Конспект игрового сеанса с элементами сказкотерапии и сенсорной интеграции на тему: «Путешествие в Страну Спящих Снов»
Конспект игрового сеанса с элементами сказкотерапии и сенсорной интеграции на тему: «Путешествие в Страну Спящих Снов»
Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)
Форма проведения: Игровой сеанс с элементами сказкотерапии и сенсорной интеграции.
1. Методическая часть
Цель: Гармонизация эмоционального состояния детей, снижение психоэмоционального и мышечного напряжения через погружение в метафорическую сказочную историю.
Задачи:
Образовательные:
Актуализировать и расширить представления детей о различных эмоциях (спокойствие, радость, легкая грусть).
Закрепить понятия «расслабление», «напряжение».
Развивающие:
Развивать саморегуляцию, умение управлять своим телом и дыханием.
Развивать воображение, образное мышление и тактильную чувствительность.
Развивать вербальные и невербальные навыки коммуникации.
Воспитательные:
Воспитывать эмпатию, умение сопереживать сказочным героям.
Формировать положительное отношение ко сну как к приятному и волшебному процессу.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
Сказкотерапия.
Телесно-ориентированные техники (элементы «песочной йоги» для детей).
Дыхательная гимнастика.
Сенсорная интеграция (работа с тактильными коробками).
Арт-терапевтическая техника «Рисование на песке» (или на манке).
Игровые технологии.
Оборудование и материалы:
«Волшебная шкатулка» (закрытая коробка, украшенная звездами и луной).
Сенсорные коробки (3 шт.):
«Лунная дорожка»: поднос с манкой или мелкой солью.
«Облако грез»: коробка, наполненная ватой, синтепоном, шелковыми лоскутами.
«Озеро Спокойствия»: коробка с водой, голубым пищевым красителем, блестками, гладкими камешками.
Музыкальное сопровождение: Спокойная, медитативная музыка без яркого мелодического ряда.
«Звездочки-улыбки» (маленькие желтые бумажные или картонные звездочки).
Коврики для детей.
2. Ход занятия
Этап 1. Организационный момент. Ритуал входа в сказку.
(Дети заходят в кабинет, где приглушен свет, звучит тихая музыка. Педагог-психолог говорит шепотом.)
Педагог-психолог (П-п): Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. В место, куда можно попасть только с закрытыми глазами, где говорят шепотом, а главные волшебники – это ваше дыхание и воображение. Вы готовы отправиться в Страну Спящих Снов?
Чтобы никому не помешать, давайте встанем в круг и сделаем «Волшебный вздох».
*Проводится дыхательное упражнение: глубокий медленный вдох через нос, на выдохе – протяжный звук «ш-ш-ш-ш», как шум ветра. Повторить 2-3 раза.*
П-п: Отлично! Теперь вы невидимы для всех, кроме сказки. Наше путешествие начинается!
Этап 2. Вводная часть. Завязка сказки.
(П-п подводит детей к «Волшебной шкатулке»)
П-п: Посмотрите, кто нас ждет? Это – Волшебная Шкатулка Ночи. Говорят, внутри нее хранятся самые добрые и сладкие сны. Но сегодня случилась беда: Хранитель снов уснул так крепко, что забыл, как отправлять сны детям. И теперь в Стране Спящих Снов царит тишина и легкая грусть. Поможем ему? Нам нужно пройти по трем волшебным тропинкам и собрать ключи.
Этап 3. Основная часть. Прохождение «волшебных тропинок» (работа со станциями).
Станция 1: «Лунная дорожка» (Снятие эмоционального напряжения, активизация воображения).
П-п: Первая тропинка – Лунная. Она покрыта серебристой лунной пылью. Давайте пройдем по ней босиком.
Дети по очереди подходят к подносу с манкой. Им предлагается пальчиком нарисовать на «лунной дорожке» то, что, по их мнению, может увидеть спящий человек (звезду, месяц, кораблик, бабочку и т.д.).
П-п: Молодцы! Вы разбудили воображение! Вот ваш первый ключ – звездочка-улыбка! (П-п раздает детям по одной звездочке).
