Конкурс социальных проектов «Планета добрых дел»

3
0
Материал опубликован 15 February 2021 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА г. ДОНЕЦКА

МОУ ДОД «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА г. ДОНЕЦКА»







КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

«ПЛАНЕТА ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цикл родительских собраний и других мероприятий по разработке, защите и реализации социально значимых проектов среди детских и родительских коллективов учреждения дополнительного образования

t1613389261aa.png

Автор: Лопатеева Татьяна Александровна,

старший педагог МОУ ДОД «ЦДЮТ»







Донецк-2020


ОГЛАВЛЕНИЕ



1

Пояснительная записка:

2


1.1. Цели и задачи конкурса

2


1.2. Актуальность

3


1.3. Нестандартные элементы структуры. Оригинальность

4


1.4. Возможность тиражирования идеи

5

2

Поэтапный план проведения

6


2.1. Этап 1 (подготовительный). Анкетирование обучающихся

7


2.2. Этап 2. Родительское собрание-тренинг «Тысяча идей»

9


2.3. Этап 3. Разработка проектов

15


2.4. Этап 4. Конкурс проектов

20


2.5. Этап 5. Реализация проекта-победителя (отчет)

21

3

Приложение 1. Мультимедийный отчет о реализации проекта «ЛЕГО-семья»

27

4

Приложение 2. Презентация к установочному родительскому собранию по разработке проектов (этап 3)

31

5

Список литературы



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи конкурса

Цель: решать актуальные проблемы обучающихся и их родителей путем совместной разработки, отбора и реализации социально значимых проектов.

Задачи:

укреплять и расширять систему взаимодействия учреждения образования с семьями обучающихся;

очертить круг актуальных для подростков проблем и познакомить с ними родителей;

методом мозгового штурма найти как можно больше идей по решению этих проблем;

познакомить родителей с современными технологиями социального проектирования и их преимуществами;

дать практические навыки по разработке и защите социально значимых проектов;

способствовать улучшению взаимоотношений между родителями и детьми, укреплению доверия между ними;

развивать навыки работы в команде, стратегического мышления, таймменеджмента, управления ресурсами, финансовой грамотности;

развивать творческие способности и другие личные качества каждого участника через их практическое применение при реализации проектов;

прививать внимательное и уважительное отношение к трудностям людей;

воспитывать деятельностный подход к поиску выхода из сложной ситуации;

воспитывать неравнодушие к состоянию общества в целом и его будущему;

привлекать детей и родителей к решению актуальных проблем современного мира;

подчеркивать значимость поступков каждого человека и их влияние на жизнь многих;

помочь в решении актуальных проблем через поддержку реализации проектов-победителей конкурса.

1.2. Актуальность

Закон ДНР «Об образовании» определил главную задачу дополнительного образования как всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в физическом, интеллектуальном, личностном и профессиональном совершенствовании. Сегодня, кроме образовательно-воспитательной и развивающей, организации дополнительного образования удачно справляются с другими важными функциями, преимущественно социальной направленности. Помогает в этом проведение нестандартных, общественно значимых мероприятий.

Кроме того, учреждения дополнительного образования детей остаются центрами всей организационно-массовой работы с детьми и молодежью, обеспечивающими их содержательный досуг, организаторами таких событий, где дети могут проявить свои способности и таланты, а главное – применить их на пользу обществу.

Фактически дополнительное образование является инновационной площадкой для отработки моделей и технологий будущего, в том числе в области добровольческой деятельности и социального проектирования.

При этом эффективное использование потенциала дополнительного образования предполагает развитие в рамках общегосударственной политики смены приоритетов образования, в соответствии с задачами перспективного развития Республики в целом.

Поэтому, на наш взгляд, особый акцент сейчас важно сделать на двух направлениях работы. С одной стороны, это сохранение, укрепление и пропаганда морально-этических, духовных и семейных ценностей как залог, основа для создания крепкого и здорового общества. С другой стороны, не менее важным является воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к социальному состоянию и будущему родного города, народа, страны.

Эффективно работать в обоих названных направлениях возможно лишь при условии опоры на поддержку, помощь и активное участие родителей, семьи. А чтобы ее обеспечить, нам необходимо создать благоприятные условия для продуктивного многопланового взаимодействия учреждения образования не только с самими обучающимися, но и с их родными и близкими.

