12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Олеся Леонидовна1253
Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
6

Комплект материалов для оценки сформированности элементов общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности "Практическое занятие" по дисциплине "Психология общения" (автор О.Л. Гончарова)













Комплект материалов для оценки сформированности элементов

общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной

деятельности«Практическое занятие»

































г. Москва, 2019


Специальность 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение » (углубленная подготовка)

Дисциплина «Психология общения»


                           Условия выполнения и оценивания задания


1. Место (время) выполнения задания:кабинет «Социально-экономических дисциплин», в учебное время (на уроке)

2. Максимальное время выполнения задания:2 академических часа

3. При ответе на вопросы обучающиеся могут воспользоваться расходным и наглядным материалом

4. Указать другие характеристики, отражающие сущность задания: обучающиеся письменно выполняют задания практической работы и защищают работу

5. Условия выставления оценки (критерии оценки).

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он выполнил без ошибок все задания и защитил работу;

оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он выполнил все задания и защитил работу, но в работе имеются незначительные недочеты;

оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он выполнил все задания и защитил работу, но в работе имеются ошибки.




Составил  преподаватель                                                                         О.Л. Гончарова




            Методические указания к выполнению практических занятий


Практическое занятие № 1


Тема: «Диагностика коммуникативных потенциалов личности»

Цель:исследование уровня общительности, коммуникативной деятельности


Содержание


Часть 1. Теоретическая

Коммуникация. Виды коммуникаций и их характеристика: формальные, неформальные, горизонтальные, межличностные. Коммуникационный процесс. Типы моделей коммуникационных сетей: централизованные и децентрализованные. Характеристика типов моделей коммуникационных сетей. Коммуникативные роли: «сторож», «лидер мнений», «связной», «пограничник». Особенности коммуникативных ролей. Причины плохой коммуникации. Оптимизация коммуникативной структуры.

Часть 2. Практическая

Исследование уровня общительности, коммуникативной деятельности.




Практическое занятие № 2


Тема: «Диагностика коммуникативных барьеров»

Цель: исследование эмоциональных барьеров в общении


Содержание


Часть 1. Теоретическая

Общение. Психологические аспекты сторон общения. Коммуникативные барьеры в общении: информационно-дефицитный барьер, замещающе-искажающий барьер, фонетическое непонимание, сематический барьер, стилистический барьер, логический барьер, социально-культурный барьер. Управленческое общение. Формы управленческого общения: субординационная, служебно-товарищеская, дружеская. Принципы управленческого общения. Особенности управленческого общения.

Часть 2. Практическая

Исследование эмоциональных барьеров в общении.


Практическое занятие № 3


Тема: «Применение на практике техник, используемых в деловой беседе»

Цель:решение ситуаций с применением техник, используемых в деловой беседе.


Содержание


Часть 1. Теоретическая

Деловая беседа. Функции деловой беседы. Структура деловой беседы: подготовка к деловой беседе, установление места и времени встречи, начало беседы (вступление в контакт), постановка проблемы и передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта, принятие решения, фиксация договоренности, выход из контакта, анализ результатов беседы. Техники, используемые в деловой беседе.

Часть 2. Практическая

Решение ситуаций с применением техник, используемых в деловой беседе.


Практическое занятие №4


Тема: «Применение на практике тактик ведения деловых переговоров»

Цель:решение ситуаций с применением тактик ведения деловых переговоров

Содержание


Часть 1. Теоретическая

Деловые совещания. Классификация совещаний: информативные совещания, совещание с целью принятия решения и координации деятельности, творческие совещания. Этапы делового совещания: постановка вопроса, формирование мнения о путях решения вопроса, принятие решения. Особенности проведения деловых совещаний. Формы поведения участников делового совещания.

Часть 2. Практическая

Решение ситуаций с применением тактик ведения деловых переговоров.



Перечень практических занятий по дисциплине

«Психология общения»

для специальности 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение» (углубленная подготовка)


п/п

Наименование тем

практических занятий

Кол-во

часов

1.

Диагностика коммуникативных потенциалов личности

2

2.

Диагностика коммуникативных барьеров

2

3.

Применение на практике техник, используемых в деловой беседе

2

4.

