Комплексная программа дополнительного образования детей «Детская медиастудия»
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы
«Центр детского творчества "Замоскворечье»
(ГБОУДО ЦДТ "Замоскворечье")
|
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ______ от «____» _______________ 201___г.
|
Утверждаю: Директор ЦДТ «Замоскворечье» ________________ М.Н. Тимофеева « _____ » _______________201___ г.
|
Общеобразовательная комплексная программа
дополнительного образования детей
"Детская медиастудия "
Техническая направленность
Автор: Спиридонова Тамара Ивановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ЦДТ «Замоскворечье»
Москва 2019 год
Пояснительная записка
Введение Современные подростки в наше время оперативно осваивают новые информационные технологии медиа-пространств Интернета. И когда в «Детской медиастудии+» подготовкой фото - видеоматериала занимается школьник, а не взрослый человек, он вызывает у сверстников большее доверие и авторитет, психологически он ближе к своей аудитории.
В ближайшем будущем–развитие Интернет–телевидения и, как следствие, превращение телевидения в средство коммуникации, станет доступным любому желающему. Поэтому уже сейчас детей необходимо обучать технологии телевидения.
Известно, что для миллионов зрителей искусство телевидения, т.е. телефильма - олицетворяется в актере. Актер вообще занимает совершенно особенное место в духовном мире зрителей. Воплощение лучших человеческих свойств, некий задушевный, хоть и далекий друг, норма поведения , законодатель вкусов, пример для подражания - вот чем стал актер для миллионов людей. Актеру на экране отводится не только роль исполнителя героя, его игра - память истории навечно зафиксированная пленкой. Поэтому каждому времени не безразлично, кто его выражает на экране. Профессия актера очень важна в искусстве игрового кино. Актер должен быть достоверен , более того, экран усиливает самые тонкие нюансы актерской игры, и мимика и жесты его должны быть очень сдержанными, точно рассчитанными, очень выразительными. Первое, что запоминается в фильме, это лицо, его персонаж - это визитная карточка фильма. От внешности, голоса , манеры исполнения зависит не так уж мало. Киноактер также должен обладать особым даром перевоплощения . Он должен быть готов к любым требованиям , которые может предъявить к нему техника съемки. Поэтому делаем вывод , что актер в фильме незаменим – потому что он , и только он – воплощает в себе самое неповторимое из того, что может зафиксировать видеокамера. Поэтому в 2014 году мной разработана комплексная программа «Детская телестудия +», на основе трех образовательных дисциплин, объединенных теле-видео-творчеством: это "начинающий актер игрового кино", фото-видеосъемка "в телестудии" и экранная культура по программе "юного кинолюбителя", из киномарафона масштабного кинопроекта "Возрождение детского кино в России". Основные принципы организации деятельности детской телестудии определяются основными правилами детского творческого объединения «ТЕЛЕ-КИНО»: это- - Принципы добровольности, интереса, единства рекреации и познания, совместной и сознательной деятельности.
- Общедоступности образования, где образовательные программы в телестудии могут быть: авторскими, экспериментальными; модифицированными, комплексными.
(Краткая историческая справка на программу "Начинающий актер игрового кино". Впервые написана и утверждена для работы в телецентре в 2004 году. До 2014 года использовалась в "ДТУЦ". Программа в 2012 году прошла экспертную оценку и получила положительное заключение методического совета СМИ "НУМИ". Указанная работа доступна http://www.numi.ru/docs/24464. Также материал на страницах СМИ доступен по адресу http://pedmir.ru/11005. Опубликована в ИНФОРМ-ОБРАЗОВАНИЕ ЭМЖ http://www.uchmet.ru/library/material/136146
Направленность программы согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, пункт 9.
В своей работе я принципиальное значение уделяю проектной научно-технической ценности фото-видеоизображения, кадра, с дальнейшим выходом электронных и печатных публикаций, создание электронного портфолио в виде участия в конкурсах исследовательских работ. В качестве образцов использую шедевры мировой живописи и кинематографа, что считаю исключительно важным фактором в формирования личности подростка.
Актуальность – данной программы состоит в том, что одной из задач современного образования является воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Навыки сбора информации, преобразование ее, в форму, удобную для восприятия обучающимися, являются одним из видов самовыражения и раскрытия творческого потенциала подростков.
Педагогическая целесообразность – общее руководство телестудией, в пределах своей компетенции, обозначенной в должностных инструкциях, осуществляют педагоги дополнительного образования. Организация учебного процесса регламентируется ранее утвержденными образовательными программами, расписанием занятий, планами работ. Комплектование основного контингента обучающихся объединений происходит ежегодно в сентябре месяце в установленные администрацией «Центром» сроки. Допускается доукомплектование групп в течение учебного года. Численный состав объединений отдела определяется, СанПиНом, продолжительность занятий в них, образовательной программой, педагогической целесообразностью.
Цель образовательной программы – раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся подростков современными техническими средствами обучения с целью дальнейшего размещения информации о телестудии на интернет-порталах, видеоканалах. Специальная – приобретение знаний и навыков операторского и актерского мастерства Профессионально-ореинтировочная- ознакомление с профессиями сценариста, оператора, актера для поступления в ВУЗы Формирование творческой личности с активной жизненной позицией через приобщение к экранным технологиям, развитие творческого потенциала детей, включение в общественно полезную практику и досуг;
Задачи – - познакомить обучающихся с основами цифрового видео; - обучение теоретическим основам в области видеоискусства; - овладение приемами работы с цифровой фото, видео техникой; - знакомство с приемами видеосъемки в различных внешних условиях; - формирование и закрепление представлений о безопасной работе с фото, видео техникой, электрическими приборами; - развитие фантазии и воображения обучающегося (придумывание историй, сказок для сценария фильма) - формирование навыков самостоятельной творческой работы над проектами; - воспитание настойчивости, целеустремленности и ответственности за достижение высоких творческих результатов; - выработать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности; - создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве с педагогом.
