Комплексная программа по внеурочной деятельности на тему «Выдумывай и твори» (2-4 классы)
Частное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Кристалл»
Рассмотрено на заседании кафедры «Воспитания» __________________ Протокол № от «___»_______20___г. |
Рекомендовано к утверждению Зам. директора по УВР _________________ А.И. Зимина |
Утверждаю к использованию в учебном процессе Директор ЧОУ СОШ «Кристалл» ________________ Н.В. Кирюхина |
Комплексная программа
по внеурочной деятельности
«Выдумывай и твори»
2-4 классы
Направление: общекультурное
Разработчик: Микоян Анастасия Сергеевна
Учитель ИЗО и технологии
Высшая квалификационная категория
г. Сызрань, 2019 год
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………….. 3
Тематический план ……………………………………………………….13
Содержание программы ………………………………………………….14
Календарно - тематический план ………………………………………..27
Ожидаемые результаты……………………………………………………49
Рекомендуемая литература………………………………………………..54
Приложение……………………. …………………………………………56
Пояснительная записка
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы «Выдумывай и твори» также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 2-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции, самоопределения младшего школьника и основ его творческого потенциала.
Задачи:
Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010 г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов учащихся должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить по году во 2 и 3 классах и по полугодиям в 4 классе.
Подготовка детей к проектно-исследовательской деятельности
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
• необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В связи с этим метод проектов во внеурочной деятельности начинаем реализовывать со 2 класса. В 2-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
Учащиеся 2 класса начинают изучение программы «Выдумывай и твори», уже имея начальный опыт по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее), так как эти умения формируются учителем начальных классов с 1 класса.
На второй ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в компьютерном классе, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)
Приоритетными являются такие формы как, беседа, виртуальное путешествие, экскурсия, викторина, круглый стол, работа в компьютерном зале, выставка, игра, работа в мастерской, демонстрация, эксперимент, исследование, конференция, посещение, встречи с интересными людьми и т.д..
В рамках традиционных учебных занятий будут использоваться:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 3 года (2-4 класс).
Условия ОУ для реализации программы: Для аудиторных занятий имеется отдельный кабинет, оборудованный видеопроектором с экраном, телевизором и видеодвойкой, для учащихся имеются планшеты и нетбуки, В кабинете индивидуальные парты, что позволяет менять их расположение в зависимости от формы урока. Имеется возможность посещения кабинета информатики для занятий, школьной библиотеки, проведение выездных экскурсий.
Формы контроля
Наблюдение, викторина, анкетирование, конференции с защитой проектов
Принцип доступности и научности
Программа внеурочной деятельности базируется на применении умений и навыков полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира, информатики, математики, литературного чтения и русского языка.
Методическое обеспечение программы
Проекты отличаются друг от друга результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 3–5 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Всего часов |
Из них |
Формы контроля |
||
аудит. |
вне аудит. |
|||||
2 класс |
||||||
1 |
Знакомство с основами проектной деятельности. |
3 |
3 |
|
викторина |
|
2 |
Погружение в проект |
3 |
|
3 |
анкетирование |
|
3 |
Планирование деятельности
|
12 |
7 |
5 |
наблюдение |
|
4 |
Осуществление деятельности по решению проблемы |
11 |
8 |
2 |
анкетирование |
|
5 |
Оформление результатов. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
6 |
Презентация результатов |
3 |
|
3 |
Защита проекта |
|
|
ИТОГО |
34 |
20 |
14 |
|
|
3 класс |
||||||
1 |
Знакомство с основами проектной деятельности. |
4 |
2 |
2 |
анкетирование |
|
2 |
Погружение в проект |
6 |
3 |
3 |
наблюдение |
|
3 |
Планирование деятельности
|
6 |
2 |
4 |
конкурс |
|
4 |
Осуществление деятельности по решению проблемы |
11 |
3 |
8 |
наблюдение |
|
5 |
Оформление результатов. |
4 |
2 |
2 |
наблюдение |
|
6 |
Презентация результатов |
3 |
|
3 |
Защита проекта |
|
|
ИТОГО |
34 |
12 |
22 |
|
|
4 класс |
||||||
1 |
Знакомство с основами проектной деятельности. |
4 |
2 |
2 |
анкетирование |
|
2 |
Погружение в проект |
3 |
3 |
|
наблюдение |
|
3 |
Планирование деятельности
|
9 |
3 |
6 |
анкетирование |
|
4 |
Осуществление деятельности по решению проблемы |
11 |
5 |
6 |
Анкетирование, викторина |
|
5 |
Оформление результатов. |
4 |
1 |
3 |
наблюдение |
|
6 |
Презентация результатов |
3 |
|
3 |
Защита проекта |
|
|
ИТОГО |
34 |
14 |
20 |
|
Содержание программы
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания, техник).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом |
Цели и задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Погружение в проект |
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
|
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает, контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые специфические умения и навыки. |
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
2.Планирование деятельности
|
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. |
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые специфические умения
и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов |
Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
|
3. Осуществление деятельности по решению проблемы |
Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. |
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
4.Оформление результатов. |
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов.