Применение на практике тактик ведения деловых переговоров

2

ИТОГО:


8


Практическое занятие № 1 на тему: «Диагностика коммуникативных потенциалов личности»


Задание №1. Проведите диагностику уровня общительности с помощью теста «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.


Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского

Инструкция: ответьте на вопросы «да», «нет», «иногда» (один вариант ответа).

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает Вас её ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будите тяготится, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будите томится в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и ни каких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка и интерпретация результатов

Оценка ответов: «да» – 2 балла, «иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.

Полученные баллы суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории Вы относитесь.

30-31 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируй себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничиваетесь только таким недовольством в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо с увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность.Стоит только встряхнуться.

19-24балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке, чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрениябез вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В тоже время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословиевызывает у Вас раздражение.

9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры).Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания. Никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 балла и менее.Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям и на работе, и дома, и вообще повсюду трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитываете в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровьетакойстиль жизни не проходит бесследно.


Задание №2. Выполните тест.


Тест по выявлению коммуникативных качеств личности

Инструкция: ответьте «да», если вы согласны, или «нет», если не согласны с утверждением:

1. Для меня кажется трудным подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, чтобы привлечь внимание окружающих, мог свалять дурака.

3. Я считаю, что из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.

5. Я редко оказываюсь в центре внимания.

6. С разными людьми в процессе общении я веду себя совершенно по-разному.

7. Если я убежден, в чем либо, только тогда я могу отстаивать свою позицию.

8. Я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть для того, чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми.

9. С людьми, которых я не выношу, я могу быть дружелюбным.

10. Я всегда стараюсь быть таким, каким кажусь.



Обработка и интерпретация результатов

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Задание №3. Выполните тест.


Тест на оценку владения невербальными средствами в общения

Инструкция: ответьте на приведенные ниже утверждения «да» или «нет».

1. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я говорю слишком громко или слишком тихо.

2. Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки.

3. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.

4. Почти всегда предстоящее общение с незнакомым человеком вызывает у меня тревогу.

5. Я часто, бываю, скован в движениях.

6. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-нибудь не прислониться или на что-нибудь не облокотиться.

7. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения партнера, сосредоточиваясь на его речи.

8. Я стараюсь ограничить круг своего делового общения несколькими хорошо знакомыми мне людьми.

9. При разговоре я часто верчу что-либо в руках.

10. Мне трудно скрывать внезапно возникшие эмоции.

11. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию.


Обработка и интерпретация результатов

Чем меньше утвердительных ответов («да»), тем лучше человек владеет невербальными средствами общения. Если на все вопросы даны отрицательные ответы («нет»), это не означает, что можно пренебречь невербальными методами. Внимательно наблюдая за собой и собеседниками, можно обнаружить много интересных, информативных моментов, которые ранее ни о чем не говорили и которые теперь способны значительно облегчить вашу профессиональную деятельность.

Задание №4. Проведите диагностику потенциала коммуникативной импульсивности с помощью методики диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А. Лосенкова.

Методика диагностики потенциала коммуникативной импульсивности

В.А. Лосенкова

Инструкция: выберите из четырех вариантов ответа (а, б, в, г) один вариант.

1. Если Вы беретесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не всегда.

2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой адрес?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не всегда.

3. Вы всегда выполняете свои обещания?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?

а) очень часто;

б) довольно часто;

в) довольно редко;

г) почти никогда.

5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой?

а) да, всегда владею;

б) пожалуй, всегда;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не владею.

6. У вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение?

а) такое случается очень часто;

б) бывает время от времени;

в) такое случается редко;

г) такого вовсе не бывает.

7. Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?

а) да, определенно мог бы;

б) пожалуй, мог бы;

в) скорее всего, не мог бы;

г) нет, определенно не мог бы.

9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь!»?

а) да, всегда;

б) часто;

в) редко;

г) нет, почти никогда.

10. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает Вас, например, в автобусе или трамвае?

а) так я реагирую почти всегда;

б) так я реагирую довольно часто;

в) я редко так реагирую;

г) я никогда так не реагирую.

11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?

а) да, часто;

б) иногда;

в) редко;

г) почти никогда.

12. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не всегда.

13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства заслуженно Вас упрекает?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

14. Вам кажется, что Вы еще не нашли себя?

