Конпект урока литературы в 8 классе: В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

8
1
Материал опубликован 9 January 2021

Предмет: литература

Класс:   8 – Б

Дата:  24.04.2019

Урок  № 62

Тема: В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа

Урок развития речи 8

Цель: углубить знания учащихся  о личной и творческой биографии В.П.Астафьева;

выявить художественную идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции; формировать навык исследовательской  работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного; развивать нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе.

Основное содержание урока: автобиографический характер рассказа; развитие представлений о герое-повествователе; подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

Основные виды деятельности: различные виды пересказов; устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции; подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

Планируемые результаты:

Личностные:  развитие компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных качеств личности и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные: умение определять понятия, делать выводы и обобщения, строить логическое рассуждение, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях различных жанров.

УУД:

Познавательные: прогнозировать содержание, умение выделять главное.

Регулятивные: формулировать учебную задачу.

Коммуникативные: строить диалог; умение работать в группе, доказывать своем мнение, подтверждая аргументами из текста.

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения,  проявляющуюся в оригинальности авторского мировоззрения.

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: презентация, учебник, раздаточный материал

Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой к уроку.

2.Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

-С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

-Что нового о сельской жизни первой половины XX века вы узнали из рассказа?

-Что вам известно о биографии писателя?

-Какие произведения Виктора Петровича мы с вами изучали ранее?

3.Мотивация учебной деятельности

На сегодняшний урок вы должны были принести семейные фотографии.

-Дороги ли вам эти фотографии?

-Почему?

-Чем ценны эти фотографии для вас? Дорожите ли вы фотографиями, на которых вас нет?

-Почему?

Фотографии, на которых нас нет, могут также быть яркими эпизодами из нашей жизни. В основном на них запечатлены наши друзья или родные – братья и сестры, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Храним их потому, что это память о дорогих нам людях. Глядя на них, мы вспоминаем радостные или важные моменты нашей жизни.

4.Сообщение темы урока

-Что у меня в руках? (песочные часы)

-Что они символизируют? (время – символ быстротечности жизни).

-Можно ли остановить время? Как? (стоп-кадры в наших семейных альбомах).

-Чем является семейный альбом? (биографией).

-Можете ли вы предположить тему сегодняшнего урока?

Определение целей и задач урока.

Учащиеся проговаривают тему урока. Оформление записей в тетрадях.

5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков

Экспресс-опрос  по рассказу Астафьева "Фотография, на которой меня нет".
1.С кем жил мальчик этого рассказа? (у бабушки и дедушки)
2.Как звали друга мальчика?  (Санька)
3.Какое время года происходят события? (зима)
4. Какой болезнью страдал мальчик? (ревматизм)
5.Почему простуда далась мальчику с трудом? (сильно простудился)
6.От кого ему передалась болезнь? (от матери)
7. Где поселили фотографа? (у десятника сплавконторы)
8. Сколько лет было учителю? (25)
9. Как звали бабушку рассказчика? (Катерина Петровна)
10.Почему, когда учитель гулял с ребятами в лесу, он не знал того, что обычно знают простые, деревенские люди?  (он жил там, где нет тайги и леса)
11.Где учитель с ребятами встретили змею?  (в лесу)
12.Кем была жена учителя? (учительницей)
13.Как относились люди к учителю? (уважали, любили)
14.Кто еще не стал фотографироваться? (Санька)
15. Каким образом фотограф очутился в этом селе? (приехали сами)
16. Какая река находилась рядом? (Енисей)
17. Как подписана фотография? (Овсянская школа)

Взаимопроверка (оценка результатов).

-Обратимся к рассказу. Почему рассказ назван именно так? Как название связано с его темой и основной идеей? (название рассказа тесно связано с его последними абзацами. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах. В словах героя чувствуется грусть, тоска и печаль. Название связано с сюжетом рассказа).

-Какое событие описывает автор в рассказе?  (приезд фотографа)

-Смог ли Витька сфотографироваться с классом? (нет, застудил ноги)

--Как поступил его друг Санька?

