12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Домнина Валентина Владимировна1284
учитель начальных классов МКОУ "Павлохуторская СШ№12" ,образование средне-специальное,1 категория
Россия, Тульская обл., Ефремовский район,с.Павло-Хутор

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Павлохуторская СОШ 12» Ефремовского района Тульской области

Конспект урока по ОРКСЭ

Модуль « Основы православной культуры»

4 класс

Тема:

Учитель начальных классов

Домнина Валентина Владимировна

План - конспект урока по ОРКСЭ

Тема: «Заповеди»

Цель: Дать представление детям о понятии заповеди, о том, какие заповеди были даны людям, чему они учат; обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

Задачи:

1. Объяснить каким образом заповеди попали к людям, каково их назначение, в чем их смысл.

2.Способствовать  развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; 
содействовать  развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

3. Сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали; .

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- Коммуникативные:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Познавательные:

-выполнять универсальные логические действия:

(анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений);

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться выполнять действия по заданному алгоритму; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Тип урока:  Урок открытия новых знаний.

Оборудование:

ноутбук, мультимедийная установка, презентация к уроку

текст «Сказки ангела»

(Десять заповедей для детей)

Автор Ирина Глазунова

текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.Организация деятельности учащихся.
 

Включение в деловой ритм.

-Прозвенел звонок, начинается урок. Эпиграф урока:

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

-Что  помогает людям  дружно жить в коллективе, в
обществе - назовите общим словом?)
 

Опережающий вопрос:

- Есть ли связь между словами «Заповедь», «Заповедник», «Заповедный»? Слова заповедник и заповеди похожи между собой? Их можно назвать однокоренными словами?

 

Сделайте вывод. слайд№1

-Тема нашего урока «Заповеди». Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

- Как вы понимаете смысл слова «заповедь»?

Слайд 2. Определение слова «заповедь».

Попробуем сформулировать задачи, которые мы поставим перед собой на уроке.

Итак , задачи нашего урока:

- познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди;

-выяснить значение заповедей;

-подумать: легко ли соблюдать заповеди?

-подумать : нужны ли заповеди нам? Зачем? Не устарели ли они?

Участвуют в диалоге.

(правила, законы и традиции)

Формулируют ответы.

Варианты ответов детей: «Заповедник – это место, где находятся животные, их запрещено этих животных охраняют люди, так как этих животных осталось очень мало»

Да эти слова похожи по звучанию. У слов заповедник и заповеди – 1 корень – заповед

Формулируют тему урока.

Находят информацию в толковом словаре С.И. Ожегова.

Выясняют значение слова.

В толковом словаре С. И. Ожегова мы прочитаем:

«1. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого- нибудь, чего- нибудь.

2. Изречение, содержащее религиозно- нравственное предписание».

Формулируют задачи урока.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение диалогической и монологической речью.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные: планирование; прогнозирование.

Познавательные: поиск и выделение информации; выделение познавательной цели, выдвижение гипотез, создание способов решения проблем.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение выражать свои мысли.

3. Открытие новых знаний. Работа над темой урока.

4.Работа над смысловым значением Заповедей.

5.Физминутка

-А кто из вас знает, как люди получили от Бога заповеди?

История возникновения Заповедей.

1 История Моисея из Библии:
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и
его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было
обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел  на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены  в ящик, обитый  золотом, который  назывался Ковчегом. Моисей поставил  ковчег  в особой палатке (скиния), где для него было отведено  специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей  вынес  скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что  вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя  сам он этой перемены в себе не замечал.

Бог дал Моисею 10 заповедей.


 

Давайте подумаем : должны ли мы знать заповеди. И зачем нам они?слайд 6

Посмотрите у вас на партах лежат листочки с этими заповедями. Прочитайте  все заповеди.

-Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

Давайте рассмотрим каждую из них.

Слайды 7-16

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

Остальные касаются отношений людей между собой

Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.слайды 11-16

Формулируют ответы.

Формулируют ответы.

(как мы должны относиться к другим людям)

Читают заповеди.

Осмысливают прочитанное.

На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей

Участвуют в диалоге. Дают ответы на вопросы.

 

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование, постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели; формулирование проблемы

Познавательные: выдвижение гипотез, доказательство, смысловое чтение.

Коммуникативные: умение понимать других, инициативное сотрудничество.

Регулятивные: планирование

6.Первичное закрепление.

1.Работа со статьёй учебника.

2.Работа в группах.