Для реализации целей и задач детская медиастудия осуществляет следующие функции:
организует деятельность объединений телестудии;
осуществляет набор обучающихся в объединения медиастудии;
проводит обучение по образовательным программам, ранее утвержденным в установленном порядке;
принимает участие в массовых мероприятиях организации и проводит свои;
взаимодействует с другими отделами «ЦДПО», а также с другими объединениями организаций дополнительного образования, занимающимися теле- кино–видео творчеством.
Отличительные особенности – состоит в том, что одной из задач современного образования является воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Навыки сбора информации, преобразование ее, в форму, удобную для восприятия обучающимися, являются одним из видов самовыражения и раскрытия творческого потенциала подростков. Работа в детской телестудии организуется в течение всего календарного года. В каникулярное время занятия могут проводиться в объединениях с постоянными или переменными составами детей, в том числе, в выездных кинолагерях загородных или с дневным пребыванием, а также на базе «ЦДПО».
Занятия с одной группой обучающихся могут одновременно проводить несколько педагогов, обучающих теле-кино-видеотворчеству: тележурналистике, видеосъемке, видеомонтажу, созданию игровых и фильмов. Посещение детской телестудии бесплатно.
Обучаясь по программе, подросток учится актерскому мастерству и перевоплощению произносит реплики персонажей, разыгрывает актерские этюды , снимает и снимается в телефильмах и игровых телепрограммах.
В процессе занятий подросток учится бороться за внимание зрителей , это достигается благодаря знаниям правил этикета поведения актера на съемочной площадке, принципов выразительного произнесения, а также владения техникой грима и умения выбрать костюм .
Программа предусматривает реализацию разнообразного творческого потенциала подростков с помощью проведения игровых турниров, конкурсов , викторин . Кроме того, ребята получают знания основ экранной культуры через просмотры лучших кинофильмов и телефильмов, созданных профессионалами и через посещение и участие в детских конкурсах и фестивалях по данному направлению деятельности.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы – Настоящая программа рассчитана на обучение подростков в возрасте от 8 до 18 лет.
Срок реализации программы – Программа реализуется в течении 5 лет, в три этапа .
На освоение полного курса отводится 720 педагогич. часа (780 пед. ч. с резервом ).
1 год обучения- является Подготовительным, во время которого учащиеся овладевают основами знакомства с оборудованием телестудии, с основами операторского и актерского мастерства, а также идет первоначальное знакомство с техникой грима, правилами этикета, основами экранной культуры и психологическим тренингом . На этом этапе проводятся в общем комплексе индивидуальные, групповые и индивидуально-групповые занятия :
Теории- 38 ч, Практики - 106 ч. ; На год обучения - 144 ч (156 ч. с резервом) Состав группы -постоянный . В группе – 8 человек.
2,3,4 год обучения- Основной этап, изучение основ обращения с видеооборудованием и самостоятельные съемки их на фото, видеокамеру. Во время обучения подростки продолжают изучать актерское мастерство, грим, этикет, тренинг. Переходят от актерских этюдов к разыгрыванию телесюжетов. На этом этапе проводится в комплексе индивидуальные, групповые и индивидуально- групповые занятия
теории - 38 ч. , практики- 106 ч .На год обучения – 144 ч. (156 ч. с резервом) Состав группы – постоянный . В группе – 8 человек.
5 год обучения– Заключительный этап. Во время этого этапа подростки под руководством педагога подходят к самостоятельной творческой деятельности . Идет усложнение навыков актерского мастерства. Необходимость индивидуально- творческого процесса. выражена в подготовке ролей для постановки и съемки будущих фильмов. На этом этапе проводятся в комплексе индивидуальные, групповые и индивидуально – групповые занятия
теория – 38 ч. , практики – 106 ч . На год обучения – 144 часов . (156 ч. с резервом) Состав группы- постоянный . В группе - 6 человек.
Форма и режим занятий - Образовательная программа реализуется в следующих формах обучения : - лекции по основам этикета актера и технике грима ; - репетиции сценических ролей в телепостановках игровых, рекламных сюжетов , постановок фильмов и видеоклипов; - участие в конкурсах операторского и актерского мастерства для выявления лидеров группы; - видеозанятия, творческие отчеты, творческие встречи, творческие практикумы для взаимообучения детей, киномарафоны или кинозалы выходного дня вместе с родителями - просмотр и обсуждение фильмов с целью определения их жанровой формы путем использования анкеты «Назовите ваши« и карты чувств, желаний и ощущений ;
- Индивидуально-групповая, (от 1 до 3 человек), а также желательно индивидуальная работа с каждым воспитанником, в видеосъѐмке – работа со съѐмочной техникой, достижение эффектной картинки и ее соответствие замыслу
- Групповая - (6-8человек) реализация проекта киномарафон, включающий экранную культуру, экранную грамотность, экранную образованность, а также участие подростков в выездных кинофестивалях и конкурсах экранного творчества детей различного уровня от городских до Республиканских, Всероссийских и Международных.
- Индивидуальная работа. Начинается работа с обучающимися, у которых усвоение программы продвигается успешнее. Известно, что детская одарѐнность часто имеет узкую направленность. Моя задача – увидеть то, что у ребѐнка лучше всего получается и развить это. В процессе наблюдения за детьми я заметила, что лучше не перегружать подростка мощным стимулом такого труда в дальнейшем является результат- интернет-выпуск, например:, одобренный сверстниками и близкими людьми.
Занятия проходят по лично составленному педагогом расписанию и утвержденному администрацией телецентра, если иное не установлено законодательством РФ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008). Продолжительность занятий:
Продолжительность занятий в детской телестудии определяется СанПиНом возрастными нормами и психолого-педагогическими рекомендациями. Продолжительность 1 академического часа - 45 минут, одно занятие составляет 2 академических часа с обязательным перерывом не менее 10-15 минут. Занятия одной группы проводится 2 раза в неделю.