|
Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. |
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы |
5. Презентация результатов |
Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. |
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. |
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. |
Содержание программы 2 класс.
Проект – что это?! (1ч)
Определение проекта и проектной творческой деятельности. Зачем надо заниматься исследования и проектированием. Чем школьное проектирование и исследование отличается от научного и что у них общего.
Общее понятие об ученическом проекте и исследовательской работе. (2ч)
Как выбрать тему проекта?. Проект научный и проект школьника. Объект и предмет проектирования и исследования школьника.
Типы проектов школьника по разным основаниям. По времени: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. По включению в работу проекта различного количества учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные. По характеру и содержанию: творческие, научно- познавательные, прикладные, фантастические, практико-ориентированные.
Практическая работа над исследовательским проектом. (19ч)
Простейшие методы исследования: экскурсия, наблюдение, опыт, поиск, беседа, интервью, анкетирование, чтение книг и выбор нужного материала из них, извлечение нужной информации из Интернета, обобщение, классификация, сравнение, анализ.
Три этапа работа над проектом: исследовательско - подготовительный(замысел, идея), технолого - практический( воплощение замысла) , заключительно- аналитический(представление- защита проекта и его анализ).
Исследовательско - подготовительный этап( мотивация, адресат, тема и приемы ее формулировки, цель, время работы над проектом, исполнители, характер и содержание, конечный продукт) . «Звездочка обдумывания конечного продукта» (назначение, форма, размеры, цвет, декоративное оформление, материалы, готовые элементы, элементы, которые надо изготовить своими руками).
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике (7ч)
Инструментарий. Выбор оптимальной технологии изготовления. Правила безопасности труда. Технологические карты и работа по ним.
«Рабочая тетрадь юного исследователя» и приемы работы в ней.
Представление проекта, его защита, анализ и корректировка (2ч)
Защитная речь и требования к ее составлению. Презентация устная и письменная. Требования к презентации. Компьютерная поддержка презентации и требования к ее исполнению. Рефлексия эмоциональная и содержательная. Анализ работы по заданным учителем вопросам. Выход на дальнейшие планы, исходя из итогов проделанной работы.
Защита проекта (3 ч)
Подведение итогов за год совместно с учителем и родителями. Диагностика определения уровня обученности первоклассников проектной деятельности. Анализ результатов этой диагностики . Планы на следующий учебный год.
Общее количество выполненных проектов за год: один индивидуальный.
Содержание программы 3 класс
Что такое исследование (2ч)
Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как выбрать тему исследования (2ч)
Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи исследования (2ч)
Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза исследования (2ч)
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Организация исследования (2ч)
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) (4ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч)
Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения.
Эксперимент (2ч)
Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента.
Индивидуальное исследование (2ч)
Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре (2ч)
Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе (3ч)
Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Изготовление изделия (2ч)
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите исследовательской работы (4ч)
Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ (3ч)
Урок-конференция.
Содержание программы 4 класс
Что такое исследование? Кто такие исследователи? (2ч)
Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы(2ч)
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт.
Выбор темы, постановка цели и задач (2ч)
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы (2ч)
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами (2ч)
Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия. Каталог. Работа с каталогами.
Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации (2ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.
Составления анкет, опросников, интервью (1ч)
Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование (2ч)
Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования.
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (1ч)
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (2ч)
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Отчёт по собранному материалу (2ч)
Обработка информации. Оформление информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Обобщение материала. Правила оформления материала (2ч)
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Оформление работы на компьютере (2ч)
Работа с компьютером. Презентация.
Требования к оформлению работы (2ч)
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Подготовка текста защиты проекта (2ч)
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.
Подготовка презентации (2ч)
Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Защита проекта. Выступление (2ч)
Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования.
Календарно-тематический план
2 класс
№ п/п |
Темы занятий |
всего часов |
Из них |
УУД |
Формы организации работы |
Формы контроля |
Дата |
|||||
аудит. |
вне аудит. |
|||||||||||
Знакомство с основами проектной деятельности (3 часа)
|
||||||||||||
1. |
Проект – что это?!
|
1 |
1 |
|
Личностные: Начало формирования у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Регулятивные: на первоначальном уровне учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: Осуществлять элементарный поиск необходимой информации в Интернете с помощью учителя
|
беседа |
наблюдение |
1 неделя |
||||
2. |
Как выбрать тему проекта?
|
1 |
1 |
|
игра |
наблюдение |
2 неделя |
|||||
3. |
Какими могут быть проекты?
|
1 |
1 |
|
исследование |
викторина |
3 неделя |
|||||
2. Погружение в проект (3 часа) |
||||||||||||
4. |
Учимся выбирать дополнительную литературу
|
1 |
|
1 |
Личностные: начало развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, Регулятивные: на первоначальном уровне учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: Начало формирования основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов с помощью учителя; Коммуникативные: На простейшем уровне формировать собственное мнение и позицию;
|
Экскурсия в библиотеку |
наблюдение |
4 неделя |
||||
5. |
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)
|
1 |
|
1 |
Занятие в библиотеке |
наблюдение |
5 неделя |
|||||
6. |
Наблюдение как способ выявления проблем.
|
1 |
|
1 |
Круглый стол |
анкетирование |
6 неделя |
|||||
3. Планирование деятельности (12 часов) |
||||||||||||
7. |
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
|
1 |
1 |
|
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные: добывать необходимые знания под контролем учителя и с их помощью проделывать конкретную работу.
Коммуникативные: задавать простые вопросы; начало формирования собственного мнения и позиции;
|
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
7 неделя |
||||
8. |
Выдвижение идеи |
2 |
1 |
1 |
Игра Мозговой штурм |
наблюдение |
8-9 недели |
|||||
9. |
Постановка вопроса (поиск гипотезы);
|
2 |
1 |
1 |
беседа Круглый стол |
наблюдение |
10 -11 недели |
|||||
10. |
Формулировка предположения (гипотезы);
|
2 |
1 |
1 |
беседа Круглый стол |
наблюдение |
12 -13 недели |
|||||
11. |
Развитие умения видеть проблемы.
|
1 |
1 |
|
Беседа, тренинг |
наблюдение |
14 неделя |
|||||
12. |
Развитие умения выдвигать гипотезы.
|
1 |
|
1 |
игра |
наблюдение |
15 неделя |
|||||
13. |
Развитие умений задавать вопросы.
|
2 |
1 |
1 |
игра |
наблюдение |
16-17 неделя |
|||||
4.Осуществление деятельности по решению проблемы (11 часов) |
||||||||||||
14. |
Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей |
1 |
|
1 |
Личностные: начало формирования интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; Регулятивные: На элементарном уровне осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа информации с помощью учителя. Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
|
экскурсия |
наблюдение |
18 неделя |
||||
15. |
Обоснованный выбор способа выполнения задания;
|
1 |
1 |
|
беседа |
анкетирование |
19 неделя |
|||||
16. |
Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
|
2 |
1 |
1 |
исследование |
наблюдение |
20-21 неделя |
|||||
17. |
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике
|
7 |
7 |
|
Работа в мастерской демонстрация |
наблюдение |
22-28 недели |
|||||
5. Оформление результатов (2 часа) |
||||||||||||
18. |
Подготовка презентации и оформление работы |
3 |
2 |
1 |
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: добывать необходимые знания под контролем учителя и с их помощью проделывать конкретную работу.