а) согласен, именно так оно и есть;

б) скорее всего это так;

в) с этим я вряд ли соглашусь;

г) я с этим определенно не согласен.

15. Может ли под влиянием каких-либо обстоятельств Ваше мнение о самом себе не раз изменяться?

а) наверняка так;

б) весьма вероятно;

в) маловероятно;

г) почти вероятно.

16. Обычно Вас трудно вывести из себя?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

17. У Вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы?

а) такие желания возникают у меня часто;

б) такие желания возникают время от времени;

в) у меня редко возникают подобные желания;

г) заведомо неосуществимых желаний у меня не возникает.

18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, Вы замечаете, что Ваши собственные взгляды еще не вполне определились?

а) да, часто замечаю;

б) иногда замечаю;

в) замечаю довольно редко;

г) так почти никогда не случается.

19. Случается ли, что какое-то дело Вам так надоедает, что не закончив его, Вы беретесь за новое?

а) да, так часто случается;

б) иногда так бывает;

в) так бывает довольно редко;

г) так почти никогда не случается.

20. Вы несколько неуравновешенный человек?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

​​​​​​​                                         Обработка и интерпретация результатов

В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности (Пи). Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника.

В данном тест-опроснике четырех балльная шкала ответов.

Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13,16 номер шкалы соответствует количеству баллов, то есть 1, 2, 3 или 4.

Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствуют 4балла; шкале 2-3балла, шкале 3-2 балла и шкале 1-4 балла.

Таким образом, показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов.

Импульсивность это черта, противоположная волевым качествам: целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели импульсивности (Пи), тем выше импульсивность.

Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий. Если величина Пи в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, тоесть выражена сильно; если величина Пиот 35 до 65, то уровень средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее – то импульсивность низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, увлекаются то одним, то другим.

Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца.

Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на снижение и увеличение целенаправленности. При этом следует учесть особенности локуса субъективного контроля.


Задание №5. Проведите диагностику самоконтроля в общении с помощью теста «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.


Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера

Инструкция: внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как верное или неверное. Верное – обозначается буквойВ, а неверное – буквой Н.

Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

Чтобы преуспевать в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

Я не всегда такой, каким кажусь.


Обработка и интерпретация результатов

1 балл начисляется за ответ Н на вопросы 1,5,7 иВ – на все остальные. Подсчитайте сумму.

0-3 – низкий коммуникативный контроль.

4-6 – средний коммуникативный контроль.

7-10 – высокий коммуникативный контроль.


Практическое занятие № 2 на тему: «Диагностика коммуникативных барьеров»


Задание №1. Проведите диагностику эмоциональных барьеров в межличностном общении с помощью методики диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко.


Методика диагностики эмоциональных барьеров

в межличностном общении В.В. Бойко

Инструкция: ответьте на вопросы «да» или «нет»

Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благопри­ятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).

В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.

Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.

В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

Если я увлекаюсь разговором, то мимика становится излишне выразительной, экспрессивной.

Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.

Я обычно: нахожусь в состоянии нервного напряжения.

Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке

Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п.

Разговаривая, я излишне жестикулирую.

Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

Если я захочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.

Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.

Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываючувства к нему.


Обработка и интерпретация результатов

Подведите итоги самооценивания с помощью предложенного ключа.


«Помехи» в установлении эмоциональных контактов

Номера вопросов и ответы по ключу

Неумение управлять эмоциями, дозировать их

+1, -6, +11, +16, -21

2. Неадекватное проявление эмоций

-2, +7, +12, +17, +22

Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций

+3, +8, + 13, +18, -23

Доминирование негативных эмоций

+4, +9, +14, +19, +24

Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе

+5, +10, +15, +20, +25



Сумма баллов может колебаться в пределах от 0 до 25. чем больше баллов, тем очевиднее Ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если Вы набрали очень мало баллов (0-2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны. Если вы набрали не более 5 баллов, эмоции не мешают Вам обычно в общаться с партнерами; 6-8 баллов – у Вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении; 9-12 баллов – свидетельство того, что Ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами; 13 баллов и больше – эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, Вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у Вас, – это пункты, по которым Вы набрали 3 балла и более.


