Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1 классе «Мир деятельности»
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-Б классе «Мир деятельности». Составитель: учитель нач.кл.Кордубан Е.В.
1. Пояснительная запискаДанная программа по МИД для 1 класса разработана на основе Программы «Мир деятельности» Л. Г. Петерсон, принятая в образовательной системе «Школа 2000…»
Целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1−4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
2. Общая характеристика курса по внеурочной деятельности Курс МИД состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.
IV Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Учебный план курса предполагает выделение на изучение данного курса 1 час в неделю (возможно во второй половине дня или в рамках проведения классных часов).
Организация учебного процесса (система дидактических принципов, технология, типы уроков)
Новое метапредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Включение детей в учебную деятельность, как и на уроках по различным учебным предметам, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…», методологической основой которой является общая теория деятельности, разработанная в последние 20−30 лет в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Учащиеся постоянно пребывают в пространстве учебной деятельности, в котором протекают процессы мотивации, реализации нормы и рефлексии, построения и коррекции способов действий, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
Выделяютсячетыре типа уроков в зависимости от их целей:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе МИД − это универсальные учебные действия). На уроках рефлексии учащиеся закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода для организации «открытия» нового универсального знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги, часть которых всегда выполняется на уроках курса МИД (шаги 2−5, 9), часть − на последующих предметных уроках (шаги 6−7), а часть, в зависимости от содержания, может выполняться как на предметных уроках, так и на уроках курса МИД (шаги 1 и 8).
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.
С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
При этом осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность может быть организовано как на уроке курса МИД, так и на предметном уроке при выполнении соответствующего универсального учебного действия (в режиме пробного действия).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения впробном учебномдействии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии.Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия (или его актуализацию, если выполнение пробного учебного действия было организовано на предметном уроке).
3) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки,выбираютспособ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в ходе предметных уроков решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма нового УУД вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение УУД.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового УУД, его роль и место в системе изученных учебных действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное УУД и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Данная структура урока графически может быть изображена с помощью схемы (рис. 1), помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптированном виде описывает структуру учебной деятельности, построенную на базе общей теории деятельности.
Выполнение программы по «Миру деятельности»имеет возможность быть обеспеченным учебно-методическим комплексом для учащихся 1-4 классов на каждый год обучения (по инициативе законных представителей учащихся):
-
Учебное пособие с наклейками. Работая с наклейками ученик закрепляет новое знание.
Разрезной материал представлен в виде отдельной тетради. Предназначен для использования его на уроке для организации открытия детьми нового надпредметного знания и его закрепления в индивидуальной и групповой работе.
Эталоны (двусторонние карточки, на одной стороне сам эталон для фиксации нового знания «Мои открытия», на другой – карточка для самооценки «Копилка моих достижений») с папкой. После урока ученик вставляет новую карточку в специальный альбом и пользуется ею в течение всех уроков.
Потребности социальной адаптации и самореализации личности и развития общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Как отмечено в Концепции развития образования в Российской Федерации, «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны, начиная с гуманистических идей Эразма Роттердамского, и получили свое развитие в педагогических концепциях Я.А. Коменского и Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и А. Дистервега, К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Д. Дьюи и М. Монтессори, Л.В.Занкова и В.В. Давыдова... Особенностью нашего времени является то, что изменившиеся условия жизни остро ставят вопрос об их практической реализации в массовой школе как необходимом условии безопасности, успешного функционирования и развития человека и общества. Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Действительно, невозможно научиться плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем не отработав и не откорректировав все эти движения в воде. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.
Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Анализ этапов формирования универсальных учебных действий с позиций общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) показывает, что этапы 1 и 3 целесообразно проходить при изучении учебного содержания обычных школьных предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих общеучебных умений, а в последующем − для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.
Для того чтобы организовать прохождение учащимися этапов 1 и 3 на уроках по разным учебным предметам авторским коллективом Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» построена теоретически обоснованная общая структура учебной деятельности[4], и на ее основе разработана технология деятельностного метода обучения как конкретизация данной структуры[5]. Для организации прохождения этапов 2, 4 и 5 формирования УУД в настоящее время разрабатывается курс «Мир деятельности» для учащихся 1−11 классов, составной частью которого является предлагаемый курс для учащихся 1−4 классов.
1 класс
Основные требования к метапредметным результатам
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
Знать основные правила общения, уметь их применять.
Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.
Знать алгоритм исправления ошибок (1 класс), уметь его применять.
Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.
Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (1 класс), приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.
Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.
Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.
Организационно-рефлексивная линия
У учащихся формируются первичныепредставления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах,которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).
Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.)
Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).
Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытиянового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю».Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Цель выполнения домашнего задания.
Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
Коммуникативная линия
Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе.
Познавательная линия
У учащихся формируется представление о внимании вучебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.
Как научиться быть внимательным.
Ценностная линия
У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающимиуспешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.
Семья – мой помощник в учении.
Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.
Обобщение и систематизация знаний
Диагностика
Резерв
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся
1 класс – 33 ч
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Организационно-рефлексивная линия |
9 |
2. |
Коммуникативная линия |
3 |
3. |
Познавательная линия |
1 |
4. |
Ценностная линия |
6 |
5. |
Обобщение и систематизация знаний |
5 |
6. |
Диагностика |
2 |
7. |
Резерв |
7 |
Всего: |
33 ч |
1 класс (33 ч)
Дата |
№ п/п |
Тема, цель |
I четверть (9 часов) |
||
1 |
Тема: «Учиться… А что это значит?» |
|
2 |
Тема: «Учитель и ученик» |
|
3 |
Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке» |
|
4 |
Тема: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности» |
|
5 |
Тема: «Учимся дружно. Работа в парах» |
|
6 |
Тема: «Учимся дружно. Работа в парах» |
|
7 |
Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
|
Резерв (2 урока) |
||
II четверть (7 часов) |
||
10 |
Тема: «Как научиться быть внимательным» |
|
11 |
Тема: «Затруднение – мой помощник в учении» |
|
12 |
Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье» |
|
13 |
Тема: «Учимся дружно. Работа в группах» |
|
14 |
Тема: «Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности» |
|
15 |
Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
|
16 |
Резерв (1 урок) |
|
III четверть (9 часов) |
||
17 |
Урок диагностики № 1 |
|
18 |
Тема: «Как выяснить, что я не знаю» |
|
19 |
Тема: «Зачем ученику домашнее задание» |
|
20 |
Тема: «Семья – мой помощник в учении» |
|
21 |
Тема: «Пробное учебное действие» |
|
22 |
Тема: «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать» |
|
23 |
Тема: «Причина затруднения» |
|
24 |
Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» |
|
25 |
Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
|
IV четверть (8 часов) |
||
26 |
Тема: «Как проверить свою работу» |
|
27 |
Тема: «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности» |
|
28 |
Урок диагностики № 2 |
|
29 |
Тема: «Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности» |
|
30 |
Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» (Творческая гостиная для детей и родителей) |
|
31–33 |
Резерв (2 урока) |
-
Учебное пособие с наклейками. Работая с наклейками ученик закрепляет новое знание.
Разрезной материал представлен в виде отдельной тетради. Предназначен для использования его на уроке для организации открытия детьми нового надпредметного знания и его закрепления в индивидуальной и групповой работе.
Эталоны (двусторонние карточки, на одной стороне сам эталон для фиксации нового знания «Мои открытия», на другой – карточка для самооценки «Копилка моих достижений») с папкой. После урока ученик вставляет новую карточку в специальный альбом и пользуется ею в течение всех уроков
(по инициативе законных представителей учащихся).
Технические средства обучения |
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Персональный компьютер. МФУ. Мультимедийный проектор. |
Экранно-звуковые пособия |
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме). |
Оборудование класса |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для карт и т. п. |
Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
1) Оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены.
2) Основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
3) Не следует ставить отметки по результатам тестов и анкет, отражающих качества личности учащихся.
4) Развитие познавательных процессов и потребностной сферы следует отмечать качественно.
Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха»в учебном пособии.
Можно предложить, например, следующую систему оценивания:
отметки:
«отлично» − наблюдаются значительные позитивные сдвиги ученика относительно собственных предыдущих результатов;
«хорошо» − наблюдаются определенные положительные изменения;
«зачет» − программа курса выполнена;
качественныеоценки:
«Молодец!», «Будь внимательнее!»,«Подумай еще!» и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения обычных уроков, а итоговый − на уроках по курсу МИД. Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика.
Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными: «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!! и т.д.
Диагностическая база
В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:
1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;
2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом. В курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:
тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
психологическое исследование.