Программа внеурочной деятельности «Твори, выдумывай, пробуй!» (5–7 классы)

3
0
Материал опубликован 28 March 2016

 МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»

Принята:

на заседании методического совета

Протокол №____от «____»_______2015г.

Согласована:

заместитель директора по воспитательной работе ___________/Н. В. Егерь/

«____»__________________2015г

Утверждена:

директор МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»

______________/М.А.Горбачева/

Приказ №____от «___»_____2015 г.

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Твори, выдумывай, пробуй!»

(Наши проекты) 5-7 классы

Направление деятельности: социальное

Количество часов по плану внеурочной деятельности: 105 часов

Количество часов по программе: 5 класс-35 часов, 6 класс – 35часов, 7 класс-35 часов.

Количество часов по планированию: 5 класс-34 часа, 6 класс – 35часов, 7 класс – 35 час.

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 11-12-13 лет

Руководитель: Третьякова Наталья Александровна, учитель технологии.

Год разработки: 2015

п. Центрально-Любинский

 

Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности 5-7 классов: социальное направление/ Отв. Редактор А.П. Сухарева - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.

1. Пояснительная записка

Настоящее время — это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Успех в современном мире во многом определяется способностью че­ловека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и бли­жайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметан, план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями — на дру­гую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позво­ляющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектно-исследовательской деятельности.

Проектно - исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели — установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

Основные понятия:

Проект — буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы основного об­щего образования.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и пре­дусматривают участие обучающихся во внеучебной деятельности.

Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориен­тируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проектно-исследовательская практика обучающегося интенсивно может раз­виваться во внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учи­телей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, пре­доставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую об­ласть, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на форми­рование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяю­щимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование спо­собности к осуществлению ответственного выбора».

Данная программа внеурочной деятельности разработана на один год. Она позволяет реализовать следующие актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный.

Цель программы — создание условий для приобретения школьни­ками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реально­сти (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некото­рого опыта социального действия через проектную деятельность.

Задачи программы:

выявлять интересы, склонности, способности, возможности уча­щихся к различным видам социальной деятельности;

формировать систему знаний, умений, навыков в избранном на­правлении деятельности, расширять общий кругозор в социальной действительности посредством проектной деятельности;

развивать познавательные способности и формировать исследова­тельский поиск у школьников;

развивать специфические умения и навыки проектирования (фор­мулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и пла­нирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);

развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей на примере разрешения социальных ситуаций;

содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем;

развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотруд­ничества.

Количество часов: 5 класс – 34ч, 6 класс – 35 ч, 7 класс – 31 час..

Режим занятий и место проведения: Программа ориентирована на реализацию социального направления и предназначена для работы с обучающимися во внеурочной деятельности. Длительность занятия 45 минут.

Категория участников: учащиеся 5-6-7 классов.

Характеристика внеурочной образовательной деятельности:

В процессе обучения используются различные формы и виды деятельности с учетом психофизиологических особенностей обучающихся данного возраста:использование зинимательного материала, включение игровых ситуаций, проведение ролевых игр, инсценировок, презентаций позволит сделать занятия более содержительными.

Основными методами обучения являются:

- информационно-развивающие, способствующие формированию у детей этических знаний, реализующиеся в общении и поведении;

- поисковые, которые не дают готовой информации, а включают обучающихся в познавательный процесс;

- репродуктивные, вооружающие детей готовыми способами деятельности;

- воспроизводящие, т.е. творческие, требующие применения знаний в измененных условиях (на практике, в творческой деятельности).

Содержание программы.

Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом.

I фактический модуль состоит из пяти разделов, каждый из ко­торых представляет собой работу над конкретным проектом. В ходе заня­тий учащиеся обязательно создают творческую работу (проект) участвуют в последующей защите.

Связь содержания программы с учебными предметами.

Программа «Твори, выдумывай, пробуй» может быть использована учителем технологии и ИЗО, библиотекарями, классными руководителями для организации внеурочной деятельности обучающихся.

Новизна программы заключается в следующем

Программа «Твори, выдумывай, пробуй» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности 5-7 классов «Твори, выдумывай, пробуй» и имеет социальное направление.

Разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с существующими.

