Конспект урока по истории России на тему «Архитектура второй половины XIX–начала XX века» (9 класс)
Работа на II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект урока с мультимедийным сопровождением.
Тема: "Архитектура вторая половина XIX – начало XX века» История России. 9 класс., в сопровождении мультимедиа: презентации в программе Power Point и видео с использованием слайд шоу, созданного в сервисе Supa.
Работу выполнила Сапигура Елена Викторовна
Учитель истории и обществознания
2024 год.
В организации учебного процесса актуальным является использование новых подходов, опирающихся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии.
Мультимедийные технологии в образовательном процессе – это технологии создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов (текста, рисунков, схем, таблиц, фотографий, видео и аудио-информации), которые помогают педагогу в разных формах и нужной логической последовательности достигать поставленных целей и задач в обучении.
К мультимедийным образовательным продуктам относятся: электронные презентации, обучающие и развивающие программы, справочники и энциклопедии, тренажеры, интерактивные тесты и плакаты, учебное видео, аудио -информация. Наиболее часто педагогами используются электронные презентации, видео - файлы, электронные тесты и тренажеры.
Основными преимуществами мультимедийных технологий являются наглядность и интерактивность, благодаря которым учащиеся могут в процессе использования мультимедиа-объектов выбирать траекторию освоения материала в соответствии с собственной скоростью, мотивацией и направлением мысли.
В дидактическом плане мультимедиа-технологии позволяют преподавателю использовать инновационные методы и формы обучения.
Использовать мультимедийные технологии можно на всех этапах урока:
• актуализация знаний,
• сопровождение объяснения нового материала,
• первичное закрепление знаний,
• обобщение и систематизация знаний,
• обеспечение наглядности излагаемого материала и т. д……
Анализ таких занятий с применением мультимедиа показывает, что познавательная мотивация учащихся увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа повышает результативность совместной организованной деятельности с учащимися, помогает развивать самостоятельность и творческое мышление, способствует значительной активизации их познавательной деятельности, позволяет эффективно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся.
При использовании мультимедиа технологий происходит увеличение объема практических работ и творческих проектов поискового и исследовательского характера, предоставляются значительные возможности для самостоятельной работы учащихся, в результате чего меняется роль педагога в учебном процессе.
Основной задачей становится организация, поддержка и направление развития личности учащихся, их творческих способностей. Отношения с учащимися при таком способе взаимодействия строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.
Формы и место использования мультимедиа в учебном процессе зависят от содержания данного урока, от цели, которую ставит преподаватель.
Мультимедийные технологии способны привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний.
Тема: «Архитектура вторая половина XIX – начало XX века» является одним из вопросов темы урока по Истории России 9 класса «КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ» На неё отдельно не выделяется учебное время. Но изучение этой темы для учащихся очень важно и актуально, так как она является одним из вопросов КИМ при сдаче ЕГЭ по истории России, раздела история Российской Культуры. Учащиеся испытывают затруднения при подготовке и сдачи экзамена. Я вынесла эту тему отдельно как урок. Но каждый учитель может воспользоваться моей технологической картой урока, представленной ниже, моими разработанными к уроку мультимедиа: презентацией и видео викториной, и на своё усмотрение, рассмотреть изучение этого учебного материала в различных вариантах:
- включить эту тему как один из вопросов, один пункт плана урока общей темы: «Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: Художественная культура народов России»
- вынести отдельно, как тема урока, для изучения и закрепления учебного материала
- использовать материал презентации и викторину к уроку в качестве подготовки к ЕГЭ, раздела история Российской культуры, на дополнительных занятиях, во внеурочное время.
Тема урока: |
«Архитектура вторая половина XIX – начало XX века» |
||||||
Учебник: |
Арсентьев Н. М.: Учебник по истории России. Часть 2 - 9 класс, издательство «Просвещение», 2023 год. |
||||||
Класс: |
9 класс |
||||||
Время урока: |
40 минут |
||||||
Тип урока: |
урок изучение и первичное закрепление учебного материала, урок – мультимедиа. |
||||||
Цель урока: |
Визуализировать учебный материал по теме: «Архитектура вторая половина XIX – начало XX века» История России. 9 класс., через изображения памятников архитектуры по фотографиям в сопровождении мультимедиа: презентация в программе Power Point и видео с использованием слайд шоу, созданного в сервисе Supa. |
||||||
Задачи урока: |
|
||||||
Образовательные ресурсы: |
Учебник, презентация, интерактивная доска. |
||||||
План урока: (основные этапы урока)
|
|
||||||
Основные понятия темы: |
Архитектура вторая половина XIX века, эклектика, «русско – византийский стиль», неорусский (или псевдорусский) стиль. Архитектура конец XIX - начало XX века, модерн.
