Конспект группового логопедического занятия по лексической теме «Транспорт» (для детей 6–7 лет с нарушениями интеллекта)
ГКУ «Первомайский детский дом-интернат для УОД»
Конспект группового логопедического занятия по лексической теме «Транспорт» (для детей 6 –7 лет с интеллектуальными нарушениями)
Подготовила:
Субботина Екатерина Васильевна,
учитель - логопед
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» у дошкольников.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: расширить знания детей о транспорте, закрепить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта, вспомнить профессии людей, которые управляют различными видами транспорта, уточнение значения слова светофор, практически накопить словарь по данной теме, закрепить цвета, образование существительных множественного числа в И.п..
Коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, памяти, развитие мелкой и общей моторики, развитие координации движений, развитие неречевого дыхания, развитие артикуляционной моторики; развитие конструктивного праксиса.
Коррекционно – воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Форма организации деятельности: самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность педагога с детьми.
Предварительная работа: рассматривание игрушечного транспорта, сравнение; заучивание стихов со звукоподражаниями.
Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядно – практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, игра на интерактивной доске,
Оборудование: предметные картинки с изображением различных видов транспорта, профессий; разрезные картинки; слайды для интерактивной доски; запись музыки Железнова Машина би-би; пенопластовые кораблики; ёмкости с водой; массажный мяч; рули; дидактическая игра «Гаражи».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
Логопед детям раздаёт конверты и предлагает им сесть.
Логопед: Ребята посмотрите, что у вас в конвертах. Соберите картинки.
Дети собирают картинки, а в это время логопед вывешивает на доску такие же картинки.
Логопед: Назовите, у кого, что получилось (машина, самолёт, корабль).
Мчатся машины с машинами,
Шелестят машины шинами.
Остановилась машина,
Зашипели тихо шины: ш-ш-ш-ш-ш.
Самолёт летит
В нём мотор гудит: у-у-у!
Пароходик, ту-ту-ту,
С якорями на борту.
Он плывёт, пуская пар,
Прямо на Мадагаскар.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Саша полетит на самолёте, Максим поедет на машине, Алёша поплывёт на корабле.
- Как это называется, одним словом? (Транспорт).
III. Изучение нового материала.
1.Логопед. Смотрите, кто к нам сегодня пришел. (Картинка шофер).
Шафёр может управлять (логопед показывает детям картинки- машина, мотоцикл, автобус, дети называют их, логопед вывешивает на доску)
- Ребята, какой это транспорт? — «наземный транспорт». Почему он так называется?
2. Развитие логического мышления и зрительного внимания.
Упражнение «Подбери гараж»
У каждого ребёнка картонные гаражи и машинки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Дети должны поставить машинки в гаражи соответствующего цвета.
3. Логопед загадывает загадку:
Если свет зажегся красный —
Значит, двигаться опасно.
Желтый, вас предупреждает,
А зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт». (Светофор на интерактивной доске)
Логопед показывает светофор и предлагает поиграть.
Подвижная игра «Машина» (под музыку Железнова Машина би-би).
4. Логопед. Ребята, дорога привела нас к морю. Тут встречает нас капитан (картинка капитана).
Капитан предлагает нам отправится в плавание. Мы можем плыть на корабле (вывешивается картинка), лодке (картинка лодки), теплоходе (вывешивается картинка).
— Какой это транспорт?(водный). Почему он так называется?
5. Артикуляционная гимнастика.
Мы с вами поплывем на лодочке.
А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём, «Лодочка»
Ветер по морю гуляет, ветер лодочку качает. «Ветерок»
Весла в руки мы берём, быстро к берегу гребем. «Весла»
К берегу пристала лодка, мы на берег прыгнем ловко «Прыжок»
И поскачем по лужайке, будто зайки, будто зайки. «Прыг-прыг»
(«Лодочка» – чашечка, «Ветерок» – подуть на губки, «Весла» – часики, «Прыжок» – язычок вверх, «Прыг-прыг» – повтори на словах.)
6.Развитие неречевого дыхания.
Игра «Подуй на кораблик».
Логопед раздает детям пенопластовые кораблики. У каждого на столе расставлены емкости с водой. Логопед предлагает детям спустить кораблики на воду и управлять ими, как ветер, дуя, не раздувая щек.
7.Логопед. Мы с вами сейчас путешествовали по воде на водном транспорте, но если мы посмотрим наверх, что мы увидим? Как вы думаете, в небе, по воздуху, на каком транспорте можно передвигаться?
Логопед демонстрирует картинки с изображениями видов воздушного транспорта (самолёт, вертолет). Как этот транспорт называется?
Управляет самолётом пилот.
8. Стихотворение с движениями. «Самолет».
Выполнять движения руками согласно тексту (летают по группе)
Руки в стороны — в полет
Отправляем самолет:
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед —
IV. Закрепление изученного материала.
1.Игра «Один – много» (с массажным мячом).
Самолёт – самолёты, машина – машины, лодка – лодки, вертолёт –вертолёты, пароход – пароходы, автобус – автобусы .
2.Развитие логического мышления и активизация словаря.
Игра «Четвертый лишний» (интерактивная доска).
3.Весь транспорт перепутался, давайте распределим картинки с транспортом на наземный, воздушный, водный (интерактивная доска).
V. Итог занятия.
Логопед. Наше путешествие подошло к концу и домой мы поедем на новых машинах. (Логопед дарит детям машинки).