Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности с оценочными и методическими материалами детского объединения «Секция туризма и краеведения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области»
«Рассмотрено» на методическом совете школы Протокол № 9 от «17» июня 2016 г. |
«Рассмотрено» на педагогическом совете школы Протокол № 1 от«30»августа 2016 г. |
«Согласовано» Заместитель директора МБОУ СОШ №6 г.Шебекино ______ В.Толстая «29» августа 2016 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №6 г.Шебекино _______ Л.Байдина Приказ №142 от «30» августа 2016 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
с оценочными и методическими материалами
детского объединения
«Секция туризма и краеведения»
Возраст: 8-9 лет
Класс: 3 «А»
Руководитель детского объединения:
Тарасова Лариса Викторовна,
учитель физической культуры
2016 год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Наименование раздела и темы учебного занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
|||
План |
Факт |
|||||
Поход выходного дня |
||||||
1 |
Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес – с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы Белгородчины. |
Взаимодействуют со сверстниками в процессе подготовки и осуществления похода, при этом соблюдают правила безопасности. Выделяют положительные и отрицательные моменты похода, собирают материал для гербария и делают зарисовки родной природы. |
||||
Безопасность юного туриста |
||||||
2 |
Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением |
Усваивают правила обращения с опасными инструментами и спец.снаряжением. Приобретают знания об основном специальном снаряжении. |
||||
Быт юного туриста |
||||||
3 |
Туристское снаряжение: групповое и личное. Одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков. |
Приобретают знания о туристическом снаряжении (групповом и личном), рюкзаке. Узнают отличия группового и личного туристического снаряжения, учиться распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в походе. Получают представления об одежде и обуви туриста, об укладке рюкзака |
||||
4 |
Палатка, установка палаток разного типа Стартовая диагностика по теме: «Техника пешеходного туризма». |
Осваивают технику установки палаток различного типа. Описываю последовательности установки палатки. |
||||
Кухня юного туриста |
||||||
5 |
Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. |
Получают представления о продуктах питания которые можно засушить. Усваивают правила сушки овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Под руководством родителей делают сушку продуктов питания |
||||
6 |
Приготовление пищи на костре. |
Под руководством руководителя готовят пищу на костре. |
||||
Туристская стенгазета |
||||||
7 |
Совместная подготовка, изготовление газеты к Всемирному дню туризма. Развитие туризма в Белгородчине. |
Участвуют в совместной подготовке, изготовлении и презентации стенных газет, посвященных совершенному туристическому походу. Приобретают знания об основах организации коллективной творческой деятельности. |
||||
Песни юного туриста |
||||||
8 |
Песни Ю.Взборга, В.Высотского. Разучивание и исполнение полюбившийся песни. |
Прослушивают слова песен в авторском исполнении. Знакомятся с историей песни. Обсуждают песню. Разучивают слова и исполнять туристические песни. |
||||
Легенды и были родного края. |
||||||
9 |
Родной край в древности, в Средневековье. |
Приобретают знания об истории и культуре родного края |
||||
10 |
Экскурсия по местам интересных исторических событий. Посещение Шебекинского историко-художественного музея. |
Приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; опыт волонтерской (добровольческой) деятельности. |
||||
Ориентирование на местности. |
||||||
11 |
Карты. Масштаб. |
Знакомятся с топографическими картами, узнают отличие топографических карт от географических. Знакомятся с масштабом, применяют полученные знания на практике. |
||||
12 |
Легенда карт. Чтение карт. |
Узнают, что такое легенда карты. Учатся читать карту. |
||||
13 |
Обращение с компасом и картой. |
Учатся обращаться с компасом и картой, применять на практики полученные знания. |
||||
14 |
Спортивное ориентирование: обучение и тренировки |
Применять на практике знания для ориентирования, знать природные ориентиры. Ориентироваться на местности по природным признакам. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной соревновательной деятельности. |
||||
15 |
Спортивное ориентирование: обучение и тренировки |
Применять на практике знания для ориентирования, знать природные ориентиры. Ориентироваться на местности по природным признакам. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной соревновательной деятельности. |
||||
Топография. |
||||||
16 |
Топографические знаки. Топографические карты |
Запоминают топографические знаки. Узнают изученные знаки и учатся работать с топографической картой. |
||||
17 |
Топографическая игра |
Демонстрируют навыки и умения на практике по нанесению условных знаков на карту. |
||||
18 |
Топографический кроссворд, топографический диктант |
Участвуют в подготовке кроссворда. Узнают топографически знаки и разгадывают кроссворд. |
||||
Туристские узлы и их назначение. |
||||||
19 |
Узлы: восьмёрка, стремя, прусик Рубежная диагностика по теме «Топографические знаки» |
Осваиваю технику вязки узлов, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной соревновательной деятельности. |
||||
20 |
Узлы: удавка, академический, восьмерка |
Осваиваю технику вязки узлов, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной соревновательной деятельности. |
||||
21 |
Отработка навыков завязывания туристских узлов. |
Осваиваю технику вязки узлов, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе ее освоения. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной соревновательной деятельности. |
