Комплект карточек для сенсорного развития дошкольников «Такие разные одёжки... »
Комплект карточек «Такие разные одёжки…» для сенсорного развития дошкольника с ОВЗ (лексическая тема: «Животные», «Одежда»)
(теоретическое обоснование)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине.
Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в
собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений. Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции.
Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Учитывая данные особенности, были разработаны развивающие карточки «Такие разные одёжки…», которые помогут детям дошкольного возраста сформировать сенсорные эталонные представления.
Лексическая тема: «Животные», «Одежда».
Возраст: дети дошкольного возраста, а также дети младшего школьного возраста с ОВЗ.
Первая группа карточек «Животные» (16 штук) представляют собой картинку с названием животного, его изображение, стихотворение или загадка. На данном этапе можно рассмотреть картинку, прочитать (выучить) стихотворение (загадку), попросить ребенка рассказать о животном, назвать части тела (или это делает сам педагог). Далее совместно с ребенком педагог рассматривает варианты «одёжки» - шубки (оперения и др.) животного и предлагает выбрать тот вариант, который является верным (в ряде случаев это несколько вариантов – по окраске, ощущению, подобию и пр.).
Вторая группа карточек – это карточки на дифференциацию по тому или иному признаку – высокий и низкий, большой и маленький, одинаковый и разный (всего 5 карточек):
Далее 5 карточек на соотнесение по цвету окраски, тактильным ощущениям:
Следующие 5 карточек на формирование элементарных математических представлений: ребенку необходимо рассмотреть животное (птицу, рыбу) и найти какая (какие) геометрические фигуры спрятаны, либо на какую геометрическую фигуру похожа та или иная часть тела.
Следующим этапом беседуем с детьми (ребенком) о разнообразии расцветки окраски животного меха, его назначении, что «мех, шкура животных – это их одежда, а у человека есть другая одежда, которая зависит от сезона и гендерной принадлежности». Всего на эту тему 10 карточек с заданиями о сезонной одежде, одежде для мальчиков и девочек, соотнесении одежды с геометрическим эталоном.
И также как и с «одеждой» животных расширяем знания о цвете, фактуре, величине, оттенке и др. Всего 12 карточек:
Вариант занятий, в т.ч. и время работы с карточками, зависит от педагогической задачи. Карточки могут быть использованы как в ходе развивающих и коррекционных занятий (групповых, подгрупповых и индивидуальных), так и в ходе самостоятельной деятельности детей для стимулирования познавательной активности и обогащения знаний по теме «Животные», «Одежда».
Семяшкина Ирина Васильевна
Перминова Елена Федоровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Артеменко Елена Николаевна
Дементьева Ирина Михайловна
Морозова Татьяна
Родионова Татьяна
Воробьева Оксана Павловна
Янова Татьяна Викторовна
Мастина Ольга Валерьевна
Артеменко Елена Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Янова Татьяна Викторовна
Мастина Ольга Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна