12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга234
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут

Конкурсная работа участника «Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Нескучный урок»,

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Окуневой О.А.


 


 

План – конспект занятия

по курсу внеурочной деятельности

«Литература и культурные традиции

Обь-Иртышского Севера»


 


 


 

Тема: «Умные сказки»


 

Введение

Согласно требованиям ФГОС современный образовательный процесс ориентирован на гуманизацию, обращение к личности ребенка, направленность на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует, в первую очередь, решения вопроса о поиске новых подходов к воспитанию детей через духовно-нравственное развитие личности, ее связь с историей и традициями предков.

На решение указанных задач работает и программа курса внеурочной деятельности «Литература и культурные традиции Обь-Иртышского Севера».

Предложенная методическая разработка – план-конспект занятия по внеурочной деятельности – это импровизация учебного занятия, имеющего нетрадиционную структуру. Оно включает в себя приемы и методы различных форм обучения и основано на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся и повышение эффективности преподавания. Сценарий представляет собой логическую цепь событий, определяющих целостность проведения игры: постановка цели и задач, анализ изученного материала, генерирование идей, синтез и рефлексия.

Целью занятия с применением игровых технологий является приобретение конкретных практических навыков и перевод полученных теоретических знаний в опыт.

Задачами: формирование умений и навыков осмысления и анализа определенных фактов;

формирование устойчивого интереса к литературе, культуре и традициям малых коренных народов Севера;

воспитание любви и бережного отношения к национальной литературе.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие приемы: работа в группах, технология критического мышления, «мозговой штурм», решение кроссворда, составление синквейна, игра «Клуб кинокритиков», работа с презентацией, аудио и видеоматериалами.

Таким образом, использование игровых технологий на занятии внеурочной деятельности помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, провести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса среди обучающихся 5-х классов к литературе как к учебному предмету


Конспект занятия

Класс - 5

Тема занятия: «Умные сказки»

Тип занятия: урок-дискуссия с элементами игры.

Применяемые педагогические технологии: инф-коммуникативные, диалоговые, критического мышления, игровые, ИКТ (мультимедийный экран, этническая музыка мультфильм по народной сказке) позволяют реализовать технологическую цепочку: вызов (проблема) – осмысление – рефлексия.

Приемы: комментированное чтение (просмотр видео), учебный диалог, работа коллективная (кроссворд занятия) и в малых группах (составление синквейна «Портреты главных героев»), игровые технологии (Заседание клуба кинокритиков).

Приоритетные задачи:

Образовательная: развитие критического и творческого мышления, совершенствование навыков работы с разными формами информации (видео- и звуковой ряд, «путевые заметки») и видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение).

Развивающая: активизировать познавательный интерес учащихся, развивать исследовательские навыки и навыки обобщения полученных знаний с жизненным опытом).

Воспитательная: научиться анализировать поведение и поступки героев; сформировать умение приводить примеры из жизни, давать морально-этическую оценку тем или иным чертам характера и поступкам героев; мотивировать учеников к формулировке аргументированных выводов том, как должен поступать человек в той или иной ситуации и как не должен поступать воспитанный человек.

Формирование УУД:

осознавать роль сказки в жизни людей;

эмоционально «проживать» сюжет сказки вместе с ее героями, уметь выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям изучаемых произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

Личностные: учащиеся должны научиться ценить, понимать и принимать базовые человеческие ценности и понятия: «родной язык», «народ», «культура», «традиции». Изучение темы курса способствует обогащению знаний, развитию речи, учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Регулятивные действия: дети следуют цели учебной деятельности, работают в соответствии с планом занятия, определяют правильность поступков героев, проводят корректировку собственного поведения на основе анализа произведений.

Познавательные: обучающиеся учатся извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видео. Анализируют и сопоставляют ее с информацией из дополнительных источников, ставят проблему и ищут пути ее решения.

Коммуникативные: Учатся работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах, звуковая и видеозапись, презентация, памятки «Как работать в группах» и «Составляем синквейн?»

Ход урока:

1. Организационный момент. (Решение кроссворда).

2. Актуализация знаний. Работа с высказываниями известных писателей о сказках.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Изучение нового материала. Просмотр мультипликационного фильма «Пумасипа» по мотивам народной мансийской сказки. Свободное конспектирование.

5. Физкультминутка.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации: ответы на вопросы к тексту сказки, работа в группах, составление синквейна.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Творческое задание.