В зависимости от особенностей и содержания работы на основе утвержденного плана или программы занятия проводятся: - всем составом группы; - индивидуально при работе с одаренными детьми или по специфике преподавания: видеосъемка, монтаж видеоматериалов, подготовка к конкурсу, выставке, и др.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности – настоящая программа формируют у ребёнка образовательные результаты и способы их проверки. Каждый этап обучения подразумевает овладение ребенком определенным уровнем знаний, умений, навыков, а так же развитие его личностных качеств.
В первый год обучения учащиеся получают необходимые теоретические знания в области видеоискусства, формируют основные навыки техники безопасности и теоретические знания в области работы с фото-видеотехникой, знакомятся с различными областями применения современных технических средств обучения.
В течение второго, третьего, четвертого года обучения совершенствуют и закрепляют свои знания по технике безопасности работы с фото, видео оборудованием, в правильном обращении и использовании этого оборудования. Формируют и закрепляют знания и умения по созданию фильмов и видеороликов на литературной основе, создают собственные сценарии, персонажей, декорации. Пятый год является в основном проектным, заключительным, с преобладанием размещения видеоработ в сети интернет.
Способы определения результативности – Занятия проходят в форме бесед, сообщений, практических занятий. Теоретическое занятие сопровождается демонстрацией методического материала фотографии, видео материалы, фильмы. Практические занятия включают в себя работу с оборудованием телестудии фото, видео камеры, создание и изготовление видеороликов и фильмов по литературным произведениям, и по собственному сценарию. На определенном этапе обучающиеся могут объединиться в мини-группы, т. е. используется проектный метод обучения.
Мониторинг – создание оптимальных условий для развития нравственного, творческого потенциала ребёнка через приобщение к кино-видеотворчеству творчеству;
развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, принимать решение в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения;
формирование навыков работы в творческой команде, телекомпании, сотрудничество. Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.
Виды контроля – конкурсы, фестивали разных уровней, видеофильмы, видеоклипы реклама, открытые занятия - видеоэкскурсы и киномарафоны- т.е. отчеты.
Ускоренный курс обучения.
Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
Защиту и уважение их человеческого достоинства, взглядов, убеждений.
Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.
Формы подведения итогов – Выпускник должен знать и уметь: - оборудование телестудии; - основы работы и безопасного использования оборудования -фото, видео камера, штатив, осветительные приборы; - уметь снимать на фото, видео камеру подвижные, неподвижные предметы; - знать основы создания игрового фильма; - уметь работать индивидуально над созданием проекта;
Тематическое планирование
1 год обучения
|
№ |
Название раздела/темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
|
теория |
практика |
|||||
|
1 |
Вводное занятие , правила по т / б. |
|
|
|
|
|
|
2 |
Знакомство с телестудией теле-кино. Оборудование телестудии. |
|
|
|
|
|
|
3 |
Работа с освещением |
|
|
|
|
|
|
4 |
История появления фото, видео искусства. |
|
|
|
|
|
|
5 |
Объекты видеосъемки |
|
|
|
|
|
|
6 |
Съемка неподвижных предметов |
|
|
|
|
|
|
7 |
Практическое занятие. Съемка людей |
|
|
|
|
|
|
8 |
Введение в актерскую профессию |
|
|
|
|
|
|
9 |
Работа актера над сценарием |
|
|
|
|
|
|
10 |
Этикет современного актера |
|
|
|
|
|
|
11 |
Актерско-психологический тренинг |
|
|
|
|
|
|
12 |
История гримерного искусства |
|
|
|
|
|
|
13 |
Творческий практикум |
|
|
|
|
|
|
14 |
Сценические игры |
|
|
|
|
|
|
15 |
Основы экранной культуры |
|
|
|
|
|
|
16 |
Сказочная киносъемка |
|
|
|
|
|
|
17 |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
|
|
Всего по программе |
144ч |
38ч |
106ч |
|
|
Содержание программы первого года обучения
|
1. |
Вводное занятие. Педагог инструктирует по технике безопасности. Обьясняет правила поведения в классе в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования , знакомит со спецификой изучаемых предметов. |
|
2 |
Знакомство с телестудией теле-кино. Оборудование телестудии. |
|
* |
Вводный раздел. Техника безопасности при работе в студии. |
|
3 |
Работа с освещением |
|
4 |
История появления фото, видео искусства. |
|
5 |
Объекты видеосъемки |
|
6 |
Съемка неподвижных предметов |
|
7 |
Практическое занятие. Съемка людей |
|
8 * * * * |
Введение в актерскую профессию. Знакомство с понятием « Визитная карточка актера « Усвоение понятия « дар перевоплощения « Закрепление правил поведения в мизансценах Осмысление всего материала, связанного с ролью |
|
9. * * * * * * |
Работа актера над сценарием. Знакомство со сценарием фильма Станция « ЧИТАЙКА « Выбор роли и обсуждение темы сценария. Рассказ- «Эстафета» - придумывание окончания сценария Конкурс идей « Что бы я сделал, чтобы помочь начинающему актеру?» Защита фантастических проектов « Актер – 21 Века « |
|
4. * * * * * * * * * |
Этикет современного актера Лекция « ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ «? Инсценировка « Непрошенный гость «» Выездная экскурсия « Я поведу тебя в музей кино « Тренинг « Позвони, мне позвони « Беседа « Игра вежливых « Ролевая игра « Ваше поведение- это ваше все ) Игра «НЕТ « и НЕ « в ЭТИКЕТЕ Семинар « Нужно ли говорить правду « Шуточный тест «Счастливого пути» |
|
5. * * * * * * * * * * * * * |