Участие в конкурсе социальных проектов «Планета добрых дел» позволит:

  • педагогам – активизировать и разнообразить работу с семьями обучающихся; реализовать сложные социально значимые мероприятия; выполнить трудные воспитательные задачи; дать всем участникам полезные практические навыки;
  • детям – почувствовать себя причастными к настоящему и будущему общества и страны; реализовать собственные идеи для решения значимых для себя проблем; поработать в команде не только со сверстниками, но и с родителями; укрепить доверительные и теплые отношения с семьей; проявить свои творческие способности и личные качества для общего блага; получить новые полезные знания и умения;
  • родителям – вплотную познакомиться с проблемами, актуальными для детей и подростков; помочь в решении этих проблем через реализацию самых смелых идей; увидеть конкретный результат усилий, стать творцами важных событий общественной жизни; поработать в команде с собственными детьми, укрепить доверительные и теплые отношения с ними; проявить свои творческие способности и личные качества для общего блага; получить новые полезные знания и умения.


1.3. Нестандартные элементы структуры. Оригинальность

Конкурс проводится в пять этапов и включает в себя несколько разноплановых мероприятий с привлечением различных групп участников. Это позволяет максимально полно выполнить поставленные перед конкурсом задачи и создать систему наиболее плодотворного сотрудничества учреждения, обучающихся и их семей.

Кроме того, такая структура конкурса соответствует завершенному циклу успешного осуществления социально значимого проекта, т.е. способствует эффективности его реализации.

t1613389261ab.jpg

1.4. Возможность тиражирования идеи

Данная работа представляет собой подробное поэтапное описание цикла родительских собраний и других мероприятий по разработке, защите и реализации социально значимых проектов среди детских и родительских коллективов учреждения дополнительного образования, а также обоснование актуальности таких мероприятий в условиях современности.

В работе приведены конкретные приемы и формы работы с родителями, а через них – с детскими коллективами. Все материалы адаптированы к специфике учреждения образования и опробованы в практике работы МОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества Ворошиловского района г. Донецка».

Описанные формы, методы и приемы можно свободно использовать в повседневной деятельности любого УДО, как в виде цикла мероприятий, так и по отдельности, в качестве самостоятельных элементов системы обучения и воспитания, особенно в сфере взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

2. ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Конкурс проводится в пять этапов:

Название этапа

Участники

Сроки

Результат

Анкетирование обучающихся (подготовительный)

дети школьного возраста

1-2 недели

список проблем, актуальных для школьников

Родительское собрание-тренинг «Тысяча идей»

родители обучающихся

2-3 часа

список проектов, направленных на решение этих проблем

Разработка проектов (начинается установочным родительским собранием)

родители (руково-дители проектов), обучающиеся (в составе команды проекта)

1 месяц

полностью прописанная документация по каждому проекту

Конкурс проектов

родители (представляют проекты), администрация учреждения (отбирает лучшие разработки)

2-3 часа

ограниченное количество социально значимых проектов, готовых к немедленной реализации

Реализация проекта-победителя

родители (руководители проектов), обучающиеся (в составе команды проекта)

в соответствии с проектной документацией

частичное или полное решение одной из актуальных для школьников проблем

Рассмотрим каждый этап подробнее.

2.1. Этап 1. Анкетирование обучающихся

Анкетирование проводится педагогами-руководителями кружков среди обучающихся их творческих объединений. Детям школьного возраста предлагается анонимно заполнить небольшой опросник:

  1. Какой кружок ты посещаешь?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Насколько тебе нравится общаться с другими ребятами из кружка? Пожалуйста, поставь оценку от 0 до 10.
  4. Если ты поставил меньше 10 баллов, то из-за каких проблем? Что именно нужно изменить, чтобы общение приносило тебе больше удовольствия?
  5. Насколько тебе нравятся занятия в кружке? Пожалуйста, поставь оценку от 0 до 10.
  6. Если ты поставил меньше 10 баллов, то из-за каких проблем? Что именно нужно изменить, чтобы занятия нравились тебе больше?
  7. Есть ли в поведении твоих сверстников что-то, что тебя огорчает, злит, делает тебе больно, задевает? Какие именно их поступки ты считаешь неправильными?
  8. Есть ли в поведении знакомых тебе школьников что-то такое, что может навредить их будущему или будущему других людей, школы, города? Что именно?
  9. Насколько счастливым человеком ты себя ощущаешь? Пожалуйста, поставь оценку от 0 до 10.
  10. Если ты поставил меньше 10 баллов, то из-за каких проблем? Что именно должно измениться в твоей семье, в школе, в общении с друзьями, в финансовом и материальном плане, чтобы ты почувствовал себя вполне счастливым?
  11. Как ты считаешь, какие три проблемы больше всего угрожают будущему всех людей?
  12. Если бы ты стал правителем нашей страны, какие три указа ты издал бы, чтобы улучшить жизнь народа? (пожалуйста, постарайся назвать реально выполнимые указы).


Опросник заполняется во время занятия, под руководством педагога. Для объективности данных детей просят отвечать на вопросы самостоятельно (не под влиянием друзей, родителей, учителей) и искренне (анкетирование анонимное, правильных и неправильных ответов не существует, наказывать никто ни за что не будет).

