Конспект группового коррекционно-развивающего занятия «Страна цвета»
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия
«Страна цвета»
Цель занятия: Расширение представлений детей о разных цветах и развитие умения их различать. Развитие речи, слухового и зрительного внимания, мелкой моторики и координации движения. Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.
Форма занятия: групповая
Возраст: 7-8 лет
Задачи:
1. Расширение представлений детей о разных цветах и развитие умения их различать.
2. Упражнение на согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе.
3. Развитие слухового и зрительного внимания.
4. Формирование вкусовых образов.
5. Формирование умению плавно и длительно выдыхать.
6. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения.
7. Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других.
8. Развитие фантазии и творческого воображения.
9. Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.
Оборудование:
Цветные кружки, цветик - семицветик, игрушки, листья, ягоды и цветы из цветной бумаги, ткани; бусы, кубики, пуговицы, карандаши, фломастеры, краски, конфеты и т.д. Иллюстрации с видами природы, растениями, цветами, животными и т.д.
Ход занятия
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры / упражнения) | Цель задания | Выполнения задания детьми / ребенком | Характер помощи в ситуациях затруднения |
I. Вступление 5мин. | «- Здравствуйте ребята! Сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие в страну цвета. Вы готовы?» «- Какие цвета вы знаете?... Назовите свой любимый цвет… Почему он нравится больше чем другие? Зачем нужны разные цвета?... Представьте, что на земле исчезли все краски, кроме черной и белой. Какое настроение вызывает черно- белый мир?...» | Организационный момент | Дети усаживаются на стулья «-Да-а!» Дети отвечают на вопросы. | Детские стулья по числу детей расставлены полукругом. |
II. Погружение в цвет Упражнение 1. Сказка о том, как появился разноцветный мир. 10мин. Упражнение 2. Феи 10мин. Упражнение 3. «Знаменитый дождь в «Пьямбино» (Дж. Родари) 10мин. Упражнение 3. Мои руки 10мин. Упражнение 4. Конфеты 10мин. Упражнение 5. Цветик - семицветик 10мин. | Педагог рассказывает сказку см. приложение 1 «Понравилась вам сказка?... Что интересного вы узнали из этой сказки?...» «У каждого из вас есть любимый цвет. Выберите себе кружок любимого вами цвета. Теперь вы феи. Назовите себя. Приложение 2 Посмотрим, насколько внимательны феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий цвет, то свой кружок поднимает «синяя» фея, если он красный – то «красная» фея и т.д. А если предмет разных цветов, то свои кружки могут поднять сразу несколько фей. Например, какого цвета роза?... Правильно, она бывает и белой, и красной, и желтой… Приготовились? Слушайте! Апельсин, снег, море, василек, лимон, лиса, помидор, банан, медведь, колокольчик, одуванчик, баклажан, солнце, платье, огонь, мак, цыпленок, сливы, трава, ворона, заяц.» «Какие внимательные у нас феи. Замечательно ребята, вы справились. А теперь давайте посмотрим на картины природы вместе Приложение 3 (демонстрируются иллюстрации с изображение цветов, животных, заката, моря, гор и т.д.). «Расскажите дорогие феи, какую работу вы совершили на Земле, что в природе вы окрасили в свой цвет? «Синяя» фея? «Желтая» фея? и т.д. « А теперь, вы немного отдохнете, располагайтесь, где вам удобно, можно на ковре или остаться на стульчиках. Кто хочет, может закрыть глаза. Предлагаю послушать сказку о волшебном дожде.» Психолог рассказывает сказку см. Приложение 4 «Что вам больше всего понравилось в сказке?...» « Кто из вас захотел бы оказаться в таком месте, где с неба падают конфеты? Все? Замечательно. Что-то мне подсказывает, что скоро над нами появится конфетное облако. Давайте подготовимся на всякий случай «помоем руки». Педагог читает стихотворение М. Яснова «Я мою руки» Мыло бывает разным - преразным, Синим, Зеленым, Оранжевым, Красным… Но не пойму, Отчего же всегда Черной – пречерной Бывает вода? « Кажется, я слышу шум дождя. Закройте глаза и послушайте» Педагог шуршит фантиками. « Подставьте ладони под разноцветный дождь» Педагог кладет каждому ребенку по одной – две конфеты в разноцветных фантиках. « Назовите, какого цвета конфета упала в ваши руки» «Попробуем конфету на вкус. Какая она?» Педагог демонстрирует Цветик – семицветик. Приложение 5 «Посмотрите на волшебный цветок. Кто знает его название? Почему его так называют? Определите, какого цвета каждый лепесток у этого цветка. Знаете ли вы, из какой сказки прибыл этот цветок и почему он считается волшебным? Прибыл он из сказки «Цветик – семицветик», а волшебный он потому, что может исполнять желания. Надо только оторвать лепесток и сказать волшебные слова: «Лети, лети, лепесток…». Загадайте желание и оторвите лепесток от волшебного цветка. Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно…Вдох делаем носом, а выдох ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем животик» Психолог демонстрирует упражнение. «Молодцы. Хорошо. Когда – нибудь, ваше желание непременно сбудется. | Работа по развитию слухового и зрительного внимания. Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других. Работа на расширение представлений детей о разных цветах и развитие умения их различать. Упражнение на согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе. Развитие слухового и зрительного внимания. Развитие слухового и зрительного внимания. Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других. Работа по развитию мелкой моторики пальцев и координации движения. Работа по формированию вкусовых образов. Работа по развитию слухового и зрительного внимания. Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения. Формирование умению плавно и длительно выдыхать. | Дети внимательно слушают. Дети отвечают на вопросы психолога. Дети выбирают кружки из разноцветного картона. «Я – синяя фея, я – красная фея и т.д.» Дети наперебой выкрикивают цвета. Дети встают услышав название предмета своего цвета. «Феи» рассказывают, что они окрасили в свой цвет. «Я окрасила в синий цвет воду, васильки, небо вечером и т.д. Дети усаживаются в расслабленной позе на ковер, некоторые закрывают глаза. « Что с неба сыпались конфеты.» Дети энергично «намыливают» руки, разминая ладони и пальцы. Дети «намыливают» руки Соединяют подушечки указательных пальцев Средних пальцев Безымянных пальцев Мизинцев Отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают вверх плечи, разводят в стороны руки… После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед… Дети закрывают глаза, прислушиваются. Вытягивают вперед руки. Дети называют цвета конфет упавших им в ладонь. Дети отвечают (твердая, мягкая, сладкая, кислая, ароматная, душистая, вкусная и т.д.) Вспоминают название цветка, сказки. Называют цвета лепестков. Дети отрывают лепесток, кладут на ладонь. Повторяют упражнение за взрослым. | Разноцветные кружочки из картона. Можно продублировать, на случай если дети выберут одинаковый цвет. Для мальчиков можно использовать слово – Волшебник. Иллюстрации с изображение цветов, животных, заката, моря, гор и т.д. Можно заранее с детьми разучить слова и движения. Психолог может демонстрировать движения. Конфеты в разноцветных фантиках. Упражнение на дыхание выполняется несколько раз. Цветок лучше сделать из тонкой бумаги и продублировать лепестки, чтобы хватило всем детям. |
III Итог занятия 10мин. | « Сегодня мы побывали в волшебной стране, где встретились с самыми разными цветами. Что вам больше всего понравилось на занятии?» «Страна цвета прощается с вами, до новых встреч!» | | Дети рассказывают о своих впечатлениях. Дети прощаются. | |
Выводы:
Во время занятия старалась создать положительную атмосферу. Способствовала развитию взаимопонимания. С помощью проективных методов учила ребенка отслеживать собственные чувства, а также эмоции и переживания других людей. Старалась повысить уверенность ребенка в себе и своих силах.
Коррекционно-развивающее занятие было проведено с тщательно отобранным материалом, соответствующим заявленной теме, современным требованиям и потребностям ребенка.
Выбранные упражнения и игры актуальны, своевременны, отвечали запросам и потребностям ребенка. Соответствует современным требованиям.
Упражнения и игры подготовлены и изложены в доступной форме. Материалы данных игр и упражнений возможны в использовании групповых коррекционно-развивающих занятиях. Получены положительные отзывы от педагога-психолога о данных играх и упражнениях.
Приложение 1
Сказка о том, как появился разноцветный мир
Давным-давно, когда весь мир был только белым и черным, жили на земле две могущественные феи: фея Тьмы и Фея Света.
Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящим светом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала землю черным покрывалом, и все предметы становились черными-пречерными.
Так они сменяли друг друга годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула она своим волшебным светящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи, словно сотканы из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была голубой, другая – розовой, третья – фиолетовой, третья – оранжевой… Фей было много: всех цветов и оттенков.
«Дорогие феи, - сказала могущественная фея Света, - вам предстоит нелегкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать ее разноцветной, нарядной и радостной».
Только взмахнула Голубая Фея своим волшебным голубым лучом, как полились на Землю голубые искры света – и сразу заголубели васильки и незабудки. Вода в озерах и небо над Землей.
Только взмахнула Розовая Фея своим волшебным розовым лучом, как полились на Землю розовые потоки света – и сразу порозовели щеки у детей, розы в садах и лесные гвоздики, а розовый рассвет осветил облака в утреннем небе.
Славно потрудились все феи.… С той поры преобразилась Земля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов.
П риложение 2
Приложени
Приложение 3
Приложение 4
Знаменитый дождь в Пьомбино (Дж. Родари)
Однажды в Пьомбино дождем с неба посыпались конфеты. Конфеты были словно большие градины, но не белые, а разноцветные – красные, зеленые, голубые, фиолетовые. Один мальчик взял в рот зеленую конфету – просто так, чтобы попробовать, и обнаружил, что она мятная. А другой попробовал красную, и оказалось, что конфета земляничная.
«Да это настоящие конфеты! Самые настоящие!» – обрадовались ребята и бросились набивать карманы. Но сколько они не собирали, конфет меньше не становилось – они по-прежнему дождем сыпались с неба.
Дождь этот был недолго, и все же улицы в городе сплошь покрылись, словно ковром, душистыми конфетами, которые похрустывали под ногами, как мелкие льдинки. Ребята, возвращавшиеся из школы, успели наполнить сладостями свои портфели. И старушки тоже несли домой узелки с конфетами. Это был великолепный праздник!
Приложение 5