12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тарасова Лариса Викторовна60 Россия, Белгородская обл., Шебекино Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности с оценочными и методическими материалами детского объединения «Секция туризма и краеведения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области»
«Рассмотрено» на методическом совете школы Протокол № 9 от «17» июня 2016 г. | «Рассмотрено» на педагогическом совете школы Протокол № 1 от«30»августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СОШ №6 г.Шебекино ______ В.Толстая «29» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №6 г.Шебекино _______ Л.Байдина Приказ №142 от «30» августа 2016 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
с оценочными и методическими материалами
детского объединения
«Секция туризма и краеведения»
Возраст: 8-9 лет
Класс: 3 «А»
Руководитель детского объединения:
Тарасова Лариса Викторовна,
учитель физической культуры
2016 год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Наименование раздела и темы учебного занятия | Характеристика деятельности учащихся | |||
План | Факт | |||||
Поход выходного дня | ||||||
1 | Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес – с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы Белгородчины. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе подготовки и осуществления похода, при этом соблюдают правила безопасности. Выделяют положительные и отрицательные моменты похода, собирают материал для гербария и делают зарисовки родной природы. | ||||
Безопасность юного туриста | ||||||
2 | Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением | Усваивают правила обращения с опасными инструментами и спец.снаряжением. Приобретают знания об основном специальном снаряжении. | ||||
Быт юного туриста | ||||||
3 | Туристское снаряжение: групповое и личное. Одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков. | Приобретают знания о туристическом снаряжении (групповом и личном), рюкзаке. Узнают отличия группового и личного туристического снаряжения, учиться распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в походе. Получают представления об одежде и обуви туриста, об укладке рюкзака | ||||
4 | Палатка, установка палаток разного типа Стартовая диагностика по теме: «Техника пешеходного туризма». | Осваивают технику установки палаток различного типа. Описываю последовательности установки палатки. | ||||
Кухня юного туриста | ||||||
5 | Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. | Получают представления о продуктах питания которые можно засушить. Усваивают правила сушки овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Под руководством родителей делают сушку продуктов питания | ||||
6 | Приготовление пищи на костре. | Под руководством руководителя готовят пищу на костре. | ||||
Туристская стенгазета | ||||||
7 | Совместная подготовка, изготовление газеты к Всемирному дню туризма. Развитие туризма в Белгородчине. | Участвуют в совместной подготовке, изготовлении и презентации стенных газет, посвященных совершенному туристическому походу. Приобретают знания об основах организации коллективной творческой деятельности. | ||||
Песни юного туриста | ||||||
8 | Песни Ю.Взборга, В.Высотского. Разучивание и исполнение полюбившийся песни. | Прослушивают слова песен в авторском исполнении. Знакомятся с историей песни. Обсуждают песню. Разучивают слова и исполнять туристические песни. | ||||
Легенды и были родного края. | ||||||
9 | Родной край в древности, в Средневековье. | Приобретают знания об истории и культуре родного края | ||||
10 | Экскурсия по местам интересных исторических событий. Посещение Шебекинского историко-художественного музея. | Приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; опыт волонтерской (добровольческой) деятельности. | ||||
Ориентирование на местности. | ||||||
11 | Карты. Масштаб. | Знакомятся с топографическими картами, узнают отличие топографических карт от географических. Знакомятся с масштабом, применяют полученные знания на практике. | ||||
12 | Легенда карт. Чтение карт. | Узнают, что такое легенда карты. Учатся читать карту. | ||||
13 | Обращение с компасом и картой. | Учатся обращаться с компасом и картой, применять на практики полученные знания. | ||||
14 | Спортивное ориентирование: обучение и тренировки | Применять на практике знания для ориентирования, знать природные ориентиры. Ориентироваться на местности по природным признакам. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной соревновательной деятельности. | ||||
15 | Спортивное ориентирование: обучение и тренировки | Применять на практике знания для ориентирования, знать природные ориентиры. Ориентироваться на местности по природным признакам. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной соревновательной деятельности. | ||||
Топография. | ||||||
16 | Топографические знаки. Топографические карты | Запоминают топографические знаки. Узнают изученные знаки и учатся работать с топографической картой. | ||||
17 | Топографическая игра | Демонстрируют навыки и умения на практике по нанесению условных знаков на карту. | ||||
18 | Топографический кроссворд, топографический диктант | Участвуют в подготовке кроссворда. Узнают топографически знаки и разгадывают кроссворд. | ||||
Туристские узлы и их назначение. | ||||||
19 | Узлы: восьмёрка, стремя, прусик Рубежная диагностика по теме «Топографические знаки» | Осваиваю технику вязки узлов, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной соревновательной деятельности. | ||||
20 | Узлы: удавка, академический, восьмерка | Осваиваю технику вязки узлов, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной соревновательной деятельности. | ||||