Коммуникативные: задавать простые вопросы;
|
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
29-31 недели |
||||
6. Презентация результатов (3 часа) |
||||||||||||
19. |
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Защита проектов.
|
3 |
|
3 |
Личностные: начало формирование понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: с учетом цели коммуникации последовательно и полно передавать необходимую информацию
|
Выставка конференция |
Защита проектов.
|
32-34 недели |
||||
|
Итого |
34 |
20 |
14 |
|
|
|
|
Календарно - тематический план
3 класс
№ п/п |
Темы занятий |
всего часов |
Из них |
УУД |
Формы организации работы |
Формы контроля |
Дата |
|||||
аудит. |
вне аудит. |
|||||||||||
Знакомство с основами проектной деятельности (4 часа)
|
||||||||||||
1. |
Что такое исследование
|
2 |
1 |
1 |
Личностные: продолжение формирования у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Регулятивные: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации под контролем учителя Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
Беседа, игра |
анкетирование |
1-2 недели |
||||
2. |
Как выбрать тему исследования
|
2 |
1 |
1 |
Игра, виртуальное путешествие |
наблюдение |
3-4 недели |
|||||
Погружение в проект (6 часа) |
|
|||||||||||
3. |
Организация исследования |
2 |
1 |
1 |
Личностные: развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную с помощью учителя; Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, под контролем учителя. Коммуникативные: учиться формировать собственное мнение и позицию;
|
Беседа, викторина |
наблюдение |
5-6 недели |
||||
4. |
Гипотеза исследования |
2 |
1 |
1 |
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
7-8 недели |
|||||
5. |
Цель и задачи исследования |
2 |
1 |
1 |
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
9-10 недели |
|||||
Планирование деятельности (6 часов) |
|
|||||||||||
6. |
Наблюдение – доступный способ добычи информации |
2 |
|
2 |
Личностные: продолжение формирования познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов;
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других.
|
Виртуальное путешествие |
конкурс |
11-12 недели |
||||
7. |
Эксперимент |
2 |
1 |
1 |
Исследование, Эксперимент, Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
13-14 недели |
|||||
8. |
Индивидуальное исследование |
2 |
1 |
1 |
Исследование, Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
15-16 недели |
|||||
Осуществление деятельности по решению проблемы (11 часов) |
|
|||||||||||
9. |
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья)
|
4 |
1 |
3 |
Личностные: продолжение формирования интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; продолжение развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные: учиться планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы под контролем учителя;
Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
Работа в компьютерном зале, работа в библиотеке |
наблюдение |
17-20 недели |
||||
10. |
Работа в паре |
2 |
1 |
1 |
игра Работа в мастерской |
наблюдение |
21-22 недели |
|||||
11. |
Работа в группе |
3 |
1 |
2 |
игра Работа в мастерской |
наблюдение |
23-25 недели |
|||||
12. |
Изготовление изделия |
2 |
|
2 |
Работа в мастерской |
наблюдение |
26-27 недели |
|||||
Оформление результатов (4 часа) |
|
|||||||||||
13. |
Подготовка к защите исследовательской работы |
4 |
2 |
2 |
Личностные: Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные: умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других; формировать собственное мнение и позицию;
|
Работа в компьютерном зале, |
наблюдение |
28-31 недели |
||||
Презентация результатов (3 часа) |
|
|||||||||||
14. |
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Защита проекта.
|
3 |
|
3 |
Личностные: продолжение формирования понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: с учетом цели коммуникации последовательно и полно передавать необходимую информацию; отвечать на вопросы. |
Выставка конференция |
Защита проектов.