В основу программы была положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который достига­ется благодаря решению той или иной практически или теоретически зна­чимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

Внутренний результат опыт деятельности — станет бесценным дос­тоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Учебная программа, которая последовательно применяет проектный ме­тод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Иде­альным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различ­ные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Темы проектов для этого возраста должны быть в большей степени связаны с предметным содержанием. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, долж­на находиться в зоне ближайшего развития. Продолжительность выполне­ния проекта целесообразно ограничить 1-4 неделями.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Он не передает знания, а направляет деятель­ность школьника, то есть:

фасшитирует. Учитель провоцирует вопросы, направляет раз­мышление, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различ­ные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, орга­низация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный перессказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.);

консультирует. Учитель оказывает помощь в случае возникающе­го затруднения, показывая путь решения, а не само решение;

мотивирует. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной дея­тельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. Высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешной работы над про­ектом;

наблюдает. При использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой ре­зультат, как психолого-педагогический эффект — формирование лично­стных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный вы­бор и осмысливать его последствия.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы, но на всех этапах он:

выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия па себя ответственности;

выстраивает систему взаимоотношений с людьми. В этом случае речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации; своей идеи ставит перед необходимостью вступать во взаимоотношения с взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В этом случае, в отношениях с взрослыми происходит переход с позиций социальной инфантильности (он — ответственный опекун, я — безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он — профессионал, выполняющий свою работу, принимающий реше­ния; я — человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответ­ственность). Таким образом, взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию;

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оцен­ки. Учащийся оценивает «чужой» продукт — информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистично­сти и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Ученики описывают продукт, назы­вают его характеристики, которые кажутся им важными для использова­ния продукта по назначению, способны высказывать оценочное отноше­ние к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания.

В начале реализации программы предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя, ведущая роль учителя будет характерна на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены. Для сопровож­дения и поддержки реализации программы внеурочной деятельности «Наши проекты» в учебной деятельности могут использоваться сле­дующие приемы:

проблемное введение в тему урока;

постановка цели и задач урока совместно с учащимися; совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распреде­лением работы в группе;

выдвижение идеи (мозговой штурм);

постановка вопроса (поиск гипотезы); формулировка предположения (гипотезы);

обоснованный выбор способа выполнения задания;

составление аннотации к прочи танной книге, картотеке;

поиск дополнительной литературы;

подготовка доклада (сообщения);

самоанализ и самооценку, рефлексию;

поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

 

Этапы работы над проектом

Этап работы

Виды деятельности обучающихся

1

Поисковый

Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

2

Аналитичес­кий

Постановка цели проекта

Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности

Определение задач

Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта: пошаговое планирова­ние работ

Планирование продукта -- Анализ ресурсов

Сбор и изучение информации

3

Практический

Выполнение плана работ

Текущий контроль

Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию

4

Презентаци­онный

Предварительная оценка продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных ма­териалов

Презентация продукта

Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продета, включение в банк проектов, публикация)

5

Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка качества выполнения продукта

Оценка продвижения

Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности 5-7 классов: социальное направление/ Отв. Редактор А.П. Сухарева - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.

 

II. Планируемые результаты

Характеристика основных результатов УУД

В результате у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отно­шения к школе, понимания необходимости учения;

личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (дела и мотивы), «что я могу» (результаты). Регулятивные универсальные учебные действия:

определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), ставить новые учебные задачи;

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совме­стно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем или самостоятельно;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и оп­ределять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные универсальные учебные действия:

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходи­мость нового знания;

добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

перерабатывать информацию для получения необходимого резуль­тата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять ана­лиз, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);

использовать информацию в проектной деятельности под руково­дством учителя-консультанта.

Коммуникативные универсальные учебные действия :

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

учиться критично относиться к собст венному мнению;

договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгля­ды, для того чтобы сделать что-то сообща;

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблю­дений, основного содержания портфолио учеников, опросников.

Организация мест демонстрации успешности обучающихся:

Перечень возможных форм продуктов WEB-сайт

видеофильм

выставка газета, журнал

игра

постановка

праздник коллекция

мультимедийный продукт

справочник

Перечень возможных форм презентаций

демонстрация готового продукта

выставка

реклама

спектакль

Требования к знаниям и умениям обучающихся в результате занятий данным видом деятельности.

Специфика проектной деятельности в младшем подростковом возрас­те состоит в том, что реализуется система проектных задач. Проектные за­дачи могут быть предметными и метапредметными. В ходе решения сис­темы проектных задач у школьников младшего подросткового возраста могут быть сформированы следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось или почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде модели- схемы, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения за­дачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении зада­чи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано от­клонять точки зрения других).

В результате прохождения программного материала обучающийся

имеет представление о проекте.

