Календарно-тематическое планирование по программе внеурочной деятельности изостудия «Экспромт» 1,2,3,4 классы
Частное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Кристалл»
Календарно-тематическое планирование
по программе внеурочной деятельности
изостудия «Экспромт»
1,2,3,4 классы
Разработчик:
Микоян Анастасия Сергеевна
Учитель ИЗО и технологии
Высшая квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.
Направленность программы
Внеурочная деятельность изостудия «Экспромт» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения, учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение, т.е. формирование УУД.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–10 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 1 класса;
развивающий – 2 года обучения для обучающихся 2 и 3 классов;
исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 4 класс.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Формы занятий
Это сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 часа, 34 часа в год.
Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме – 1 часа в неделю для 2 класса - 34 часа и для 3 класса 34 часа в год.
Четвертый год обучения предполагает работу с одарёнными детьми. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. Занятия так же проходят в режиме – 1 часа в неделю ,34 часа в год.
Тематическая разработка занятий с детьми 1 класса
(Первый год обучения)
1. Радужный мир
Теоретическая часть.
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Радужный мир | 30 |
2. | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. Конкурсы, фестивали | 4 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематический план 1 класс
№ занятия | Тема занятия | Содержание и форма работы | Количество часов | Дата проведения занятия |
1. | «Знакомство с королевой Кисточкой». | Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) | 1 | 3.09.19 |
2-3. | «Что могут краски?» | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. | 2 | 10.09 17.09 |
4. | «Изображать можно пятном». | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». | 1 | 24.09 |
5. | «Изображать можно пятном». | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. | 1 | 1.10 |
6. | «Осень. Листопад». | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | 1 | 8.10 |
7. | «Силуэт дерева». | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. | 1 | 15.10 |
8. | «Грустный дождик». | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | 1 | 22.10 |
9. | «Изображать можно в объёме». | Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. | 1 | 5.11 |
10. | «Здравствуй, мир!» | Обзорная экскурсия | 1 | 12.11 |
11. | «Красоту нужно уметь замечать». | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. | 1 | 19.11 |
12. | «Узоры снежинок». | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | 1 | 26.11 |
13. | «Чудо дерево» | Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | 1 | 3.12 |
14. | «Зимний лес». | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. | 1 | 10.12 |
15. | «Портрет Снегурочки». | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. | 1 | 17.12 |
16. | «К нам едет Дед Мороз». | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону. | 1 | 24.12 |
17. | «Ёлочка – красавица». | Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. | 1 | 14.01.20 |
18- 19 | «Снежная птица зимы». | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. | 2 | 21.01 28.01 |
20-21 | «Дом снежной птицы». | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. | 2 | 4.02 11.02 |
22. | «Кто живёт под снегом». | Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). | 1 | 25.02 |
23. | «Красивые рыбы». | Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. | 1 | 3.03 |
24-25. | «Мы в цирке». | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. | 2 | 10.03 17.03 |
26. | «Волшебная птица весны». | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. | 1 | 31.03 |
27. | «Моя мама». | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. | 1 | 7.04 |
28-29. | «Цветы и травы». | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». | 2 | 14.04 21.04 |
30-31. | «Цветы и бабочки». | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. | 2 | 28.04 5.05 |
32-33. | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | 2 | 12.05 19.05 |
34. | «Наши успехи» | Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных учащихся | 1 | 26.05 |
| Всего часов: | | 34 | |
Тематическая разработка занятий с детьми 2 и 3 класса.