 

Эпиграф:  «Сказка - великая  духовная культура и мудрость народа... Она раскрывает перед нами тысячелетнюю историю  народа».  (А. Толстой)


 

Организационный момент.
Звучит мансийская музыка «Северное сияние».
http://hotplayer.ru/?s=ханты-манси

-Здравствуйте ребята! Вы слышите эту необычную завораживающую музыку? Какие ассоциации она у вас взывает?

-(Это музыка северных народов. - Звуки, под которые шаманы проводят свои обряды. -Это этническая музыка народов ханты и манси….)

- Правильно! На занятиях по внеурочной деятельности мы уже знакомились с культурой и традициями этих гордых северных племен, изучали отдельные произведения их богатого и самобытного фольклора. Поэтому вы без труда сможете разгадать кроссворд. (работа в группах)

Для этого мы объединимся в группы по 4 человека и за три минуты попробуем выполнить задание. Карточки и правила работы в группе лежат перед вами. Победит та команда, которая наиболее быстро и правильно угадает все зашифрованные слова. Начали!

(Через три минуты на мультимедийном экране появляется слайд с ответами.)

-Ребята, все ли слова удалось отгадать?

-Нет, мы не поняли, что такое МУПАСИПА! – Похоже на какую-то абра-кадабру!

- А вот это и будет нашим главным вопросом, ответ на который получат самые внимательные из вас!

2. Актуализация знаний.

- Скажите, а в каком жанре фольклора очень часто встречаются разного рода загадки и иносказания?

-В сказках. …

-Верно! А что такое сказка?

- Это произведение занимательного содержания. В ее основе лежат вымышленные события и герои, действуют волшебные силы. – Темой сказок, как правило, является борьба добра со злом…

- А какие виды сказок вам известны?

Сказки делятся на народные и авторские. – Бывают сказки о животных, бытовые и волшебные.

- А по каким признакам можно определить волшебную сказку?

- Несуществующие или говорящие животные. – Волшебные предметы. – Нереальные события и т.д.…

3.Целеполагание и мотивация.

- А какие функции выполняют сказки, для чего их придумывали?

-Из сказок можно много узнать о традициях и быте разных народов. – О необычных людях, сверхъестественных событиях и несуществующих чудищах. - Их придумывали, чтобы развлекать или устрашать детей…

- Но только ли для развлечения придумывали свои сказки наши предки? Или в текстах этих произведений скрыто что-то более важное?

- Да, мы помним высказывание: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» - В сказках заключена народная мудрость, они дают советы, обличают недостатки людей. - Учат добру да уму-разуму….

- Все верно, давайте прочитаем эпиграф к нашему занятию. (Л.Толстой о сказке). И действительно, сказки - это своего рода «кодекс чести» или правила поведения человека в обществе. И если внимательно послушать сказку, можно вынести много полезных уроков для себя на будущее!

-Ребята, а что бы вы сегодня на уроке хотели узнать и чему научиться? Продолжите высказывание:

-Сегодня на уроке я хотел(а) бы …

-Как вы думаете, какой будет тема нашего занятия?

- Умные сказки, мудрые сказки….

- Правильно! Давайте посмотрим одну из них и попробуем понять, чему она учит?! А заодно, найдем ответ на вопрос: «Что же такое ПУМАСИПА?» Во время просмотра сказки вы можете делать пометки на своих бланках, это поможет вам ответить на вопросы к тексту.

4. Изучение нового материала. Просмотр м/ф «Пумасипа. https://yandex.ru/video/preview/?text=мультфильм%20пумасипа&path=wizard&parent-reqid=1632671312666738-9417871321794973575-sas2-2338-sas-l7-balancer-8080-BAL-3171&wiz_type=vital&filmId=4636907822790360142

 

5. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Постоять и подышать,

Сесть за парты, взять тетрадь

И урок свой продолжать!


 

6. Применение знаний и умений.

-Молодцы, ребята! А теперь, представьте, что вы эксперты-кинокритики, а я – председатель рекомендательной комиссии департамента по Радио и телерадиовещанию ХМАО-Югры. Вам предстоит составить промо - небольшой текст рекламного характера для трейлера к мультфильму «Пумасипа» по мотивам народной мансийской сказки «Два охотника». Для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые я буду задавать, как потенциальный зритель или покупатель мультфильма.

7. Подведение итогов занятия.

-Итак, ребята, понравилась вам сказка-мультфильм? На кого похожи главные герои? – правильно, на богатырей, и сказка это богатырская!

- Из-за чего соперничают между собой молодые охотники? Какие испытания они проходят, с кем встречаются на своем пути?

-Одинаково ли они выполняют порученные им задания? И как оценивают свою работу?

-Что получили охотники по своим заслугам, как отблагодарил их Подземный владыка, и правильно ли распределил дары?

-Итак, вернемся к нашему вопросу! А что же значит слово «пумасипа»? Правильно, в переводе с языка манси? – это благодарность. «Спасибо»!

-Давайте подведем итог нашего занятия, чему же учит нас народная сказка «Два охотника»?

-(Ответы учеников): Она учит нас быть добрыми, помогать другим людям, выполнять свои обещания, не хвастаться, быть честными, благородными, скромными, не быть жадными и хвастливыми. Сказка учит тому, что каждый получает награду по своим заслугам. А самое главное, сказка учит быть благодарными тем, кто нам помогает!!!

Работа в парах:

А сейчас давайте составим синквейн-характеристику главных героев. На ваших партах находится памятка с правилами составления синквейна. Каждая нечетная парта напишет словесный портрет положительного героя (Альсин), чётная – отрицательного (Гонлобас). Для этого у вас есть три минуты и ваши заметки на бланках. Однако выступить перед классом со своими синквейнами смогут только две команды, которые первыми выполнят задание. Желаю удачи!

(через три минуты ребята зачитывают 2 синквейна).

Рефлексия. (Звучит муз.трек «Северное сияние»)

Итак, что нового вы узнали на занятии?

-Что сказки не только учат бороться со злом, вредными привычками и плохими качествами характера, не еще учат делать добро, беречь природу и защищать слабых.

-А как вы думаете, подходят ли к нашей сказке следующие пословицы: «Береги честь смолоду», «без труда не вытащить и рыбку из пруда», «труд кормит, а лень портит».
- Да подходят. Эта сказка, как и все «умные» народные сказки, учат человека быть трудолюбивым, честным и порядочным, учат ненавидеть зло и делать добро, которое обязательно к тебе вернется! В сказках добро всегда побеждает зло.

- Какое настроение у вас сейчас? Понравилось ли вам наше занятие и мультфильм? – Дайте свою оценку: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и поднимите ее. Если все понравилось – выбираете карточку с синим знаком, нет - с красным.

Спасибо! На этом заседание нашего клуба экспертов-кинокритиков объявляется закрытым. А мультфильм «Пумасипа» большинством голосов рекомендован для просмотра и изучения учениками 5 классов!


 

Раздаточные материалы:


 

Карточка с текстом сказки. (кратко)

«Пумасипа» 

Жили- были два охотника. Альсин - удачливый и ловкий. И трусливый, да ленивый, 
зато очень хвастливый Гонлобас. И жила в том селении прекрасная девушка Най. Многие приходили к ней свататься… И наши охотники тоже решили попытать свое счастье.

- Трудно мне выбрать одного из вас. Кто больше добычи из тайги принесет, за того замуж пойду, - сказала красавица Най. 
Пошли наши охотники за своей судьбой. Путь был не близкий и не легкий, через 
дремучий урман (лес по мансийски). Устали наши путники. Замерзли. 
- Давай дрова искать, костер разведем, согреемся - сказал Альсин. 
- Зачем искать я уже нашел. Дернул Гондлобас за корягу. Снег осыпался. Оказалось, что это избушка. А коряга труба. 
- О! О! О! старуха Мишь. 
- Зачем вы мне трубу сломали? - сказала старуха Мишь. 
- Не сердись, бабушка, я ее починю. Починил трубу Альсин, а бабка пригласила их в хот (дом по мансийски). Сели они у костра, тепло…
А
Гонлобас, говорит, какой я однако молодец, если бы я трубу не сломал, не сидели бы мы в тепле. Старуха Мишь смотрит на охотников и говорит ему в ответ: «Ты чего сидишь, пустомеля? Угостил бы бабушку...» А у Гонлобаса глазки забегали: «У меня все кончилось, попросите у него» «Конечно, бабушка, возьмите на здоровье» - сказал Альсин. 
- Ой, как вкусно. Ням, ням, ням! 
Снова начал хвастать Гонлобас: «Вот какой я молодец, однако, если бы не я, он бы не 
угостил тебя старуха».

