12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гулидова Лилия35


Из опыта работы Гулидовой Лилии Сергеевны, учителя химии МБОУ СШ №61 им. М.И. Неделина г. Липецка.


Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: «Кислоты».

Уровень образования: общеобразовательный класс

Класс: 8 класс

УМК Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара

Тема урока: «Кислоты».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель образовательная: познакомить обучающихся с новым классом неорганических соединений – кислотами, их составом, номенклатурой, классификацией.


Цель развивающая: развитие логического мышления, специфических химических умений, связанных с формулами веществ, таблицей растворимости.


Цель воспитательная: воспитание интереса к изучению науки химии в связи с ее возрастающим значением в современном обществе; воспитание культуры общения при работе в ученическом коллективе.


Цель деятельностная: формирование у обучающихся умений определять кислоты на основе их состава; называть кислоту по формуле и записывать формулу кислоты по ее названию.


Цель содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений: кислотный остаток, его валентность, познакомить с классификацией кислот.


Задачи:

- изучить состав и номенклатуру кислот, определять принадлежность кислот к соответствующему классу веществ, знать физические свойства серной и соляной кислот, технику безопасности при работе с кислотами;

- продолжить развивать умения: формулирование гипотез, соблюдение правил техники безопасности при выполнении опытов, формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента;

- формирование умения управлять своей учебной деятельностью с целью выбора индивидуальной образовательной траектории.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.


Оборудование: ТСО, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Изменение окраски индикаторов в различных средах», раздаточные индивидуальные таблицы «Кислоты и соли» для обучающихся, растворы HCI ,NaOH , универсальная индикаторная бумага.


Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

постановка вопросов, разрешение конфликта, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Регулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


Личностные УУД:

Проявлять эмоционально – ценностное отношение к учебной проблеме.

Проявлять творческое отношение к учебному процессу.

Ресурсы: «Химия 8» Кузнецова Н.Е., Титова Н.М., Гара Н.Н., 2012, с изменениями

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75662/?interface=pupil&class=50&subject=31

Ход урока


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I.Определение потребностей и мотивов:

а) мотивация к учебной деятельности.







II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.














III. Выявление места и причины затруднения











IV.Построение проекта выхода из затруднения.






V. Реализация построенного проекта










VI. Первичное закрепление во внешней речи























VII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону






VIII. Включение в систему знаний и повторение




Информация о домашнем задании



IX. Рефлексия учебной деятельности.















Эпиграф: Per aspera ad astra», что в переводе с латинского языка означает – через тернии к звездам.

Приветствие учителя. Вопрос к классу: «Что вы думаете по поводу этого эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку?»

Для успешного перехода на новую ступень знания химии класс делится на 3 варианта по количеству рядов, учащиеся работают в парах.

Положительный настрой на работу и сотрудничество.


Известно более 700 тысяч неорганических веществ и все их по определенным признакам можно классифицировать. Какие 2 класса неорганических соединений вы изучили, дайте их определения и классификацию.

Выполните следующее задание – написано на доске:

дан перечень веществ:

В-1 Li2O, Ca(OH)2, CO2, CaO, SiO2, LiOH,

В-2 FeO, NaOH N2O5, Na2O, SO3, Fe(OH)2

В-3 BaO, SO2, Cu(OH)2 N2O3, CuO, Ba(OH)2,

Определите принадлежность веществ к соответствующему классу, назовите вещества. Выпишите формулы основных оксидов и запишите соответствующие им основания (гидроксиды металлов). Выпишите формулы кислотных оксидов и попробуйте составить соответствующие им соединения (гидроксиды неметаллов).

Фиксация индивидуальных затруднения в выполнении учебного действия.


Побуждение обучающихся к выдвижению гипотезы и выработке плана действий по ее проверке.


Гипотеза: если оксидам металлов соответствуют гидроксиды металлов, значит и кислотным оксидам соответствуют гидроксиды неметаллов, которые называют кислотами.