Анкетирование проводится в течение трех-пяти дней во всех творческих объединениях Центра. После сбора анкет администрация учреждения подводит итоги и составляет список актуальных проблем, исходя из нескольких критериев:

  • возраст участников опроса (для разных возрастных категорий детей имеют значение разные проблемы);
  • количество участников, назвавших актуальной ту или иную проблему;
  • социальная сфера, к которой относится проблема (внутренние проблемы личности; общение со сверстниками; семейные отношения; морально-этические ценности; культура; экология; здоровье; материальное обеспечение и т.д.).

По желанию можно также провести выборку проблем, актуальных для обучающихся того или иного конкретного кружка (это может быть полезно педагогу для улучшения воспитательной и образовательной работы).

На основании результатов анкетирования администрация учреждения принимает решение о том, для каких групп участников целесообразно провести дальнейшие этапы конкурса. Возможные варианты:

  • в конкурсе участвуют родители всех обучающихся Центра; проект-победитель реализовывается во всех творческих коллективах и возрастных группах (именно этот вариант был выбран в МОУ ДОД «ЦДЮТ Ворошиловского района»);
  • конкурс проводится отдельно для родителей каждой возрастной группы обучающихся; проекты-победители реализовываются параллельно в каждой категории (младшие, средние, старшие школьники);
  • в конкурсе участвуют родители всех обучающихся Центра; каждое творческое объединение выбирает для себя проект, который будет реализовывать.


2.2. Этап 2. Родительское собрание-тренинг «Тысяча идей»

В зависимости от выбранного варианта проведения конкурса (см. предыдущий пункт) и количественного состава родительского коллектива, на данный тренинг приглашаются родители либо всех обучающихся учреждения, либо определенной возрастной категории обучающихся, либо определенного творческого объединения.

Отметим, что при большом количестве в учреждении обучающихся школьного возраста (свыше двух сотен человек) тренинг целесообразно проводить по группам, даже если планируется в итоге реализовать один общий для всех проект.

Задачи этого этапа:

активизировать творческое мышление родительского коллектива;

познакомить его со списком актуальных для детей и подростков проблем (составлен по результатам первого этапа);

рассказать о современных методах социального проектирования;

с помощью методов мозгового штурма и мирового кафе, на основе идей, поданных родителями, составить как можно более объемный список проектов, направленных на решение вышеназванных проблем.

Полученный список после тренинга обобщается администрацией учреждения и раздается в распечатанном виде всем родителям-участникам конкурса «Планета добрых дел». Каждому из них предлагается в течение месяца выбрать один проект из списка и детально его разработать («прописать» с помощью педагога).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

родительского собрания-тренинга «Тысяча идей»

Этапы

Вид деятельности

описание

Эпиграф

Рассказ о двух случаях из истории, иллюстрирующих креативное проектирование

1. Жил-был бедный человек. Он тяжело работал и долго копил 100 монет, чтобы купить осла для помощи в хозяйстве. Но вот беда: на следующий день после покупки осел испустил дух. Человек сел у дороги и горько расплакался от отчаяния. Одному из прохожих стало его жаль, и он предложил свою помощь. Находчивый прохожий организовал лотерею, каждый билет в которой стоил одну монету, а главным призом объявлялся живой осел. Когда были проданы сто билетов, один из покупателей пришел за выигрышем. Осла ему отдать не могли, т.к. он был мертв. Поэтому находчивый прохожий просто вернул покупателю деньги, потраченные на лотерейный билет. Таким образом, бедняк потратил на больного осла 100 монет, а в результате лотереи получил обратно 99 из них.

2. Однажды правители одной древней страны, проведя разведку, выяснили, что могут легко отвоевать захваченные врагом территории, если нападут прямо сейчас. Однако их народ ничего не смыслил в тактике и стратегии, а потому шел на войну неохотно. Чтобы собрать войско как можно быстрее, правители придумали очень простой, но действенный ход: они объявили, что казнят того воина, который придет на сборы последним.

Только что мы привели вам примеры, возможно, первых в истории социально значимых проектов – то есть идей, реализованных для помощи определенному человеку или обществу в целом.

«Необыч-ные подходы»

Упражнение на активизацию креативности мышления

Ведущий просит родителей назвать как можно больше вариантов того, из чего можно сделать стул (ответы выкрикивают из зала). Затем ведущий указывает нескольких конкретных людей и просит каждого из них назвать еще по пять вариантов. Затем предлагается назвать по одному варианту всем родителям, сидящим в первом ряду. Потом – еще десять вариантов называют все вместе.

В итоге ведущий обращает внимание аудитории на то, что они без усилий придумали несколько десятков вариантов изготовления стула. Было бы такое количество возможным, если бы изначально попросили одного человека назвать как можно больше вариантов? Нет, с трудом получилось бы набрать штук 10.