Актерско-психологический тренинг. Воображение- глаза души «Формирование событий « Разыгрывание этюдов « На отдыхе « Сценическое перевоплощение « Разыгрываем конфликт « Партнерство в актерской игре «Передача настроения « Воздействие словом «Слово в жизни и на сцене « Через творчество к самосовершенствованию « Сценические импровизации « Эмоции и жизненные силы «Относительность эмоций « Наши социальные роли « Разыгрывание ситуаций « Моральные заповеди человека « Уважение и самоуважение « Человек ,будь человеком « Что такое человеколюбие « Интеллектуально-творческие дела Миниатюры « Полезные дела «, « Акция милосердия «Десять заповедей творческих личностей ( по П.Вайнцвангу) Тест – «Твой творческий потенциал « |
|
6. * * * * |
История гримерного искусства Основные сведения о гриме Развитие гримерного искусства в России Грим, как компонент сказочного образа Грим и троансформация образа Грим «Детское лицо « (раны, шрамы, синяки, мушки , слезы ) |
|
7. * * * * * * |
Творческий практикум. Конкурс юных сказочников « В гостях у Русалочки « Игровая программа «Сказочный чемпионат» Викторина « Сказочный Алфавит « Сказочный карнавал « Разные маски у веселой сказки « Брейн-ринг «Сказочное Ассорти » Игра для знатоков «Сказочный Покер « |
|
8. * * * * * |
Сценические игры на знакомство и адаптацию Шуточная олимпиада по сплочению детского коллектива Сказочно- сюжетные эстафеты Цирковые представления- этюды Стихотворные импровизированные сказки Командные игры на скорость, сноровку, смекалку |
|
9. * * * * * * * * * |
Основы экранной культуры. Вечер-отчет «Путешествие в мир кино « Творческий вечер «Что такое грамотный зритель ?» Мастер-класс « Откуда пришло кино « Творческая встреча «Открытие языка кино « Творческий отчет « Крупным планом « Мини-рецензия «В поисках нового кино « Творческий отчет « Страницы истории кино « Кинодиспут « Виды и жанры кино « Творческий отчет « Стилистика авторского кино « |
|
10. * * * * * |
Съемка совместно о операторской группой . Съемка конкурса « В гостях у Русалки « Съемка программы « Сказочный чемпионат « Съемка карнавала « Разные маски у веселой сказки « Съемка брейн-ринга « Сказочное Ассорти « Съемка знатоков « Сказочный Покер « |
|
11.
|
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ неудач. Работа над ошибками. |
Тематический план
2 год обучения
|
№ |
Название раздела/темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
|
теория |
практика |
|||||
|
1 |
Вводное занятие, правила по т / б. |
|
|
|
|
|
|
2 |
Основы работы с видеооборудованием |
|
|
|
|
|
|
3 |
Знакомство с программным обеспечением ПК |
|
|
|
|
|
|
4 |
Работа с освещением. |
|
|
|
|
|
|
5 |
Объекты видеосъемки |
|
|
|
|
|
|
6 |
Неподвижные обьекты |
|
|
|
|
|
|
7 |
Основы актерской профессии |
|
|
|
|
|
|
8 |
Работа актера над сценарием |
|
|
|
|
|
|
9 |
Этикет актера на съемочной площадке |
|
|
|
|
|
|
10 |
Актерский тренинг |
|
|
|
|
|
|
11 |
Основы грима |
|
|
|
|
|
|
12 |
Творческий практикум |
|
|
|
|
|
|
13 |
Сценическая ритмопластика |
|
|
|
|
|
|
14 |
Основы экранной культуры |
|
|
|
|
|
|
15 |
Съемка телепроб, этюдов, сюжетов |
|
|
|
|
|
|
16 |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
|
|
Всего по программе |
144ч |
38ч |
106ч |
Итоговое |
|
Содержание программы второго года обучения
|
1.
|
Вводное занятие. Педагог инструктирует по технике безопасности. Обьясняет правила поведения в классе в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования, знакомит со спецификой изучаемых предметов. |
|
2 |
Основы работы с оборудованием |
|
3 |
Знакомство с программным обеспечением ПК |
|
4 |
Работа с освещением. |
|
5 |
Объекты видеосъемки |
|
6 |
Неподвижные обьекты |
|
7. * * * *
* * * |
Основы актерской профессии Творческие задания на сценической площадке «ПРОФЕССИОНАЛЫ « Упражнения по развитию речи ( дыхательная ,голосовая , артикуляционная гимнастика ) Подвижные командные игры « Шуточная олимпиада « Драматургические опыты ( импровизированные показы, инсценировки произведений детских писателей, конфликтные ситуации ,характеры и поступки героев) Игры с использованием карточек « Артисты пантомимы « (готовятся заранее ) Задания, выполняемые в зале и на сцене «Что бы это значило «, « Скульптор и модель « Массовые сценки из современной жизни « Пресс- конференция « |
|
8 * * * * * * |
Работа актера над сценарием. Выбор роли и обсуждение темы сценария. Выделение эпизодов в сценарии и их перессказ. Поиски музыкального решения. Переход к тексту, уточнение мотивов поведения актера. Репетиция всей сцены целиком. Уточнение темпоритма постановки. |
|
9. * * * * * * * * * * * |
Этикет актера на съемочной площадке. Беседа « ОДИН ДЕНЬ ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА « Отработка правил сценической этики. Развитие чувства партнерства. Сохранение творческой свободы актера Развитие культуры общения в коллективе Мини- спектакль « Болтовня « Ролевая игра « В чем залог твоего успеха ? « Ролевая игра « Чувство времени. Благодарность « . Игра « Юмор, Сатира « Семинар « Этические ситуации « Лекция « Вся наша жизнь- игра « Беседа « Общение по Интернету « |
|
10 *
*
*
*
* |
Актерский тренинг. Усваивая тренинг ребята овладевать своми эмоциями , чувствами , смогут раскрепощаться , проявлять себя достойно в нестандартных ситуациях , находить выход из трудных ситуаций , преодолевать комплексы , усвоят основы пантомимы и пластики. У учащихся также повысится стремление к постоянному культурному росту. Знакомство с актерским тренингом : упражнение на внимание , на развитие памяти, Актерский звукоряд « ОАУЫИ «. Аукцион « У лукоморья «- отгадывание произведений А.С. Пушкина. Ввод новых упражнений на внимание ( двойная цепочка хлопков ), упражнения на пластику . проведение этюдов. Пантомима « Живая картина «. Повторение, закрепление полученных навыков , упражнений на дикцию- чтение скороговорок – скороговорная пятиминутка . Задания на различные ситуации в игре « Профессор и студент «. Ввод новых упражнений на внимание и реакцию в игре « Автобус в час пик «. Упражнения « Звукоподражатель «. |
