12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ковалева Татьяна Александровна32

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОАЗОВСКАЯ ШКОЛА №1»

АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА












Разработка урока во 2 классе
по теме:
«Конституция моей страны»










Подготовила
учитель начальных классов
Ковалева Татьяна Александровна












Новоазовск, 2021 год

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: интерактивный урок

Цели и задачи занятия:

1. Познакомить детей с Конституцией Российской Федерации  - Основным  законом страны;

2. Способствовать осмыслению  конституционных принципов

3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

4. Воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство, уважение к правовым документам, развивать чувство человеческого достоинства;

5.  Работать над понятиями «права человека», «права ребенка», «государство», «закон».


Оборудование: плакаты; книга Конституции; аудио запись песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья.»


Предметные результаты:

- формировать основы российской гражданской идентичности, приверженность ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- анализировать разные виды информации;

- ориентироваться в содержании текста, понимать основной смысл.

Метапредметные результаты:

- преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач;

- развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации. Личностные результаты:

- уважать прошлое и настоящее многонационального народа России


Ход урока:

Вступительное слово учителя.


Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.


- Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.


Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей России. Вы готовы к путешествию? Итак, мы открываем нашу книгу.


Первая страница «История страны и её символы»


(звучит музыка выходят чтецы)

1-ый чтец. Откуда появилось такое название – «Россия»?

2-ый чтец. В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

3-ый чтец. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

1-ый чтец. За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Берёзы босые, седые осины.

Всё дорого с детства,

Всё памятно с детства,

И всё же не можем никак не наглядеться.


Учитель. Что по-вашему, объединяет нас всех присутствующих в классе?

Дети (хором) Все мы –россияне.

2-ый чтец: Все мы живем в замечательной стране – в России.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это – русское раздолье,

Это – русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это – русские картины,

Это – родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это – русская сторонка,

Это – родина моя!

Звучит песня о России.

Учитель: Сейчас я прошу вас, в том числе и себя, ответить на вопрос: “Что вы можете сказать о стране, в которой мы с вами живем?” ( Начинает учитель, по кругу продолжают дети)


- «В некотором царстве, в некотором государстве жил был король». Вы, ребята, наверно знаете, что многие сказки начинаются так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть их передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными, но всё в государстве делалось так, как они приказывали. Пришло время,  и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию и стали выбирать правителей сами. Выбранные правители обязаны были управлять делами государства.


Учитель: Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.


Учитель: Какие вы знаете государственные символы?

Учитель зачитывает стихотворение С. Куприна:


Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….


Учащиеся отвечают хором: флаг!


Учитель: Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.

 

Практическое задание. На каждом столе (ученики сидят группами) имеется картон и цветные полоски белого, красного, синего цветов.

Наклейте на картон эти полоски так, чтобы получился флаг РФ. Кто выполнит, может подойти к доске и повесить.

Учитель: Теперь перейдем к следующему символу.
Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
Что представляет собой Государственный герб России? 


1ученик: Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица–на солнце.

2 ученик: Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

3 ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея. 
Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.


4 ученик: В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.


Учитель: Переходим к следующему государственному символу. Это гимн нашей страны.

1 ученик: У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны. 

2 ученик: Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.

3 ученик: При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Слушаем гимн России. 


Вторая страница «Конституция РФ»


Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними  появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

 

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах

между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».

Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство,

кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности. Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.

- Когда и как была принята Конституция РФ?

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.


III.Третья страница «Права и обязанности»


Что сказано в нашей Конституции?

Учитель: В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

- Право на жизнь

- Право на имя при рождении

- Право на медицинскую помощь

- Право на образование

- Право на отдых и досуг

- Право иметь имущество

- Право свободно выражать свои взгляды

- Право на свободное перемещение

- Право на заботу и воспитание родителями

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки



Игра «Кто нарушил право?»

Учитель: А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1.    В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2.    Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, , Иван-дурак из сказки «По щучьему велению»)

3.    В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино».  Карабас-Барабас.)

4.Кто нарушил право колобка на жизнь, непрокосновенность?

5.    Кто нарушил право на свободу и держал петушка у себя дома?

(Лиса)

6.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка», дед из сказки « Вершки и корешки»)

Учитель: Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.


- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и

обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у ваших родителей?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

А где прописаны эти обязанности? (В Уставе школы)


IV. Четвёртая страница «Наш президент»


Учитель: А кто является самым главным человеком нашей страны?

Ученик 1: Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди». 

Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии.

В Конституции записаны права и обязанности Президента.





V. Пятая страница «Столица России»


Учитель:. В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы-рекии за Неглинкою и возлюбил сёла оны, и поведал на месте том вскоре соделатималдеревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москвы – град»


1-ый чтец: Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

2-ый чтец: Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах…(звучит песня О.Газманова «Москва, звонят колокола…»)


Итог.

Учитель: Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)

- А право? (Бесплатно учиться.)

Мы сегодня многое узнали про Конституцию.

Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции.

Я предлагаю вам сейчас создать законы для нашего класса.

Ответы детей.


Рефлексия.

Учитель: Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:

а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)

б) эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)

в) торжественная песня, принятая как символ государ­ственного или социального единства. (Гимн)


Учитель: Мои пожелания к вам, ребята. Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы – россияне, пользуйтесь правами, которые даёт наша Конституция. Девизом вашей жизни пусть будут слова известной песни (Дети образуют большой круг. Слова песни имитируют движениями).

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

В слове «мы» сто тысяч “Я”.

Я, ты, он, она – вместе целая страна.

В слове “Мы” – сто тысяч “Я”.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.