- Ну раз ты такой молодец, дам я тебе и другу твоему добрый совет: «Далеко на краю света под огромным камнем живет мой старший брат. Отправляйтесь к нему и угостите его вашей вкусной строганиной. Он за это даст каждому из вас по волшебному сундуку. А в тех сундуках для вас самая достойная награда». Попрощались со старухой. Отправились в долгий путь. Пришли наши путники к большому камню. Обошли его вокруг. Открылся камень и попали в подземелье. 
- «О подземный владыко, мы пришли к тебе от твоей младшей сестры Мишь, мы принесли тебе привет и вкусной строганины… Шум, гам, топот раздался вокруг… 
- Спасибо, за привет от сестры. Давайте ваши коробы поскорее. Альсин дал вкусной 
строганины. А Гонлобас щепки. 
- «Хороша, ой, хороша, однако строганина. Ням, ням! Вкусно! Ну, вот вам и награда!» 
- «Мне, мне» - закричал Гонлабас и схватил золотой сундук. А Альсин взял железный 
сундук. 
- «Эй, подземный владыка помоги нам найти короткую дорогу к дому. Шибко сундуки тяжелые. 
Встряхнул землю подземный владыка, и охотники на сундуках полетели домой. 
Прибыли охотники в родное стойбище. Собрался народ. 
- «Итак, кто из вас лучший охотник?» спросила красавица Най. 
Альсин начал первым говорить.

-«Никакого зверя я не добыл, а принес железный сундук. А что в нем, давай посмотрим!» 
Открылся сундук. Засосало туда Альсина. Сундук закрылся. Народ уже испугался. Но 
позже снова открылся сундук. Вылетел оттуда наш жених в красивой малице. Потом и олени появились. Много разных украшений. 
А в это время, Гонлобас смотрит и думает если в его железном сундуке столько богатства, и оленей, то в моем золотом их и не счесть, открыл свой сундук и кричит, ... – «И будет у меня 100 жен и тысяча детей». «И будет мой род самый большой на свете». Затянул Гонлобаса сундук. А из сундука раздался писк.
Исполнилось желание Гонлобаса, стал его род самым большим, ведь комаров в тайге  больше всех и не счесть… 

(Народная мансийская сказка)

 

Бланк для заметок

 

Главные герои: _______________________________________________________

Портреты, ассоциации, качества:

1) ____________________________________ 2)_____________________________________

 

Причина соперничества: ____________________________________

Сказочные персонажи:______________________________________

Испытания:________________________________________________

Цель похода:_______________________________________________

Какую награду получили охотники за счастьем:_________________

Вывод одним предложением: ___________________________________________

Ответ на вопрос урока: «пумасипа» это….

Ответы:

Главные герои: охотники Альсин, Гонлобас.

Причина соперничества - Девушка Най.

Сказочные персонажи - старуха Мишь и ее брат Подземный владыка.

Испытания: (найти большой камень, угостить строганиной), обойти препятствия.

Цель похода?

Какую награду получили охотники за счастьем? – железный и золотой сундуки с «достойной каждого наградой».

Вывод одним предложением. - Каждый получил по заслугам: один богатство и молодую жену, второй большой комариный род!

Ответ на вопрос урока: «пумасипа» это… спасибо, благодарность.


Кроссворд: «Волшебный мир ханты и манси»

t1641665675aa.png

t1641665675ab.png
t1641665675ac.png
 

Карточки для голосования:


 

«ПРОТИВ»             «ЗА»

t1641665675ad.gift1641665675ae.gif

Из презентации:
t1641665675af.pngt1641665675ag.pngt1641665675ah.pngt1641665675ai.pngt1641665675aj.pngt1641665675ak.pngt1641665675al.pngt1641665675am.png
 


​​​​​​​ Список использованной литературы

 

1. Воспитание счастьем, счастье воспитания. (Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе) под ред. Н.Е. Щурковой - М.: ИЦ «Педагогический поиск», 2004.

2. Игровые технологии на уроках русского языка и литературы. 5-9 классы. Игры со словами, разработки уроков / В.Н. Пташкина. - М.: Учитель, 2011.

3. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. 5-9 классы. - М.: Учитель, 2007.

4. Информационные ресурсы: М/ф «Пумасипа» https://yandex.ru/video/preview/?text=мультфильм%20пумасипа&path=wizard&parent-reqid=1632671312666738-9417871321794973575-sas2-2338-sas-l7-balancer-8080-BAL-3171&wiz_type=vital&filmId=4636907822790360142

5. http://hotplayer.ru/?s=ханты-манси (Муз.трек «Северное сияние»)

6. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.

7. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ
N 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

8. Мифология, фольклор и литература Ямала, Хрестоматия, 5-7 класс, Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В., 2002.

9. Новые технологии воспитательного процесса. Щуркова Н.Е. и др. - М.: Новая школа, 1998.

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010 г.

11. Энциклопедия ХМАО в 3-х томах. Справочное издание. ИД «Сократ» - Ханты-Мансийск, 2000.

12. "Я слушаю землю», учебник-хрестоматия для 5 класса под ред. А.В. Ефремова, ГОУ ХМАО-Югры Институт повышения квалификации и развития регионального образования. - ИМЦ г.Ханты-Мансийск, 2005.

 


 


 

14

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.