|
11 * * * * |
Основы грима . Знакомство с приемами наложения грима. Знакомство с видами грима ( конкурсный, карнавальный, театральный ) Мимика и грим актера Взаимосвязь грима, прически и костюма в сценическом образе |
|
12 *
*
*
* |
Творческий практикум. Конкурс актерского мастерства «Мисс Очарование « (мода, хобби, пародия на песню, диктор телевидения , танцы, рекламная пауза ). Конкурс по гримерному искусству « Разрисуй себя « с помощью несложных приемов превращения в клоуна . вампира , колдуна , бабочку и др. Викторина « ВВВ « - Вечер веселых вопросов , Развитие смекалки,остроумия , прогнозлотерея. Миниконцерт: пантомима , экспромт , импровизация в озвучивании отрывков и т.д. |
|
13 * * * * * |
Сценическая ритмопластика. Игры на развитие двигательных способностей, координация движения. Ритмические этюды , быстрота реакции. Чувство ритма, пластика движений рук. Музыкально- пластические импровизации Жесты – как важное средство выразительности |
|
14 *
* * *
* |
Основы экранной культуры. Вводное занятие. Беседа о фильмах и телепередачах. Рассказ о своих любимых фильмах. Что такое экранные искусства. Кино, видео, телевидение- что у них общего ? Работа над восприятием и навыки анализа фильма. Развитие внимания к внешнему облику героев/ выражение лица, походка, мимика, костюм / Общее настроение фильма, смена эмоционального состояния в процессе просмотра фильма. |
|
15. * * * * |
Съемка совместно о операторской группой Съемка телепроб в КАМ - « Мисс очарование « Съемка конкурсной программы « Разрисуй себя « Съемка телеэтюдов на заданную педагогом тему. Съемка итоговых телесюжетов в Миниконцерте. |
|
16.
|
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ. |
Тематический план
Третий год обучения
|
№ |
Название раздела/темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
|
теория |
практика |
||||
|
1 |
Вводное занятие , правила по т / б. |
|
|
|
|
|
2 |
Объекты видеосъемки |
|
|
|
|
|
3 |
Освещение объектов |
|
|
|
|
|
4 |
История появления фото, видео искусства |
|
|
|
|
|
5 |
Фотофильмы об участии в кинофестивалях |
|
|
|
|
|
6 |
Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций |
|
|
|
|
|
7 |
Практическое занятие. Съемка людей |
|
|
|
|
|
8 |
Основные актерские закономерности |
|
|
|
|
|
9 |
Понятие современности актера |
|
|
|
|
|
10 |
Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино |
|
|
|
|
|
11 |
Актерский тренинг |
|
|
|
|
|
12 |
Гримерное искусство |
|
|
|
|
|
13 |
Творческий практикум |
|
|
|
|
|
14 |
Сценическая ритмопластика |
|
|
|
|
|
15 |
Основы экранной культуры |
|
|
|
|
|
16 |
Съемка теленовелл , мини- фильмов и игровых телепрограмм |
|
|
|
|
|
17 |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
|
Всего по программе |
144ч |
38ч |
106ч |
|
Содержание программы третьего года обучения
|
1.
|
Вводное занятие. Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. |
|
2 |
Объекты видеосъемки |
|
3 |
Освещение объектов |
|
4 |
История появления фото, видео искусства |
|
5 |
Фотофильмы об участии в кинофестивалях |
|
6 |
Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций |
|
7 |
Практическое занятие. Съемка людей |
|
8. * * * * |
Основные актерские закономерности. Перевоплощение актера в образ. Движение по событиям , факту, охвату роли. Логика и последовательность действий. Вкладывание в роль частичку самого себя. |
|
9. * *
* |
Понятие современности актера. Диалектика души в современной актерской игре. Развитие актерской техники, способствующей освобождения от наигрышей , фальши. Отработка такого понятия : как « рождение характера героя « Установление живых связей самого персонажа со средой в постановке. |
|
10. * * * * |
Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино. Комедийный актер Фантастический актер Мифологический актер. Приключенческий актер. |
|
11. *
*
* * * |
Актерский тренинг. Повторение упражнений , ввод новых . Пример :» Зрители и артисты « - на внимание. Дружеский портрет» - на пластику; актерские этюды. Новые упражнения на дикцию ( с орехами во рту ), скороговорки . Репетиции с опорными словами в репликах. Задания на различные ситуации. Репетиции с опорными словами в репликах. Выбор пьесы сценария. Разговор об авторе, эпохе , людях того времени. Задача и сверхзадача роли. Характер сценического рисунка героев. Импровизация на основе текста роли. |
|
12. * * * * |
Гримерное искусство. Понятие сценического грима.. Правила наложения портретного грима. Цвет, освещение и грим. Грим и жанр кино . |
|
13. * *
*
* |
Творческий практикум. КВН « Остров Буян «- конкурсы , развлечения, состязания. Литературная игра по призведениям писателей 19 Века. Телеграммы , отрывки , персонажи , которые надо угадать. Конкурс актерского мастерства « Именинное телевидение « . Сцена знакомств, ведущие телепередач: « Герой дня « , « Песня 2000…» , реклама на ТВ , рецензия. Видеоконкурс актерского мастерства «Король и Королева Экрана - 200….. года « |
|
14 * * * * |
Сценическая ритмопластика. Действие с воображаемыми предметами . Пластика свободных образов и характеров сказочных героев. Пластика тела в импровизированном спектакле. Тренировка веры , фантазии и пластической выразительности. |
|
15. * * * * * |
Основы экранной культуры. Вводное занятие. Кино и другие виды искусств. Кадр в фильме: из чего состоит фильм ? Кино - рассказ в кадрах. Сюжет фильма, поступки героев, настроение и чувства героев и зрителя. Соединение кадров и рождение нового смысла. Обмен впечатлениями и мнениями о фильмах , просмотренных за год. |
|
16 * * * * * |
Съемка совместно о операторской группой.. Съемка конкурсно- игровой программы КВН « Остров Буян « Съемка телеигры « Литературное лото « Съемка игровых теленовелл в разделе « Именинное телевидение « Съемка короткометражного фильма. Съемка видеоконкурса «Король и Королева Экрана – 200……года « |
|
17.