Это упражнение иллюстрирует действенность метода мозгового штурма – чужие идеи вдохновляют и подталкивают наше собственное творчество и нестандартное мышление.

«Современ-ные методы социального проектиро-вания»

Теоретическая часть

Ведущий объясняет родителям, что для успешной реализации проекта очень важно, чтобы дети принимали в нем участие не только добровольно, но и с удовольствием. Привычные, традиционные воспитательные мероприятия современным детям зачастую неинтересны, они не находят отклика в их душах, а потому не могут эффективно решать актуальные для детей проблемы. Выход из ситуации можно найти с помощью применения таких современных методов социального проектирования, как:

- интерактивные приемы,

- цифровые технологии, гаджеты,

- нестандартные приемы и материалы творческой деятельности,

- совмещение форм работы,

- выбор узконаправленной проблематики

Ведущий объясняет суть каждого метода на примерах.

«Решить проблему»

Деловая игра

(работа в группах)

Аудитория объединяется в несколько групп. Каждой группе предлагается создать узконаправленный конкретный проект, решающий одну из проблем современной молодежи (приведены ниже):

- увлечение мобильным телефоном;

- использование одноразовой посуды (проблема экологии);

-нежелание читать;

- незнание истории своей семьи;

- низкая грамотность;

- привычка к вредной еде и др.

На выполнение задания дается 5-7 минут, после чего группы рассказывают о придуманных проектах.

«Совместить несовме-стимое»

Деловая игра

(работа в группах)

Гt1613389261ac.png руппам родителей раздается таблица.

Задание: придумать совмещение традиционного мероприятия (перечислены в первой колонке) с нетрадиционной формой проведения (перечислены во второй колонке). Например, провести воспитательную беседу в темноте, или экскурсию в виде конкурса и т.д. На выполнение дается 5-7 минут, после чего группы рассказывают о придуманных проектах.

«Тысяча идей»

Мозговой штурм

по методу мирового кафе

Каждой группе родителей выдается распечатанный список проблем по одной из социальных сфер (составлен по результатам анкетирования на первом этапе). Сферы могут быть следующие: внутренние проблемы личности; общение со сверстниками; семейные отношения; морально-этические ценности; культура; экология; здоровье; материальное обеспечение и т.д. Предлагается выбрать внутри группы лидера, который будет направлять обсуждение. Затем всей аудитории дается 5 минут, в течение которых каждая группа набрасывает как можно больше идей, с помощью которых можно решить проблемы из ее списка. Лидер записывает все идеи, даже самые фантастические.

По окончании времени лидер каждой группы забирает свои записи и пересаживается к следующей группе по часовой стрелке. В течение 5 минут участники знакомятся с уже выдвинутыми идеями и дополняют их список. Затем лидер снова пересаживается по часовой стрелке.

Так продолжается до тех пор, пока каждый лидер обойдет все группы участников. С последней для себя группой, перед тем, как вернуться к участникам, с которыми начинал круг, лидер систематизирует и обобщает составленный им список идей по проблемам определенной сферы.

Таким образом, каждый участник внесет свой вклад в обсуждение проектов по всем типам насущных проблем.

После завершения мозгового штурма администрация учреждения обобщает составленные списки социально значимых проектов и распространяет их среди родительского коллектива для дальнейшей разработки.

Итог мероприятия


Составление списка социально значимых проектов


2.3. Этап 3. Установочное собрание. Разработка проектов

Организаторы проводят установочное родительское собрание, во время которого с помощью мультимедийного сопровождения (приложение 2) рассказывают участникам об этапах разработки проекта.

Каждому родителю-участнику конкурса «Планета добрых дел» предлагается в течение месяца выбрать один проект из списка, составленного во время тренинга «Тысяча идей», и детально его разработать («прописать» с помощью педагога, опираясь на приведенное ниже пошаговое руководство).

t1613389261ad.jpg

Шаг 1 и шаг 2 пройдены в ходе тренинга «Тысяча идей». На данном этапе участники приступают к разработке проекта, начиная с шага 3 – «Сбор команды».

Шаг 3. «Сбор команды». Руководитель проекта (родитель) подбирает команду из числа детей, посещающих один кружок с его ребенком.

Руководителю нужно подумать, какие задачи придется выполнять участникам проекта в зависимости от его целей и формы проведения. Проще говоря, какими навыками и способностями должны обладать участники проекта, чтобы его успешно реализовать? (умение рисовать/петь/танцевать; хорошая организованность; лидерские качества; математические способности; информационная и технологическая компетентность; деловая хватка и т.д.).

t1613389261ae.jpg Нужно подобрать участников и распределить их зоны ответственности так, чтобы каждый ребенок был максимально эффективен, и при этом максимально замотивирован в участии.