|
32-34 недели |
||||
|
Итого |
34 |
12 |
22 |
|
|
|
|
Календарно-тематический план
4 класс
№ п/п |
Темы занятий |
всего часов |
Из них |
УУД |
Формы организации работы |
Формы контроля |
Дата |
||||||
аудит. |
вне аудит. |
||||||||||||
Знакомство с основами проектной деятельности (4 часа)
|
|||||||||||||
1. |
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы
|
2 |
1 |
1 |
Личностные: формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
|
Круглый стол |
анкетирование |
1-2 неделя |
|||||
2. |
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
|
2 |
1 |
1 |
Встреча с интересными людьми |
наблюдение |
3-4 неделя |
||||||
Погружение в проект (3 часа) |
|
||||||||||||
3. |
Выбор темы, постановка цели и задач
|
2 |
2 |
|
Личностные: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
|
Беседа, исследование |
наблюдение |
5-6 неделя |
|||||
4. |
Выбор путей решения. |
1 |
1 |
|
игра |
наблюдение |
7 неделя |
||||||
Планирование деятельности (9 часов) |
|
||||||||||||
5. |
Составление плана работы
|
1 |
1 |
|
Личностные: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
Коммуникативные: задавать вопросы и отвечать на них; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
|
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
8 неделя |
|||||
6. |
Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами
|
2 |
|
2 |
посещение |
наблюдение |
9-10 неделя |
||||||
7. |
Работа с различными источниками информации
|
2 |
|
2 |
Работа в компьютерном зале, библиотеке |
наблюдение |
11-12 неделя |
||||||
8. |
Составления анкет, опросников, интервью
|
1 |
1 |
|
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
13 неделя |
||||||
9. |
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса.
|
2 |
|
2 |
Интервьюирование |
анкетирование |
14-15 неделя |
||||||
10. |
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы
|
1 |
1 |
|
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
16 неделя |
||||||
Осуществление деятельности по решению проблемы (11 часов) |
|
||||||||||||
11. |
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме . Изготовление изделия.
|
2 |
|
2 |
Личностные: познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
Работа в мастерской |
анкетирование |
17-18 неделя |
|||||
12. |
Отчёт по собранному материалу
|
2 |
1 |
1 |
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
19 -20 неделя |
||||||
13. |
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию
|
2 |
1 |
1 |
Выставка, демонстрация |
наблюдение |
21 -22 неделя |
||||||
14. |
Обобщение материала. Правила оформления материала
|
2 |
2 |
|
Работа в мастерской |
наблюдение |
23 -24 неделя |
||||||
15. |
Оформление работы на компьютере
|
2 |
|
2 |
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
25 -26 неделя |
||||||
16. |
Требования к оформлению работы
|
1 |
1 |
|
беседа |
викторина |
27 неделя |
||||||
Оформление результатов (4 часа) |
|
||||||||||||
17. |
Подготовка текста защиты проекта
|
2 |
1 |
1 |
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; Познавательные: умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать собственное мнение и позицию;
|
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
28 -29 неделя |
|||||
18. |
Подготовка презентации
|
2 |
|
2 |
Работа в компьютерном зале |
наблюдение |
30 -31 неделя |
||||||
Презентация результатов (3 часа) |
|
||||||||||||
19. |
Защита проекта. Выступление Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.
|
3 |
|
3 |
Личностные: формирования понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: с учетом цели коммуникации последовательно и полно передавать необходимую информацию; отвечать на вопросы. |
Выставка конференция |
Защита проектов.
|
32-34 неделя |
|||||
|
Итого |
34 |
14 |
20 |
|
|
|
|
Ожидаемые результаты
Результаты |
Формируемые умения |
Средства формирования |
Личностные |
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
|
организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
||
Регулятивные |
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Познавательные |
умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета |
Коммуникативные |
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы и отвечать на них; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; с учетом цели коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Предметные результаты
Должны научиться |
Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
|
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
|
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (2 класс) |
Второй уровень результатов (3 класс) |
Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение второклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. |
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
|
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
|
Рекомендуемая литература
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2014.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2011.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2010.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2015.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. – М., 2000.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008.
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника.– М., 2004.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 2010.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. – М., 2003.
Приложение
Обеспечение эффективности проектной деятельности учащихся
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создавать группу или пару.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы
Общие правила для педагогов – руководителей проектов
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств
25