|
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Анализ успехов и неудач . Развлекательная программа «Детское телевидение «. Закрепление знаний по телевизионным профессиям , изготовление эмблем свои телекомпаний. |
Тематический план
4 год обучения
|
№ |
Название раздела/темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
|
теория |
практика |
|||||
|
1 |
Вводное занятие , правила по т / б. |
|
|
|
|
|
|
2 |
Оборудование телестудии |
|
|
|
|
|
|
3 |
Основы работы. Штатив |
|
|
|
|
|
|
4 |
Видеокамера. Фотокамера. |
|
|
|
|
|
|
5 |
Знакомство с программным обеспечением ПК |
|
|
|
|
|
|
6 |
Работа с освещением |
|
|
|
|
|
|
7 |
Система жанров телефильмов |
|
|
|
|
|
|
8 |
Актерские репетиции постановок |
|
|
|
|
|
|
9 |
Работа актера с режиссером |
|
|
|
|
|
|
10 |
Работа с костюмом и предметами игрового реквизита . Изготовление масок и деталей костюма . |
|
|
|
|
|
|
11 |
Творческий практикум |
|
|
|
|
|
|
12 |
Грим в кинематографе |
|
|
|
|
|
|
13 |
Творческая копилка |
|
|
|
|
|
|
14 |
Съемка рекламного сюжета, видеоклипа, фильма- фэнтези, творч. прогнозов актеров на будущее время . |
|
|
|
|
|
|
15 |
Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей актеров |
|
|
|
|
|
|
16 |
Итоговое занятие |
|
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
Всего по программе |
144ч |
38ч |
106ч |
|
|
Содержание программы четвёртого года обучения
|
1.
|
Вводное занятие. Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы « Повеселимся от души « |
|
2 |
Видеооборудование телестудии |
|
3 |
Основы работы. Штатив |
|
4 |
Видеокамера.Фотокамера. |
|
5 |
Знакомство с программным обеспечением ПК |
|
6 |
Работа с освещением |
|
7. * * * * * * |
Система жанров телевидения. Мелодрама Телевизионные жанры : развлекательные программы, телеигры. Рекламный сюжет. Телесериалы , теленовеллы , телероманы Видеоролики, видеоклипы. Фильмы ужасов , фильмы катастроф. |
|
8. *
*
*
* |
Актерские репетиции Этюдный метод отработки ударений . Введение понятия – атмосфера сценического пространства. Упражнение « рецензия на фильм. Знакомство учащихся с построением сценического образа. Составление « автобиографии « героям из прошлого. Понятие сценического действия. Пантомима : немое кино « на основе басен И.А. Крылова Развитие понятия «темпоритм постановки «.Упражнение « Безголосый конферасье «Репетиции юмористического видеоклипа. |
|
9. * * * * |
Работа актера с режиссером. Характеристика быта героев Сверхзадача поступков героев. Мысленное распределение роли на весь съемочный процесс Отработка мгновенной мобилизации актера и сиюминутного творчества в эпизоде. |
|
10. * * * * * |
Работа с костюмом и предметами реквизита. Творческое задание « Лесной универмаг « ( придумывание одежды ) Творческое упражнение « Специализированный магазин для нерях « .. Кинопробы « Звезды американского и европейского кино « ( кумиры кино ) Творческие задания « Новый фантастический инвентарь « - фильм фэнтези. Изготовление масок и деталей костюмов в импровизированных конкурсах. |
|
11. *
*
*
* |
Творческий практикум. Вечер импровизации « Подарок для всех» игры , конкурсы , разминка , танцы, пословицы и т. д. Конкурс музыкального видеоклипа « Начинающий актер « . Звание: лучший актер, настоящая леди. Конкурс – «актриса « , « Мечта « , « Болтуны « , выбор победителя « ТЕЛЕЗВЕЗДА «. Турнир - викторина « Разнобой» .Соревнование команд: разминка, « Устами младенца», «Черный ящик « , Мы интеллектуалы « , « Почему , зачем и как ? « -развитие артистизма, выдумки, находчивости , чувства , расширение кругозора. Творческий конкурс « Я , Лидер группы …….» ( победитель года ) |
|
12. * * * * * |
Грим в кинематографе. Грим и жанр кино. Актер и грим. Техника грима, инструменты, краски , гигиена. Новые направления в современном искусстве грима. Взаимосвязь грима, прически и костюма в сценическом образе актера. |
|
13. *
* * * |
Творческая копилка. Составление сценарного плана конкурсов, программ, развлекательных вечеров. Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов. Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах. Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма. |
|
14. * * * * * |
Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей. Профессии и характеристики создателей фильмов. « Творческая копилка « - отбор средств и приемов актеров. Обсуждение сыгранных ролей: оценка , ошибки , похвала. Общие законы экрана. Просмотр и обсуждение разных видов кинематографа. Специфика телевидения. |
|
15 *
* * * * |
Съемка совместно о операторской группой . Съемка «Творческих прогнозов « в форме интервью , используя импровизацию « Подарок для всех « Съемка музыкального видеоклипа. Съемка рекламного сюжета «Начинающий актер «. Съемка фильма-фэнтези. Съемка конкурса « Я , ЛИДЕР, группы ! « |
|
16.