Задание №2. Проведите диагностику речевых барьеров при общении с помощью теста В. Маклини.


Тест «Речевые барьеры при общении» В. Маклини

Инструкция: для того, чтобы оценить, насколько актуальны для вас речевые барьеры общения, насколько вы умеете «подать информацию», предлагаем ответить «да» или «нет» на вопросы, составленные американским психологом В. Маклини.

1. Когда вы сами говорите, внимательно ли вы следите за тем, чтобы слушатели правильно вас поняли?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие уровню подготовки слушателей?

3. Обдумывайте ли вы указания, прежде чем их высказывать?

4. Отдаете ли вы распоряжения в достаточно краткой форме?

5. Если подчиненный не задает вопросов после того, как вы высказали новую мысль, считаете ли вы, что он ее понял?

6. Ясно ли вы выражаетесь?

7. Увязываете ли вы свои мысли, прежде чем их высказывать, чтобы не говорить бессвязно?

8. Поощряете ли вы вопросы?

9. Предполагаете ли вы, что знаете мысли окружающих, или задаете вопросы, чтобы выяснить их?

10. Различаете ли вы факты и мнения?

11. Усиливаете ли вы конфронтацию, противоречива аргументам собеседника?

12. Стараетесь ли вы, чтобы ваши подчиненные во всем соглашались с вами?

13. Используете ли вы профессиональный жаргон, непонятный слушателям?

14. Говорите ли вы, ясно, точно и вежливо?

15. Следите ли вы за тем, какое впечатление производят ваши слова на слушателя, внимателен ли он?

16. Делаете ли вы преднамеренные паузы в своей речи для того, чтобы собраться с мыслями, обратить внимание на слушателей?


Обработка и интерпретация результатов

Если вы, задумываясь, ответили «да» на все вопросы, кроме 5, 9 и 13, то можно считать, что вам присуще умение ясно и кратко излагать свои мысли.


Задание №3. Выполните тест.


Тест «Какой я в общении?»

Инструкция: отвечая на вопросы, ставьте в случае согласия знак «+», в случае несогласия«-».

1. Мне кажется трудным искусство подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я глубоко убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых внутренне не вы­ ношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.


Обработка и интерпретация результатов


Суммируйте баллы, пользуясь таблицей:


Номер вопроса

Вариант ответов

«+»

«-»

1

0

1

2

1

0

3

1

0

4

1

0

5

0

1

6

1

0

7

0

1

8

1

0

9

1

0

10

1

0


Ключ:

0 – 3 балла.У вас низкий уровень общения. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменять его в зависимости от ситуации.

4 – 6 баллов.У вас средний уровень общения. Вы сдержанны, считаетесь с окружающими.

7 – 10 баллов.У вас высокий уровень общения. Вы легко вхо­дите в любую роль и в состоянии предвидеть впе­чатление, которое производите на окружающих.


Задание №4. Выполните тест.

Тест «Каковы Вы в общении?»

Инструкция: выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Как вас воспринимают коллеги, знакомые?
А. Как очень дружелюбного человека.
Б. Как человека самоуверенного.
В. Как спокойного и уравновешенного человека.

2. Как вы реагируете, если коллега без разрешения возьмет с вашего рабочего стола какую-то вещь?
А. Бурно возмущаетесь.
Б. Сухо просите вернуть взятое на место.
В. Спрашиваете, не нужно ли ему еще чего-нибудь.

3. Стараетесь ли вы искать пути к примирению после конфликтов?
А. Всегда.
Б. Иногда.
В. Никогда.

4. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
А. Умеренными и сбалансированными.
Б. Несерьезными.
В. Радикальными.

5. Какое животное вам наиболее симпатично?
А. Медведь.
Б. Тигр.
В. Кошка.

6. Легко ли вы вступаете в спор?
А. Да.
Б. Нет.
В. Зависит от обстоятельств.

7. Что вы делаете, если какое-то дело не удается довести до конца?
А. Смиряетесь.
Б. Пытаетесь свалить вину на другого.
В. Повторяете попытки снова и снова.

8. Как вы ведете себя, если вам нагрубили в магазине?
А. Терпите, избегая скандала.
Б. Выражаете недовольство.
В. Грубите в ответ.

