Занятие с элементами тренинга «Конфликты и как их избежать» (7–10 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»
Занятие с элементами тренинга
«Конфликты
и как их избежать»
Разработала:
педагог-психолог
МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А. Гайдара
первой квалификационной категории
Гусева Светлана Александровна
г. Арзамас
2022 год
Цель: формирование навыков конструктивного решения конфликтов, предоставление возможности участникам занятия получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
Ознакомить со способами решения конфликтных ситуаций.
Развить способность адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.
Отработать навыки «я–высказываний», способствующих разрешению конфликтных ситуаций.
Создать условия для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.
Знакомство. Вступительное слово
Слайд 1. В нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других. Поэтому тема сегодняшнего занятия очень актуальна.
Все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Необходимо заметить, только то, что общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры – нередко портят нам настроение, а проблема возникновения их неумение и незнание правил эффективного общения.
Объяснение материала
Слайд 2. Переменчивая погода, стресс в школе, переутомление – все это влияет не только на самочувствие и настроение человека, но и на качество его взаимодействия с окружающими людьми. Общение – самая важная и в прямом смысле неотъемлемая составляющая человеческого существования. И очень жаль, когда под влиянием эмоций и ежедневной суеты возникают переживания, формирующие искаженное мироощущение.
Конфликт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы, а в случае внутриличностного — установки, ценности, идеи одного субъекта.
Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. Мы знаем, что веками большинство конфликтов разрешалось по принципу «или-или». Или ты побежденный, или – победитель. Или ты празднуешь, или страдаешь. Или ты выигрываешь, или проигрываешь. И это на всех уровнях, начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая межгосударственными взаимоотношениями.
Слайд 3. Схема возникновения конфликта. Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, когда двое или больше человек встали на тропу взаимных обвинений. Это ситуация «слово за слово». А если хоть один человек поведет себя психологически грамотно и не ответит агрессией на агрессию, то цепочка обвинений прервется, и конфликт не состоится. Конфликтогены - слова, действия, поступки, запускающие конфликт.
Можно рассмотреть влияние конфликтогенов на примере стихотворения «Вовочка и Славочка» Г. Остера.
*Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
*Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка»
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты - дурачище!»
*Борище взял тетрадище,
Да как треснет по лбищу Славищу.
* Славище взял скамеище,
Да как треснет Борищу в шеищу.
*Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
С лайд 4. В данной ситуации будем говорить о словах - конфликтогенах. Часто люди, использующие конфликтогены, не замечают этого. А окружающие отвечают агрессией. Есть несколько вариантов высказываний, которые легко вызывают гнев и провоцируют конфликт. Это такие высказывания, как (ПРИМЕРЫ ФРАЗ):
• незаслуженные и унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!», «Что это за гадость ты приготовила на обед?» и т. п.);
• негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…»)
• настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести («Не смей улыбаться этой девушке, она — моя!»);
• указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец — бездельник!»);
• решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»);
• неуместная ирония, сарказм («А ты видела кино, где лопнул самый толстый на Земле человек?»);
• ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар» (примеры здесь чаще нелитературные)
Успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать.
Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Если вы не прощаете своего обидчика, то вредите лишь самому себе. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.
Прощение означает, что вы “отпускаете” свой гнев и не собираетесь мстить.
Слайд 5. Ещё Причины конфликтов:
Противоречия между интересами, взглядами.
Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе
Особенности темперамента, восприятия, убеждений.
Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявить умение сопереживать чувствам собеседника), реагировать на критику).
Слайд 6. Мультфильм «МОСТ»
Слайд 7. П риведите самые известные примеры конфликтов?
Раскольников «Преступление и наказание» (внутренний конфликт);
Ромео и Джульетта (межличностная неприязнь, вражда семей Монтеки – Капулетти);
Лебедь, рак и щука (конфликт путей достижения общей цели);
Революция (конфликт между социальным неравенством среди народа);
Войны (пример межгосударственных конфликтов).
Введение теоретических понятий:
Слайд 8. Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте самостоятельно дать определение этим словам (СОПОСТАВИТЬ понятия и определения).
С ПОР - Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.
КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.
ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.
Л юбите ли Вы конфликты? Поднимите руки те, кто получает удовольствие от ругани, а ссоры только поднимают настроение?
