Комплексная программа дополнительного образования детей «Детская медиастудия»

10
0
Материал опубликован 28 October 2019 в группе

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы

«Центр детского творчества "Замоскворечье»

(ГБОУДО ЦДТ "Замоскворечье")

 

 

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ______

от «____» _______________ 201___г.

 

Утверждаю:

Директор ЦДТ «Замоскворечье»

________________ М.Н. Тимофеева

« _____ » _______________201___ г.

 

 

Общеобразовательная комплексная программа

дополнительного образования детей

"Детская медиастудия "

Техническая направленность

Автор: Спиридонова Тамара Ивановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ЦДТ «Замоскворечье»

 

Москва 2019 год

Пояснительная записка

Введение Современные подростки в наше время оперативно осваивают новые информационные технологии медиа-пространств Интернета. И когда в «Детской медиастудии+» подготовкой фото - видеоматериала занимается школьник, а не взрослый человек, он вызывает у сверстников большее доверие и авторитет, психологически он ближе к своей аудитории.

В ближайшем будущем–развитие Интернет–телевидения и, как следствие, превращение телевидения в средство коммуникации, станет доступным любому желающему. Поэтому уже сейчас детей необходимо обучать технологии телевидения.

Известно, что для миллионов зрителей искусство телевидения, т.е. телефильма - олицетворяется в актере. Актер вообще занимает совершенно особенное место в духовном мире зрителей. Воплощение лучших человеческих свойств, некий задушевный, хоть и далекий друг, норма поведения , законодатель вкусов, пример для подражания - вот чем стал актер для миллионов людей. Актеру на экране отводится не только роль исполнителя героя, его игра - память истории навечно зафиксированная пленкой. Поэтому каждому времени не безразлично, кто его выражает на экране. Профессия актера очень важна в искусстве игрового кино. Актер должен быть достоверен , более того, экран усиливает самые тонкие нюансы актерской игры, и мимика и жесты его должны быть очень сдержанными, точно рассчитанными, очень выразительными. Первое, что запоминается в фильме, это лицо, его персонаж - это визитная карточка фильма. От внешности, голоса , манеры исполнения зависит не так уж мало. Киноактер также должен обладать особым даром перевоплощения . Он должен быть готов к любым требованиям , которые может предъявить к нему техника съемки. Поэтому делаем вывод , что актер в фильме незаменим – потому что он , и только он – воплощает в себе самое неповторимое из того, что может зафиксировать видеокамера. Поэтому в 2014 году мной разработана комплексная программа «Детская телестудия +», на основе трех образовательных дисциплин, объединенных теле-видео-творчеством: это "начинающий актер игрового кино", фото-видеосъемка "в телестудии" и экранная культура по программе "юного кинолюбителя", из киномарафона масштабного кинопроекта "Возрождение детского кино в России". Основные принципы организации деятельности детской телестудии определяются основными правилами детского творческого объединения «ТЕЛЕ-КИНО»: это- - Принципы добровольности, интереса, единства рекреации и познания, совместной и сознательной деятельности.

- Общедоступности образования, где образовательные программы в телестудии могут быть: авторскими, экспериментальными; модифицированными, комплексными.

(Краткая историческая справка на программу "Начинающий актер игрового кино". Впервые написана и утверждена для работы в телецентре в 2004 году. До 2014 года использовалась в "ДТУЦ". Программа в 2012 году прошла экспертную оценку и получила положительное заключение методического совета СМИ "НУМИ". Указанная работа доступна http://www.numi.ru/docs/24464. Также материал на страницах СМИ доступен по адресу http://pedmir.ru/11005. Опубликована в ИНФОРМ-ОБРАЗОВАНИЕ ЭМЖ http://www.uchmet.ru/library/material/136146

Направленность программы согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, пункт 9.

В своей работе я принципиальное значение уделяю проектной научно-технической ценности фото-видеоизображения, кадра, с дальнейшим выходом электронных и печатных публикаций, создание электронного портфолио в виде участия в конкурсах исследовательских работ. В качестве образцов использую шедевры мировой живописи и кинематографа, что считаю исключительно важным фактором в формирования личности подростка.

Актуальность данной программы состоит в том, что одной из задач современного образования является воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Навыки сбора информации, преобразование ее, в форму, удобную для восприятия обучающимися, являются одним из видов самовыражения и раскрытия творческого потенциала подростков.

Педагогическая целесообразность общее руководство телестудией, в пределах своей компетенции, обозначенной в должностных инструкциях, осуществляют педагоги дополнительного образования. Организация учебного процесса регламентируется ранее утвержденными образовательными программами, расписанием занятий, планами работ. Комплектование основного контингента обучающихся объединений происходит ежегодно в сентябре месяце в установленные администрацией «Центром» сроки. Допускается доукомплектование групп в течение учебного года. Численный состав объединений отдела определяется, СанПиНом, продолжительность занятий в них, образовательной программой, педагогической целесообразностью.

Цель образовательной программы раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся подростков современными техническими средствами обучения с целью дальнейшего размещения информации о телестудии на интернет-порталах, видеоканалах. Специальнаяприобретение знаний и навыков операторского и актерского мастерства Профессионально-ореинтировочная- ознакомление с профессиями сценариста, оператора, актера для поступления в ВУЗы Формирование творческой личности с активной жизненной позицией через приобщение к экранным технологиям, развитие творческого потенциала детей, включение в общественно полезную практику и досуг;

Задачи - познакомить обучающихся с основами цифрового видео; - обучение теоретическим основам в области видеоискусства; - овладение приемами работы с цифровой фото, видео техникой; - знакомство с приемами видеосъемки в различных внешних условиях; - формирование и закрепление представлений о безопасной работе с фото, видео техникой, электрическими приборами; - развитие фантазии и воображения обучающегося (придумывание историй, сказок для сценария фильма) - формирование навыков самостоятельной творческой работы над проектами; - воспитание настойчивости, целеустремленности и ответственности за достижение высоких творческих результатов; - выработать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности; - создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве с педагогом.