Важно найти в рамках проекта полезное задание для каждого ребенка, желающего принять в нем участие, а также продумать способы мотивации команды к качественной реализации проекта.

t1613389261af.jpg Шаг 4. «Документальное оформление». Что обязательно нужно указать, прописывая положение проекта?

t1613389261ag.jpg

Заметим, что очень важно работать над документацией вместе со всей командой школьников, обсуждая каждый пункт и учитывая мнение всех детей.

Что такое актуальность проекта? Этот пункт нужно прописывать с точки зрения важности выбранной проблемы для общества, учреждения, самих участников проекта. Очень важно, чтобы каждый в команде понимал, почему данный проект ему интересен.

Здесь нужно ответить на несколько вопросов:

Насколько важна избранная проблема?

Как повлияет ее решение на тех, кому мы хотим помочь?

Как они относятся к предложенному нами способу решения?

Почему мы выбрали именно этот способ?

Как подобные проблемы решались раньше, другими командами?

Что советуют эксперты?

Как повлияет участие в проекте на всех его участников?


Цель проекта и его задачи необходимо четко сформулировать, чтобы в итоге получить тот продукт, который задумывался вначале. Существует немало способов, чтобы поставить цель и задачи, нам нравится метод «Дерево целей и проблем».

В ожидаемых результатах нужно описать, какого эффекта команда хочет добиться при помощи данного проекта. Чем подробнее описание ожидаемых результатов, тем четче школьник представляет себе, что он хочет получить.


План реализации проекта включает в себя ответы на следующие вопросы:

Сколько будет этапов и ключевых точек?

Сколько времени нужно на каждый этап?

В какой период года целесообразно реализовать проект?


Чтобы быть готовыми к любым непредвиденным обстоятельствам и изменениям, мы должны постараться просчитать проектные риски. Руководитель обсуждает с участниками команды, какие вообще могут возникнуть проблемы во время реализации (например, «не найдем средств», «никто не придет на мероприятие»). А затем все вместе стараются найти решение, как этих рисков избежать. Например, чтобы решить проблему посещаемости мероприятия, нужно рассказать о нем – статья в школьной газете, объявление в социальных сетях и т.д.

После обсуждения рисков можно перейти к прогнозированию возможностей проекта, т.е. перспектив его дальнейшего расширения, развития и тиражирования. Это нужно для того, чтобы во время реализации сразу заложить основы для будущего роста. Подумайте, какие учреждения и в каких случаях могли бы реализовать ваш проект? Можно ли его применить для решения социальных проблем не только в системе образования? Как сделать ваш опыт полезным для широкого круга людей?


Смета и ресурсы – сложный, но необходимый раздел проектной документации.

t1613389261ah.jpg
Обязательно нужно заранее продумать, какие ресурсы понадобятся по каждому из этапов проекта, и в каком количестве. Всё необходимое вносится в проектную документацию.


В смете указываются необходимые материальные ресурсы: помещение, аппаратура, канцелярия, призы, костюмы и декорации, расходы на аренду чего-либо, проезд, питание и т.п. По каждому пункту указывается предполагаемая стоимость.

Всё то, что не требует финансовых затрат, однако будет использоваться при реализации проекта, вносится в таблицу «Необходимые ресурсы» (это касается кадрового обеспечения, информационного освещения проекта и т.п.).

t1613389261ai.jpg

Не менее важно тщательно расписать, кто и за какие этапы работы отвечает, а также в какие сроки должен их выполнить. Если не назначен ответственный человек, то проект никогда не будет осуществлен в срок.

Расписывая матрицу ответственности, важно проследить за тем, чтобы каждый участник команды четко понимал свои задачи и принимал их на себя добровольно.

Сценарий проведения мероприятия может не понадобиться, если проект не предусматривает какого-либо массового праздника, концерта, торжественного собрания, научной беседы и т.п.

Медиаплан – это таблица, в которой указывается, когда и в каких СМИ планируется освещать проект.


Шаг 5. «Взаимодействие с партнерами». Для реализации проекта нам могут понадобиться партнеры. Это могут быть: представители администрации, вышестоящих органов, властей; некоммерческие организации; бизнес-партнеры.

Договариваться о сотрудничестве с партнерами нужно уже после написания документации, чтобы иметь возможность обсуждать конкретные детали, сроки и т.д.

Руководитель проекта должен продумать, какие партнеры и для чего понадобятся; как команда будет привлекать их и вести взаимодействие; что команда сможет предложить партнерам взамен на их помощь, чем заинтересует.


2.4. Этап 4. Конкурс проектов

По прошествии месяца после тренинга «Тысяча идей» участники конкурса «Планета добрых дел» собираются вместе, чтобы представить разработанные ими проекты друг другу и администрации учреждения. Именно этот этап является конкурсом-защитой социально значимых проектов.