А теперь поднимите руки те, кто хоть раз поссорился с кем – либо на этой неделе, в этом месяце?
Конфликт – столкновение интересов, обострение противоречий.
Конфликты, большие ссоры и маленькие – постоянные спутники нашей жизни. Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.
Слайд 9. Положительные и отрицательные стороны конфликта
Слайд 10. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу. КАКИЕ?
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
К ак видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.
Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.)
Могут ли люди обходиться без конфликтов? Без конфликтов невозможно развитие общества. Конфликты между людьми происходят постоянно по разным причинам и на разных уровнях. Конфликты существовали и будут существовать – они – неотъемлемая часть человеческих отношений. Нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они – нормальное явление в нашей жизни.
Слайд 11. Состояние гнева: учащается сердцебиение, поднимается артериальное давление, ощущается прилив энергии к мышцам, в считанные секунды человек переходит в состояние готовности реагировать по тревоге.
Слайд 12. Качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов: умение слышать другого, терпение, красноречие, великодушие, способность поставить себя на место другого, убедительность, самообладание, сдержанность в эмоциях, выдержка, юмор, умение идти на компромисс.
Слайд 13. Существует извечная проблема – отношение к конфликту.
Конфликтная ситуация с позиции 3-х птиц:
Голубь – вступает в конфликт и старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.
Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта.
Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Слайд 14. Стили входа в конфликт разные, рассмотрим их:
1. «Человек-вулкан» - это человек, у которого во время конфликта могут быть непредсказуемые вспышки.
2. «Глиняный горшок» - тот, кто медленно разогревается и долго обижается.
3. «Волна» - когда вопрос уже решен, может быть новая волна возмущений.
4. «Собиратель» - человек, долго собирающий обиды, а другие люди могут об этом даже не знать.
5. «Реактор» - человек резко расходится, его трудно остановить.
Р ефлексия: подумайте, какой стиль для Вас более привычен?
Слайд 15. Стратегия и тактика разрешения конфликта
Структурные методы разрешения конфликта направлены главным образом на его предупреждение и представляют собой совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера.
Соревнование (или Соперничество (свои интересы удовлетворяются в ущерб другим людям): наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.
Приспособление (позиция жертвы): означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.
Компромисс (не полностью удовлетворяются интересы обоих участников): компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.
Избегание (уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения (в результате интересы могут быть удовлетворены, а могут и нет): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей
Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал — актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.
Сотрудничество (поиск общих интересов): когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.
Слайд 16. Оценка уровня собственной склонности к конфликтам.
Слайд 17. Обработка результатов теста
Слайд 18. Типичные конфликты можно предотвратить, если: научиться контролировать свой гнев; научиться определять, в чём причина надвигающегося конфликта; уметь относиться к другому человеку с уважением; научиться внимательно слушать другого человека; стараться понимать точку зрения другого человека и уважать её; уметь придумывать возможные решения конфликтной ситуации, приемлемые и достаточно приятные для обеих сторон в конфликте; стараться следовать своим решениям, реализовывая их в жизни.
Слайд 19. Простые секреты бесконфликтности:
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя останавливаться.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
11. Создайте теплую атмосферу при взаимодействии.
12. Самый главный человек на свете - тот, кто перед вами.
13. Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился.
14. Ищите то, что вас сближает.
15. Старайтесь говорить о предмете, интересующем собеседника.
16. Не кидайте в собеседника булыжники, не употребляйте конфликтогены.
17. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
18. Заканчивайте беседу комплиментом.
4. Рефлексия
Что было полезно, интересно для вас. Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива?
Лучшие способы разрешения конфликтов - постоянная забота друг о друге и своевременная информированность о ситуации!
Слайд 20. Мультфильм «ПОРОСЕНОК И ПЕЧЕНЬЕ»
Спасибо за работу, всего хорошего!
Литература
Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. "Речь" Санкт - Петербург, 2008;
Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. «Речь» Санкт - Петербург, 2007;
Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. «Речь» Санкт - Петербург, 2007;
Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. «Владос» Москва, 2004;
Барыбина Т.В. Статья «Внеклассное мероприятие по теме «Конфликт», 2005
Вишнякова Н.Ф. Конфликт- это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. - Минск, 1996.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М: Трикста, 2005
Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. «Речь» Санкт - Петербург, 2007.
Фопель К. Групповая сплоченность. «Генезис» Москва, 2010.