9. Как вы себя чувствуете, если опаздываете на встречу?
А. Спокойно.
Б. Очень нервно и раздражительно.
В. Слегка тревожно.

10. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
А. Спокойно, едете не спеша.
Б. Мчитесь с большой скоростью.
В. Стараетесь не уступать дорогу, иногда превышая скорость.

11. Как вы себя ведете, если собеседник вас не слушает?
А. Раздражаетесь, стараясь не показать виду.
Б. Тактично намекаете ему на недостаток внимания.
В. Разворачиваетесь и уходите.

12. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
А. Да.
Б. Не всегда.
В. Редко.

13. Вы любите быть в центре внимания?
А. Всегда.
Б. Иногда.
В. Для вас это неважно.

14. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?
А. Поговорите с учителем.
Б. Устроите скандал обидчикам.
В. Научите отпрыска давать отпор.

15. Способны ли вы пойти на компромисс?
А. Никогда.
Б. Да.
В. Зависит от ситуации.


Обработка и интерпретация результатов


Подсчитайте набранные баллы:


А

Б

В

1

2

3

1

2

3

2

1

3

1

2

3

4

2

1

3

5

1

3

2

6

3

1

2

7

2

3

1

8

1

2

3

9

1

3

2

10

1

3

2

11

3

1

2

12

1

2

3

13

3

2

1

14

1

2

3

15

3

1

2


Ключ:

24 балла и менее

С вами достаточно легко общаться, но вы слишком миролюбивы. Вам необходимо быть более решительным. Не относитесь к себе столь критически.

2531 балла

Вы легко сходитесь с окружающими, но иногда с вами бывает очень непросто. Во многом ваше поведение зависит от настроения. Не следует поддаваться эмоциям, будьте терпимее.

3245 баллов

Вы человек неуравновешенный, а иногда бываете крайне агрессивны. В обыденной жизни вы готовы пожертвовать интересами окружающих, то есть с вами тяжело найти общий язык.



Задание №5. Выполните тест.


Тест «Потребность в общении»

Инструкция:прочитайте ряд утверждений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите «да», если не согласны, напишите «нет».


Текст опросника (перечень утверждений)

Мне доставляет удовольствие участвовать вразличного рода торжествах.

Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.

Мне нравится выказывать кому-либо свое расположение.

Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.

Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.

Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.

Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.

Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.

Мои друзья мне основательно надоели.

Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.

Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.

В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.

Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.

Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.

Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.

Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.

В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.

Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.

Мне жалко брошенных собак и кошек.

Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.

Я люблю бывать среди друзей.

Я долго переживаю ссоры с близкими.

У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.

Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.

Я больше доверяю собственным интуиции и воображению в мнении о лю­дях, чем суждению о них других людей.

Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.

Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

По отношению ко мне люди часто неблагодарны.

Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.

Ради друга я могу пожертвовать всем.

В детстве я входил в одну «тесную» компанию.

Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

Обработка и интерпретация результатов

Ключ к опроснику. Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33; только при ответе «нет» по пунктам 3-6, 9,10,15, 16, 25, 27, 29.

Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».

Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.


Практическое занятие № 3 на тему: «Применение на практике техник, используемых в деловой беседе»


Задание 1.Используя ниже приведенный материал, постройте план деловой беседы. Тему деловой беседы определите самостоятельно.

Основными этапами деловой беседы являются: подготовка к беседе, начало беседы, информирование присутствующих, аргументации положений, обсуждение вопроса и принятия решения, завершение беседы.

Подготовительный этап беседы.Подготовительные мероприятия, связанные с начальным этапом проведения беседы. Не существует единых безошибочных правил подготовки к деловой беседе. Однако будет полезным вариант схемы такой подготовки: планирование, сбор материала и его обработка, анализ собранного материала и его редактирование.

На начальном этапе планирования определяют тему, которую желательно обсудить, и возможных участников делового разговора.

Подготовка и планирование беседы позволяет заранее предусмотреть возможные спорные моменты, что снижает эффективность замечаний собеседника. Приобретаются навыки быстрой и гибкой реакции при возникновении непредвиденных ситуаций.

Сбор материала для деловой беседы длительный процесс, который включает в себя поиск возможных источников информации. Собраны и тщательно отобранные фактические данные систематизируются, что позволяет выделить наиболее важные факты, на которых стоит акцентировать внимание.

