюджет? Познакомить с понятием «семейный бюджет», развивать познавательный интерес. | Узнают, из каких частей состоит семейный доход, куда расходуются деньги, где можно сэкономить. | Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания. Познавательные: определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Оценивать результат своей деятельности |
54. | Мудрость старости. | Урок открытия нового знания. | Познакомить с общечеловеческими ценностями, принятыми всеми народами, воспитывать уважение к старости. | Узнают, что ценят в жизни народы мира, почему старость нужно уважать. | Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило. Познавательные: раскрывать смысл крылатых выражений и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Проявлять уважительное отношение к старости |
55. | Путешествие к А.С. Пушкину. | Урок открытия нового знания. | Познакомить с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина. | Узнают о предках и потомках великого поэта, проследят связь поколений рода Пушкина, научатся уважать историю своей Родины. | Регулятивные: выполнять взаимооценку, самооценку учебного задания. Познавательные: раскрывать значения понятия «неразрывная связь поколений». Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Осознание успешности при изучении темы |
56. | За страницами учебника. Моя семья – моя гордость. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к взрослым. | Научатся выбирать главное из истории своей семьи, рассказывать о достижениях семьи, гордиться своими предками. | Регулятивные: выполнять самопроверку учебного задания. Познавательные : использовать приобретенные знания для составления рассказа о семье. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Осознание успешности при изучении темы. |
В поисках Всемирного наследия (12 часов) | ||||||
57. | Всемирное наследие. | Урок открытия нового знания. | Что такое наследие? Познакомить со списком Всемирного наследия, с природным и культурным наследием человечества. | Узнают о культурном и природном наследии человечества, о его охране. | Регулятивные: выполнять учебное задание, используя алгоритм. Познавательные: определять объекты природного и культурного наследия планеты. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | Проявлять уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России. |
58. | Московский Кремль. | Урок открытия нового знания. | Познакомить с достопримечательностями Московского Кремля. | Узнают об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля, о важных событиях, которые происходят в Кремле. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Осознание успешности при изучении темы. |
59. | Озеро Байкал. | Урок открытия нового знания. | Где находится озеро Байкал? Познакомить с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал. | Узнают о природных особенностях озера, его животном мире, экологическом состоянии. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять уникальность озера Байкал и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света. |
60. | Путешествие в Египет. | Урок открытия нового знания. | Где расположен Египет? Познакомить с достопримечательностями Египта. | Узнают об Александрийской библиотеке, монастыре Святой Екатерины, Великой Пирамиде. | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Познавательные: определять объекты культурного наследия Египта. Коммуникативные согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. | Проявлять интерес к мировой культуре. |
61. | Путешествие в Грецию. | Урок открытия нового знания. | Где расположена Греция? Познакомить с объектом Всемирного наследия Греции. | Узнают о Греции и ее столице, афинском Акрополе. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять объекты культурного наследия Греции. Коммуникативные: согласовывать различные мнения при выполнении задания. | Проявлять интерес к мировой культуре. |
62. | Путешествие в Иерусалим. | Урок открытия нового знания. | Какой город мира хранит великую святыню трех религий и культурное наследие всего человечества? Познакомить с объектом Всемирного наследия Иерусалима. | Узнают об Иерусалиме, памятных местах города – Стене Плача, храме Скалы, храме Гроба Господня. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: определять местоположение Иерусалима в Израиле и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в партнером в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к духовному наследию |
63. | Путешествие в Китай. | Урок открытия нового знания. | Что такое Китайская стена? Познакомить с объектом Всемирного наследия Китая. | Узнают о Китае, Императорском дворце в Пекине, Великой Китайской стене. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять объекты Всемирного наследия Китая. Коммуникативные формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к мировой культуре и духовному наследию. |
64. | Всемирные духовные сокровища. | Урок открытия нового знания. | Что такое Всемирное наследие? Познакомить с выдающимися представителями разных народов, эпох, воплотивших в себе лучшие человеческие качества, воспитывать стремление к нравственному самовоспитанию | Узнают о свершениях матери Терезы, Жак-Ив-Кусто, Павла Третьякова, Луи Пастера, Юрия Гагарина, Астрид Линдгрен, Александра Невского. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного материала. Познавательные: смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога | Проявлять уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. |
65. | За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Познакомить с объектом Всемирного наследия, их многообразием. | Узнают, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведенными в учебнике, научатся видеть красоту и ценить ее. | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять творческое отношение. |
66 | Что мы узнали. Чему научились. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Познакомить с выдающимися людьми. | Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Оценивать результат собственной деятельности. |
67. | КВН. Урок-игра. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Познакомить с выдающимися людьми, воспитывать стремление к нравственному самовоспитанию. | Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Оценивать результат собственной деятельности. |
68. | Закрепление изученного. | Познакомить с выдающимися людьми, воспитывать стремление к нравственному самовоспитанию. | Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Оценивать результат собственной деятельности. |