21 | Отработка навыков завязывания туристских узлов. | Осваиваю технику вязки узлов, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе ее освоения. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной соревновательной деятельности. | ||||
Преодоление препятствий. | ||||||
22 | Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов | Узнают о применение страховочных обвязок. Усваивают технику преодоления лесных завалов. Учатся подбирать индивидуально страховочные обвязки | ||||
23 | Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. | Знакомятся с альпенштоком и учатся применять его на спусках с крутого склона. | ||||
24 | Переправа по параллельно натянутым веревкам | Осваиваю технику преодоления навесной переправы, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе ее освоения. Учатся переправлять рюкзак на навесной переправе. | ||||
25 | Переправа при помощи вертикального маятника | Осваиваю технику преодоления при помощи вертикального маятника, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе ее освоения. | ||||
26 | Переправа при помощи горизонтального маятника | Осваиваю технику переправы при помощи горизонтального маятника, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. | ||||
27 | Отработка навыков преодоления препятствий. | Отрабатывают на практике навыки преодоления препятствий. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой и соревновательной деятельности. | ||||
28 | Отработка навыков преодоления препятствий. | Отрабатывают на практике навыки преодоления препятствий. Учатся лазить и перелезать оказывать помощь-страховку товарищу, знать виды препятствий и правила их преодоления. | ||||
Природоохранные акции | ||||||
29 | Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ акции: расчистка ближайших скверов. Участие в акции «Белгородчина- чистая зона» | Понимать смысл сохранения окружающей природы. Знать источники загрязнения природной среды. Знать способы по защите природы. Участвовать в Экологическом десанте. | ||||
30 | Развешивание кормушек и скворечников для птиц. | Изготавливают и развешивают кормушки и скворечники для птиц. Принимают участие в сохранении природы. | ||||
Походы выходного дня | ||||||
31 | Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навыков преодоления препятствий. | Применяют на практике теоретические знания, в походных условиях. Преодолевают препятствия туристического маршрута. Принимают участие в сохранении природы. | ||||
Туристская стенгазета | ||||||
32 | Изготовление стенной газеты, посвящённой совершенному походу | Участвуют в совместной подготовке, изготовлении и презентации стенных газет, посвященных совершенным туристическим экскурсиям и походам. Приобретают знания об основах организации коллективной творческой деятельности. | ||||
Туристские игры | ||||||
33 | Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр | Взаимодействуют со сверстниками в подготовке, проведении и анализе проведения спортивно-туристских игр | ||||
34 | Итоговая диагностика по теме: «Техника пешеходного туризма». Краеведческая викторина «Белгородчина-мой родной край» | Письменно отвечают на вопросы краеведческой викторины по истории города Шебекино и Шебекинского района. |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Стартовая диагностика по теме «Техника пешеходного туризма»
Цель: оценка исходного уровня знаний, умений и навыков
№ п/п | Фамилия, имя обучающихся | Установка палаток разного типа | Завязывание узлов | Переправа по гатям | Спуск с крутого склона при помощи альпенштока | Подъем при помощи веревки | Нахождение сторон света по компасу | ||||||
восьмерка | двойной проводник | стремя |
Обработка результатов:
За правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл,
за невыполнение – 0 баллов.
Если учащийся набрал в сумме:
8 баллов – высокий уровень
7-6 баллов – средний уровень
5-баллов и ниже – низкий уровень
Промежуточная диагностика по теме «Топографические знаки»
Цель: оценка уровня приобретенных специальных знаний
Топографический диктант
Спишите, заменяя выделенные слова условными знаками
Здравствуй, Ваня!
Недавно мы приехали погостить в деревню. Наш дом стоит левее грунтовой дороги, которая пересекает сосновый лес. На опушке леса стоит заброшенная деревянная мельница, а рядом с ней - колодец. По обе стороны мельницы раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша пасека. Все лето мы купались в реке, на ней очень крепкий металлический мост с которого мы обычно ныряем, а недалеко от нее очень красивая каменная церковь, но рядом – крутой овраг, а за ним болото.
Приехать к нам ты можешь по железной дороге.
Обработка результатов:
За правильно нарисованный знак учащийся получает 1 балл,
за невыполнение – 0 баллов.
Если учащийся набрал в сумме:
12 -11 баллов – высокий уровень
10-8 баллов – средний уровень
Итоговая диагностика по теме «Техника пешеходного туризма»
Цель: оценка уровня приобретенных знаний, умений и навыков
№ п/п | Фамилия, имя обучающихся | Установка палаток разного типа | Завязывание узлов | Спуск с крутого склона при помощи альпенштока | Переправа по параллельно натянутым веревкам | Переправа при помощи вертикального маятника | |||||
академический | удавка | восьмерка |
Обработка результатов:
За правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл,
за невыполнение – 0 баллов.
Если учащийся набрал в сумме:
7 баллов – высокий уровень
6-5 баллов – средний уровень
4-балла и ниже – низкий уровень
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Стартовая диагностика по теме Техника пешеходного туризма» (занятие № 4) | Рубежная диагностика по теме «Топографические знаки» (занятие №19) | - | Итоговый диагностика по теме «Техника пешеходного туризма» (занятие № 34) |
Используемая литература:
1.Программа внеурочной деятельности. «Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. — М.: Просвещение, 2011г. (Работаем по новым стандартам)» для учащихся 1-4 классов