:

3..Работа с иллюстрацией.

7.Закрепление

8.Рефлексия.слайд 20

9.Домашнее задание.слайд 21

Самооценка обучающихся

Итог урока

Устанавливает осознанность восприятия.

Даёт опережающее задание.

-Что нового вы узнаете из текста?

Отмечайте новую информацию.

Даёт задания, направленные на выяснение смысла слов, словосочетаний, выражений.

Сейчас каждая группа прочитает одну из заповедей и ответит на следующие вопросы

1. Чему учит нас конкретная заповедь?

2. Как вы поняли,

что означает почитание родителей?слайд 11

3. Как вы понимаете выражение, что убить можно и словом?слайд 12

4. Как вы поняли новое выражение «не прелюбодействуй»?слайд 13

5. Как вы считает, воровство – страшный грех? Чему вас всегда учат бабушки, дедушки, родители, учителя? слайд 14

6. Как понять смысл пословицы

«Сколько верёвочке не виться, а кончик всегда найдется», «На лжи далеко не уедешь»?

(а поможет вам в этом детская сказка про мальчика, который всегда обманывал).

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)слайд 15

7. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Почему желания старухи не имели границ, чем, в конце концов, закончилась эта сказка? Чему она нас учит? (слайд 16)

Зависть – это плохое качество человека? Можно преодолеть в себе зависть

Ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию на странице 41

Г. Доре «Моисей с заповедями на горе Синай». Кого мы видим на данной иллюстрации? Каким изобразил художник Моисея, как он изобразил людей?

.Ставит проблемный вопросы:

-для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

На слайде №17 предложены ответы на выбор учащихся:

-Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.

Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

В Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать

Какая заповедь изображена на картинах?(слайд 18 )

Соотнеси пословицу и заповедь.(приложение 2)

(Слайд 19)

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

- В чём смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких заповедях вы узнали на этом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

- Что на уроке было самым интересным?

- Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по Заповедям?

с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке,

- чтение отрывков из «Сказок Ангела»(приложение 1) (чтение и разбор).

-Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

-Я мог выполнить работу значительно лучше;

-Я плохо работал на уроке.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.(слайд22)

Читают «Вы узнаете».с.40

Читают текст с.40-41

Осмысливают прочитанные задания.

Делятся на группы.

Осуществляют работу в группах.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Опережающее задание:  учащиеся работают  с текстом учебника, отслеживают новую информацию. Составляют в тетрадях план, выписывают слова и понятия, которые неизвестны. Находят информацию в тексте.

Выясняют значение фраз, выражений и объясняют их.

Формулируют ответы.

Формулируют выводы.

Почитать – значит уважать. Так мы должны относиться к своим родителям.

Эта заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека.

Жизнь есть величайший дар Божий,

поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи и дружбы.

Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны. Воровство, как и убийство, страшный грех. Нас всегда учат тому, что воровать нельзя, это позор, это очень плохой поступок, и он всегда наказывается

Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть доволь­ными тем,

что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.

Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одно ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим.

Вспоминают притчу Л.Н.Толстого «Лгун»

Старуха в сказке всегда завидовала и хотела большего, все время требовала этого от Золотой рыбки, в конце концов, она все потеряла.

Иногда люди очень многого хотят, но во всем нужно иметь меру.

Зависть мешает радости.Тебе подарили какую- то игрушку. Ты радуешься ей. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новая игрушка - но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Нельзя никогда никому завидовать, лучше самому всего добиваться. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя.

Учащиеся в школе не должны завидовать другим ученикам, когда другие очень хорошо учатся и делают успехи. Каждый должен стараться учиться как можно лучше и свой успех приписывать не себе только, а Господу, давшему нам разум, возможность учиться и все необходимое для развития способностей.

Рассматривают картину.

Формулируют ответы.

Делают выводы.

Формулируют вывод.

( они предостерегают, советуют как поступать ).

Делают выводы.

Формулируют ответы.

Формулируют ответы.

Делают выводы.

Формулируют ответы.

 

Познавательные: смысловое чтение, поиск информации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск информации; анализ, синтез. Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли,.

Познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания,выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение договариваться, умение работать в группе.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: рефлексия.

Ресурсы:
1.    Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.: Просвещение, 2010. – 95 с.А.В. Кураев
2 Толковый  словарь С.И. Ожегова.
3.    Толстой Л.Н. «Лгун», притча.». Православный молитвослов(с пояснениями)

4.Сказки ангела(Десять заповедей для дет