12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вайгандт Ольга Петровна18

презентация "Кладовая Земли"
PPTX / 9.53 Мб

/data/files/j1670482879.pptx (презентация "Кладовая Земли")Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с богатством родной земли.

Задачи:

Обучающие: Способствовать формированию первоначального представления детей о внутреннем содержании земли – полезных ископаемых;

Развивающие: уточнять и зaкреплять понятие о взaимо связи природы и человекa;

продолжать совершенствовать умения детей включаться в коллективную работу;

формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.

Воспитывающие: воспитывaть бережное отношение к природе;

Рaзвивaть любознaтельность, нaблюдaтельность, речь детей, умение aнaлизировaть, объяснять, рaссуждaть.


Методы и приёмы: игровой, наглядный, исследовательский;

вопросы к детям, отгадывание загадок, проведение опытов.


Материал:  образцы пород: соль пищевая,  мел; картон темного цвета; земля; стеклышко; уголь; земля, влажные салфетки, тарелочки, ложки, вода, свеча. Спички


 Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.

(Приветствие детей)

В: Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.

(Садятся на стульчики)

Слайд 1

Воспитатель: Дети, отгадайте,  пожалуйста, загадку:

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

Воспитатель:  О чем говорится в этой загадке

Дети: О Земле

Слайд 2 (Земля)

Воспитатель: Правильно, эта загадка о Земле.

Наша земля большая и богатств у неё много. В лесах много зверей, ягод, грибов; в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах.

Какими словами можно назвать эти богатства? (полезные ископаемые, сокровища земли, недра земли, хранилище земли и т. д.).

Как вы думаете что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые используют люди. Добывают из глубин земли или с ее поверхности.

Какие полезные ископаемые вы знаете(глина, каменный уголь, соль, песок, нефть)

Для чего они нам нужны? (Ответ Детей)

А сейчас мы с вами проверим правильное ли ваше мнение.

Ребята, я встретила одного знакомого геолога, который подарил мне для вас небольшую коллекцию полезных ископаемых, которые со временем мы будем пополнять.

А вы знаете, кого называют геологами?

Слайд: 3-4 (Геолог)

Это люди, которые исследуют недра земли, в поисках полезных ископаемых. Они не боятся подниматься высоко в горы или спускаться на дно водоема.

- Давайте рассмотрим, какие полезные ископаемые нам подарил геолог.

Вношу образцы полезных ископаемых.

- Какие полезные ископаемые вы узнали? (глина, каменный уголь, соль, мел, песок).

- Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше.

- Давайте представим, что мы с вами исследователи.

Воспитатель: Ия предлагаю вам отправится в путешествие, что бы познакомится с некоторыми полезными ископаемыми

Сейчас мы с вами отправимся в путь на поезде.

Занимайте свои места, поезд отправляется!

(дети имитируют движение поезда)

Воспитатель: Наш поезд произвел остановку на станции «Познавай - ка».

Слайд 5 (поезд)

Нас встречает машинист грузового поезда, в вагонах у него груз.

А вот какой, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Загадка: Всех кормит, а сама есть не просит. (Земля)

Вос ль: В первом вагоне находится земля.

Опыт: «Есть ли в Земле вода?»

Слайд 6 (земля)

Воспитатель: Потрогайте землю на тарелочках на ощупь.

Какая она?

Как вы думаете, есть ли в земле вода?

Давайте проверим есть ли в земле вода.

В ложечку я накладываю эту почву и нагреваю на пламени, над почвой я держу стеклышко.

Что происходит со стёклышком?

Дети: Оно запотело

Воспитатель: Почему оно запотело?

Что за капельки появились на стекле? (вода)

Какой мы делаем вывод?

Вывод: В земле содержится вода.

Воспитатель: Оказывается, вода берется из-под земли.

Слайд 7 (земля в разрезе)

Глубоко под землей существуют водоносные слои.

Из них пробиваются на поверхность Земли родники, ручейки, которые образуют реки, сливаются в моря, соединяются в целые океаны.

В разных местностях Земли водоносный подземный слой находится на разной глубине.

