12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Топоркова Светлана Евгеньевна993
Работаю учителем с 1996 года: сначала 2 года в сельских школах, затем воспитателем детского дома, а теперь в школе для детей с ОВЗ. Работаю с "особенными" детьми уже более 15и лет.
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «Особое обучение»
6

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в общеобразовательной школе для обучающихся с ОВЗ по курсу «Тестопластика» с пояснительной запиской

Пояснительная записка

В соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Данная программа разработана в соответствии с новыми требованиями и имеет общекультурную направленность.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания, заставляют думать ребёнка, учат анализировать задание, планировать ход его выполнения. Поэтому мы можем сказать, что тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.

Для учащихся с проблемами интеллектуального развития особенно характерно нарушение формирования познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, воображения; речи, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, мускулатуры пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. В связи с этим, содержание программы представлено различными приемами работы с соленым тестом и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы. При этом нельзя забывать о доступности для учащихся с проблемами интеллектуального развития объектов труда. Данные обстоятельства требуют от педагога кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Одно из самых полезных занятий для ребенка, а особенно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья - лепка. Она является средством эстетического воспитания: учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве, помогает формировать художественный вкус. Лепка способствует одновременной работе обоих полушарий мозга, благодаря чему их связь между собой укрепляется, развивает мелкую моторику рук, которая благоприятно влияет на развитие речи, помогает совладать с координацией, улучшает память и заставляет мыслить логически. Ребенок становится более терпеливым и усидчивым. У детей развивается абстрактное мышление, они создают образы, задействуют свои творческие способности, учатся сравнивать оригинал с результатом своей работы, анализировать отличия и сходства, выполнять задуманное, идти к конечной цели, сосредотачиваться.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".

Тесто — это удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий, эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, отличается простотой использования, доступностью и дешевизной. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто — материал достаточно хрупкий при небрежном обращении.

Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.

Значение данной работы для развития ребенка

Тестопластика:

- способствует развитию познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления;

- активизирует мыслительные процессы: в процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

- способствует развитию речи: отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте навыков планирования своей работы;

- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;

- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

- служит стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, эстетического вкуса, абстрактного мышления и воображения через лепку из соленого теста.

Задачи программы:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с материалами и инструментами, используемыми при работе с соленым тестом, оборудованием рабочего места, основами безопасного поведения во время работы.

2.Познакомить с различными приёмами работы с соленым тестом.

3Формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику рук, глазомера в процессе освоения различных технологических приёмов.

2.Развивать логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, память, внимание, устную речь.

3.Развивать речевые и коммуникативные качества.

Коррекционные:

1.Формировать умение ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы).

2.Формировать умение предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения).

3.Формировать умение контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

4. Формировать умение работать в коллективе.

Воспитательные:

1.Формировать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию.

2.Воспитывать аккуратность, целеустремлённость; развивать художественно-эстетический вкус.

3.Воспитывать желание ребёнка доводить работу до конца и выполнять самостоятельно.

4.Воспитывать чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа разработана для обучающихся 9 - 10 лет с проблемами интеллектуального развития. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 40 минут.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Количество детей в группе – 9 - 10 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Занятие делится на две части: первая часть занятия — лепка предметов, а вторая часть — окраска поделок с предыдущего занятия.

В процессе проведения занятий используются различные формы: комбинированные и практические занятия, самостоятельная и коллективная работа; методы: наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации); словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово); практический.

Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают своё рабочее место за партами.

Методическое обеспечение

1.Наглядные пособия:

- образцы изделий педагога и поделки других детей;

- натуральные предметы;

- опорные технологические карты;

- иллюстрации и фотографии по темам;

- презентации по различным темам учебного курса;

- дидактические игры.

2.Методические пособия:

- конспекты занятий с образцами и технологическими картами;

- дидактические и развивающие игры, конкурсы на развитие мелкой моторики рук, речи, зрительного восприятия и воображения, внимания, памяти;

- музыкальные произведения;

- методическая литература.