Для реализации целей и задач детская медиастудия осуществляет следующие функции:

организует деятельность объединений телестудии;

осуществляет набор обучающихся в объединения медиастудии;

проводит обучение по образовательным программам, ранее утвержденным в установленном порядке;

принимает участие в массовых мероприятиях организации и проводит свои;

взаимодействует с другими отделами «ЦДПО», а также с другими объединениями организаций дополнительного образования, занимающимися теле- кино–видео творчеством.

Отличительные особенности состоит в том, что одной из задач современного образования является воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Навыки сбора информации, преобразование ее, в форму, удобную для восприятия обучающимися, являются одним из видов самовыражения и раскрытия творческого потенциала подростков. Работа в детской телестудии организуется в течение всего календарного года. В каникулярное время занятия могут проводиться в объединениях с постоянными или переменными составами детей, в том числе, в выездных кинолагерях загородных или с дневным пребыванием, а также на базе «ЦДПО».

Занятия с одной группой обучающихся могут одновременно проводить несколько педагогов, обучающих теле-кино-видеотворчеству: тележурналистике, видеосъемке, видеомонтажу, созданию игровых и фильмов. Посещение детской телестудии бесплатно.

Обучаясь по программе, подросток учится актерскому мастерству и перевоплощению произносит реплики персонажей, разыгрывает актерские этюды , снимает и снимается в телефильмах и игровых телепрограммах.

В процессе занятий подросток учится бороться за внимание зрителей , это достигается благодаря знаниям правил этикета поведения актера на съемочной площадке, принципов выразительного произнесения, а также владения техникой грима и умения выбрать костюм .

Программа предусматривает реализацию разнообразного творческого потенциала подростков с помощью проведения игровых турниров, конкурсов , викторин . Кроме того, ребята получают знания основ экранной культуры через просмотры лучших кинофильмов и телефильмов, созданных профессионалами и через посещение и участие в детских конкурсах и фестивалях по данному направлению деятельности.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы Настоящая программа рассчитана на обучение подростков в возрасте от 8 до 18 лет.

Срок реализации программы –  Программа реализуется в течении 5 лет, в три этапа .

На освоение полного курса отводится 720 педагогич. часа (780 пед. ч. с резервом ).

1 год обучения- является Подготовительным, во время которого учащиеся овладевают основами знакомства с оборудованием телестудии, с основами операторского и актерского мастерства, а также идет первоначальное знакомство с техникой грима, правилами этикета, основами экранной культуры и психологическим тренингом . На этом этапе проводятся в общем комплексе индивидуальные, групповые и индивидуально-групповые занятия :

Теории- 38 ч, Практики - 106 ч. ; На год обучения - 144 ч (156 ч. с резервом) Состав группы -постоянный . В группе – 8 человек.

2,3,4 год обучения- Основной этап, изучение основ обращения с видеооборудованием и самостоятельные съемки их на фото, видеокамеру. Во время обучения подростки продолжают изучать актерское мастерство, грим, этикет, тренинг. Переходят от актерских этюдов к разыгрыванию телесюжетов. На этом этапе проводится в комплексе индивидуальные, групповые и индивидуально- групповые занятия

теории - 38 ч. , практики- 106 ч .На год обучения – 144 ч. (156 ч. с резервом) Состав группы – постоянный . В группе – 8 человек.

5 год обучения– Заключительный этап. Во время этого этапа подростки под руководством педагога подходят к самостоятельной творческой деятельности . Идет усложнение навыков актерского мастерства. Необходимость индивидуально- творческого процесса. выражена в подготовке ролей для постановки и съемки будущих фильмов. На этом этапе проводятся в комплексе индивидуальные, групповые и индивидуально – групповые занятия

теория – 38 ч. , практики – 106 ч . На год обучения – 144 часов . (156 ч. с резервом) Состав группы- постоянный . В группе - 6 человек.

Форма и режим занятий - Образовательная программа реализуется в следующих формах обучения : - лекции по основам этикета актера и технике грима ; - репетиции сценических ролей в телепостановках игровых, рекламных сюжетов , постановок фильмов и видеоклипов; - участие в конкурсах операторского и актерского мастерства для выявления лидеров группы; - видеозанятия, творческие отчеты, творческие встречи, творческие практикумы для взаимообучения детей, киномарафоны или кинозалы выходного дня вместе с родителями - просмотр и обсуждение фильмов с целью определения их жанровой формы путем использования анкеты «Назовите ваши« и карты чувств, желаний и ощущений ;

- Индивидуально-групповая, (от 1 до 3 человек), а также желательно индивидуальная работа с каждым воспитанником, в видеосъѐмке – работа со съѐмочной техникой, достижение эффектной картинки и ее соответствие замыслу

- Групповая - (6-8человек) реализация проекта киномарафон, включающий экранную культуру, экранную грамотность, экранную образованность, а также участие подростков в выездных кинофестивалях и конкурсах экранного творчества детей различного уровня от городских до Республиканских, Всероссийских и Международных.

- Индивидуальная работа. Начинается работа с обучающимися, у которых усвоение программы продвигается успешнее. Известно, что детская одарѐнность часто имеет узкую направленность. Моя задача – увидеть то, что у ребѐнка лучше всего получается и развить это. В процессе наблюдения за детьми я заметила, что лучше не перегружать подростка мощным стимулом такого труда в дальнейшем является результат- интернет-выпуск, например:, одобренный сверстниками и близкими людьми.

