Классный час «Совесть»
Самоанализ классного часа на тему «Совесть» для 6-8 классов
Учитель физики МКОУ Камышинская СОШ Силина Л.Н.
Перед проведением классного часа была проведена диагностика понимания ключевых понятий классного часа. Анализ диагностики показал, что 33,3%(5 человек) опрашиваемых «понимают смысл слова «совесть»»; 26.6% (4 человека) - «частично понимают смысл слова «совесть»»; 40% (6 человек) – «понятия не имеют, что такое совесть»
Цель: формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
Задачи:
Узнать ключевые понятие по теме;
сформировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;
- побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
- воспитывать нравственные качества
Провести диагностику с учащимися «Что такое совесть», проанализировать результат.
Тип классного часа: нравственный классный час.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Классный час имеет следующую структуру:
Вступительная часть:
организационный этап;
Постановка целей и задач (вопрос о плохом поступке);
Постановка проблемы (видеоролик притча «Осколки в сердце»).
2. Основная часть:
- Актуализация знаний ( беседа, работа со словарями, пословицами)
- Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности ( игра «Чего нужно стыдиться»; ситуация выбора «Голос совести»
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов (проанализировать задачи)
- Рефлексия (проснулась совесть, просыпается совесть, спит совесть.
Классный час направлен на формирование активной жизненной позиции учащихся. Дает возможность расширить круг знаний учащихся. В процессе классного часа обсуждение понятия «совесть», «стыд» переводим на реальный опыт учащихся. Это способствует формированию определенного отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. У учащихся формируются навыки оценки самих себя и своих поступков.
После классного часа была проведена диагностика понимания ключевых понятий классного часа. Анализ диагностики показал, что 66,6%(10 человек) опрашиваемых «понимают смысл слова «совесть»»; 20% (3 человека) - «частично понимают смысл слова «совесть»»; 13,3% (2 человек) – «понятия не имеют, что такое совесть»
Диагностика показала, что классный час результативен, так как процент более осведомленных по данному вопросу учащихся увеличился.
В целом классный час прошел достаточно хорошо. В ходе мероприятия был налажен диалог с учащимися, обсуждение предлагаемых вопросов проходило непринужденно.
Я считаю, что поставленная мною цель и задачи были выполнены.
Классный час на тему «Стыд и совесть», 7-8 класс
Цель: осмысление нравственного понятия «совесть».
Задачи:
- формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;
- побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
- воспитывать нравственные качества.
Вступительная часть
Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?
Примерные ответы детей:
- Страшнее вызов родителей, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.
- Лучше минута позора перед классом, чем перед родителями.
- Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.
- Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой - лучше пусть вызывает родителей!
- Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова - позор.
- Только не родителей!
- А мне все равно!
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите, в человеке?..
Как вы думаете на какую тему мы с вами будем беседовать?
Совесть
А что вы узнаете на классном часе?
Ребята, а сейчас внимание на экран
Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»
Видеоролик
III. Интерактивная беседа
Классный руководитель.
- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)
Включить звук
- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)
Актуализация знаний
Классный руководитель. Что же такое совесть? стыд? Об этом нам расскажут (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.
(К доске выходят два ученика, читают словарные статьи.)
Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. (Читает свои записи.) Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». (Читает.) Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Ученик 2. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.
(Читают пословицы.)
V. Игра «Чего нужно стыдиться?»
Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.
Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)
(Учитель читает.) К доске по 2 человека
• Физические недостатки;
• некрасивые поступки;
• поношенная, но аккуратная одежда;
• старомодная одежда;
• неряшливый вид;
• непрестижная работа родителей;
• твое «простое» происхождение;
• невежество, необразованность, безграмотность;
• вульгарная внешность;
• грубое, бездушное отношение к людям.
Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
VI. Ситуации выбора «Голос совести» работа в группах
Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
1. Ситуация первая
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?
(Дети высказываются.)
2. Ситуация вторая
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель п°ставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, к°торые увидел в ее тетради. Ваши действия?
(Дети высказываются.)
3. Ситуация третья
На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?
(Дети высказываются.)
Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?
Примерные ответы детей:
- Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.
- Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.
- Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.
- В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не поступать плохо.