На доске учитель записывает тему урока.

План изучения нового материала:

- определение кислот, номенклатура;

- классификация кислот;

- некоторые свойства кислот;


С помощью таблицы-эталона учащиеся находят соответствие кислотных оксидов кислородосодержащим кислотам - индивидуальное затруднение устранено.

определяют и называют кислотные остатки, усваивают определение их валентности.



Учитель обращает внимание учащихся на необходимость выучивания формул и названий кислот, т.к. без этого будет невозможно понимание следующего класса веществ – солей.






Физкультминутка



Фронтальная беседа.

1)Что общего вы видите в формулах всех представленных вам кислот?

2) Отчего происходит название «кислота»?

3) Как можно определить реакцию среды в щелочи и кислоте?





Химия – наука экспериментальная. Проведем демонстрационный опыт по определению реакции среды и распознаем растворы кислоты и щелочи





Применение кислот.









С.142 - №1,2,3 – тестовые задания с выбором ответа – устно.

Письменно - выполните №4 (б)








Работа с текстом учебника п.32 Кратко выписать важнейшие свойства серной и соляной кислот










Запись на доске: д/з п.32, №4(а,б,г), учить формулы и названия кислот, кислотных остатков.

Творческое задание – презентация по теме: Кислоты у нас дома».


Написать синквейн на тему «Кислоты»


Предлагаю вспомнить какую цель поставили в начале урока, достигли ли ее?

Побуждаю оценить свою деятельность на уроке.

Вопросы на слайде:

1. на уроке я работал активно/пассивно

2. своей работой на уроке я доволен/ не доволен

3. за урок я не устал/устал

4. материал урока мне был понятен/ не понятен; полезен/бесполезен; интересен/скучен

5. мое настроение стало лучше/хуже


Спасибо за урок!


Высказывают свои соображения. Например: «Мы поднимемся на новую ступень знания в классификации неорганических соединений,,несмотря на некоторые затруднения».








Фронтально: учащиеся дают определение оксидов, их классификацию; определение оснований, их классификацию.



Учащиеся успешно овладели номенклатурой оксидов и оснований, их классификацией, выстроили соответствие основных оксидов и оснований, а кислотным оксидам они не могут верно построить формулы гидроксидов неметаллов.

Фронтально проверка знаний по определениям и классификации.

Проверка правильности выполнения задания - у доски – 3 ученика





Формулирование проблемы: существует ли формула гидроксида неметалла и как она составляется?


Выдвигают гипотезу и план действий по аналогии с основаниями.



Формулируют тему урока «Кислоты» и учебную цель – открыть п.32, стр.139




Запись в тетрадях определения «Кислоты» - стр. 140







Работа в парах с индивидуальными таблицами «Кислоты и соли» по формулам и названиям кислот, кислотным остаткам, соответствию кислотных оксидов и кислородосодержащих кислот, определяют и называют кислотные остатки, усваивают определение их валентности.







Запись в тетрадях классификации кислот - стр. 140, рис.64

Взаимоопрос в парах по названию и формулам наиболее часто употребляемых кислот: НСI, HNO3, H2SO4, H2SO3, H2S, H3PO4

Предполагаемые ответы.

1) Наличие атомов водорода. Каждая формула начинается химическим знаком Н.

2) Кислый вкус, например лимон, незрелое яблоко. В желудке человека раствор соляной кислоты.

3) Реакцию среды можно определить с помощью индикаторной бумаги по изменению ее цвета

Демонстрационный опыт, выполненный по желанию одним из учащихся с пронумерованными пробирками, в которых раствор кислоты, раствор щелочи и индикаторная бумага и цветовая шкала кислотно-основных свойств.

Вывод: в растворах кислот – кислотная среда, это – их общее свойство.





Ответы с места по желанию


Решение на доске и в тетрадях.

Акцентируется внимание на технике безопасности при работе с кислотами.