Занятия проходят по лично составленному педагогом расписанию и утвержденному администрацией телецентра, если иное не установлено законодательством РФ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008). Продолжительность занятий:

Продолжительность занятий в детской телестудии определяется СанПиНом возрастными нормами и психолого-педагогическими рекомендациями. Продолжительность 1 академического часа - 45 минут, одно занятие составляет 2 академических часа с обязательным перерывом не менее 10-15 минут. Занятия одной группы проводится 2 раза в неделю.

В зависимости от особенностей и содержания работы на основе утвержденного плана или программы занятия проводятся: - всем составом группы; - индивидуально при работе с одаренными детьми или по специфике преподавания: видеосъемка, монтаж видеоматериалов, подготовка к конкурсу, выставке, и др.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности настоящая программа формируют у ребёнка образовательные результаты и способы их проверки. Каждый этап обучения подразумевает овладение ребенком определенным уровнем знаний, умений, навыков, а так же развитие его личностных качеств.

В первый год обучения учащиеся получают необходимые теоретические знания в области видеоискусства, формируют основные навыки техники безопасности и теоретические знания в области работы с фото-видеотехникой, знакомятся с различными областями применения современных технических средств обучения.

В течение второго, третьего, четвертого года обучения совершенствуют и закрепляют свои знания по технике безопасности работы с фото, видео оборудованием, в правильном обращении и использовании этого оборудования. Формируют и закрепляют знания и умения по созданию фильмов и видеороликов на литературной основе, создают собственные сценарии, персонажей, декорации. Пятый год является в основном проектным, заключительным, с преобладанием размещения видеоработ в сети интернет.

Способы определения результативности Занятия проходят в форме бесед, сообщений, практических занятий. Теоретическое занятие сопровождается демонстрацией методического материала фотографии, видео материалы, фильмы. Практические занятия включают в себя работу с оборудованием телестудии фото, видео камеры, создание и изготовление видеороликов и фильмов по литературным произведениям, и по собственному сценарию. На определенном этапе обучающиеся могут объединиться в мини-группы, т. е. используется проектный метод обучения.

Мониторинг создание оптимальных условий для развития нравственного, творческого потенциала ребёнка через приобщение к кино-видеотворчеству творчеству;

развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, принимать решение в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения;

формирование навыков работы в творческой команде, телекомпании, сотрудничество. Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.

Виды контроля конкурсы, фестивали разных уровней, видеофильмы, видеоклипы реклама, открытые занятия - видеоэкскурсы и киномарафоны- т.е. отчеты.

Ускоренный курс обучения.

Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

Защиту и уважение их человеческого достоинства, взглядов, убеждений.

Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.

Формы подведения итогов Выпускник должен знать и уметь: - оборудование телестудии; - основы работы и безопасного использования оборудования -фото, видео камера, штатив, осветительные приборы; - уметь снимать на фото, видео камеру подвижные, неподвижные предметы; - знать основы создания игрового фильма; - уметь работать индивидуально над созданием проекта;

 

Тематическое планирование

1 год обучения

 

Название раздела/темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие , правила по т / б.

 

 

 

 

2

Знакомство с телестудией теле-кино. Оборудование телестудии.

 

 

 

 

3

Работа с освещением

 

 

 

 

4

История появления фото, видео искусства.

 

 

 

 

5

Объекты видеосъемки

 

 

 

 

6

Съемка неподвижных предметов

 

 

 

 

7

Практическое занятие. Съемка людей

 

 

 

 

8

Введение в актерскую профессию

 

 

 

 

9

Работа актера над сценарием

 

 

 

 

10

Этикет современного актера

 

 

 

 

11

Актерско-психологический тренинг

 

 

 

 

12

История гримерного искусства

 

 

 

 

13

Творческий практикум

 

 

 

 

14

Сценические игры

 

 

 

 

15

Основы экранной культуры

 

 

 

 

16

Сказочная киносъемка

 

 

 

 

17

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

Всего по программе

144ч

38ч

106ч

 

Содержание программы первого года обучения

1.

Вводное занятие. Педагог инструктирует по технике безопасности. Обьясняет правила поведения в классе в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования , знакомит со спецификой изучаемых предметов.

2

Знакомство с телестудией теле-кино. Оборудование телестудии.

*

Вводный раздел. Техника безопасности при работе в студии.

3

Работа с освещением

4

История появления фото, видео искусства.

5

Объекты видеосъемки

6

Съемка неподвижных предметов

7

Практическое занятие. Съемка людей

8

*

*

*

*

Введение в актерскую профессию.

Знакомство с понятием « Визитная карточка актера «

Усвоение понятия « дар перевоплощения «

Закрепление правил поведения в мизансценах

Осмысление всего материала, связанного с ролью

9.

*

*

*

*

*

*

Работа актера над сценарием.

Знакомство со сценарием фильма

Станция « ЧИТАЙКА «

Выбор роли и обсуждение темы сценария.

Рассказ- «Эстафета» - придумывание окончания сценария

Конкурс идей « Что бы я сделал, чтобы помочь начинающему актеру?»

Защита фантастических проектов « Актер – 21 Века «

4.

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Этикет современного актера

Лекция « ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ «?

Инсценировка « Непрошенный гость «»

Выездная экскурсия « Я поведу тебя в музей кино «

Тренинг « Позвони, мне позвони «

Беседа « Игра вежливых «

Ролевая игра « Ваше поведение- это ваше все )

Игра «НЕТ « и НЕ « в ЭТИКЕТЕ

Семинар « Нужно ли говорить правду «

Шуточный тест «Счастливого пути»

5.

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Актерско-психологический тренинг.