Каждому руководителю проекта (представителю родительского коллектива) дается 3 минуты на то, чтобы ответить перед экспертной комиссией (администрация учреждения, педагоги) на следующие вопросы:

цель проекта, ожидаемый результат (зачем мы это делаем?);

участники и аудитория проекта (с кем и для кого мы это делаем?);

форма и методы реализации (как именно мы это делаем?);

срок и периодичность реализации (когда и сколько раз мы это делаем?);

необходимые ресурсы (что нужно, чтобы это сделать?);

анализ результативности (как нам подвести итоги и оценить результат?).

Экспертная комиссия или другие участники конкурса могут также задать несколько уточняющих вопросов выступающему руководителю проекта. Для этого также отводится не более пяти минут.

Экспертная комиссия оценивает представленные проекты с точки зрения нескольких критериев:

актуальность проблемы и значимость ожидаемых результатов;

достижимость поставленных целей, реальность и выполнимость проекта;

детальность проработки, наличие четкого плана действий;

оригинальность проекта, его «интересность» для всех участников.

На основании выставленных оценок эксперты принимают решение о реализации в рамках учебно-воспитательного процесса одного или нескольких проектов, получивших высшие баллы.


2.5. Этап 5. Реализация проекта-победителя

Завершающим этапом конкурса «Планета добрых дел» является реализация проекта-победителя конкурса при поддержке администрации учреждения.

Во время реализации проекта каждый его участник отвечает за свой раздел деятельности, прописанный в тайминге. Руководитель проекта постоянно контролирует, чтобы команда придерживалась установленных сроков, качественно справлялась с возложенными заданиями, стремилась к достижению наилучшего результата.

Основная цель промежуточного контроля – своевременная коррекция недочетов и оказание помощи тем участникам, которые почему-либо не могут справиться со своими задачами.

Еще один важный элемент успешного проекта – обратная связь с командой и другими участниками, анализ всех моментов реализации, всех достижений и недочетов. Это помогает детям и родителям осознать и исправить свои ошибки, получить моральное удовлетворение от успехов, сблизиться в процессе совместного преодоления трудностей.

В МОУ ДОД «ЦДЮТ Ворошиловского района г. Донецка» победителем конкурса «Планета добрых дел» стал проект «ЛЕГО-семья», направленный на сохранение и пропаганду семейных ценностей. Далее приводим отчет о реализации данного проекта, составленный его авторами и руководителями (представителями родительского коллектива кружка организаторов досуга «Голливуд») и представленный на общем родительском собрании ЦДЮТ.


Отчет о реализации социального проекта

«ЛЕГО-СЕМЬЯ»

(слайды см. в Приложении)


В Центре детского и юношеского творчества в течение 2019-2020 у.г. был реализован социальный проект «Лего-семья». У него было две основных цели: во-первых, изучить уровень сформированности морально-этических ценностей у детей, их взгляды на семейные ценности, возрастные психологические особенности и запросы. Во-вторых, с помощью проекта мы хотели показать детям важность и значимость духовных и эмоциональных составляющих семьи, их первостепенность в сравнении с финансовыми и материальными элементами.

Итак, детям был предложен список из сорока шести пунктов, в котором перечислялись разнообразные составляющие семейной жизни, например: любовь, здоровье, терпение, жилье, игрушки, бытовая техника и т.д. Мы сознательно исключили из этого списка категорию «мир» - в нынешней ситуации она исказила бы объективность опроса.

Каждому пункту списка была присвоена «цена» в баллах, но детям она не сообщалась. При этом больше всего баллов давалось за морально-этические ценности, среднее количество – за необходимые материальные составляющие жизни, и наименьшие суммы – за предметы роскоши, прихоти и капризы.

Из списка каждый ребенок выбирал пятнадцать пунктов, которые считал самыми важными для создания своей идеальной семьи. Эти пятнадцать составляющих нужно было изобразить на коллаже и таким способом собрать образ идеальной семьи, как конструктор.

На втором этапе мы подсчитывали, какую сумму баллов получил каждый коллаж, анализировали выбор составляющих, делали выводы, о которых расскажем чуть позже.

Третьим этапом станет оформление в каждом творческом коллективе коллажей «Город, созданный нами». На распечатанном изображении города, в котором есть разные по комфортности и престижности районы, мы расположим дома обучающихся, принимавших участие в проекте. Место, где они будут «жить», напрямую будет зависеть от количества набранных баллов: чем больше сумма, тем лучше будет дом и район. Сейчас вы видите на экране общецентровский город.

Таким образом, дети смогут увидеть, что выбор моральных ценностей как основ семьи обеспечивает им лучшее качество жизни, чем опора на материальные составляющие.

Итак, рассмотрим подробнее результаты проекта. Всего в нем приняли участие 40 обучающихся ЦДЮТ в возрасте от 4 до 16 лет.

