Публикация «Коллекционирования в работе учителя-логопеда»
Петрова Наталия Валерьевна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №30», г. Иваново
Название работы: «Коллекционирования в работе учителя-логопеда»
Значительное превышение нормы количества детей, посещающих логопедический пункт, увеличение детей с более сложными речевыми нарушениями, заставляют меня постоянно находиться в поиске и апробации новых приёмов коррекционно-развивающей работы, одним из которых является коллекционирование.
Наблюдая за детьми, я не перестаю восхищаться их любознательностью. Их "притягивают" разные вещи. Чего только не хранят они в своих шкафчиках: магниты, фигурки от киндер-сюрпризов, машинки, кукол WINX, ZOOBLES, maylitleponi, детали от Lego и многое другое. И каждый раз, когда я удивляюсь детскому коллекционированию, я задаю себе вопрос: как я могу использовать это детское увлечение в своей работе? Какие использовать магические приёмы, как разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, чтобы она манила и завораживала детей?
Так появилась идея создания проекта "Магнетическая логопедия" (притягивающая).
В очередной раз застав своих коллекционеров в раздевалке, я увидела у них в руках разноцветные маленькие фигурки. Позже они с гордостью поделились со мной информацией, что это Тролли и их выдают в магазине "Пятёрочка" за покупки свыше пятисот рублей. Радости моей не было предела, когда я узнала, какие имена у этих чудесных существ: Розочка, Кроха, Ручеёк, Гуру, Здоровяк! Целый арсенал для автоматизации самого сложного в русском языке звука Р. Отсюда, и логичное окончание в названии проекта: «Приглашаем в Троллеград, с Троллями играть я рад!»
С того момента, когда меня «приняли» в группу коллекционеров троллей, началось самое интересное. Собираясь у меня в кабинете, мы обменивались разной информацией: дети взахлёб делились друг с другом и со мной, что кто-то купил домик для троллей, кто-то сказал, что это футляр. Ксюша поинтересовалась, что такое футляр? Каждый высказался, пришли к мнению, что неплохо бы было уточнить значение этого слова. Определились как. (Спросить у родителей, посмотреть в интернете, поискать с родителями в справочнике) Кто-то купил картонную игру-бродилку за девяносто девять рублей. Рассмотрели карточное поле. Поиграли. Я предложила им немного видоизменить поле, добавив картинки со звуком Р. Результат превзошёл все мои ожидания. Несмотря, что дети были увлечены игрой, они следили за правильным произношением звука Р
Узнали, что вся коллекция из 15 троллей ластиков, которые можно одеть на карандаш. Попробовали, одели, ради эксперимента стёрли надпись, оставленную карандашом. Пришли к выводу, что ластик тролль стирает карандаш плохо. Обсудили, что тролль лежит в маленьком пакетике, и когда открываешь пакетик, надеешься, что попадётся тот, которого у тебя ещё нет. Но чаще попадаются одинаковые тролли. Кто-то сказал, что пробовал определить его на ощупь. Например, Купер по форме круглый и отличается от других, Кроха – длинный.
Обсудили, что на кассе в магазине продавцы могут забыть и не выдать тролля. Ксюша отметила, если вежливо попросить продавца, то можно пощупать пакетик с троллем, чтобы выбрать недостающего в своей коллекции. Удивительно, на сколько процесс коллекционирования становится благодатной почвой для социально-коммуникативного развития детей.
В процессе автоматизации звуков можно также совершенствовать умения:
Образовывать множественное число существительных и Родительный падеж существительных множественного числа (Здоровяки, много Здоровяков);
Согласовывать прилагательные с существительными (Жёлтая Кроха, фиолетовый Ручеёк);
Согласовывать существительные с числительными (Одна Розочка, два Здоровяка, пять Ручейков)
Одухотворённая от результатов проекта, при поддержке администрации детского сада, при помощи родителей, я создала авторское многофункциональное магнитное пособие «Троллеград», которое помогает мне решать различные задачи в коррекцинно-развивающей работе и добиваться высоких результатов в работе с превышающим норму количеством детей за короткий срок, а именно:
эффективно проводить артикуляционную гимнастику;
обогащать словарь;
развивать связную речь;
развивать лексико-грамматические средства языка;
развивать фонематическое восприятие;
развивать память, внимание, мышление, воображение,
совершенствовать мелкую моторику рук;
развивать и совершенствовать способность ориентироваться в пространстве;
развивать у детей творчество, самостоятельность, инициативность, умение работать в паре, группе.
Особенно хочется подчеркнуть вовлечённость родителей в данный проект, что даёт детям очередную порцию счастья от совместной с ними деятельности.
Родители как-бы получили эстафетную палочку на пути к финишу - сбору всей коллекции троллей. По рассказам детей я поняла, что ради любви своих чад они тратят своё и без того ограниченное личное время на помощь детям в сборе коллекции.
Бурых Елена Владимировна