Воображение- глаза души «Формирование событий «

Разыгрывание этюдов « На отдыхе «

Сценическое перевоплощение « Разыгрываем конфликт «

Партнерство в актерской игре «Передача настроения «

Воздействие словом «Слово в жизни и на сцене «

Через творчество к самосовершенствованию « Сценические импровизации «

Эмоции и жизненные силы «Относительность эмоций «

Наши социальные роли « Разыгрывание ситуаций «

Моральные заповеди человека « Уважение и самоуважение «

Человек ,будь человеком « Что такое человеколюбие «

Интеллектуально-творческие дела Миниатюры « Полезные дела «, « Акция милосердия «Десять заповедей творческих личностей ( по П.Вайнцвангу)

Тест – «Твой творческий потенциал «

6.

*

*

*

*

История гримерного искусства

Основные сведения о гриме

Развитие гримерного искусства в России

Грим, как компонент сказочного образа

Грим и троансформация образа

Грим «Детское лицо « (раны, шрамы, синяки, мушки , слезы )

7.

*

*

*

*

*

*

Творческий практикум.

Конкурс юных сказочников « В гостях у Русалочки «

Игровая программа «Сказочный чемпионат»

Викторина « Сказочный Алфавит «

Сказочный карнавал « Разные маски у веселой сказки «

Брейн-ринг «Сказочное Ассорти »

Игра для знатоков «Сказочный Покер «

8.

*

*

*

*

*

Сценические игры на знакомство и адаптацию

Шуточная олимпиада по сплочению детского коллектива

Сказочно- сюжетные эстафеты

Цирковые представления- этюды

Стихотворные импровизированные сказки

Командные игры на скорость, сноровку, смекалку

9.

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Основы экранной культуры.

Вечер-отчет «Путешествие в мир кино «

Творческий вечер «Что такое грамотный зритель ?»

Мастер-класс « Откуда пришло кино «

Творческая встреча «Открытие языка кино «

Творческий отчет « Крупным планом «

Мини-рецензия «В поисках нового кино «

Творческий отчет « Страницы истории кино «

Кинодиспут « Виды и жанры кино «

Творческий отчет « Стилистика авторского кино «

10.

*

*

*

*

*

Съемка совместно о операторской группой .

Съемка конкурса « В гостях у Русалки «

Съемка программы « Сказочный чемпионат «

Съемка карнавала « Разные маски у веселой сказки «

Съемка брейн-ринга « Сказочное Ассорти «

Съемка знатоков « Сказочный Покер «

11.

 

Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ

неудач. Работа над ошибками.

 

Тематический план

2 год обучения

Название раздела/темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие, правила по т / б.

 

 

 

 

2

Основы работы с

видеооборудованием

 

 

 

 

3

Знакомство с программным обеспечением ПК

 

 

 

 

4

Работа с освещением.

 

 

 

 

5

Объекты видеосъемки

 

 

 

 

6

Неподвижные обьекты

 

 

 

 

7

Основы актерской профессии

 

 

 

 

8

Работа актера над сценарием

 

 

 

 

9

Этикет актера на съемочной площадке

 

 

 

 

10

Актерский тренинг

 

 

 

 

11

Основы грима

 

 

 

 

12

Творческий практикум

 

 

 

 

13

Сценическая ритмопластика

 

 

 

 

14

Основы экранной культуры

 

 

 

 

15

Съемка телепроб, этюдов, сюжетов

 

 

 

 

16

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

Всего по программе

144ч

38ч

106ч

Итоговое

 

Содержание программы второго года обучения

 

1.

 

Вводное занятие.

Педагог инструктирует по технике безопасности. Обьясняет правила поведения в классе в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования, знакомит со спецификой изучаемых предметов.

2

Основы работы с оборудованием

3

Знакомство с программным обеспечением ПК

4

Работа с освещением.

5

Объекты видеосъемки

6

Неподвижные обьекты

7.

*

*

*

*

 

*

*

*

Основы актерской профессии

Творческие задания на сценической площадке «ПРОФЕССИОНАЛЫ «

Упражнения по развитию речи ( дыхательная ,голосовая , артикуляционная гимнастика )

Подвижные командные игры « Шуточная олимпиада «

Драматургические опыты ( импровизированные показы, инсценировки произведений детских писателей, конфликтные ситуации ,характеры и поступки героев)

Игры с использованием карточек « Артисты пантомимы « (готовятся заранее )

Задания, выполняемые в зале и на сцене «Что бы это значило «, « Скульптор и модель «

Массовые сценки из современной жизни « Пресс- конференция «

8

*

*

*

*

*

*

Работа актера над сценарием.

Выбор роли и обсуждение темы сценария.

Выделение эпизодов в сценарии и их перессказ.

Поиски музыкального решения.

Переход к тексту, уточнение мотивов поведения актера.

Репетиция всей сцены целиком.

Уточнение темпоритма постановки.

9.

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Этикет актера на съемочной площадке.

Беседа « ОДИН ДЕНЬ ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА «

Отработка правил сценической этики.

Развитие чувства партнерства.

Сохранение творческой свободы актера

Развитие культуры общения в коллективе

Мини- спектакль « Болтовня «

Ролевая игра « В чем залог твоего успеха ? «

Ролевая игра « Чувство времени. Благодарность « .

Игра « Юмор, Сатира «

Семинар « Этические ситуации «

Лекция « Вся наша жизнь- игра «

Беседа « Общение по Интернету «

10

*

 

 

 

*

 

 

*

 

*

 

 

*

Актерский тренинг.

Усваивая тренинг ребята овладевать своми эмоциями , чувствами , смогут раскрепощаться , проявлять себя достойно в нестандартных ситуациях , находить выход из трудных ситуаций , преодолевать комплексы , усвоят основы пантомимы и пластики.

У учащихся также повысится стремление к постоянному культурному росту.