Абсолютным лидером по количеству людей, которые ее выбрали, ожидаемо оказалась категория «любовь»: 83% опрошенных посчитали ее обязательным условием счастливой семьи. Ни одну из оставшихся категорий не выбирали настолько часто.

От 40 до 65 % опрошенных (т.е. примерно половина участников) выбрали такие категории, как: забота, трудолюбие, поддержка, радость, доверие, дружба, общение. Можно сделать вывод, что дети осознают важность теплых и близких взаимоотношений между членами семьи, а также готовы приложить некоторые усилия, чтобы внести свой вклад в семейное благополучие.

С другой стороны, такое же количество детей выбрали необязательные внешние дорогостоящие атрибуты: деньги, смартфон, путешествия и пышные праздники. Кроме того, вполне обоснованно около половины голосов получили важные для семьи здоровье, совместные игры, отдых и хобби. Приятно удивил тот факт, что целых 58 % опрошенных посчитали одной из важных составляющих семейного счастья занятия спортом.

Около трети респондентов внесли в свои коллажи комфортабельное жилье, компьютерную технику, развлечения и игрушки, автомобиль, украшения, изысканную деликатесную еду и одежду. Напоминаем, что мы просили выбрать только что, что является обязательным и необходимым условием идеальной семьи по мнению детей. Т.е. отсутствие какой-либо категории на коллаже значило бы то, что она всё равно в семье есть, просто не является основой, причиной, опорой хороший взаимоотношений и счастья.

Еще одним тревожным признаком нам показалось то, что не больше трети опрошенных отдали свои голоса и за такие важные ценности, как терпение, сопереживание, уважение, внимание, оптимизм, а также повседневные домашние обязанности.

Еще меньше (до 15 %, всего шестая часть) респондентов посчитали важными отзывчивость и готовность пойти на компромисс, и с материальной стороны – наличие в доме свежего ремонта (даже простого), разнообразных предметов интерьера, создающих уют, и даже элементарной бытовой техники. На наш взгляд, такие результаты свидетельствуют о неприспособленности детей к практическим действиям, реальной бытовой жизни. Они ценят удобство, комфорт, чистоту и тому подобные вещи, но не задумываются о том, откуда всё это берется и как это обеспечить.

Анализируя результаты проекта, мы обратили внимание на некоторые любопытные моменты, касающиеся разницы мировоззрения детей, их личных интерпретаций одного и того же понятия (на экране – разные изображения категорий и необычные картинки).

Но наиболее информативным оказался для нас анализ коллажей с точки зрения возрастных особенностей мышления. Отметим, что все обучающиеся во время участия в проекте очень активно и живо обсуждали свой выбор как друг с другом, так и с педагогами и родителями (кстати, во многом это положительно повлияло на взаимоотношения, позволило раскрыться и узнать друг друга).

Однако влияние старших на выбор участника очевидно только в возрастной группе до 8 лет. Здесь явно прослеживается мышление взрослого опытного (порой даже уставшего) человека: в большинстве лего-семей этой группы присутствуют терпение, трудолюбие, сопереживание, внимание, поддержка и домашние обязанности. А вот маленьким житейским радостям не уделено достаточного внимания. В итоге общая сумма баллов получается слишком высокой, семейный образ оказывается приторно-сладким, неестественно «вылизанным», идеальным до скуки, правильным до неискренности.

\ Следующая возрастная категория участников – дети 9-10 лет. Их коллажи уже созданы самостоятельно. Здесь повсеместно присутствуют любовь, здоровье, доверие и ласка, а также элементарные домашние обязанности (легкая уборка, мытье посуды, уход за животным). Но львиная доля выбранных категорий – это дорогостоящие атрибуты красивой и яркой жизни: деньги, праздники, игрушки, гаджеты, дорогая еда, автомобиль, особняк, путешествия в экзотические страны и т.д. Утрированно общая картина мировоззрения такая: «я согласен иногда выполнять простую работу, но взамен все должны меня холить, любить, лелеять и постоянно заботиться о моих удовольствиях».

У подростков 11-13 лет выбор уже меняется. В переходном возрасте для них становится важна внешность: большинство выбирает модную эксклюзивную одежду, дорогую косметику, комфорт, общение, пышные праздники, смартфоны и ноутбуки. Появляются спорт и обязательное хобби – атрибуты независимости и силы. При этом из списка необходимых почти исчезают категории ласки, доверия, даже любви – подростки как бы дистанцируются от родных, стесняются своей возможной слабости и уязвимости.

