Статья «Классный час как одна из форм воспитательной работы с классом»

0
0
Материал опубликован 23 June

Классный час как одна из форм воспитательной работы с классом

Работу выполнила: Воробьева О.В.
 

Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.

Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).

Формы воспитательной работы – это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

1) по количеству участников: массовые (школьный бал), групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа);

2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела);

3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия).

Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).

 

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.

 

Классный час выполняет следующие функции:

 

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

 

2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию.

 

3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

 

4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

 

Типы классного часа:

 

Нравственный классный час

Цели:

1.Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) (нельзя проводить часто).

 

Интеллектуально-познавательный классный час

Цели:

1. Развивать познавательный интерес учащихся;

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

 

Тематический классный час

Цели:

1. Развивать кругозор учащихся;

2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.

 

Информационный классный час

Цели:

1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;

2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;

3. Формирование своего отношения к происходящему;

4. Развитие исследовательских умений.

 

Формы классного часа:

Беседа (эстетическая, нравственная)

Диспут

Встречи с интересными людьми

Викторины по различным областям знаний

Дискуссии

КВНы

Интерактивные игры

Игры-путешествия

Тренинги

Читательские конференции

И др.

 

Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:

Возрастных и психологических особенностей школьников;

Целей и задач, которые он ставит;

Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся.

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

Определить тему, сформулировать цель;

Составить план (сценарий);

Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме;

Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом);

Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

 

Советы по проведению классного часа:

От предметной информации к оценке информации;

От общих оценок к развернутым суждениям;

Внимание к выступлениям учащихся;

Акцент на важных моментах;

Размышления вместе с детьми;

Совместный поиск решений проблемы;

Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос);

Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год).  Выбор из нескольких предложенных.

 

Анализ классного часа:

Он нужен воспитателю для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом.

Выделяют две стороны анализа.

Первая – это совместный анализ учителя с воспитанниками. (рефлексия). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.

 

Другая сторона – это педагогический анализ.

Почему? Зачем? - Потребности, особенности, интересы

Что? - Цель

Как? - Методы Формы работы.Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся. Удачи, трудности

И что мы с этого имеем? - Результат, продолжение работы

 

Критерии эффективности классного часа:

Личностная значимость для учащихся

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Комфортность, благоприятный психологический климат

Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому общему знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо» (Н. А. Добролюбов)

Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников

Дети – это цветы жизни. Нельзя… требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В. М. Дорошевич)

Обогащенность жизненного опыта учащихся

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

(С. Маршак)

Духовно-нравственная ценность

Познай, где свет,

Поймешь, где тьма. (А. Блок)

Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал.

Вовек не позабудется.

(Н. Рыленков).

 

Классный час на тему: "Полезные и вредные привычки".

Цели занятия:

Выяснить представления участников о том, что является полезным или вредным для человека.

Познакомить учащихся с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях.

Способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.

 

Материалы для занятия:

1 .Раздаточный материал «Вредные и полезные напитки».

2.Раздаточный материал - карточки «Привычки и последствия».

3.Карточки «Вредные привычки», «Полезные привычки»

 

Ход занятия:

I. Что полезно, а что вредно для человека:

Ведущий: Мы любим многое в нашей жизни: любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше тревожились и огорчались; любим своих друзей, стремимся как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами. Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми. Мы любим занятия спортом и веселые игры, любим много путешествовать и каждый день узнавать что-то новое, любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки. Однако существует одно условие, при котором все перечисленное возможно - это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет многого достичь и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям. На свете есть много способов сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, но есть и то, что идет во вред здоровью и разрушает его. - Знаете ли вы, что полезно для здоровья человека? (Дети предлагают свои варианты полезных привычек. Выслушав ответы, ведущий проводит обобщение ответов детей.

На доске постепенно появляется список полезных привычек).