Знакомство с актерским тренингом : упражнение на внимание , на развитие памяти, Актерский звукоряд « ОАУЫИ «. Аукцион « У лукоморья «- отгадывание произведений А.С. Пушкина.

Ввод новых упражнений на внимание ( двойная цепочка хлопков ), упражнения на пластику . проведение этюдов. Пантомима « Живая картина «.

Повторение, закрепление полученных навыков , упражнений на дикцию- чтение

скороговорок – скороговорная пятиминутка . Задания на различные ситуации

в игре « Профессор и студент «.

Ввод новых упражнений на внимание и реакцию в игре « Автобус в час пик «.

Упражнения « Звукоподражатель «.

11

*

*

*

*

Основы грима .

Знакомство с приемами наложения грима.

Знакомство с видами грима ( конкурсный, карнавальный, театральный )

Мимика и грим актера

Взаимосвязь грима, прически и костюма в сценическом образе

12

*

 

*

 

*

 

*

Творческий практикум.

Конкурс актерского мастерства «Мисс Очарование « (мода, хобби, пародия на песню, диктор телевидения , танцы, рекламная пауза ).

Конкурс по гримерному искусству « Разрисуй себя « с помощью несложных

приемов превращения в клоуна . вампира , колдуна , бабочку и др.

Викторина « ВВВ « - Вечер веселых вопросов , Развитие смекалки,остроумия ,

прогнозлотерея.

Миниконцерт: пантомима , экспромт , импровизация в озвучивании отрывков и т.д.

13

*

*

*

*

*

Сценическая ритмопластика.

Игры на развитие двигательных способностей, координация движения.

Ритмические этюды , быстрота реакции.

Чувство ритма, пластика движений рук.

Музыкально- пластические импровизации

Жесты – как важное средство выразительности

14

*

 

*

*

*

 

*

Основы экранной культуры.

Вводное занятие. Беседа о фильмах и телепередачах. Рассказ о своих любимых фильмах.

Что такое экранные искусства. Кино, видео, телевидение- что у них общего ?

Работа над восприятием и навыки анализа фильма.

Развитие внимания к внешнему облику героев/ выражение лица, походка, мимика, костюм /

Общее настроение фильма, смена эмоционального состояния в процессе просмотра фильма.

15.

*

*

*

*

Съемка совместно о операторской группой

Съемка телепроб в КАМ - « Мисс очарование «

Съемка конкурсной программы « Разрисуй себя «

Съемка телеэтюдов на заданную педагогом тему.

Съемка итоговых телесюжетов в Миниконцерте.

16.

 

Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ.

 

Тематический план

Третий год обучения

Название раздела/темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие , правила по т / б.

 

 

 

 

2

Объекты видеосъемки

 

 

 

 

3

Освещение объектов

 

 

 

 

4

История появления фото, видео искусства

 

 

 

 

5

Фотофильмы об участии в кинофестивалях

 

 

 

 

6

Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций

 

 

 

 

7

Практическое занятие. Съемка людей

 

 

 

 

8

Основные актерские закономерности

 

 

 

 

9

Понятие современности актера

 

 

 

 

10

Диапазон ролей в соответствии с

жанрами телекино

 

 

 

 

11

Актерский тренинг

 

 

 

 

12

Гримерное искусство

 

 

 

 

13

Творческий практикум

 

 

 

 

14

Сценическая ритмопластика

 

 

 

 

15

Основы экранной культуры

 

 

 

 

16

Съемка теленовелл , мини- фильмов и игровых телепрограмм

 

 

 

 

17

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

Всего по программе

144ч

38ч

106ч

 


 

Содержание программы третьего года обучения

1.

 

Вводное занятие.

Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год.

2

Объекты видеосъемки

3

Освещение объектов

4

История появления фото, видео искусства

5

Фотофильмы об участии в кинофестивалях

6

Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций

7

Практическое занятие. Съемка людей

8.

*

*

*

*

Основные актерские закономерности.

Перевоплощение актера в образ.

Движение по событиям , факту, охвату роли.

Логика и последовательность действий.

Вкладывание в роль частичку самого себя.

9.

*

*

 

*

Понятие современности актера.

Диалектика души в современной актерской игре.

Развитие актерской техники, способствующей освобождения от наигрышей , фальши.

Отработка такого понятия : как « рождение характера героя «

Установление живых связей самого персонажа со средой в постановке.

10.

*

*

*

*

Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино.

Комедийный актер

Фантастический актер

Мифологический актер.

Приключенческий актер.

11.

*

 

*

 

 

*

*

*

Актерский тренинг.

Повторение упражнений , ввод новых . Пример :» Зрители и артисты « - на внимание.

Дружеский портрет» - на пластику; актерские этюды.

Новые упражнения на дикцию ( с орехами во рту ), скороговорки . Репетиции с

опорными словами в репликах.

Задания на различные ситуации. Репетиции с опорными словами в репликах.

Выбор пьесы сценария. Разговор об авторе, эпохе , людях того времени. Задача и

сверхзадача роли.

Характер сценического рисунка героев. Импровизация на основе текста роли.

12.

*

*

*

*

Гримерное искусство.

Понятие сценического грима..

Правила наложения портретного грима.

Цвет, освещение и грим.

Грим и жанр кино .

13.

*

*

 

*

 

*

Творческий практикум.

КВН « Остров Буян «- конкурсы , развлечения, состязания.

Литературная игра по призведениям писателей 19 Века. Телеграммы , отрывки , персонажи , которые надо угадать.

Конкурс актерского мастерства « Именинное телевидение « . Сцена знакомств, ведущие телепередач: « Герой дня « , « Песня 2000…» , реклама на ТВ , рецензия.

Видеоконкурс актерского мастерства «Король и Королева Экрана - 200….. года «

14

*

*

*

*

Сценическая ритмопластика.