И только в категории участников старше 14 лет мы увидели сбалансированную, честную и объективную картину идеального семейного счастья. В коллажах этих ребят, с одной стороны, нашли свое место любовь, уважение, терпение, сопереживание, дружба, общение, оптимизм и другие моральные ценности. С другой стороны, они учли важность здоровья, спорта, отдыха и игрового досуга. И с третьей стороны, не забыли выбрать элементарный минимум бытового комфорта: повседневную еду и одежду, простое, но уютное жилье, современную технику для учебы, быта и развлечений.

Следует отметить, что несмотря на заметные общие тенденции, каждый лего-коллаж получился индивидуальным, особенным, личным. Проект подтолкнул детей задуматься над важными вещами, разобраться в своих желаниях и приоритетах, осознать детали своего мировоззрения, сравнить и обсудить его с другими участниками.

А мы, взрослые, получили возможность лучше узнать своих маленьких друзей, сделать еще один шаг к взаимопониманию с ними, заглянуть в их сокровенные мысли и желания. Возможно, благодаря этому мы сможем научить детей чему-то более важному, чем предметные знания и творческие навыки (не умаляя их значимости).

Но самое главное – после реализации проекта «Лего-семья» наши отношения стали глубже и человечнее. Мы точно стали больше доверять друг другу. Одна из участниц проекта прикрепила к коллажу вот такой текст: «Доверие – это очень важное слово в каждой семье. Поддержки не хватает 80 % подростков. Родители ДОЛЖНЫ поддерживать своих членов семьи в их увлечениях. Ведь не выслушаешь раз – потом никогда не услышишь».

Мы хотим слушать и слышать наших детей! Поэтому считаем свой проект и полезным, и успешным!


3. Приложение 1

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЛЕГО-СЕМЬЯ»

t1613389261aj.jpg

t1613389261ak.jpg

t1613389261al.jpg

t1613389261am.jpg

t1613389261an.jpg

t1613389261ao.jpg

t1613389261ap.jpg

t1613389261aq.jpg

t1613389261ar.jpg

t1613389261as.jpg

t1613389261at.jpg

t1613389261au.jpg

t1613389261av.jpg

t1613389261aw.jpg

t1613389261ax.jpg

t1613389261ay.jpg

t1613389261az.jpg

t1613389261ba.jpg

t1613389261bb.jpg

t1613389261bc.jpg

t1613389261bd.jpg

t1613389261be.jpg

t1613389261bf.jpg

t1613389261bg.jpg

t1613389261bh.jpg


4. Приложение 2

Мультимедийное сопровождение к установочному родительскому собранию «Разработка проектов» (этап 3)


t1613389261bi.jpg

t1613389261bj.jpg

t1613389261bk.jpg

t1613389261ad.jpg

t1613389261ae.jpg

t1613389261bl.jpg

t1613389261ag.jpg

t1613389261af.jpg

t1613389261bm.jpg

t1613389261bn.jpg

t1613389261bo.jpg

t1613389261bp.jpg

t1613389261bq.jpg

t1613389261ah.jpg

t1613389261ai.jpg

t1613389261br.jpg

t1613389261bs.jpg

t1613389261bt.jpg


5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Конституция Донецкой Народной Республики (14.05.2014 года).

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании».

Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В., Швецова Ю.В., Антонова Е.В. Социальное проектирование как средство активизации образовательной деятельности обучающихся высшей школы // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN318.pdf

Солнышкина Марина Георгиевна, Новикова Юлия Сергеевна Молодежное социальное проектирование на региональном уровне (на примере Московской области) // Знание. Понимание. Умение. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnoe-sotsialnoe-proektirovanie-na-regionalnom-urovne-na-primere-moskovskoy-oblasti (дата обращения: 10.10.2020).

Терентьева К.В. Социальный проект в школе: пошаговое руководство для учителя-наставника // Символ науки. 2016. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-proekt-v-shkole-poshagovoe-rukovodstvo-dlya-uchitelya-nastavnika (дата обращения: 16.10.2020).

Роздольская И.В., Осадчая С.М., Мозговая Ю.А. Социальная ответственность организаций: проблемы формирования, области реализации, проектная направленность (монография) // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 8. – С. 130-130; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30666 (дата обращения: 13.10.2020).

Жиркова З.С. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 98-101; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7600 (дата обращения: 13.10.2020).

Кирикова Зинаида Захаровна, Тарасюк Ольга Вениаминовна Педагогическое проектирование в контексте социального проектирования // Образование и наука. 2003. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-proektirovanie-v-kontekste-sotsialnogo-proektirovaniya (дата обращения: 10.10.2020).

Топилина Н.В. Проектная деятельность и проектирование как формы инновационных проявлений педагогического процесса в школе // Инновационная наука. 2016. №2-4

Богданова Е. В., Ромм Т. А. Социальное воспитание в трансформирующемся обществе. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – 278 с.

https://institutiones.com/download/books/1603-socialnoe-proektirovanie-lukov.html

34

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.