Классный час во 2 классе на тему «Конституция моей страны»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОАЗОВСКАЯ ШКОЛА №1»
АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА
Разработка урока во 2 классе
по теме:
«Конституция моей страны»
Подготовила
учитель начальных классов
Ковалева Татьяна Александровна
Новоазовск, 2021 год
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: интерактивный урок
Цели и задачи занятия:
1. Познакомить детей с Конституцией Российской Федерации - Основным законом страны;
2. Способствовать осмыслению конституционных принципов
3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.
4. Воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство, уважение к правовым документам, развивать чувство человеческого достоинства;
5. Работать над понятиями «права человека», «права ребенка», «государство», «закон».
Оборудование: плакаты; книга Конституции; аудио запись песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья.»
Предметные результаты:
- формировать основы российской гражданской идентичности, приверженность ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- анализировать разные виды информации;
- ориентироваться в содержании текста, понимать основной смысл.
Метапредметные результаты:
- преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации. Личностные результаты:
- уважать прошлое и настоящее многонационального народа России
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей.
- Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.
Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей России. Вы готовы к путешествию? Итак, мы открываем нашу книгу.
Первая страница «История страны и её символы»
(звучит музыка выходят чтецы)
1-ый чтец. Откуда появилось такое название – «Россия»?
2-ый чтец. В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.
3-ый чтец. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.
1-ый чтец. За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия…
Россия…
Раздолье…
Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства,
И всё же не можем никак не наглядеться.
Учитель. Что по-вашему, объединяет нас всех присутствующих в классе?
Дети (хором) Все мы –россияне.
2-ый чтец: Все мы живем в замечательной стране – в России.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
Звучит песня о России.
Учитель: Сейчас я прошу вас, в том числе и себя, ответить на вопрос: “Что вы можете сказать о стране, в которой мы с вами живем?” ( Начинает учитель, по кругу продолжают дети)
- «В некотором царстве, в некотором государстве жил был король». Вы, ребята, наверно знаете, что многие сказки начинаются так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть их передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными, но всё в государстве делалось так, как они приказывали. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию и стали выбирать правителей сами. Выбранные правители обязаны были управлять делами государства.
Учитель: Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Учитель: Какие вы знаете государственные символы?
Учитель зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….
Учащиеся отвечают хором: флаг!
Учитель: Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Практическое задание. На каждом столе (ученики сидят группами) имеется картон и цветные полоски белого, красного, синего цветов.
Наклейте на картон эти полоски так, чтобы получился флаг РФ. Кто выполнит, может подойти к доске и повесить.
Учитель: Теперь перейдем к следующему символу.
Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
Что представляет собой Государственный герб России?
1ученик: Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица–на солнце.
2 ученик: Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.
3 ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.
Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
4 ученик: В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
Учитель: Переходим к следующему государственному символу. Это гимн нашей страны.
1 ученик: У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.
2 ученик: Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.
3 ученик: При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Слушаем гимн России.
Вторая страница «Конституция РФ»
Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и что нельзя?
- Что они обязаны и что не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах
между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство,
кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности. Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.
- Когда и как была принята Конституция РФ?
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.
III.Третья страница «Права и обязанности»
Что сказано в нашей Конституции?
Учитель: В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.
Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Игра «Кто нарушил право?»
Учитель: А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)
2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, , Иван-дурак из сказки «По щучьему велению»)
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)
4.Кто нарушил право колобка на жизнь, непрокосновенность?
5. Кто нарушил право на свободу и держал петушка у себя дома?
(Лиса)
6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка», дед из сказки « Вершки и корешки»)
Учитель: Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и
обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у ваших родителей?
- У кого больше всего обязанностей?
- А какие обязанности существуют у учеников?
А где прописаны эти обязанности? (В Уставе школы)
IV. Четвёртая страница «Наш президент»
Учитель: А кто является самым главным человеком нашей страны?
Ученик 1: Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди».
Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии.
В Конституции записаны права и обязанности Президента.
V. Пятая страница «Столица России»
Учитель:. В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы-рекии за Неглинкою и возлюбил сёла оны, и поведал на месте том вскоре соделатималдеревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москвы – град»
1-ый чтец: Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
2-ый чтец: Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах…(звучит песня О.Газманова «Москва, звонят колокола…»)
Итог.
Учитель: Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)
- А право? (Бесплатно учиться.)
Мы сегодня многое узнали про Конституцию.
Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции.
Я предлагаю вам сейчас создать законы для нашего класса.
Ответы детей.
Рефлексия.
Учитель: Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)
б) эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
в) торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)
Учитель: Мои пожелания к вам, ребята. Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы – россияне, пользуйтесь правами, которые даёт наша Конституция. Девизом вашей жизни пусть будут слова известной песни (Дети образуют большой круг. Слова песни имитируют движениями).
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
В слове «мы» сто тысяч “Я”.
Я, ты, он, она – вместе целая страна.
В слове “Мы” – сто тысяч “Я”.