Выписывают в тетради свойства важнейших кислот – стр.141










Предлагаются несколько вариантов ответа например:

Кислоты

Важные, опасные, необходимые

Растворяются, прожигают, обугливают

В природе все взаимосвязано, достойное место.


Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям, сдают учителю.


Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и партнерами в группе.






Регулятивные: прогнозирование в процессе выполнения пробного действия


Познавательные: умения структурировать знания, формулировать проблему, грамотно ее озвучивать.



Регулятивные: умение планировать свою деятельность, оценивать эффективность своей работы в паре и группе.





Познавательные: умения структурировать знания;

Постановка и формулировка проблемы


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.


Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли





Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.

Познавательная, общеучебная: умение осознанно и правильно строить речевое высказывание





Регулятивные: прогнозирование
























Регулятивный: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция.






Регулятивные: прогнозирование










Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что же усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозированию.















Приложение к уроку ( индивидуальная карточка для каждого обучающегося)


КИСЛОТЫ И СОЛИ


Название кислоты

Формула кислоты

Кислотный остаток,его название

Кислотный оксид

Название кислотного остатка, соли

1) АЗОТНАЯ


HNO3

-NO3 (I)

нитрат

(N2O5) NO2

НИТРАТ

NaNO3 нитрат натрия

2) АЗОТИСТАЯ

HNO2

-NO2 (I) нитрит

N2O3

Нитрит

Ba(NO2)2 нитрит Ba

3) ФТОРОВОДОРОДНАЯ

(Плавиковая)

HF

-F (I) фторид

-

ФТОРИД

AlF3 фторид алюминия

4) Хлороводородная

(Соляная)

HCI

-CI (I) хлорид

-

ХЛОРИД

NaCl хлорид натрия

5) БРОМОВОДОРОДНАЯ


HBr

-Br (I) бромид

-

БРОМИД

KBr бромид калия

6) ЙОДОВОДОРОДНАЯ


HI

-I (I) йодид

-

ЙОДИД

MgI2 йодид магния

7) СЕРНАЯ


H2SO4

=SO4 (II)

сульфат

SO3

СУЛЬФАТ

MgSO4 сульфат магния

8) СЕРНИСТАЯ


H2SO3

=SO3 (II)

сульфит

SO2

СУЛЬФИТ

Na2SO3 сульфит натрия

9) Сероводородная

H2S

=S(II) сульфид

-

Сульфид

АI2S3 – cульфид алюмин.


10) ОРТОФОСФОРНАЯ


H3PO4

=PO4 (III) ортофосфат

P2O5

ОРТОФОСФАТ

Cа3(РО4)2 ортофосфат кальция

11) МЕТАФОСФОРНАЯ


HPO3

-PO3 (I) метафосфат

P2O5

МЕТАФОСФАТ

КРО3 метафосфат калия

12) УГОЛЬНАЯ


H2CO3

=CO3 (II) карбонат

CO2

КАРБОНАТ

СаСО3 карбонат Са

13) КРЕМНИEВАЯ


Ht1579260127aa.gif 2SiO3

=SiO3 (II) силикат

SiO2

СИЛИКАТ

Na2SiO3 силикат Na

14) ХЛОРНАЯ


HCIO4

-CIO4 (I) перхлорат

Cl2O7

ПЕРХЛОРАТ

KClO4 перхлорат Na

15)МАРГАНЦОВАЯ


HMnO4

-MnO4 (I)перманганат

Mn2O7

ПЕРМАНГАНАТ KМnO4 перманганат К

16) ХРОМОВАЯ


H2CrO4

=CrO4 (II) хромат

CrO3

ХРОМАТ

K2CrО4 хромат калия

17) ДИХРОМОВАЯ


H2Cr2O7

=Cr2O7 (II) дихромат

CrO3

ДИХРОМАТ

Na2Cr2O7 дихромат Na


Кислоты (HR) – это сложные вещества, состоящие из атомов металла, способных замещаться на атомы металла и кислотного остатка.

Соли (MeR) – средние соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.