Материально-техническое обеспечение:

- соленое тесто или мука, соль, растительное масло, вода, миска для замешивания теста, мерная ложка или кружка;

- стеки или пластиковые ножи;

- доски для раскатывания теста;

- скалки или пластиковые бутылочки с водой;

- деревянная палочка для обработки краев;

- зубочистки, карандаш;

- декоративные пуговицы;

- подручные средства (вилка, расческа, ложка и т.п.)

- бросовый материал;

- формочки, шаблоны;

- кисти;

- краска гуашевая;

- фольга или пергаментная бумага.

Календарно-тематическое планирование

I четверть – 8 часов

Дата

Тема урока

К-во часов

1

7.09.

Вводное занятие. Русские народные промыслы: знакомство, разнообразие (роспись: гжель, хохлома, жостовская; вологодское кружево; игрушки : дымковская, филимоновская, матрешка. «Тарелка» - лепка

1

2

14.09.

Знакомство с солёным тестом, подготовка к работе. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования к работе с соленым тестом. «Тарелка» - роспись. Панно «Осень» - лепка (способом вдавливания листа в тесто)

1

3

21.09.

Приготовление соленого теста. Панно «Осень» - декорирование.

1

4

28.09

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста. Техника безопасности при работе с инструментами.

«Плюшки - ватрушки» - лепка.

1

5

5.10.

Подготовка теста к работе: согревание теста в руке, разминание. «Плюшки - ватрушки» - декорирование.

1

6

12.10.

Подготовка теста к работе. Отбивание теста. Раскатывание теста скалкой. ТБ. «Совушка» - лепка.

1

7

19.10.

Приемы работы с соленым тестом. Соединение деталей. Соединение деталей способом примазывания. «Совушка» - декорирование. «Сыр и мыши» - лепка.

1

8

26.10.

Соединение деталей способом приклеивания. «Сыр и мыши» - декорирование. «Овечка» - лепка.

1

II четверть – 7 часов

Дата

Тема урока

К-во часов

9

9.11.

Высушивание и окраска теста.

Способы сушки теста «Овечка» - декорирование. «Ветка рябины» - лепка.

1

10

16.11.

Виды окрашивания теста. Лакирование. «Ветка рябины» - декорирование. «Котофей» - лепка.

1

11

23.11.

Деление на части.

Отрывание кусочка теста от целого куска. «Котофей - декорирование. Панно: «Дерево с листьями и плодами» - лепка.

1

12

30.11

Откручивание кусочка теста от целого куска.

Панно: «Дерево с листьями и плодами» - декорирование. Панно: «Зима пришла» - лепка.

1

13

7.12.

Отщипывание маленького кусочка теста от целого куска. Панно: «Зима пришла» – декорирование. «Елочные украшения - гирлянда» - лепка.

1

14

14.12.

Отрезание кусочка теста стекой. ТБ. – «Елочные украшения - гирлянда» - декорирование. «Елочные украшения - игрушки» - лепка.

1

15

21.12.

Приемы работы с соленым тестом. Придание формы. Раскатывание теста продольными движениями ладоней (колбаски) на доске и в руках. «Елочные украшения – игрушки» - декорирование. Панно «Сосульки на крыше» - лепка.

1

III четверть – 10 часов

Дата

Тема урока

К-во часов

16

11.01.

Раскатывание тонких колбасок. Раскатывание толстых колбасок. Панно «Сосульки на крыше» - декорирование. «Декоративная тарелка с рельефным узором» – лепка.

1

17

18.01.

Раскатывание коротких колбасок. Раскатывание длинных колбасок. «Декоративная тарелка с рельефным узором» – декорирование. «Зимнее дерево» - лепка.

1

18

25.01.

Раскатывание теста вращательными движениями (шарики) на доске и в руках. «Зимнее дерево» - декорирование. Панно «Звездное небо» - лепка.

1

19

1.02.

Раскатывание больших шариков. Раскатывание маленьких шариков. «Звездное небо» - декорирование. «Снеговик» - лепка.

1

20

8.02.

Вырезание стекой формы по шаблону. ТБ. «Снеговик» - декорирование. «Петушок» - лепка.

1

21

15.02.