|
Итоговое занятие. « Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии , советы по проведению фестивалей. Награждение лучших актеров - лидеров. |
Тематический план
5 год обучения.
|
№ |
Название раздела/темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
|
теория |
практика |
|||||
|
1 |
Вводное занятие, правила по т /б. Вечер-игра «В теле-студии» |
|
|
|
|
|
|
2 |
Основы работы. Штатив |
|
|
|
|
|
|
3 |
Основы работы с видеокамерой |
|
|
|
|
|
|
4 |
Основы работы с фотокамерой |
|
|
|
|
|
|
5 |
Практическое занятие. Съемка предметов |
|
|
|
|
|
|
6 |
Знакомство с программным обеспечением ПК |
|
|
|
|
|
|
7 |
Подвижные объекты |
|
|
|
|
|
|
8 |
Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций |
|
|
|
|
|
|
9 |
История экранных искусств |
|
|
|
|
|
|
10 |
Гимнастика чувств актеров на площадке |
|
|
|
|
|
|
11 |
Режиссерско-педагогическое общение |
|
|
|
|
|
|
12 |
Изготовим костюм |
|
|
|
|
|
|
13 |
Творческий практикум |
|
|
|
|
|
|
14 |
Творческие задания по гриму |
|
|
|
|
|
|
15 |
Творческая копилка |
|
|
|
|
|
|
16 |
Съемка творческих проектов, конкурсов и прогнозов актеров на будущее время . |
|
|
|
|
|
|
17 |
Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей актеров |
|
|
|
|
|
|
18 |
Итоговое занятие |
|
|
|
Итоговое |
|
|
|
Всего по программе |
144ч |
38ч |
106ч |
|
|
Содержание программы пятого года обучения
|
1.
|
Вводное занятие. Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы «В киностудии « |
|
2 |
Основы работы. Штатив |
|
3 |
Основы работы с видеокамерой |
|
4 |
Практическое занятие. Съемка предметов |
|
5 |
Знакомство с программным обеспечением ПК |
|
6 |
Подвижные объекты |
|
7 |
Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций |
|
8. * * * * * * |
История экранных искусств Экран –спутник нашей жизни Язык экрана Наше восприятие Выразительность кадра Реальность экранного мира Краткие сведения о истории кино,телевидения ,видео |
|
9. * * * * * * |
Гимнастика чувств актеров на площадке Сценическое внимание. Артистическая смелость Взаимодействие и взаимозависимость партнеров Память ощущений и физических самочувствий Темпоритмы постановки Психофизиология творческого тренинга |
|
10. * * * * * * * |
Режиссерско-педагогическое общение Инсценированные педагогические задачи Драматическая импровизация Режиссура этюдов Имитация диалога « Телефон доверия « Драматический эпизод из жизни « Фотография « Этюдный метод «Проективные ситуации» Социальная ситуация « Человекороль « |
|
11. * * * * * |
Творческие задания « Изготовим костюм « Творческое задание « Какие разные маски « Соединение частей в костюме «Клоун» Обработка принадлежностей в костюме «Супергероиня « Копирование и вырезание выкроек костюма «Владыка Космоса « Изготовление медальона для костюма « Чародей» |
|
12 * * * * * * |
Творческий практикум. Вечер-игра «В киностудии » (кинопробы, рекламная заставка, озвучивание ) Конкурс кинопроектов « Штат детских научных сотрудников « Конкурс интеллектуально-творческой игры «Монитор« Творческий конкурс «Ромашка « Конкурс коллективно-творческих дел « Творческий конкурс « Я , актриса, ты режиссер ...» ( победитель года ) |
|
13 * * * * * * * |
Творческие задания по гриму Разные клоуны (.милое сердечко, клоуны в зеленой и розовой шляпе ) Между небом и землей (цветущее дерево, темная ночь, золотое солнце) Огонь и вода ( морская звезда ,огонек ,волна и др.) Животный мир (собака, мышка, бабочка, кот, тигр, божья коровка , бык и т.д.) В саду ( клубничка, груша, редис, вишенка, виноградная кисть, цветочек и др. ) Проказы маленьких монстров ( вампир, паук, колдунья , зеленый монстр и т.д. ) Путешествие в Азию ( китаянка, китайский дьявол, актер театра и т.д. ) |
|
14 *
* * * * * * |
Творческая копилка. Составление сценарного плана конкурсов, программ, развлекательных вечеров и т.д. Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов Сочинение собственного краткого сюжета с предложенными героями. Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах. Изобретение темы и формы телепередачи для видеоцентра нового 21 Века Составление анкеты на эрудицию Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма. |
|
15 * * * * * * |
Съемка совместно о операторской группой . Съемка вечера- игры « В КИНОСТУДИИ « Съемка конкурса кинопроектов « Штат детских научных сотрудников « Съемка интеллектуально-творческой игры « Монитор « Съемка творческого конкурса «Ромашка « Съемка конкурса коллективно-творческих дел « Съемка конкурса « Я, Актриса , ты режиссер « ! ( выявление победителей года ) |
|
16. * * * * |
Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей. Роль экрана в нашей жизни Реальное время и экранное время Что смотрим и как это видим Наши любимые фильмы (Жанры, актеры, режиссеры и т.д. ) |
|
17.
|
Итоговое занятие. « Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии , советы по проведению фестивалей. Награждение лучших актеров - лидеров. |
Методическое обеспечение
Учебно-методический комплект.
Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды индивидуальной работы: практические занятия, творческие отчеты и т. д.
