Урок химии в 8 классе «Кислоты»
Из опыта работы Гулидовой Лилии Сергеевны, учителя химии МБОУ СШ №61 им. М.И. Неделина г. Липецка.
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: «Кислоты».
Уровень образования: общеобразовательный класс
Класс: 8 класс
УМК Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара
Тема урока: «Кислоты».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель образовательная: познакомить обучающихся с новым классом неорганических соединений – кислотами, их составом, номенклатурой, классификацией.
Цель развивающая: развитие логического мышления, специфических химических умений, связанных с формулами веществ, таблицей растворимости.
Цель воспитательная: воспитание интереса к изучению науки химии в связи с ее возрастающим значением в современном обществе; воспитание культуры общения при работе в ученическом коллективе.
Цель деятельностная: формирование у обучающихся умений определять кислоты на основе их состава; называть кислоту по формуле и записывать формулу кислоты по ее названию.
Цель содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений: кислотный остаток, его валентность, познакомить с классификацией кислот.
Задачи:
- изучить состав и номенклатуру кислот, определять принадлежность кислот к соответствующему классу веществ, знать физические свойства серной и соляной кислот, технику безопасности при работе с кислотами;
- продолжить развивать умения: формулирование гипотез, соблюдение правил техники безопасности при выполнении опытов, формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента;
- формирование умения управлять своей учебной деятельностью с целью выбора индивидуальной образовательной траектории.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: ТСО, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Изменение окраски индикаторов в различных средах», раздаточные индивидуальные таблицы «Кислоты и соли» для обучающихся, растворы HCI ,NaOH , универсальная индикаторная бумага.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
постановка вопросов, разрешение конфликта, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Личностные УУД:
Проявлять эмоционально – ценностное отношение к учебной проблеме.
Проявлять творческое отношение к учебному процессу.
Ресурсы: «Химия 8» Кузнецова Н.Е., Титова Н.М., Гара Н.Н., 2012, с изменениями
Ход урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
I.Определение потребностей и мотивов: а) мотивация к учебной деятельности. II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. III. Выявление места и причины затруднения IV.Построение проекта выхода из затруднения. V. Реализация построенного проекта VI. Первичное закрепление во внешней речи VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону VIII. Включение в систему знаний и повторение Информация о домашнем задании IX. Рефлексия учебной деятельности. | Эпиграф: Per aspera ad astra», что в переводе с латинского языка означает – через тернии к звездам. Приветствие учителя. Вопрос к классу: «Что вы думаете по поводу этого эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку?» Для успешного перехода на новую ступень знания химии класс делится на 3 варианта по количеству рядов, учащиеся работают в парах. Положительный настрой на работу и сотрудничество. Известно более 700 тысяч неорганических веществ и все их по определенным признакам можно классифицировать. Какие 2 класса неорганических соединений вы изучили, дайте их определения и классификацию. Выполните следующее задание – написано на доске: дан перечень веществ: В-1 Li2O, Ca(OH)2, CO2, CaO, SiO2, LiOH, В-2 FeO, NaOH N2O5, Na2O, SO3, Fe(OH)2 В-3 BaO, SO2, Cu(OH)2 N2O3, CuO, Ba(OH)2, Определите принадлежность веществ к соответствующему классу, назовите вещества. Выпишите формулы основных оксидов и запишите соответствующие им основания (гидроксиды металлов). Выпишите формулы кислотных оксидов и попробуйте составить соответствующие им соединения (гидроксиды неметаллов). Фиксация индивидуальных затруднения в выполнении учебного действия. Побуждение обучающихся к выдвижению гипотезы и выработке плана действий по ее проверке. Гипотеза: если оксидам металлов соответствуют гидроксиды металлов, значит и кислотным оксидам соответствуют гидроксиды неметаллов, которые называют кислотами. На доске учитель записывает тему урока. План изучения нового материала: - определение кислот, номенклатура; - классификация кислот; - некоторые свойства кислот; С помощью таблицы-эталона учащиеся находят соответствие кислотных оксидов кислородосодержащим кислотам - индивидуальное затруднение устранено. определяют и называют кислотные остатки, усваивают определение их валентности. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость выучивания формул и названий кислот, т.к. без этого будет невозможно понимание следующего класса веществ – солей. Физкультминутка Фронтальная беседа. 1)Что общего вы видите в формулах всех представленных вам кислот? 2) Отчего происходит название «кислота»? 