Календарно-тематическое планирование «Моя семья», «Профессии»
План образовательной работы с детьми 6-7 лет
Тема: «Моя семья», «Профессии».
Программное содержание:
1. Систематизация и расширение знаний о семье.
2. Расширение гендерных представлений, формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим мужчинам.
3. Формирование бережного и чуткого отношения к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие».
Занятие: Безопасность «Дорожная азбука» Актуализировать представления детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках и их назначениях.
Образовательная область: « Познавательное развитие»
Занятие: «Моя семья» Формировать у детей представление о семье и своем месте в ней.
Конструирование. «Построй свой дом» Развивать конструктивное воображение и творчество, проявление индивидуального стиля конструирования.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Занятие «Все профессии важны, все профессии нужны». Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей. Активизировать имеющиеся знания у детей о профессиях. Углубить у детей интерес к профессиям взрослых. Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли.
Художественная литература: чтение В.Берестов «Читалочка» Вызвать интерес детей к стихотворению В.Берестова «Читалочка», закрепить навык использования схем, при заучивании стихотворения, закрепить понятие: родственные слова; формировать умение передавать свое отношение к содержанию при помощи интонации, жестов, мимики.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
Рисование: «Моя семья» Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Продолжать учить детей располагать «сюжет» на всем листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение.
Рисование: «Русская матрешка» декоративное Продолжать знакомить детей с декоративно- прикладным искусством. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой- матрешкой; учить составлять узор из отдельных элементов.
Лепка: «Профессии» Формировать и закреплять у детей представление о различных орудиях труда при определенных профессиях. (парикмахер)
Музыка
Слушание песни «Про папу».
Познакомить с понятием «Семья», воспитывать чувство уважения к своей семье.
Пение песни «Про папу»- дать понятие единства интересов в своей семье. Поощрять желание детей придумывать интересные движения.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Учить сохранять равновесие в ходьбе по узкой рейке гимн.скамейки.
Совершенствовать прыжки в длину с места, подлезание под различными препятствиями.
Двигательная деятельность(на улице)Развивать выносливость в ходьбе на лыжах до 300м.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельностидетей целесообразно внести:
- оформление выставки «Коллекции старинных семейных реликвий»;
- газеты, журналы по теме, семейные газеты, фотоальбомы;
- оформление выставки проектов «Моя родословная»;
- обогащение сюжетно-ролевой игры «Семья», учить развивать сюжет на кухне и в гостиной, внести кухонную, столовую, чайную посуду;
- иллюстрации для рассматривания: о пожаре (в доме, в лесу), о здоровье человека, электрические и бытовые приборы; к произведениям К.Я.Чуковского «Федорино горе», Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»;
- оформление книжной выставки «Книги о семье»;
- фотографии, открытки, картины с изображениями достопримечательностей родного города, карты России, Челябинской области;
- дидактические игры по теме;
- атлас «Организм человека и охрана здоровья» Е.Б. Катинас, « Как мы устроены» Э. Дами;
- цветные иллюстрации или картинки с изображением продуктов питания, лекарственных растений.
- силуэтное изображение тела человека со схемой воздействия витаминов на тело человека;
- репродукции произведений художников - портретистов;
- иллюстрации и книги по теме: «Снегурочка», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», В. Осеева «Почему?», Б. Заходер «Никто», В. Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама», У. Раджаб «Как пройти к отцу», Я. Сегель «Как я был мамой», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», Б. Емельянов «Рассказы о маме» и др.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- экскурсия вместе с детьми «Дворцы спорта, стадионы нашего города»;
- катание на лыжах, коньках;
- составить совместно с детьми коллаж «Режим дня в моей семье»;
- рассматривание семейных фотоальбомов - развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»;
- продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? и т.д.); обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком;
- вместе с ребенком нарисовать план своей квартиры (дома) и отметить на нем наиболее опасные места.