Действие с воображаемыми предметами .

Пластика свободных образов и характеров сказочных героев.

Пластика тела в импровизированном спектакле.

Тренировка веры , фантазии и пластической выразительности.

15.

*

*

*

*

*

Основы экранной культуры.

Вводное занятие. Кино и другие виды искусств.

Кадр в фильме: из чего состоит фильм ? Кино - рассказ в кадрах.

Сюжет фильма, поступки героев, настроение и чувства героев и зрителя.

Соединение кадров и рождение нового смысла.

Обмен впечатлениями и мнениями о фильмах , просмотренных за год.

16

*

*

*

*

*

Съемка совместно о операторской группой..

Съемка конкурсно- игровой программы КВН « Остров Буян «

Съемка телеигры « Литературное лото «

Съемка игровых теленовелл в разделе « Именинное телевидение «

Съемка короткометражного фильма.

Съемка видеоконкурса «Король и Королева Экрана – 200……года «

17.

 

Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Анализ успехов и неудач . Развлекательная программа «Детское телевидение «. Закрепление знаний по телевизионным профессиям , изготовление эмблем свои телекомпаний.

 

Тематический план

4 год обучения

 

Название раздела/темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие , правила по т / б.

 

 

 

 

2

Оборудование телестудии

 

 

 

 

3

Основы работы. Штатив

 

 

 

 

4

Видеокамера. Фотокамера.

 

 

 

 

5

Знакомство с программным обеспечением ПК

 

 

 

 

6

Работа с освещением

 

 

 

 

7

Система жанров телефильмов

 

 

 

 

8

Актерские репетиции постановок

 

 

 

 

9

Работа актера с режиссером

 

 

 

 

10

Работа с костюмом и предметами игрового реквизита . Изготовление масок и деталей костюма .

 

 

 

 

11

Творческий практикум

 

 

 

 

12

Грим в кинематографе

 

 

 

 

13

Творческая копилка

 

 

 

 

14

Съемка рекламного сюжета, видеоклипа, фильма- фэнтези, творч. прогнозов актеров на будущее время .

 

 

 

 

15

Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей актеров

 

 

 

 

16

Итоговое занятие

 

 

 

Итоговое занятие

 

Всего по программе

144ч

38ч

106ч

 

 

 

Содержание программы четвёртого года обучения

1.

 

Вводное занятие. Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы « Повеселимся от души «

2

Видеооборудование телестудии

3

Основы работы. Штатив

4

Видеокамера.Фотокамера.

5

Знакомство с программным обеспечением ПК

6

Работа с освещением

7.

*

*

*

*

*

*

Система жанров телевидения.

Мелодрама

Телевизионные жанры : развлекательные программы, телеигры.

Рекламный сюжет.

Телесериалы , теленовеллы , телероманы

Видеоролики, видеоклипы.

Фильмы ужасов , фильмы катастроф.

8.

*

 

*

 

*

 

*

Актерские репетиции

Этюдный метод отработки ударений . Введение понятия – атмосфера сценического пространства. Упражнение « рецензия на фильм.

Знакомство учащихся с построением сценического образа. Составление « автобиографии « героям из прошлого.

Понятие сценического действия. Пантомима : немое кино « на основе басен И.А. Крылова

Развитие понятия «темпоритм постановки «.Упражнение « Безголосый конферасье «Репетиции юмористического видеоклипа.

9.

*

*

*

*

Работа актера с режиссером.

Характеристика быта героев

Сверхзадача поступков героев.

Мысленное распределение роли на весь съемочный процесс

Отработка мгновенной мобилизации актера и сиюминутного творчества в эпизоде.

10.

*

*

*

*

*

Работа с костюмом и предметами реквизита.

Творческое задание « Лесной универмаг « ( придумывание одежды )

Творческое упражнение « Специализированный магазин для нерях « ..

Кинопробы « Звезды американского и европейского кино « ( кумиры кино )

Творческие задания « Новый фантастический инвентарь « - фильм фэнтези.

Изготовление масок и деталей костюмов в импровизированных конкурсах.

11.

*

 

*

 

 

*

 

 

*

Творческий практикум.

Вечер импровизации « Подарок для всех» игры , конкурсы , разминка , танцы, пословицы и т. д.

Конкурс музыкального видеоклипа « Начинающий актер « . Звание: лучший актер, настоящая леди. Конкурс – «актриса « , « Мечта « , « Болтуны « , выбор победителя « ТЕЛЕЗВЕЗДА «.

Турнир - викторина « Разнобой» .Соревнование команд: разминка, « Устами младенца», «Черный ящик « , Мы интеллектуалы « , « Почему , зачем и как ? « -развитие артистизма, выдумки, находчивости , чувства , расширение кругозора.

Творческий конкурс « Я , Лидер группы …….» ( победитель года )

12.

*

*

*

*

*

Грим в кинематографе.

Грим и жанр кино.

Актер и грим.

Техника грима, инструменты, краски , гигиена.

Новые направления в современном искусстве грима.

Взаимосвязь грима, прически и костюма в сценическом образе актера.

13.

*

 

*

*

*

Творческая копилка.

Составление сценарного плана конкурсов, программ, развлекательных вечеров.

Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов.

Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах.

Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма.

14.

*

*

*

*

*

Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей.

Профессии и характеристики создателей фильмов.

« Творческая копилка « - отбор средств и приемов актеров.

Обсуждение сыгранных ролей: оценка , ошибки , похвала.

Общие законы экрана. Просмотр и обсуждение разных видов кинематографа.

Специфика телевидения.

15

*

 

*

*

*

*

Съемка совместно о операторской группой .

Съемка «Творческих прогнозов « в форме интервью , используя импровизацию « Подарок для всех «

Съемка музыкального видеоклипа.