Если мы возьмем лопату и будем долго-долго копать, то примерно через 5-6 метров мы дойдем до воды.

Как вы думаете вода одинаковая на вкус?

Воспитатель предлагает попробовать воду на вкус (на каждого ребёнка 2 стакана с водой).

Воспитатель: Почувствовали ли вы разницу, пробуя воду?

Действительно, в одном стакане вода пресная

Слайд 8(простая вода), в другом – минеральная

Слайд 9 (Минеральная вода) .

Открою вам секрет, в минеральной воде содержится много полезных для человека веществ – минералов, и она тоже находится в глубине земли.

А какие ещё полезные ископаемые находится под землей? (ответы детей)

 Слоями под землей хранятся месторождения нефти и газа, каменного угля,

Слайд 10 (земля в разрезе)

Давайте мы узнаем что же у нас во втором вагоне поезда.

А что бы узнать вы должны отгадать загадку.

Загадка 2:

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил?

Дети: Мел.

Слайд 11 (мел)

Воспитатель: Во втором вагоне находятся белые камушки - это мел

Воспитатель: Откуда же он взялся?

Воспитатель: Миллионы лет тому назад там, где мы сейчас живем, плескалось море, в котором жило очень много больших и очень маленьких улиток в раковинах.

Время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря.

Их занесло песком и илом, раковины превратились в мел.

Ракушки мела очень маленькие и видны только под микроскопом.

Люди научились добывать мел.

Возьмите мел в руки, посмотрите и скажите, какой он?

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, свойства мела? (белый, твердый, хрупкий)

Как Вы думаете для чего нужен мел?

Дети: Мелом белят стены, рисуют на асфальте, пишут на школьной доске.

Воспитатель: Верно. 

А еще мел добавляют в зубной  порошок, из мела изготавливают удобрения, лекарства.

Очищенный мел врачи прописывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости.

Воспитатель  предлагает детям закрасить мелом листы цветного картона. (дети, закрашивая мелом цветной картон убеждаются в том, что с его помощью можно закрасить темную поверхность)

С помощью мела можно закрасить темную поверхность?

Какой вывод?

Вывод: (Мел белый, твердый, хрупкий, с его помощью можно закрасить темную поверхность)


Давайте посмотрим, что же у нас находится в третьем вагоне.

Что бы узнать мы должны отгадать загадку.

Загадка 3: Чтоб в морозы печь топить,

Мы должны его купить.

И положим горкой в угол

Мы блестящий черный… (Уголь)

Воспитатель: Ребята, в недрах Земли хранится каменный уголь.

Слайд 12 (Уголь)

Зачем человеку нужен уголь?

Дети: Он является топливом и, сгорая, дает  тепло.

Воспитатель:  Правильно, уголь – это основной источник тепла.

Дети рассматривают и ощупывают уголек, определяют его свойства: черный, твердый, хрупкий (разбивают уголек, завернутый в ткань молоточком).

Какой он?

Какой вывод?

Вывод: (уголь черный, твердый, хрупкий, это топливо)

Воспитатель: Используя уголь, человек научился сохранять еще одно богатство Земли – лес.

Отгадали мы все загадки и узнали что перевозили в вагонах.

А теперь нам пора отправляться дальше.

Занимайте свои места, поезд отправляется дальше!

(дети имитируют движение поезда)

Воспитатель: Наш поезд произвел остановку на станции «Поиграй - ка».

Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка:

Слайд 13

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Воспитатель: Наигрались, отдохнули, пора отправляться дальше.

Занимайте свои места, поезд отправляется!

(дети имитируют движение поезда)

Воспитатель: Наш поезд произвел остановку на станции «Изучай - ка».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам попробовать на вкус еще одно полезное ископаемое и угадать его название.(дети пробуют кристаллики пищевой соли на вкус)

Что это?

Дети: Соль

Слайд 14 (соль)

Воспитатель: Как вы узнали, что это соль?

Дети: Она соленая.

Воспитатель: Соль добывают и в России.

Слайд 15 ( Каменная соль)

Добытая соль называется каменной после очищения и измельчения она становится пищевой.