«Социализация» - развитие инициативы, развитие творческого воображения;
«Безопасность» - умение безопасно обращаться с электрическими приборами «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми. «Чтение художественной литературы» - развитие интереса к художественной и познавательной литературе, пополнение литературного багажа обучающихся детей сказками, рассказами, стихами, загадками;
Форма занятий игра, актерские тренинги, конкурсы, викторины, аукционы, КВНы. миниконцерты, развлекательные и игровые щоу-программы, вечер импровизаций
турнир, рекламный сюжет, телеигры.
Первый год обучения . 1. Конкурс юных сказочников « В гостях у Русалочки « 2. Игровая программа « Сказочный чемпионат « 3. Карнавал « Разные маски у веселой сказки « 4. Брейн- ринг « Сказочное Ассорти « 5. Конкурс знатоков сказок « Сказочный Покер «
Второй год обучения . 1. Конкурс актерского мастерства : « Мисс очарование « 2. Конкурс по гримерному искусству : « Разрисуй себя « 3. Викторина « ВВВ- вечер веселых вопросов « 4. Миниконцерт -пантомима , экспромт , озвучивание отрывков
Третий год обучения . 1. КВН -соревнования , состязания , аттракционы 2. Телеигра 3. Конкурс актерского мастерства « Именное телевидение « 4. Конкурс : «Король и Королева Экрана - 200….года «
Четвертый год обучения . 1. Вечер-игра «В телестудии» 2. Конкурс музыкального видеоклипа 3. Конкурс рекламного видеосюжета 4. Турнир- викторина 5. Творческие прогнозы актеров в форме « интервью »
Пятый год обучения . 1. Вечер-игра « В Киностудии « 2 Конкурс кинопроектов « Штат детских научных сотрудников « 3 Творческий конкурс « Ромашка « 4 Конкурс коллективно-творческих дел «КТД« 5 Конкурс « Я Актриса , ты режиссер «- выбор лидеров группы
Выделяют следующие группы форм организации обучения:
• по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — киномарафон, лекция, творческий практикум, экскурсия, творческая мастерская, конкурс, кинофестиваль, занятие – игра, игра – путешествие, круглый стол, и т.д..
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
На занятиях используются: - Словесные методы -формирование теоретических и фактических знаний; - Наглядные просмотр плохо снятых детских работ представляет собой отличную возможность обучающимся усмотреть типичность ошибок; а просмотр разного рода произведений искусства – картин выдающихся художников, кинофильмов, работ победителей конкурсов детского экранного творчества -способствует внутреннему росту ребѐнка);
- Практические творческие задания, упражнения для развития логики, креативности, коммуникативные тренинги; - Ещѐ один метод работы с ребятами я условно называю «Имеешь право на ошибку». Он вряд ли применим в школьном основном образовании, но в дополнительном даѐт хорошие результаты.
Материально-техническое обеспечение
Составляющие реализации программы:
• Сведения о помещении, в котором проводятся занятия: светлый и просторный учебный кабинет, компьютерный класс, и т.п.;
Кроме того, необходимы следующие средства обучения:
- Аппаратура: видеокамера, фотоаппарат, карты памяти, штатив, телевизор, компьютер с программным обеспечением для видеомонтажа, набор профессионального освещения, устройство вывода принтер аудиоаппаратура, микрофон. -Детская литература. - Видеотека с роликами и фильмами по литературным произведениям, истории кино.
• сведения о наличии подсобных помещений: кладовые, костюмерные;
• перечень оборудования учебного помещения, кабинета: классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.;
• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: телевизионная панель, компъютер с подключением к интернет, принтер 3 в одном, цифровой фотоаппарат, 4 видеокамеры, штатив, осветительный прибор, микрофоны, мышь, клавиатура, и т.п..
Условия реализации программы
Работа над проектом включает следующее:
-обучение;
- составление сценария;
- выбор, заучивание ролей;
- видеосъемка и фотографирование;
- обработка собранного материала педагогом при помощи компьютерной программы для монтажа;
- демонстрация проектов родителям на мониторах ;
Владение педагогом современными информационно-методическими условиями реализации программы - это электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, и использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др. Также для занятий по экранной культуре приобретение перечня видео и аудиопродукции: компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Права и обязанности обучающихся детской телестудии
Обучающиеся имеют право на:
Получение бесплатного дополнительного образования в соответствии с утвержденными дополнительными образовательными программами.
Выбор образовательной программы в соответствии со своими склонностями и способностями.
Обучение в рамках этих образовательных программ по индивидуальным учебным планам.
Посещение занятий в нескольких объединениях организации и переход из одного объединения в другое в течение года.
Свободу совести, информации.
Свободное посещение мероприятий, предусмотренных планом мероприятий организации.
Внесение предложений по совершенствованию работы объединения.
Участие в кинофестивалях, конкурсах, выставках творческих работ различного уровня.
Бесплатное пользование ресурсами организации, учебными помещениями, оборудованием, интернетом, инвентарем и материалами.
Развитие своих творческих способностей и интересов.
Обучающиеся обязаны:
Выполнять правила объединения «Теле-Кино».
Посещать занятия детской телестудии, участвовать в общественно-полезной деятельности студии и трудовых делах коллектива, проявлять инициативу.
Ответственно выполнять поручения, данные коллективом телестудии, его руководителем, работающими в детской телестудии.
Укреплять дружбу и взаимопомощь в коллективе.
Поддерживать традиции организации и студии.
Источники:
Электронные ресурсы (Интернет – ссылки): 1. Международное интернет-издание "ПрофОбразование" [Электронный ресурс]. Спиридонова Т.И. "Комплексная программа дополнительного образования детей "Детская телестудия +". - 2014г. Режим доступа http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/load/23-1-0-1560
2. Портал Педпроект. [Электронный ресурс]. Спиридонова Т.И. "Детская телестудия"-2016 год. Режим доступа http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2256
3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. Спиридонова Т.И. "Детская телестудия+"- 2017 год. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/08/30/detskaya-telestudiya