Умеет:

дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта;

определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через проект;

определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать че­рез проект (групповой проект);

определять социально-значимую проблему, ставить цель и разраба­тывать через проект (групповой проект).

Обучающиеся смогут научиться

Сформированные действия

видеть проблемы: ставить вопросы:

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям:

классифицировать;

наблюдать; проводить эксперименты;

В ходе решения системы проектных задач полу­чит возможность для формирования следующих действий:

- Рефлексировать (видеть проблему; анализи­ровать сделанное почему получилось, по­чему не получилось, видеть трудности, ошибки);

делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защи­щать свои идеи

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятель­ности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все сущест­венное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодейство­вать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

 

III. Содержание программы - 5 класс

Теоретический модуль

Тема 1. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использова­ны проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует чело­век проекты, с какой целью?

Тема 2. Знакомство с основными правилами сотрудничества. Как ра­ботать без конфликтов? Как увидеть проблему? Что такое суждение? Зна­комство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правиль­но делать умозаключения.

Тема 3. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Выполнение практической части, заданий (практиче­ские задания типа «что сначала, что потом..»)

Тема 4. Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практиче­ские задания по созданию схем, графиков.

Тема 5. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п.

Тема 6. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.

Практический модуль

Тема 7. Подготовка проекта «Скоро, скоро Новый год!». Предполагаемые темы проекта: «Мой подарок», «Новогодняя игрушка», «Учимся встречать друзей», «Мой праздник», конкурс проектов «Вместо елки-букет»

Тема 8. Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы про­екта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Подари учебник школе».

Тема 9, Подготовка проекта «Я и планета»: «Цвети, Земля». «Наедине с природой», «Мы класс, свободный от курения», «Сохрани радость жизни», «Мы за жизнь!», «Чистый двор», «Чистый класс».

Тема 10. Подготовка проекта «Я и Я»: «Преступление и на­казание», «Я и политика», «Учимся строить отношения», «Рука помощи».

Тема 11. Подготовка проекта «Я и семья»: «История моей семьи», «Семейные традиции», «День матери», презентации семейного опыта, «Школьный день — вместе», «Нам весело в школе живется».

Тема 12. Представление результатов деятельности. Мини-конферен­ция в классе. Представление своих проектов.

 

IV. Календарно-тематический план 5 класс.

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма орг. внеур. деят- ти /форма занятий

Теория

Практика

Дата

проведения

Форма представления результатов

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

 

1

Познавательная беседа: «Проект? Проект!»

Беседа

1

 

03.09

 


 

2

Как выбрать друга по общему интересу?

Беседа

1

 

10.09

 


 

3

Я учусь задавать вопро­сы.... «...что сначала, что потом...»

Беседа

1

 

17.09

 


 

4-5

Рисунок, схема, график. Как выбрать форму об­работки информации?

Беседа

1

1

24.09

01.10

 


 

6-7

Как не утонуть в море информации?

Беседа

1

1

08.10

15.10

 


 

8-11

Секрет успешного вы­ступления

Беседа

1

3

22.10

29.10

12.11

19.11

 


 

ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

           

12-17

«Скоро, скоро Новый год!»

Практическая работа, защита проекта

 

6

26.11

03.12

10.12

10.12

17.12

24.12

выставка


 

18-24

«Я и школа»

Практическая работа, защита проекта

 

7

14.01

21.01

28.01

04.02

11.02

18.02

25.02

Проект «Книжкина неделя»


 

25-27

«Я и планета»

Практическая работа, защита проекта

 

3

03.03

10.03

17.03

Акция «Мы класс свободный от курения» (листовки, буклеты)


 

28-31

«Я и Я»

Практическая работа, защита проекта

 

4

07.04

14.04

21.04

28.04

Акция «Рука помощи» (газета)


 

32-33

«Я и семья»

Практическая работа, защита проекта

 

3

05.05

12.05

19.05

Проект «Семейные традиции»


 

34

Мини-конференция

конференция

 

1

26.05

выступление


 

 

Итого

   

34

   


 

Всего по курсу: 34 часа

 


 

Содержание программы - 6 класса

Теоретический модуль

Тема 1. Этапы проектной деятельности. Проект предполагает выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использова­ны проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует чело­век проекты, с какой целью?

Тема 2. Знакомство с основными правилами поискового этапа. Поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта, определение задач, планирование проектной деятельности, сбор, изучение и обработку информации по теме проекта.

