Картотека игр на развитие ощущений и восприятия для детей (3-6 лет)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова
Санкт-Петербурга
(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)
Контролируемая самостоятельная работа:
Картотека игр на развитие ощущений и восприятия для детей
(3-6 лет)
Обучающейся(гося) 1 курса
№ учебной группы 1-16/1
Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Пономарева Анна Николаевна
Санкт-Петербург 2023 год
№1
Ощущение | Тактильные |
Дидактическая игра | Название «Найди пару» |
Возраст детей | 3-4 года |
Оборудование | Крышки из разных материалов и разных форм, непрозрачный мешок. |
Цель | Находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы. |
Время проведения | 10-15 минут |
Инструкция | Педагог объясняет суть игры |
Вопросы для обсуждения | «Этот предмет какой формы?» «Ну ка давай подумаем этот предмет » |
Ход игры | Предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям. Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка. |
№ 2
Ощущение | Зрительное |
Дидактическая игра | Название «Солнечный зайчик» |
Возраст детей | 3-4 года |
Оборудование | Зеркальце |
Цель | Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. |
Время проведения | 15-20 минут |
Вопросы для обсуждения | «Этот лучик какой яркий или еле заметный?» «А где сейчас находится лучик?» |
Инструкция | Педагог объясняет суть игры |
Ход игры | Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца солнечный лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульчикам и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика. При этом передвигайте сначала луч плавно, затем быстрее. |
№3
Ощущение | Обонятельные |
Дидактическая игра | Название «Узнай по запаху» |
Возраст детей | 3-4 года |
Оборудование: | баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями. Баночки оформлены как цветы. |
Цель: | Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.. |
Время проведения | 5-10 минут |
Инструкция | Педагог объясняет суть игры |
Ход игры | Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета? » |
№4
Ощущение | Вкусовые |
Дидактическая игра | Название «Назови вкус продуктов» |
Возраст детей | 3-4 года |
Оборудование: | 4 карточки с изображением: лимона, конфеты, лука и соли. 4 карточек с изображением: сельд, печенье, киви, яблоко (антоновка). |
Цель | развивать вкусовые ощущения. |
Время проведения | 10-20 минут |
Вопросы для обсуждения | «Какой это вкус, он какой…?» |
Инструкция | Педагог объясняет суть игры |
Ход игры | Ребенку объясняются название вкусов соленый, кислый, сладкийи и далее предлагают по картинкам с изображением различных продуктов назвать их вкус. |
№5
Ощущение | Слуховые |
Дидактическая игра | Название «Игра испорченный телефон» |
Возраст детей: | 3-4 года |
| Возраст детей: 3-4 года |
Оборудование: | |
Цель: | развивать слуховые ощущения. |
Время проведения | 15-20 минут |
Инструкция | Педагог объясняет суть игры |
Ход игры | Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим и вызывает всеобщее веселье. Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока. |
Игры на развитие Восприятия:
№1
Восприятие | Зрительное, тактильное |
Дидактическая игра | Название: «Живое домино» |
Возраст детей | 3-5 лет |
Оборудование | Ленты различного цвета |
Цель | Знакомить детей с четырьмя цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу. |
Время проведения | 10-15 минут |
Вопросы для обсуждения | «Эта лента какого цвета?» «Как ты думаешь рядом с кем тебе нужно встать ?» |
Инструкция | Педагог объясняет суть игры |
Ход игры | Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны. |
№ 2
Восприятие | Зрительное |
Дидактическая игра | Название: «Собери цветик - семицветик» |
Возраст детей | 3-5 лет |
Оборудование | Пластиковые круги разного цвета; Пластиковые лепестки разного цвета (7 лепестков). |
Цель | упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. |
Время проведения | 5-15 минут |
Вопросы для обсуждения | «Это какой цвет?» «Как ты думаешь к какой серединке подходит этот леписток?» |
Инструкция | Педагог объясняет суть игры |
Ход игры | Воспитатель выкладывает круги шести цветов. Ребёнок подбирает лепестки соответственно цвету середины. |
№3
Восприятие | Зрительное |
Дидактическая игра | Название: «Живая палитра» Играют 10 -20 человек |
Возраст детей | 3-6 лет |
Оборудование | Таблички разных цветов и оттенков. |
Время проведения | 10-20 минут |
Инструкция | Педагог объясняет суть игры |
Вопросы для обсуждения | «Сколько у тебя предметов?» |
Ход игры | Каждый игрок с закрытыми глазами выбирает табличку, затем называется цвет, перечисляет предметы, для которых он характерен, побеждает игрок, назвавший больше предметов. |
№4
Восприятие | Тактильные |
Дидактическая игра | Название: «Почтовый ящик» Играют 5 и более человек |
Цель | различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объёмную формы; Учить, при тактильном восприятии пользоваться методом проб. |
Возраст детей | 3-4 года |
Оборудование | почтовый ящик-коробка с различным количеством прорезей (от двух до десяти) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг, треугольник, шестигранник, трапеция, звезда и т.д.), объёмные фигурки, которые проталкиваются в отверстие, ширма или экран |
Время проведения | 10-15 минут |
Вопросы для обсуждения | «Что ты чувствуешь взяв этот предмет, какой он ?» |
Инструкция | Педагог объясняет суть игры |
Ход игры | Педагог предлагает ребёнку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном (или за ширмой или под салфеткой), не контролируя зрением (допускаются пробы). «Возьми круг. Протолкни в коробку». «Смотреть нельзя!» |
№ 5
Восприятия | Звуковые |
Дидактическая игра | Название «Кто это? |
Цель | учить различать при ограниченном выборе голоса птиц и животных. |
Возраст детей | 3-6 лет |
Оборудование | аудиозаписи или кассеты с записью голосов. Например: мычание коровы, стук дятла, голос кукушки, лай собаки, мяуканье кошки, кваканье лягушки, картинки с подписями, игрушки |
Время проведения | 10-20 минут |
Вопросы для обсуждения | «Голос какого животного ты сейчас услышал(а)?» «Какой звук идает это животное, что оноделает?» |
Инструкция | Педагог объясняет суть игры |
Ход игры | Педагог показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает детей, как она мяукает. Послу воспроизведения детьми голоса: кошки, собаки, курицы включается запись. Аналогично педагог знакомит с голосом другого животного или птицы. Соответствующие игрушки ставятся на стол, картинки помещаются в наборном полотне или на доске. Затем педагог предлагает детям узнать, чей голос они слышат. В случае ошибки он, не выключая записи, показывает соответствующую игрушку или картинку. |