Вырезание стекой формы по шаблону. «Петушок» - декорирование.

1

22

22.02

Вырезание стекой формы по шаблону. «Снегирь на ветке» - лепка.

1

23

1.03.

Вырезание стекой формы по шаблону. «Снегирь на ветке» - декорирование.

1

24

15.03.

Выдавливание форм. ТБ. Выдавливание формочками фигурок животных: рыбка, птичка, бабочка, черепаха и т.д. (по выбору).

1

25

22.03.

Выдавливание форм. «Фигурки животных» - декорирование.

1

IV четверть – 9 часов

Дата

Тема урока

К-во часов

26

5.04.

Приемы работы с соленым тестом. Видоизменение формы. Вдавливание углублений на поверхности шара. ТБ.

«Ежик» - лепка

1

27

12.04.

Расплющивание теста между ладонями. «Ежик» - декорирование. Панно «Ромашки» - лепка.

1

28

19.04.

Вытягивание столбика из короткого толстого цилиндра. Панно «Ромашки» - декорирование. Панно «Радуга» - лепка.

1

29

26.04.

Защипывание края формы кончиками пальцев. Округление и заострение концов детали. Панно «Радуга» - декорирование. «Пирожок» - лепка.

1

30

3.05.

Дымковская игрушка. Элементы дымковской росписи. Дымковская игрушка: особенности изготовления. Дымковские игрушки: «Лошадка» – лепка.

1

31

10.05.

Элементы дымковской росписи. «Кружки», «Пятна». Дымковские игрушки: «Лошадка» - декорирование. «Петушок» - лепка.

1

32

17.05.

Элементы дымковской росписи. «Прямые полоски». Дымковские игрушки: «Петушок» - декорирование. «Пастушок» - лепка.

1

33

24.05.

Элементы дымковской росписи. «Волнистые полоски». Дымковские игрушки: «Пастушок» - декорирование. «Барыня» - лепка.

1

34

31.05.

Элементы дымковской росписи. «Клеточки». Дымковские игрушки: «Барыня» - декорирование. Составление композиции «Дымковские мотивы».

1

Ожидаемые результаты освоения программы

Дети должны знать (по возможности):

- правила техники безопасности;

- требования к организации рабочего места;

- инструменты и приспособления;

- технологию приготовления соленого теста, особенности соленого теста;

- технологическую последовательность изготовления изделий;

- основные приемы лепки;

- приемы соединения деталей в поделках из соленого теста;

- особенности сушки изделий;

- приемы использования подручных средств в работе с соленым тестом;

- правила выполнения сборных конструкций из соленого теста;

- последовательность изготовления картины из соленого теста.

Дети должны уметь (по возможности):

- организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы;

- правильно обращаться с инструментами и приспособлениями;

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- с помощью учителя приготовить соленое тесто;

- соединять детали из соленого теста различными способами;

- применять основные приемы лепки;

- правильно сушить и оформлять изделие;

- использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства;

- выполнять сборные конструкции из соленого теста;

- изготовлять небольшую картину из соленого теста;

- творчески подходить к выполнению работы.

Методическая литература

1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика.

2. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.

3. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во
вспомогательной школе – интернате М.: «Просвещение» 1983.

4. Подласый И.П. курс лекций по коррекционной педагогике. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Силаева К. Соленое тесто. Украшения. Сувениры. – М. 2005.

6. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Изд. Дом МСП. 2006.

7. Рубцова Е. С. Лепим из соленого теста. – Ростов н/Д: Владис: М., 2009.

8. Романовская А.Л. Поделки из соленого теста / А.Л. Романовская, Е. М. Чезлов. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2007.

9. Ханова И. Соленое тесто. Москва. 2007.

10. Хоменко В. А. Соленое тесто. Шаг за шагом. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007.

11. Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих. – М.2005.

12. Чибрикова О.В. Азбука соленого теста. М.: Эксмо, 2010.

13. Швайко Г.С. Пособие для педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003.

14. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки)/ под ред. Е.П. Петрова. - М.: 5 за знания, 2006.

Опубликовано в группе «Особое обучение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.