- добиваться осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части и не играть вблизи дороги, не играть с огнем, в отсутствие взрослых не пользоваться электроприборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы);
- научить в случае необходимости набрать телефонный номер службы спасения;
- беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела, о пользе продуктов питания и наличии в них полезных веществ и витаминов;
- почитать: «Снегурочка», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», В. Осеева «Почему?», Б. Заходер «Никто», В. Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама», У. Раджаб «Как пройти к отцу», Я. Сегель «Как я был мамой», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», Б. Емельянов «Рассказы о маме» и др.;
- сочинение загадок о членах семьи.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- сюжетно- ролевые игры по семейной тематике и их варианты («Семья», «Поход в магазин семьей», «Бабушка приехала в гости», «Поездка на дачу» (семьей)), разыгрывание стихотворений о семье, и её членах;
- трудовые поручения, дежурство, заполнение «Календаря природы»;
- дидактические игры «Кто где работает?», «Кем быть?» (о профессиях членов семей);
- рассматривание сюжетных картин и фотографий по теме, составление рассказов о родственниках их судьбах, интересных случаях из жизни;
- беседа на тему «Мой дом, моя семья»»;
- пальчиковая гимнастика «Моя семья»;
- составление рассказа из личного опыта «Моя мама»;
- ситуация общения «Мои увлечения»;
- творческое задание «Составь меню для своей семьи на обед» с целью расширения представлений о рациональном питании (объём пищи, последовательность приёма, разнообразие, питьевой режим);
- речевые игры «Моя бабушка умеет…»;
- упражнения в описании членов семьи (по заданному плану). Формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи;
- приготовление вкусного салата для своей семьи (закрепление навыков обработки овощей);
- сюжетно-ролевые игры с опорой на личный опыт детей;
- стимулирование детей на ситуативные беседы о профессиях родителей;
- систематизация представлений о труде взрослых.
- физиологические опыты (обращать внимание детей на то, как изменяется работа нашего организма во время подвижных игр, физической нагрузки (покраснение, потоотделение, учащенное сердцебиение), упражнения в определении пульса в разных состояниях (за 10 с.);
- чтение, обсуждение рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек», обсуждение прочитанного;
- упражнения для закрепления умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.
Гигиенические процедуры:
- игра-соревнование «Я лучше и аккуратнее всех сложил одежду» для закрепления умение быстро, аккуратно раздеваться, раскладывать одежду в определенные места;
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативные разговоры о правилах поведения за столом;
- игровая ситуация для совершенствования умений аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить;
- дидактическая игра «Поведение за столом» (дамы и кавалеры);
- последовательное приучение после еды относить посуду и аккуратно складывать ее в раковину.
Прогулка
- наблюдение за красотой деревьев, следами птиц на снегу, морозными узорами на стеклах, снежинками, метелью, движением солнца, снегопадом, скрипучестью снега под ногами, красотой зимнего пейзажа;
- подвижные игры разных народов;
- индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств;
- труд на участке (уборка участка, помощь детям младших групп);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- беседы: «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?», «Пожар в лесу»;
- работа со схемой безопасного подхода к детскому саду, с картами микрорайона;
- самомассаж с целью закаливания и укрепления организма (на выбор) «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручкам», « Поиграем с носиком», разучить «Поиграем с ножками» (А. Уманская, К. Динейка);
- составление рассказа «Мой путь в детский сад»;
-кукольный театр по мотивам произведения К.Я.Чуковского «Федорино горе»;
- творческое рассказывание на тему: «Я и мое здоровье»;
- создание атрибутов для сюжетно- ролевых игр, изготовление декораций для театрализованных и режиссерских игр;
- рассматривание иллюстраций;
- отгадывание загадок, дидактические игры «Четвертый лишний», «Лото» и др.;
- приемы закрепления привычки убирать игрушки в отведенное для них место.
Вечерняя прогулка:
- наблюдения за красотой вечернего неба, вечернего зимнего пейзажа;
- подвижные игры;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Перминова Елена Федоровна
Янова Татьяна Викторовна