Полезно для человека:

© соблюдать режим дня;

© соблюдать гигиену;

© правильно и регулярно питаться;

© заниматься спортом;

© вовремя и самостоятельно делать уроки;

© бывать на свежем воздухе;

© делать утреннюю зарядку;

© следить за чистотой своей одежды и своего жилища;

© слушаться родителей и близких людей;

© закаляться;

© посещать кружки;

© читать книги;

© уметь вести себя в коллективе.

II. Что такое привычки:

Ведущий: Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет это делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь. Недаром есть такая пословица: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Давайте разберемся, что такое привычки и как они формируются. - Привычка - это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь. Показать процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычка».

Описание игры:

Учащиеся встают и, если команда ведущего начинается со слова «Прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять руку» и т.п). Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники группы привыкли выполнять их. В определенный момент ведущий перед командой не произносит слово «Прошу», и тогда группа не должна выполнять его указание.

 

Ведущий: Вот видите, привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.

Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, помогают удобно и комфортно организовать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными. Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно.

Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, это - вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает также много. Знаете ли вы, что вредно для здоровья человека?

(Дети предлагают свои варианты полезных привычек. Выслушав ответы, проводится обобщение ответов детей. На доске постепенно появляется список вредных привычек

Вредно для человека:

прогуливать занятия в школе;

грубить старшим и не уважать их;

много сидеть у телевизора или за компьютером;

гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;

пробовать незнакомые вещества;

есть чересчур много сладкого;

грызть ногти;

курить;

драться.

III. Полезные и вредные привычки (работа с карточками):

Учащиеся разбиваются на 3 подгруппы (по рядам). Каждой подгруппе раздаются карточки, на которых нарисованы вредные и полезные привычки и их последствия.

Привычки:

мальчик чистит зубы;

мальчик не хочет мыться и умываться;

группа ребят делает зарядку;

девочка и ее отец убирают в квартире и чистят свою одежду;

ученик грызет ногти на уроке;

ученик опаздывает на урок;

группа ребят курит;

двое взрослых выпивают.

Последствия:

здоровая красивая улыбка;

с грязным подростком никто не хочет общаться;

на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;

членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате;

врач лечит мальчику пальцы;

мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;

на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;

алкоголик дремлет на лавке, представляя, что он - Наполеон.

Задание подгруппам:

К каждой картинке, изображающей привычку, подобрать картинку с последствием этой привычки. Форма ответа должна быть следующей:

«Если..., то...». Например, «Если будешь каждый день чистить зубы, то они будут крепкими и красивыми».

 

Ведущий: Среди вредных привычек, имеющихся у людей, есть одна, которая часто становится одной из самых губительных для здоровья. Эта привычка — употребление алкогольных напитков. Сформировавшись, она обязательно отрицательно повлияет не только на организм, но и на поведение человека, его представления о мире и о себе в этом мире, скажется на работе, семье и на отношениях с окружающими.

Задание подгруппам:

Каждая подгруппа получает одинаковые раздаточные карточки, на которых изображены шесть этикеток различных напитков. Также выдаются изображения отрицательного персонажа - Вреднючки и положительного персонажа - Солнышко.

Внимательно рассмотрите рисунок. На этикетку с вредным напитком приклейте Вреднючку, а на этикетку с полезным - Солнышко. (После самостоятельной работы, проводится обсуждение вариантов ответов.)

IV. Вывод занятия:

Какую тему мы сегодня обсуждали на внеклассном занятии. (Полезные и вредные привычки.)

Какие привычки можно назвать полезными?

А каких привычек нужно избегать?

Теперь мы знаем, что среди множества полезных, укрепляющих здоровье человека и помогающих ему жить привычек, есть те, которые мы считаем вредными, так как они приносят вред организму и нарушают правильный ритм жизни. Надеюсь, что после сегодняшнего занятия вы будете формировать в себе только полезные привычки.

На этом наше занятие подошло к концу. Ну а так как мы с вами сегодня познакомились с полезными и вредными привычками, то давайте одну из них - полезную, сделаем ещё и вкусной (детям предлагается сок). Большое спасибо всем за активное участие.

До свидания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.