Тема 3. Знакомство с понятиями конструкторского этапа. Поиск оптимального решения задачи проекта, исследование вариантов конструкции продукта труда с учетом требований дизайна. На этом этапе особое внимание уделяется составлению конструкторской документации (схем, рисунков, графиков). Практиче­ские задания по созданию схем, графиков.

Тема 4. Знакомство с понятиями технологического этапа. Составление плана практической реализации проекта, составление технологических карт, выбор материалов, инструментов, оборудования, текущий контроль качества запланированных операций, изготовление изделия, внесение изменений в конструкцию и технологию.

Тема 5. Заключительный этап. Анализ результатов проектной деятельности и полученного изделия, определение возможностей использования результатов выполнения проекта. Важно оценить как продукт труда, так и качество проектирования.

Тема 6. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.

Практический модуль

Тема 7. Подготовка проекта «Новогодние праздники!». Предполагаемые темы проекта: «Мой подарок», «Новогодняя игрушка», «Учимся встречать друзей», «Мой праздник», конкурс проектов «Вместо елки-букет»

Тема 8. Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы про­екта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Подари учебник школе».

Тема 9, Подготовка проекта «Я и планета»: «Цвети, Земля». «Наедине с природой», «Мы класс, свободный от курения», «Сохрани радость жизни», «Мы за жизнь!», «Чистый двор», «Чистый класс».

Тема 10. Подготовка проекта «Я и Я»: «Преступление и на­казание», «Я и политика», «Учимся строить отношения», «Рука помощи».

Тема 11. Подготовка проекта «Я и семья»: «История моей семьи», «Семейные традиции», «День матери», презентации семейного опыта, «Школьный день — вместе», «Нам весело в школе живется».

Тема 12. Представление результатов деятельности. Мини-конферен­ция в классе. Представление своих проектов.

 

Календарно-тематический план 6 класс

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма орг. внеур. деят- ти /форма занятий

Теория

Практика

Дата

проведения

Примечания

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

 

1

Познавательная беседа: «Этапы проектной деятельности»

 

1

 

02.09

 


 

2

Первый этап- поисковый.

 

1

 

09.09

 


 

3

Второй этап- конструкторский.

   

1

16.09

 


 

4

Третий этап- технологический.

   

1

23.09

 


 

5-6

Четвертый этап- заключительный.

 

1

1

30.09

07.10

 


 

7-8

Секрет успешного вы­полнения проекта.

 

1

1

14.10

21.10

 


 

ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

           

9-14

«Новогодние праздники!»

   

6

28.10

11.11

18.11

25.11

02.12

09.12

 


 

15-20

«Я и школа»

   

6

16.12.

23.12

13.01

20.01

27.01

03.02

 


 

21-25

«Я и планета»

   

5

10.02

17.02

24.02

02.03

09.03

 


 

26-28

«Я и Я»

   

3

16.03

23.03

06.04

 


 

29-33

«Я и семья»

   

5

13.04

20.04

27.04

04.05

11.05

 


 

34-35

Мини-конференция

   

2

18.05

25.05

 


 

 

Итого

   

35

   


 

Всего по курсу: 35 часа

 


 

Содержание программы - 6 класса

Теоретический модуль

Тема 1. Этапы проектной деятельности. Знакомство с понятием проект. Проект предполагает выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использова­ны проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует чело­век проекты, с какой целью?

Тема 2. Знакомство с основными правилами сотрудничества.

Тема 3. Знакомство с методами создания проектов.

Тема 4. Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график.. Поиск оптимального решения задачи проекта, исследование вариантов конструкции продукта труда с учетом требований дизайна. На этом этапе особое внимание уделяется составлению конструкторской документации (схем, рисунков, графиков). Практиче­ские задания по созданию схем, графиков.

Тема 5. Работа с книгой. Поиск информации.

Тема 6. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.

Практический модуль

Тема 7. Подготовка проекта «Новогодние праздники!». Предполагаемые темы проекта: «Мой подарок», «Новогодняя игрушка», «Учимся встречать друзей», «Мой праздник», конкурс проектов «Вместо елки-букет»

Тема 8. Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы про­екта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Подари учебник школе».

Тема 9, Подготовка проекта «Я и планета»: «Цвети, Земля». «Наедине с природой», «Мы класс, свободный от курения», «Сохрани радость жизни», «Мы за жизнь!», «Чистый двор», «Чистый класс».

Тема 10. Подготовка проекта «Я и Я»: «Преступление и на­казание», «Я и политика», «Учимся строить отношения», «Рука помощи».