(Второй-третий года обучения)
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Графика.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
Гравюра на картоне.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
Второй – третий года обучения. Развивающий этап: 2 и 3 класс
Разделы программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Основы художественной грамоты. | 40 |
2. | Графика. | 20 |
3. | Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия. | 8 |
| Итого: | 68 |
Календарно-тематический план 2 класс
№ занятия | Тема | Содержание и форма работы | Количество часов | Дата проведения занятия |
1. | Вводное занятие. «Воспоминания о лете». | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. Урок –путешествие. | 1 | 2.09.19 |
2. | «Воспоминания о лете». | Построение композиции. Цветовое решение. Свет и тень. | 2 | 9.09 16.09 |
3-4 | «Осенние листья». | Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. | 3 | 23.09 30.09 7.10 |
5. | «Осенний пейзаж» | Изображение в перспективе. Теплые цвета. Урок любования. | 1 | 14.10 |
6. | «Осень» | Рисунок пластилином. Техника исполнения. Творческая мастерская | 3 | 21.10 11.11 18.11 |
7. | «Осенний натюрморт» | Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. Конкурс. | 2 | 25.11 2.12 |
8. | «Дворец Снежной королевы». | Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. Урок-сказка.. | 2 | 5.12 9.12 |
9. | «Портрет Снегурочки». | Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. | 2 | 16.12 23.12 |
10. | «Зима» | Виртуальная экскурсия. Рисунок пластилином. Техника исполнения. Творческая мастерская | 3 | 13.01.20 20.01 27.01 |
11. | «Зимний натюрморт» | Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. | 2 | 3.02 10.02 |
12. | «Рисующий свет» | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | 1 | 17.02 |
13. | «Холодные цвета» | Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Урок-игра | 2 | 27.02 2.03 |
14. | «Теплые цвета». | Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. Урок-игра | 2 | 16.03 30.03 |
15. | «Родные просторы» | Экскурсия. Беседа на тему «Природа России» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | 2 | 6.04 13.04 |
16. | «Цветы весны». | Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. | 2 | 20.04. 27.04 |
17. | «Прогулка по весеннему саду». | Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. Урок – путешествие. | 2 | 4.05 11.05 |
18. | Аттестационная творческая работа. | Свободный выбор тем и материалов для исполнения. Подведение итогов года. | 2 | 18.05 25.05 |
| Всего часов | | 34 | |
Календарно-тематический план 3 класс
№ занятия | Тема | Содержание и форма работы | Количество часов | Дата проведения занятия |
1. | «Удивительный мир искусства» | Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. | 2 | 2.09.19 9.09 |
2. | «Листья и веточки». | Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. | 3 | 16.09 23.09 30.09 |
3 | «Осенние листья» | Композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. | 3 | 7.10 14.10 21.10 |
4. | «Натюрморт» | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная. | 4 | 11.11 18.11 25.11 2.12 |
5. | «Небо в искусстве». | Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. | 2 | 9.12 16.12 |
6. | «Город» | Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. Виртуальная экскурсия по улицам родного города. | 3 | 23.12 13.01.20 20.01 |
7. | «Зимние забавы». | Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | 2 | 27.01 3.02 |
8. | «Терема». | Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала | 3 | 10.02 17.02 27.02 |
9. | «Цветы и травы весны». | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | 3 | 2.03 13.03 16.03 |
10. | «Отражение в воде». | Монотипия. Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. | 3 | 30.03 6.04 13.04 |
11. | «Поздравление». | Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного. | 2 | 20.04 27.04 |
12. | «Открытка – поздравление» | Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. | 2 | 4.05 11.05 |
13. | Творческая аттестационная работа. | Свободный выбор техники и материалов. Подведение итогов года. | 2 | 18.05 25.05 |
| Всего часов | | 34 | |
Четвёртый год обучения. Исследовательский этап: 4 класс
Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
Композиция. Основные правила композиции:
объединение по однородным признакам;
соблюдение закона ограничения;
основа живой и статичной композиции;
группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Разделы программы.
№ | Раздел программы | Предметы | Часы |
1. | Основы изобразительной грамоты | Композиция Графика Цветоведение | 30 |
3. | Выставки, экскурсии | | 4 |
| | Итого: | 34 |
Календарно-тематический план 4 класс
№ занятия | Тема | Содержание и форма работы | Количество часов | Дата проведения занятия |
1. | Вводное занятие. | Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. | 1 | 4.09.19 |
2. | «Впечатление о лете». | Рисунок – тест Фломастеры. Линии, штрихи. Построение композиции. | 3 | 11.09 18.09 25.09 |
3. | «Облака и тучи» | Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. | 2 | 2.10 9.10 |
4. | «Деревья». | Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. | 3 | 16.10 23.10 6.11 |
5-7 | «Осенний натюрморт» | Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. | 6 | 13.11 20.11 27.11 4.12 11.12 18.12 |
8. | «Новогодний натюрморт». | Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. | 2 | 25.12 15.01.20 |
9. | «Комнатные растения» | Зарисовка растений с натуры в цвете. Акварель. | 4 | 22.01 29.01 5.02 12.02 |
10. | «Улицы моего города». | Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Виртуальная экскурсия. | 2 | 19.02 26.02 |
11. | «Улицы моего города». | Творческая работа по предварительным рисункам. | 3 | 4.03 11.03 18.03 |
12. | Творческая аттестационная работа «Война глазами детей» | Свободный выбор техники и материалов. Оформление работ к выставке. Подведение итогов года. | 4 | 1.04 8.04 15.04 22.04 |
13. | Выставки, экскурсии. | Экскурсия в Краеведческий музей, Мастерскую художника, Тематические выставки приезжих художников и мастеров. | 4 | 29.04 6.05 13.05 20.05 |
| Всего часов: | | 34 | |