-Кто лечит героя (его бабушка)

Бабушка – доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, ласковая, справедливая, седина, добрые, морщинистые руки, варежки, колыбельная, валенки, шерстяные носки.

Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева (употребление диалектных и устаревших слов, от этого  речь звучит убедительно и выразительно).

Дайте определения следующим словам: катанки -  валенки; куть- вход в избу; магарыч; туес – берёзовая кора (корзина); увал – склон; гужом ходили – толпой, вместе; нудь в ногах – боль в ногах; парнишка – ревун; домовничать.

6.Творческая работа

Работа в группах

Задание: по цитате из текста определите, о ком из героев рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» идет речь:

                           

№ 1. «…они жили в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев, и был у них маленький парнишка-ревун».

- Учитель Евгений Николаевич и его жена, Евгения Николаевна.


№ 2. «(…) три раза заговаривала пупок дитенку».

- Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.


№ 3. «Она отозвала учителя в куть и с напором, правда, конфузливым, взялась его убеждать: «Им тама нельзя».

- Тетка Авдотья.


№ 4. «(…) был пристроен на ночь у десятника сплавконторы».

- Фотограф.


№ 5. «Сам он давно женился на нашей деревенской молодице, был всем кумом, другом и советчиком по части подрядов на сплаве, лесозаготовках и выжиге извести».

- Десятник сплавконторы Илья Иванович Чехов.


№ 6. « (…) гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки».

- Школьники.


№ 7. «…стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался».

- Рассказчик и его друг Санька.


№ 8. «Раскидал одежонку, прижал ноги, ровно бы вывернутые в суставах, к горячим кирпичам русской печи, потом растирал ладонями…».

- Рассказчик.


№ 9. «Она зажгла лампу, унесла ее с собой в куть и там зазвенела посудою, флакончиками, баночками, скляночками - ищет подходящее лекарство».

- Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.


№ 10. «Выдохлась, умолкла докторша, заткнула граненый длинный флакон, прислонила его к печной трубе, укутала мои ноги старой пуховой шалью».

- Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.


№ 11. «Он помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования».

- Санька, друг рассказчика.


№ 12. «…покидала в меня одежонку: рубаху, пальтишко, шапку, рукавицы, катанки - все покидала. - Ступай, ступай!»

- Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.


№ 13. «Потом его словно коробейники из мешка вытряхнут, нарядного, пьяного, с гостинцами и подарками».

- Терентий, муж тетки Авдотьи.


№ 14. «вся жизнью издерганная, худая, бурная, бегучая, все в ней навалом - и легкомыслие, и доброта, и бабья сварливость».

- Тетка Авдотья, соседка.

Работа со схемой системы персонажей

1.Бабушка – 1 группа

2.Учитель – 2 группа

3.Друг Санька – 1 группа

4.Жители деревни – 2 группа

Литературная дуэль

1.Докажите, что взрослый герой знает, то произойдет с мальчиком, поэтому даёт оценки будущим событиям?

2. Каким предстаёт перед читателем взрослый герой, рассказывающий историю своего детства?

3. Почему герой не помнит фамилию учителя?

4.Что такое автобиографический рассказ?

7.Итог урока. Рефлексия

 - О каком времени жизни героя поведал писатель?

-Так о чём же этот рассказ?

-Что символизирует фотография в рассказе?

-Год написания рассказа?

-Тема рассказа?

-Особенности композиции?

-Жанр?

-Из какой повести эта глава?

-Как вы думаете, какие испытания пережил человек в военное время?

-Почему Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью» народа, настенной его историей?

Рефлексия

Закончите предложение:

-Сегодня на уроке я открыл…

-Почувствовал…

-Понял…

-Задумался…

-Испытал…

Оценка своих результатов.

8.Домашнее задание

Дать письменный развёрнутый ответ на вопрос: « Почему В.П. Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобычной летописью нашего народа, настенной его историей»?

Индивидуальное задание. Прочитать рассказы В.П.Астафьева, выявить особенности жанра. Подготовить общение о поэтах XX века ( Н.Рубцов, Н.Заболоций).

Комментарии

Похожие публикации