Анализ собранного материала помогает определить взаимосвязь фактов, сделать выводы, подобрать необходимую аргументацию, то есть сделать первую попытку объединить весь собранный материал в единое логическое целое.

Конечная стадия подготовки беседы редактирование текста, доработка и окончательное его шлифовки.

Начало беседы очень важный этап. Его задачами являются:

- установление контакта с собеседником;

- создание деловой атмосферы;

- попытка привлечь внимание к актуальным вопросам, которые будут обсуждаться.

Начальный этап беседы. Начало беседыимеет прежде всего психологическое значение. Первые фразы действуют на собеседника (на его решение выслушивать вас дальше или нет). Найти удачный способ вхождения в контакт можно через улыбку, взгляд, мимику, интонацию голоса.

Существует много приемов начала беседы. Но все их разновидности можно свести к четырем основным:

1) прием снятия напряжения (способствует установлению личных контактов);

2) прием «зацепки» (позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, связав ее с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» для начала беседы);

3) прием стимулирования игры воображения (предполагает в начале беседы постановку большого количества вопросов по проблемам, которые должны рассматриваться во время беседы);

4) прием прямого подхода (означает непосредственный подход к делу, без любого вступления).

Не рекомендуют начинать разговор с нервным собеседником. В деловых беседах надо быть оперативным, гибкими, проявлять творчество.

Этап информирования. Следующий этап деловой беседы информирование присутствующих, то есть передача сведений, с которыми вы хотите их познакомить. Такая передача должна быть точной, ясной, профессионально правильной и, по возможности, наглядной.

Особое внимание следует уделять краткости изложения. Необходимо не забывать о временные нормы беседы.

Постоянно следует помнить о направлениях беседы, то есть держать в голове ее основные задачи и не отклоняться от темы, даже если собеседники «забрасывают» докладчика вопросами.

Во время беседы нужно постоянно обращаться к собеседнику с вопросами, учитывая, что личное влияние в деловых отношениях имеет очень большое значение.

Не нужно бояться задавать вопросы. Это только облегчит деловую беседу, поскольку даст возможность легко сориентироваться в отношении собеседника к проблеме.

В процессе информирования не надо бояться замечаний собеседников.

Этап аргументации. После информирования присутствующих и ответов на вопросы наступает основной этап деловой беседы аргументирования выдвинутых положений.

Аргументация самая тяжелая фаза и беседы, и переговоров. Поэтому нужно пользоваться достоверными данными и лишь теми, которые воспринимаются партнерами. Для этого действие аргументов советуют проверять дополнительными вопросами для контроля за уровнем понимания и восприятия их собеседником.

На этом этапе формируется предварительное впечатление, занимается конкретная позиция. С помощью аргументов можно полностью или частично изменить позицию и впечатления вашего собеседника, смягчить противоречия, критически рассмотреть положения и факты, изложенные участниками беседы. Во всех случаях аргументацию следует вести корректно.

Обсуждение вопроса и принятия решенияважный этап в беседе. На этапе обсуждения проблемы рекомендуют пытаться видеть ситуацию глазами партнера, понять его внутреннее состояние, потребности и желания. Принятие окончательного решения может осуществляться либо в стиле сотрудничества, равноправия и взаимной ответственности, либо в форме авторитарного принятия решения одним из партнеров и добровольным либо вынужденным согласием, подчинением другого собеседника.

Этап завершения беседы.Последний этапзавершение беседы. Успешно завершить работу это значит достичь заранее намеченной цели беседы. На последнем этапе решаются следующие задачи:

- достижения основной цели или альтернативной (другой) цели;

- обеспечения теплой атмосферы (даже, если вы не достигли цели - положительного результата);

- стимулирования собеседника к выполнению намеченных действий;

- поддержание в будущем контактов с собеседником, его коллегами;

- составления резюме с четко выраженным основным выводом, понятным всем присутствующим.

Выход из контакта важный момент, который имеет значение для продолжения общения в будущем. Прощаясь, нужно сказать, что надеетесь на дальнейшее сотрудничество (для этого можно совместно наметить систему перспективных линий ее развития, позитивных изменений). Вести себя с собеседником нужно по всем правилам этикета. Беседу лучше закончить на оптимистической ноте.