Тема 11. Подготовка проекта «Я и семья»: «История моей семьи», «Семейные традиции», «День матери», презентации семейного опыта, «Школьный день — вместе», «Нам весело в школе живется».

Тема 12. Представление результатов деятельности. Мини-конферен­ция в классе. Представление своих проектов.

 

Календарно-тематический план 7 класс

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма орг. внеур. деят- ти /форма занятий

Теория

Практика

Дата

проведения

Примечания

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

 

1

Знакомство с понятием «проект»

 

1

 

07.09

 


 

2

Знакомство с основными правилами сотрудничества

 

1

 

14.09

 


 

3

Знакомство с методами создания проектов.

   

1

21.09

 


 

4

Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график

   

1

28.09

 


 

5

Работа с книгой

 

1

1

05.10

 


 

6

Как сделать сообщение о своем проекте. План вступления

 

1

1

12.10

 


 

ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

           

7

Подготовка проекта «Новогодние праздники!»

Выставка проекта «Новогодние праздники!»

   

6

19.10

26.10

09.11

16.11

23.11

30.11

07.12

14.12

21.12

28.12

 


 

8

«Я и школа»

   

6

18.01

25.01

1.02

08.02

15.02

20.02

29.02

 


 

9

«Я и Я»

   

3

14.03

21.03

04.04

 


 

10

«Я и семья»

   

5

11.04

18.04

25.04

02.05

16.05

 


 

11

Мини-конференция

   

2

23.05

 


 

 

Итого

   

35

   


 

Всего по курсу: 35

 


 

Оценка результатов внеурочной деятельности

Мониторинговая карта определения УУД

Название кружка _________________________________________________________________

Руководитель ___________________________________________________________________

Класс _______________________________________________________

Ф.И. учащегося


 


 


 

Личностные универсальные учебные действия

средний

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

Принятие образа «хорошего ученика»

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

Осознание своей этнической принадлежности

Гуманистическое сознание

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

Мотивация учебно-познавательной деятельности

Самооценка на основе критериев успешности учебно-познавательной деятельности

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов (толерантность)

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Эстетические потребности, ценности и чувства

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

1

                                     

2

                                     

Сформировано - 2 балла

Частично сформировано – 1 балл

Не сформировано – 0 баллов

 

Мониторинговая карта определения УУД

Название кружка _________________________________________________________________

Руководитель ___________________________________________________________________

Класс _______________________________________________________

Ф.И. учащегося


 


 


 

Коммуникативные УУД

средний

Умение обращаться за помощью

Умение формулировать свои затруднения

Умение задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Умение формулировать собственное мнение и позицию

Умение предлагать помощь и сотрудничество

Умение определять общую цель и пути ее достижения

Умение осуществлять взаимный контроль

Умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Умение вести устный и письменный диалог

Умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Умение прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

Умение разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Умение координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

1

                               

Сформировано - 2 балла

Частично сформировано – 1 балл

Не сформировано – 0 баллов

 

Мониторинговая карта определения УУД

Название кружка _________________________________________________________________

Руководитель ___________________________________________________________________

Класс _______________________________________________________

Ф.И. учащегося


 


 


 

Регулятивные УУД

средний

Целеполагание

Планирование

Осуществление учебных действий

Прогнозирование

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Оценка

Саморегуляция

Умение формулировать и удерживать учебную задачу

Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Умение применять установленные правила в планировании способа решения

Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Умение определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

Умение составлять план и последовательность действий

Умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Умение выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

-использовать речь для регуляции своего действия

Умение предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик

Умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи

Умение сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Умение различать способ и результат действия

Умение использовать установленные правила в контроле способа решения

Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

Умение адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок

Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Умение выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

Умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи

Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий

Умение стабилизировать эмоционального состояния для решения различных задач

Умение активизировать силу и энергию, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта

 

1

                                                 

2

                                                 

Мониторинговая карта определения УУД

Название кружка _________________________________________________________________

Руководитель ___________________________________________________________________

Класс _______________________________________________________

 

Ф.И. учащегося


 


 


 

Познавательные универсальные учебные действия

средний

Общеучебные

Знаково-символические

Информационные

Логические

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Умение использовать общие приёмы решения задач

Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями

Умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Умение осуществлять рефлексию способов и условий действий

Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Умение ставить, формулировать и решать проблемы

Умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Умение осуществлять смысловое чтение

Умение выбирать вид чтения в зависимости от цели

Умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов

Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема)

Умение вести сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными

Умение вести обработку информации (определение основной и второстепенной информации)