||||
Преодоление препятствий. |
||||||
22 |
Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов |
Узнают о применение страховочных обвязок. Усваивают технику преодоления лесных завалов. Учатся подбирать индивидуально страховочные обвязки |
||||
23 |
Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. |
Знакомятся с альпенштоком и учатся применять его на спусках с крутого склона. |
||||
24 |
Переправа по параллельно натянутым веревкам |
Осваиваю технику преодоления навесной переправы, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе ее освоения. Учатся переправлять рюкзак на навесной переправе. |
||||
25 |
Переправа при помощи вертикального маятника |
Осваиваю технику преодоления при помощи вертикального маятника, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе ее освоения. |
||||
26 |
Переправа при помощи горизонтального маятника |
Осваиваю технику переправы при помощи горизонтального маятника, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. |
||||
27 |
Отработка навыков преодоления препятствий. |
Отрабатывают на практике навыки преодоления препятствий. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой и соревновательной деятельности. |
||||
28 |
Отработка навыков преодоления препятствий. |
Отрабатывают на практике навыки преодоления препятствий. Учатся лазить и перелезать оказывать помощь-страховку товарищу, знать виды препятствий и правила их преодоления. |
||||
Природоохранные акции |
||||||
29 |
Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ акции: расчистка ближайших скверов. Участие в акции «Белгородчина- чистая зона» |
Понимать смысл сохранения окружающей природы. Знать источники загрязнения природной среды. Знать способы по защите природы. Участвовать в Экологическом десанте. |
||||
30 |
Развешивание кормушек и скворечников для птиц. |
Изготавливают и развешивают кормушки и скворечники для птиц. Принимают участие в сохранении природы. |
||||
Походы выходного дня |
||||||
31 |
Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навыков преодоления препятствий. |
Применяют на практике теоретические знания, в походных условиях. Преодолевают препятствия туристического маршрута. Принимают участие в сохранении природы. |
||||
Туристская стенгазета |
||||||
32 |
Изготовление стенной газеты, посвящённой совершенному походу |
Участвуют в совместной подготовке, изготовлении и презентации стенных газет, посвященных совершенным туристическим экскурсиям и походам. Приобретают знания об основах организации коллективной творческой деятельности. |
||||
Туристские игры |
||||||
33 |
Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр |
Взаимодействуют со сверстниками в подготовке, проведении и анализе проведения спортивно-туристских игр |
||||
34 |
Итоговая диагностика по теме: «Техника пешеходного туризма». Краеведческая викторина «Белгородчина-мой родной край» |
Письменно отвечают на вопросы краеведческой викторины по истории города Шебекино и Шебекинского района. |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Стартовая диагностика по теме «Техника пешеходного туризма»
Цель: оценка исходного уровня знаний, умений и навыков
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Установка палаток разного типа |
Завязывание узлов |
Переправа по гатям |
Спуск с крутого склона при помощи альпенштока |
Подъем при помощи веревки |
Нахождение сторон света по компасу |
||||||
восьмерка |
двойной проводник |
стремя |
Обработка результатов:
За правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл,
за невыполнение – 0 баллов.
Если учащийся набрал в сумме:
8 баллов – высокий уровень
7-6 баллов – средний уровень
5-баллов и ниже – низкий уровень
Промежуточная диагностика по теме «Топографические знаки»
Цель: оценка уровня приобретенных специальных знаний
Топографический диктант
Спишите, заменяя выделенные слова условными знаками
Здравствуй, Ваня!
Недавно мы приехали погостить в деревню. Наш дом стоит левее грунтовой дороги, которая пересекает сосновый лес. На опушке леса стоит заброшенная деревянная мельница, а рядом с ней - колодец. По обе стороны мельницы раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша пасека. Все лето мы купались в реке, на ней очень крепкий металлический мост с которого мы обычно ныряем, а недалеко от нее очень красивая каменная церковь, но рядом – крутой овраг, а за ним болото.
Приехать к нам ты можешь по железной дороге.
Обработка результатов:
За правильно нарисованный знак учащийся получает 1 балл,
за невыполнение – 0 баллов.
Если учащийся набрал в сумме:
12 -11 баллов – высокий уровень
10-8 баллов – средний уровень
Итоговая диагностика по теме «Техника пешеходного туризма»
Цель: оценка уровня приобретенных знаний, умений и навыков
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Установка палаток разного типа |
Завязывание узлов |
Спуск с крутого склона при помощи альпенштока |
Переправа по параллельно натянутым веревкам |
Переправа при помощи вертикального маятника |
|||||
академический |
удавка |
восьмерка |
Обработка результатов:
За правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл,
за невыполнение – 0 баллов.
Если учащийся набрал в сумме:
7 баллов – высокий уровень
6-5 баллов – средний уровень
4-балла и ниже – низкий уровень
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ДИАГНОСТИК
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Стартовая диагностика по теме Техника пешеходного туризма» (занятие № 4) |
Рубежная диагностика по теме «Топографические знаки» (занятие №19) |
- |
Итоговый диагностика по теме «Техника пешеходного туризма» (занятие № 34) |
Используемая литература:
1.Программа внеурочной деятельности. «Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. — М.: Просвещение, 2011г. (Работаем по новым стандартам)» для учащихся 1-4 классов