Задание 2. Решите ситуации,применяя различные техники, используемые в деловой беседе.


Ситуация 1. Вам необходимо обсудить с партнером организационные вопросы, связанные с предстоящей деловой поездкой за рубеж. Однако ваш партнер, постоянно переносит сроки обсуждения. Используя технику изменения направления, решите ситуацию.


Ситуация 2.Ваш партнер сомневается в возможностях вашей фирмы по организации предстоящей пресс-конференции. Примените технику использования авторитета для решения ситуации.


Ситуация 3. Ваша организация не укладывается в установленные сроки по доставке товара деловому партнеру, с которым вы работаете на протяжении длительного времени. Используя технику отсрочки, решите ситуацию.


Практическое занятие № 4 на тему:

«Применение на практике тактик ведения деловых переговоров»


Задание 1.Используя ниже приведенный материал,составьте план совещания. Тематику и повестку дня сформулируйте самостоятельно.

Подготовка к проведению совещаниявклю­чает следующие действия:

определение тематики, фор­мирование повестки дня;

определение задач собрания и его общей продолжительности, даты и времени начала, состава участников, примерного регламента работы;

подготовка руководителя;

подготовка доклада и проек­та решения совещания;

предварительная подготовка участников совещания и помещения, а при необходимости размещения, пи­тания, проезда участников к месту совещания.

Подготовка программы совещания. Необходимо оформить ее в виде повестки совещания и заранее довести её до всех участников. Каждый участник должен заранее знать, какую информацию и в каком формате он должен представить. Определяя время нача­ла совещания, следует принять во внимание ритм рабо­ты. Чтобы не заставлять людей в течение дня переключаться с одного вида работы на другой, совеща­ния надо проводить в начале или в конце ра­бочего дня или сразу после обеденного перерыва.

Повестка совещания это, как правило, письмен­ный документ, содержащий следующую информацию:

- тема совещания;

- цель совещания;

- перечень обсуждаемых вопросов;

- время начала и окончания совещания;

- место, где оно будет проходить;

- фамилии и должности док­ладчиков, содокладчиков и ответственных за подготовку вопросов;

- время, отведенное на каждый вопрос;

- место, где можно озна­комиться с материалами по каждому вопросу.

Целесо­образно проводить совещанияв определенный день недели. Внеплановые совеща­ния часто нарушают рабочий ритм. Длительность совещания не должна превышать полутора-двух часов, как показывает опыт, после двух часов непрерывной работы большинству участников по чисто физиологическим причинам ста­новится безразлично, как решится вопрос.

Начинать сове­щание нужно без задержек и сразу согласовать с его участниками процедуру его проведения, например, рег­ламент выступлений или порядок принятия решений. После чего одному из участников поручается ве­дение протокола.

Вступительное слово занимает обычно 3-4 минуты.За это время ведущий должен сообщить:

- цель совеща­ния;

- повестку дня;

- возможные решения и условия их принятия;

- порядок ведения и оформления протокола.

Затем надо решить, в какой последовательности бу­дут обсуждаться вопросы повестки дня. Обычно счита­ют, что эти вопросы должны быть рассмотрены в порядке убывания степени важности и сложности, т.е. сначала надо обсудить самые важные и сложные вопросы.



Задание 2. Решите ситуации, применяя тактики ведения деловых переговоров.


Ситуация 1.На деловых переговорах ваш партнер не согласен с условиями договора, которые предлагает ваша фирма. Для вашей фирмы это важный партнер. Найдите решение, сложившейся ситуации, учитывая тактику ведения деловых переговоров.


Ситуация 2.У вас возник конфликт с партнером в процессе проведения деловых переговоров. Учитывая тактику ведения деловых переговоров, решите ситуацию.



Ситуация 3.Вы опоздали на деловые переговоры. Партнер не доволен вашим опозданием, не хочет идти с вами на контакт. Найдите решение, сложившейся ситуации, применяя тактику ведения деловых переговоров.


Преподаватель                                                                                            О.Л. Гончарова




Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 26.11.19 в 01:14 0 Ответить Пожаловаться
Очень ценный материал!!! Спасибо!!! Отличный диагностический инструментарий!
Гончарова Олеся Леонидовна, 16.12.19 в 14:33 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.