Умение вести запись, фиксацию информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст

Умение анализировать информацию

Умение передавать информацию

устным,

письменным,

цифровым способами

Умение интерпретировать информацию (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ

Умение применять и представлять информацию

Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов,

Умение выделять существенные признаки

Умение подводить под правило

Умение анализировать; проводить синтез; сравнивать

Умение классифицировать по заданным критериям; установление аналогий

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умение вести построение рассуждения; обобщение

1

                                                             

2

                                                             

Сформировано - 2 балла

Частично сформировано – 1 балл

Не сформировано – 0 баллов


 

Лист оценки работы группы

Класс ____________________________

Фамилия, имя _________________________________________

Тема занятия ____________________________________________

Оцени работу группы и свою деятельность на занятиях при выполнении задания. Обведи букву с вариантом ответов, с которым ты согласен.

Все ли участники твоей группы в равной мере выполняли задания?

А) Да, все участники группы работали одинаково.

Б) Нет, кто-то один выполнил задания.

В) Нет, кто-то работал больше, кто-то меньше.

2. Дружно ли вы работали?

А) Да, работали все дружно, никто не ссорился.

Б) Да, работали все дружно, спорили, но не ссорились.

В) Нет, кто-то перекрикивал всех, кто-то обижался и ничего не делал.

3. Доволен ли ты результатом работы группы?

А) Да, мы выполнили задание полностью.

Б) Да, но можно было сделать лучше.

В) Нет, не доволен.

4. Оцени свой вклад в результат работы твоей группы?

(Закрась нужное место на прямой)

               

Почти все Я работал хорошо

задания ребята и без меня ребята

выполнили без меня. не справились бы.

 

Входная диагностика универсальных учебных действий для 5 классов

Цель: выявить уровень развития универсальных учебных действий

Оценка проводится по пятибалльной системе.

Не умею – 0 баллов

Не совсем – 1-2 балла

Умею – 3-4 балла

Умею хорошо – 5 баллов

Вопросы

0 баллов

1-2 балла

3-4 балла

5 баллов

1

Находить в учебниках и др. источниках достоверную информацию необходимую для решения учебных

       

2

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать необходимую информацию

       

3

Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)

       

4

Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения

       

5

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

       

6

Устанавливать причинно-следственные связи – на простом уровне

       

7

Создавать модели объектов

       

8

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ

       

9

Определять цель, проблему в своих проектах

       

10

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

       

11

Планировать деятельность при выполнении проекта

       

12

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно

       

13

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами

       

14

Понимать позицию другого, вести диалог в группе.

       

15

Корректировать свое мнение

       

16

Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения

       

17

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

       

18

Преодолевать конфликты – договариваться с другими участниками в группе

       

19

Оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

       

20

Осознавать свои эмоции

       

21

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции

       

22

Проявлять себя в добрых словах и делах

       

23

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим

       

24

Осваивать новые социальные роли и правила, т.е. учиться критически осмысливать их и свое поведение

       

25

Выбирать, как поступить в различных ситуациях.

       

Оценка достижения результатов внеурочной деятельности

Критерии, представленные в таблице, содержат не только пункты, мо­тивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе ко­манды важно и значимо участие каждого: и того, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.

Критерии оценивания

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

I. Участвует в обсуждении ключевых вопро­сов

       

2. Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды

       

3. Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей

       

4. Высказывает новые идеи

       

5. Вносит конструктивные предложения

       

6. Умеет выслушивать товарищей

   

:

7. Тщательно обдумывает информацию

       

8. Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи

       

9. Умеет корректно отстаивать свою точку зрения

       

10. Умеет выяснять, что непонятно

       

11. Умеет принимать помощь товарищей

       

12. Подбадривает и поддерживает товарищей

       

Материально-техническое и учебно-методическое обечпечение программы.

Список литературы

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: лособие для учителя / Д.В. Григорьев, I [.В. Степанов. — М.: Просвещение. 2010.

Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 6. — С.65-70.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.

Нелобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. — М.: Аркти, 2006.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // На­родное образование. — 2000. — № 7.

Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вентана-Графф, 2003.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образова­ние / [В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]. — М.: Просвещение, 2010.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2005.

Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. — 2003. — № 6.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра­зования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010.
 

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

1. Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm

2. http://stranamasterov.ru/

3. www.readabout.info

4. http://vip-samodelki.ru

5. http://spicami.ru

 

Перечень оборудования, используемых при реализации программы.

1.DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

2. цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

3. компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.