Съемка рекламного сюжета «Начинающий актер «.

Съемка фильма-фэнтези.

Съемка конкурса « Я , ЛИДЕР, группы ! «

16.

 

Итоговое занятие.

« Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии , советы по проведению фестивалей.

Награждение лучших актеров - лидеров.

 

Тематический план

5 год обучения.

 

Название раздела/темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие, правила по т /б. Вечер-игра «В теле-студии»

 

 

 

 

2

Основы работы. Штатив

 

 

 

 

3

Основы работы с видеокамерой

 

 

 

 

4

Основы работы с фотокамерой

 

 

 

 

5

Практическое занятие. Съемка предметов

 

 

 

 

6

Знакомство с программным обеспечением ПК

 

 

 

 

7

Подвижные объекты

 

 

 

 

8

Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций

 

 

 

 

9

История экранных искусств

 

 

 

 

10

Гимнастика чувств актеров на площадке

 

 

 

 

11

Режиссерско-педагогическое общение

 

 

 

 

12

Изготовим костюм

 

 

 

 

13

Творческий практикум

 

 

 

 

14

Творческие задания по гриму

 

 

 

 

15

Творческая копилка

 

 

 

 

16

Съемка творческих проектов, конкурсов и прогнозов актеров на будущее время .

 

 

 

 

17

Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей актеров

 

 

 

 

18

Итоговое занятие

 

 

 

Итоговое

 

Всего по программе

144ч

38ч

106ч

 


 

Содержание программы пятого года обучения

1.

 

Вводное занятие. Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы «В киностудии «

2

Основы работы. Штатив

3

Основы работы с видеокамерой

4

Практическое занятие. Съемка предметов

5

Знакомство с программным обеспечением ПК

6

Подвижные объекты

7

Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций

8.

*

*

*

*

*

*

История экранных искусств

Экран –спутник нашей жизни

Язык экрана

Наше восприятие

Выразительность кадра

Реальность экранного мира

Краткие сведения о истории кино,телевидения ,видео

9.

*

*

*

*

*

*

Гимнастика чувств актеров на площадке

Сценическое внимание.

Артистическая смелость

Взаимодействие и взаимозависимость партнеров

Память ощущений и физических самочувствий

Темпоритмы постановки

Психофизиология творческого тренинга

10.

*

*

*

*

*

*

*

Режиссерско-педагогическое общение

Инсценированные педагогические задачи

Драматическая импровизация

Режиссура этюдов

Имитация диалога « Телефон доверия «

Драматический эпизод из жизни « Фотография «

Этюдный метод «Проективные ситуации»

Социальная ситуация « Человекороль «

11.

*

*

*

*

*

Творческие задания « Изготовим костюм «

Творческое задание « Какие разные маски «

Соединение частей в костюме «Клоун»

Обработка принадлежностей в костюме «Супергероиня «

Копирование и вырезание выкроек костюма «Владыка Космоса «

Изготовление медальона для костюма « Чародей»

12

*

*

*

*

*

*

Творческий практикум.

Вечер-игра «В киностудии » (кинопробы, рекламная заставка, озвучивание )

Конкурс кинопроектов « Штат детских научных сотрудников «

Конкурс интеллектуально-творческой игры «Монитор«

Творческий конкурс «Ромашка «

Конкурс коллективно-творческих дел «

Творческий конкурс « Я , актриса, ты режиссер ...» ( победитель года )

13

*

*

*

*

*

*

*

Творческие задания по гриму

Разные клоуны (.милое сердечко, клоуны в зеленой и розовой шляпе )

Между небом и землей (цветущее дерево, темная ночь, золотое солнце)

Огонь и вода ( морская звезда ,огонек ,волна и др.)

Животный мир (собака, мышка, бабочка, кот, тигр, божья коровка , бык и т.д.)

В саду ( клубничка, груша, редис, вишенка, виноградная кисть, цветочек и др. )

Проказы маленьких монстров ( вампир, паук, колдунья , зеленый монстр и т.д. )

Путешествие в Азию ( китаянка, китайский дьявол, актер театра и т.д. )

14

*

 

*

*

*

*

*

*

Творческая копилка.

Составление сценарного плана конкурсов, программ, развлекательных вечеров и т.д.

Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов

Сочинение собственного краткого сюжета с предложенными героями.

Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах.

Изобретение темы и формы телепередачи для видеоцентра нового 21 Века

Составление анкеты на эрудицию

Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма.

15

*

*

*

*

*

*

Съемка совместно о операторской группой .

Съемка вечера- игры « В КИНОСТУДИИ «

Съемка конкурса кинопроектов « Штат детских научных сотрудников «

Съемка интеллектуально-творческой игры « Монитор «

Съемка творческого конкурса «Ромашка «

Съемка конкурса коллективно-творческих дел «

Съемка конкурса « Я, Актриса , ты режиссер « ! ( выявление победителей года )

16.

*

*

*

*

Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей.

Роль экрана в нашей жизни

Реальное время и экранное время

Что смотрим и как это видим

Наши любимые фильмы (Жанры, актеры, режиссеры и т.д. )

17.

 

Итоговое занятие.

« Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии , советы по проведению фестивалей.

Награждение лучших актеров - лидеров.

 

 

Методическое обеспечение

Учебно-методический комплект.

Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды индивидуальной работы: практические занятия, творческие отчеты и т. д.

«Социализация» - развитие инициативы, развитие творческого воображения;

«Безопасность» - умение безопасно обращаться с электрическими приборами «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми. «Чтение художественной литературы» - развитие интереса к художественной и познавательной литературе, пополнение литературного багажа обучающихся детей сказками, рассказами, стихами, загадками;

Форма занятий игра, актерские тренинги, конкурсы, викторины, аукционы, КВНы. миниконцерты, развлекательные и игровые щоу-программы, вечер импровизаций
турнир, рекламный сюжет, телеигры.