3) Как можно определить реакцию среды в щелочи и кислоте? Химия – наука экспериментальная. Проведем демонстрационный опыт по определению реакции среды и распознаем растворы кислоты и щелочи Применение кислот. С.142 - №1,2,3 – тестовые задания с выбором ответа – устно. Письменно - выполните №4 (б) Работа с текстом учебника п.32 Кратко выписать важнейшие свойства серной и соляной кислот Запись на доске: д/з п.32, №4(а,б,г), учить формулы и названия кислот, кислотных остатков. Творческое задание – презентация по теме: Кислоты у нас дома». Написать синквейн на тему «Кислоты» Предлагаю вспомнить какую цель поставили в начале урока, достигли ли ее? Побуждаю оценить свою деятельность на уроке. Вопросы на слайде: 1. на уроке я работал активно/пассивно 2. своей работой на уроке я доволен/ не доволен 3. за урок я не устал/устал 4. материал урока мне был понятен/ не понятен; полезен/бесполезен; интересен/скучен 5. мое настроение стало лучше/хуже Спасибо за урок! | Высказывают свои соображения. Например: «Мы поднимемся на новую ступень знания в классификации неорганических соединений,,несмотря на некоторые затруднения». Фронтально: учащиеся дают определение оксидов, их классификацию; определение оснований, их классификацию. Учащиеся успешно овладели номенклатурой оксидов и оснований, их классификацией, выстроили соответствие основных оксидов и оснований, а кислотным оксидам они не могут верно построить формулы гидроксидов неметаллов. Фронтально проверка знаний по определениям и классификации. Проверка правильности выполнения задания - у доски – 3 ученика Формулирование проблемы: существует ли формула гидроксида неметалла и как она составляется? Выдвигают гипотезу и план действий по аналогии с основаниями. Формулируют тему урока «Кислоты» и учебную цель – открыть п.32, стр.139 Запись в тетрадях определения «Кислоты» - стр. 140 Работа в парах с индивидуальными таблицами «Кислоты и соли» по формулам и названиям кислот, кислотным остаткам, соответствию кислотных оксидов и кислородосодержащих кислот, определяют и называют кислотные остатки, усваивают определение их валентности. Запись в тетрадях классификации кислот - стр. 140, рис.64 Взаимоопрос в парах по названию и формулам наиболее часто употребляемых кислот: НСI, HNO3, H2SO4, H2SO3, H2S, H3PO4 Предполагаемые ответы. 1) Наличие атомов водорода. Каждая формула начинается химическим знаком Н. 2) Кислый вкус, например лимон, незрелое яблоко. В желудке человека раствор соляной кислоты. 3) Реакцию среды можно определить с помощью индикаторной бумаги по изменению ее цвета Демонстрационный опыт, выполненный по желанию одним из учащихся с пронумерованными пробирками, в которых раствор кислоты, раствор щелочи и индикаторная бумага и цветовая шкала кислотно-основных свойств. Вывод: в растворах кислот – кислотная среда, это – их общее свойство. Ответы с места по желанию Решение на доске и в тетрадях. Акцентируется внимание на технике безопасности при работе с кислотами. Выписывают в тетради свойства важнейших кислот – стр.141 Предлагаются несколько вариантов ответа например: Кислоты Важные, опасные, необходимые Растворяются, прожигают, обугливают В природе все взаимосвязано, достойное место. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям, сдают учителю. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и партнерами в группе. Регулятивные: прогнозирование в процессе выполнения пробного действия Познавательные: умения структурировать знания, формулировать проблему, грамотно ее озвучивать. Регулятивные: умение планировать свою деятельность, оценивать эффективность своей работы в паре и группе. Познавательные: умения структурировать знания; Постановка и формулировка проблемы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения, коррекция. Познавательная, общеучебная: умение осознанно и правильно строить речевое высказывание Регулятивные: прогнозирование Регулятивный: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция. Регулятивные: прогнозирование Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что же усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозированию. |
Приложение к уроку ( индивидуальная карточка для каждого обучающегося)
КИСЛОТЫ И СОЛИ
Название кислоты | Формула кислоты | Кислотный остаток,его название | Кислотный оксид | Название кислотного остатка, соли |
1) АЗОТНАЯ | HNO3 | -NO3 (I) нитрат | (N2O5) NO2 | НИТРАТ NaNO3 нитрат натрия |
2) АЗОТИСТАЯ | HNO2 | -NO2 (I) нитрит | N2O3 | Нитрит Ba(NO2)2 нитрит Ba |
3) ФТОРОВОДОРОДНАЯ (Плавиковая) | HF | -F (I) фторид | - | ФТОРИД AlF3 фторид алюминия |
4) Хлороводородная (Соляная) | HCI | -CI (I) хлорид | - | ХЛОРИД NaCl хлорид натрия |
5) БРОМОВОДОРОДНАЯ | HBr | -Br (I) бромид | - | БРОМИД KBr бромид калия |
6) ЙОДОВОДОРОДНАЯ | HI | -I (I) йодид | - | ЙОДИД MgI2 йодид магния |
7) СЕРНАЯ | H2SO4 | =SO4 (II) сульфат | SO3 | СУЛЬФАТ MgSO4 сульфат магния |
8) СЕРНИСТАЯ | H2SO3 | =SO3 (II) сульфит | SO2 | СУЛЬФИТ Na2SO3 сульфит натрия |
9) Сероводородная | H2S | =S(II) сульфид | - | Сульфид АI2S3 – cульфид алюмин. |
10) ОРТОФОСФОРНАЯ | H3PO4 | =PO4 (III) ортофосфат | P2O5 | ОРТОФОСФАТ Cа3(РО4)2 ортофосфат кальция |
11) МЕТАФОСФОРНАЯ | HPO3 | -PO3 (I) метафосфат | P2O5 | МЕТАФОСФАТ КРО3 метафосфат калия |
12) УГОЛЬНАЯ | H2CO3 | =CO3 (II) карбонат | CO2 | КАРБОНАТ СаСО3 карбонат Са |
13) КРЕМНИEВАЯ | H 2SiO3 | =SiO3 (II) силикат | SiO2 | СИЛИКАТ Na2SiO3 силикат Na |
14) ХЛОРНАЯ | HCIO4 | -CIO4 (I) перхлорат | Cl2O7 | ПЕРХЛОРАТ KClO4 перхлорат Na |
15)МАРГАНЦОВАЯ | HMnO4 | -MnO4 (I)перманганат | Mn2O7 | ПЕРМАНГАНАТ KМnO4 перманганат К |
16) ХРОМОВАЯ | H2CrO4 | =CrO4 (II) хромат | CrO3 | ХРОМАТ K2CrО4 хромат калия |
17) ДИХРОМОВАЯ | H2Cr2O7 | =Cr2O7 (II) дихромат | CrO3 | ДИХРОМАТ Na2Cr2O7 дихромат Na |
Кислоты (HR) – это сложные вещества, состоящие из атомов металла, способных замещаться на атомы металла и кислотного остатка.
Соли (MeR) – средние соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.