Почему она называется пищевой? (потому что употребляется в пищу)

А зачем нужна соль?

Дети: Придает вкус еде.

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент  с солью и посмотрим растворяется ли соль в воде.

(Проводится эксперимент с солью, который позволяет сделать вывод, что соль растворяется в воде.)

Дети определяют свойства соли, кристаллы соли: прозрачные, твердые, растворяются в воде.

Какая соль?

Вывод:прозрачная, твердая, растворяются в воде, соленая.

Воспитатель: А если бы соль не растворялась в воде, была бы еда соленой? (нет, соль осела бы на дно, и не придала бы вкус еде)

Воспитатель: Но кроме пищевой соли, геологи нашли глубоко в земле огромные запасы калийной соли.

Слайд 16 (калийная соль)

Калийная  соль горькая на вкус, растворяется в воде, но люди её не едят, а ее добавляют в удобрения для полей, чтобы получать хорошие урожаи.

Там, где люди нашли калийную соль, вырос город Соликамск, в котором живут люди, добывающие это полезное ископаемое

А сейчас послушайте сказку «Азбука бережливости» (по С.Граховскому):

«Давным-давно на всей земле люди были равными, что хотели, то и ели, и делали, что хотели.

Из золота плуги ковали, серебром лапти подшивали. 

Была такая речка, что горела в ней, как свечка, волшебная вода.

Но случилась беда, явился чародей, самый сильный меж людей.

Взял он дубовый кол и сделал зеленый дол.

Исчезли золото и серебро, исчезла волшебная река, исчез и след волшебный».

Вопросы к детям:

- А куда девалась река с горящей водой?

- Где её искать? (дети фантазируют на данную тему)

Воспитатель: Долго геологи искали волшебную реку, дошли до реки Днепр и деревни со странным названием Горивода.

Загнали геологи в землю стальную трубу, а из неё забил фонтан «черной воды» - нефти.

А кто знает, что такое нефть? (ответы детей)

Слайд 17(Нефть)

Воспитатель: Какая она?

Дети: Густая, горит.

Воспитатель: А что из неё делают?

Дети: Бензин, керосин, капрон.

Слайды 18 -21

Воспитатель: Нефть приносит огромную пользу человечеству.

С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли.

Без нее все двигатели остановятся из-за трения.

Из нефти получают топливо, смазочные масла, смолы, асфальт и другие продукты.

Само слово нефть означает «каменное масло».

Ученые считают, что нефть образовалась из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов, покрывавших поверхность земли.

Отмирая, животные и растения накапливались на дне.

Со временем их укрыли миллионы тон ила и песка.

Под давлением ил и песок превратились в твёрдые породы.

Останки животных и растений превратились в темную жидкость, собранные в порах земли.

Где её и обнаружил человек.

Земля  щедро наградила человека всеми несметными богатствами, и мы должны научиться беречь Землю и разумно пользоваться её ресурсами. 

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места, поезд отправляется!

(дети имитируют движение поезда)

Остановка: «детский сад»

Вот мы и вернулись с вами в наш сад

Рефлексия: с какими полезными ископаемыми мы сегодня познакомились?

Как человек использует полезные ископаемые?

Что для вас было новое на занятии?

Надо ли беречь полезные ископаемые и почему?

Запомните: Берегите Землю- матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!

О каких ископаемых хотелось бы вам узнать еще?

Я вам предлагаю дома с родителями найти в интернете или книгах информацию о других полезных ископаемых, которые вы еще не знаете, исделать проекты и альбомы, чтобы вы потом могли нам рассказать. Из собранного материала мы оформим уголок в нашей группе под названием «Полезные ископаемые»

Слайд 22 (полезные ископаемые)


 





















Подсосновский детский сад «Солнышко»- филиал МБОУ «Подсосновская СОШ»









Открытое занятие в старшей группе поисково - исследовательская деятельность

Тема: «Кладовая земли»















Воспитатель:

Вайгандт Ольга Петровна











2022 г.


Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 07.12.22 в 09:07 0Ответить Пожаловаться
Презентация будет? Кавычки в заголовке отредактировать нужно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.