 

Первый год обучения . 1. Конкурс юных сказочников « В гостях у Русалочки « 2. Игровая программа « Сказочный чемпионат « 3. Карнавал « Разные маски у веселой сказки « 4. Брейн- ринг « Сказочное Ассорти « 5. Конкурс знатоков сказок « Сказочный Покер «

Второй год обучения . 1. Конкурс актерского мастерства : « Мисс очарование « 2. Конкурс по гримерному искусству : « Разрисуй себя « 3. Викторина « ВВВ- вечер веселых вопросов « 4. Миниконцерт -пантомима , экспромт , озвучивание отрывков

Третий год обучения . 1. КВН -соревнования , состязания , аттракционы 2. Телеигра 3. Конкурс актерского мастерства « Именное телевидение « 4. Конкурс : «Король и Королева Экрана - 200….года «

Четвертый год обучения . 1. Вечер-игра «В телестудии» 2. Конкурс музыкального видеоклипа 3. Конкурс рекламного видеосюжета 4. Турнир- викторина 5. Творческие прогнозы актеров в форме « интервью »

Пятый год обучения . 1. Вечер-игра « В Киностудии « 2 Конкурс кинопроектов « Штат детских научных сотрудников « 3 Творческий конкурс « Ромашка « 4 Конкурс коллективно-творческих дел «КТД« 5 Конкурс « Я Актриса , ты режиссер «- выбор лидеров группы

Выделяют следующие группы форм организации обучения:

 по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — киномарафон, лекция, творческий практикум, экскурсия, творческая мастерская, конкурс, кинофестиваль, занятие – игра, игра – путешествие, круглый стол, и т.д..

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

На занятиях используются: - Словесные методы -формирование теоретических и фактических знаний; - Наглядные просмотр плохо снятых детских работ представляет собой отличную возможность обучающимся усмотреть типичность ошибок; а просмотр разного рода произведений искусства – картин выдающихся художников, кинофильмов, работ победителей конкурсов детского экранного творчества -способствует внутреннему росту ребѐнка);

- Практические творческие задания, упражнения для развития логики, креативности, коммуникативные тренинги; - Ещѐ один метод работы с ребятами я условно называю «Имеешь право на ошибку». Он вряд ли применим в школьном основном образовании, но в дополнительном даѐт хорошие результаты.

Материально-техническое обеспечение

Составляющие реализации программы:

 Сведения о помещении, в котором проводятся занятия: светлый и просторный учебный кабинет, компьютерный класс, и т.п.;

Кроме того, необходимы следующие средства обучения:

- Аппаратура: видеокамера, фотоаппарат, карты памяти, штатив, телевизор, компьютер с программным обеспечением для видеомонтажа, набор профессионального освещения, устройство вывода принтер аудиоаппаратура, микрофон. -Детская литература. - Видеотека с роликами и фильмами по литературным произведениям, истории кино.

 сведения о наличии подсобных помещений: кладовые, костюмерные;

 перечень оборудования учебного помещения, кабинета: классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.;

 перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: телевизионная панель, компъютер с подключением к интернет, принтер 3 в одном, цифровой фотоаппарат, 4 видеокамеры, штатив, осветительный прибор, микрофоны, мышь, клавиатура, и т.п..

Условия реализации программы

Работа над проектом включает следующее:

-обучение;

- составление сценария;

- выбор, заучивание ролей;

- видеосъемка и фотографирование;

- обработка собранного материала педагогом при помощи компьютерной программы для монтажа;

- демонстрация проектов родителям на мониторах ;

Владение педагогом современными информационно-методическими условиями реализации программы - это электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, и использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др. Также для занятий по экранной культуре приобретение перечня видео и аудиопродукции: компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Права и обязанности обучающихся детской телестудии

Обучающиеся имеют право на:

Получение бесплатного дополнительного образования в соответствии с утвержденными дополнительными образовательными программами.

Выбор образовательной программы в соответствии со своими склонностями и способностями.

Обучение в рамках этих образовательных программ по индивидуальным учебным планам.

Посещение занятий в нескольких объединениях организации и переход из одного объединения в другое в течение года.

Свободу совести, информации.

Свободное посещение мероприятий, предусмотренных планом мероприятий организации.

Внесение предложений по совершенствованию работы объединения.

Участие в кинофестивалях, конкурсах, выставках творческих работ различного уровня.

Бесплатное пользование ресурсами организации, учебными помещениями, оборудованием, интернетом, инвентарем и материалами.

Развитие своих творческих способностей и интересов.

Обучающиеся обязаны:

Выполнять правила объединения «Теле-Кино».

Посещать занятия детской телестудии, участвовать в общественно-полезной деятельности студии и трудовых делах коллектива, проявлять инициативу.

Ответственно выполнять поручения, данные коллективом телестудии, его руководителем, работающими в детской телестудии.

Укреплять дружбу и взаимопомощь в коллективе.

Поддерживать традиции организации и студии.

Источники:


 

Электронные ресурсы (Интернет – ссылки): 1. Международное интернет-издание "ПрофОбразование" [Электронный ресурс]. Спиридонова Т.И. "Комплексная программа дополнительного образования детей "Детская телестудия +". - 2014г. Режим доступа http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/load/23-1-0-1560

2. Портал Педпроект. [Электронный ресурс]. Спиридонова Т.И. "Детская телестудия"-2016 год. Режим доступа http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2256

3. Социальная сеть работников образования  nsportal.ru [Электронный ресурс]. Спиридонова Т.И. "Детская телестудия+"- 2017 год. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/08/30/detskaya-telestudiya

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.