|
||||||
Образовательная технология: |
Информационно-коммуникативная технология (использование презентации, видео слайд шоу на уроках истории) |
||||||
Методы обучения: |
Методы: наглядный, эвристический, практический. |
||||||
Планируемые результаты:
|
Учащиеся должны наглядно определять по фотографиям и изображениям памятники архитектуры второй половины XIX – начало XX века, характеризовать особенности архитектурного стиля и направлений, знать авторов, создателей этих памятников, соотносить изображение памятника архитектуры с той эпохой в которой они были созданы, определять их отличия от других памятников архитектуры, которые были созданы в другие исторические периоды. Владеть основными терминами и понятиями урока, принципом работы с учебником, в котором нужно найти конкретную информацию по теме урока, аргументированно отвечать на вопросы учителя. При первичном закреплении учебного материала, определять название памятника и автора произведения. Определять роль и значение памятников архитектуры в развитие культуры своей страны и культуры своего народа.
|
||||||
Список литературы: |
|
||||||
Список интернет – источников: |
|
Организационная структура урока в сопровождении мультимедиа.
Основные этапы урока. |
Время |
Целеполагание, задачи урока, задания/ упражнения
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
№ слайда презентации |
Организационный. момент /мотивация на урок/ Актуализация знаний. Определение темы урока/ целей/ задач урока. |
5 минут |
Побуждение учащихся к учебным действиям (формулировка темы урока, целей и задач) по изучаемому материалу. |
Учитель: «Ребята, посмотрите на доску, перед вами фотографии архитектурных сооружений. Многим из вас они уже знакомы и вы знаете как они называются. А вот кто автор, когда они были созданы, их особенности и характеристику нам сегодня и предстоит с вами выяснить. Кто догадался как будет называться тема сегодняшнего урока? |
Ответы учащихся на вопрос учителя. Записывают название темы урока в тетрадь. |
Слайд №1
Слайд №2 |
Определение плана урока. |
Формулируем план урока. |
Учитель озвучивает вслух и демонстрирует на доске план урока. (Слайд №3) |
Записывают план урока в тетрадь. |
Слайд №3 |
|
Изучение нового материала |
20 минут |
Работаем по плану урока: 1.Визуализация учебного материала по фотографиям и изображениям.
2. Работа с текстом учебника, формируем понятия: эклектика, «русско – византийский», неорусский (или псевдорусский) стиль, модерн.
|
1. Учитель демонстрирует при помощи презентации фото, изображения архитектурных памятников, с помощью стрелочек (навигации) мы можем перемещаться как вперёд, так и назад, от одного изображения к другому. (Смотри слайды №4-6) Под фотографиями написана информация: название памятника и его автора. При нажатии на само изображение, фотографию памятника, открывается вся информация об архитектурном сооружении. (Смотри слайды №17-18)
2. Учитель даёт Задание учащимся найти в тексте учебника и записать в тетрадь особенности и характеристику архитектурных памятников второй половины XIX – началоXX века, название архитектурных стилей и направлений. |
1. Учащиеся делают записи в тетрадь.
2. Работают с текстом учебника и делают записи в тетрадь.
|
Все слайды №4-17
Образец: Слайды № 4-6
Все слайды №17-29 Образец: Слайды №17-18
|
Первичное усвоение и закрепление учебного материала |
5 минут |
Проводим Викторину: «Угадай памятник архитектуры вторая половина XIX - начало XX века»
|
Учитель: «Давайте теперь проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Предлагаю провести викторину на знание архитектурных памятников». (При нажатии на слайде №30 на картинку слева, откроется видео слайд шоу с изображениями памятников архитектуры) Угадываем название памятника и его автора.
|
Просматривают видео слайд шоу и называют вслух название архитектурного памятника и его автора. (Можно сделать запись название памятника в тетрадь) |
Слайд № 30 |
Рефлексия |
5 минут |
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. |
Я сегодня узнал(а)…………. Мне было интересно………. Мне было трудно…………… |
Учащиеся делятся вслух своими впечатлениями о прошедшем уроке, определяют степень сложности, объём выполненных заданий. |
|
Домашнее задание |
5 минут |
Закрепление знаний, полученных на уроке дома:
|
Уточнение и конкретизация домашнего задания. Дополнительная информация учителя: Список источников и литература для подготовки к экзаменам. (презентация слайд №31) |
Записывают домашнее задание.
|
Слайд №31 |
Примечание:
Викторина: «Угадай памятник архитектуры вторая половина XIX- начало XX века» встроена в саму презентацию к уроку, представлена в презентации (слайд №30) не в полном объёме и её можно использовать на уроке как первичное закрепление учебного материала.
В качестве домашнего задания, лучше дать ссылку учащимся на более полный, расширенный вариант викторины. Из-за большого объёма мультимедийного материала и невозможностью скачать и загрузить работу на сайт, более полный объём викторины можно просмотреть и использовать в учебной деятельности по ссылке: Викторина: "Угадай памятник архитектуры вторая половина XIX - начало XX века. на сервисе Supa.
Архитектура вторая половина XIX - начало XX века.PPTX / 16.52 Мб
Архитектура вторая половина XIX - начало XX века.PPTX / 16.52 Мб
Музыкальная викторина: "Угадай памятник Архитектуры"MP4 / 10.92 Мб