Станция 2: «Облако грез» (Мышечная релаксация, тактильная стимуляция).
П-п: А теперь нам нужно пройти по мягкому и нежному Облаку Грез. Оно очень боится громких звуков и резких движений.
Дети по очереди опускают руки в коробку «Облако грез». Задача: медленно, с закрытыми глазами, погрузить руки в вату/синтепон, найти спрятанную там маленькую игрушку (например, фигурку животного) и на ощупь угадать, что это.
П-п: Какое оно, облако? (Мягкое, пушистое, легкое). Вы почувствовали спокойствие и нежность. Вот вам второй ключ – звездочка-улыбка!
Станция 3: «Озеро Спокойствия» (Дыхательные практики, визуализация).
П-п: Последняя преграда – Озеро Спокойствия. Его вода неподвижна. Чтобы перейти его, нужно подружиться с его ритмом.
Дети садятся вокруг коробки с «озером». П-п показывает и просит повторить дыхательное упражнение «Озеро дышит»:
Вдох – медленно поднимаем плечи вверх, как будто на поверхности воды появляется маленькая рябь.
Выдох – медленно опускаем плечи вниз, успокаивая «воду».
*Повторить 3-4 раза. Можно предложить детям подуть на воду, создавая легкую волну.*
П-п: Вы почувствовали, как ваше дыхание стало глубоким и спокойным. Это самый главный ключ! Забирайте свою звездочку-улыбку!
Этап 4. Релаксация и визуализация. «Возвращение волшебства».
(Дети располагаются на ковриках, принимают удобную позу лежа или полулежа. Музыка становится еще тише.)
П-п: Теперь у нас есть все три ключа. Давайте сложим их вместе. Закройте глазки... Почувствуйте, как ваше тело становится тяжелым и расслабленным, как будто вы лежите на мягком облаке... Ваши звездочки-улыбки начинают светиться в ваших ладошках... Этот свет становится все ярче и теплее... Он наполняет все ваше тело спокойствием и радостью...
Представьте, что мы все вместе отправляем этот теплый, светящийся шар в небо, в Страну Спящих Снов. Он летит высоко-высоко... И вот Хранитель снов просыпается, видит наш подарок и улыбается! Волшебство вернулось! Теперь он снова сможет дарить детям самые чудесные сны.
Поблагодарите его за эту встречу... Постепенно возвращайтесь обратно, в эту комнату. Пошевелите пальчиками рук и ног... Сделайте глубокий вдох и выдох... И медленно открывайте глазки.
Этап 5. Рефлексия. Ритуал выхода из сказки.
(Дети садятся в круг. Свет можно сделать чуть ярче, музыка выключается.)
П-п: Мы вернулись из нашего путешествия. Давайте поделимся, что вам больше всего запомнилось?
Какая тропинка была самой интересной?
Что вы чувствовали, когда лежали на «облаке» и слушали музыку?
Какой сон вы бы хотели увидеть сегодня?
П-п: Вы были сегодня настоящими волшебниками! Вы подарили спокойствие и радость не только сказочной стране, но и самим себе. Возьмите ваши звездочки-улыбки с собой, и пусть они охраняют ваш сон сегодня ночью.
Ритуал выхода: Дети встают в круг, берутся за руки и одновременно делают глубокий вдох и шумный, веселый выдох «Ах!», как бы «включая» себя обратно в реальный мир.
3. Ожидаемые результаты:
Дети снизили уровень психоэмоционального и мышечного напряжения.
Активно участвовали в игровых и релаксационных упражнениях.
Проявили положительные эмоции и эмпатию по отношению к сказочному герою.
Показали умение выполнять простые техники саморегуляции (дыхание, мышечное расслабление).
Адаптации для детей с ОВЗ:
Для детей с РАС: использовать визуальное расписание этапов занятия, индивидуальные сенсорные коробки, вербальную и физическую помощь при выполнении упражнений.
Для детей с ЗПР: упростить инструкции, увеличить время на выполнение заданий, чаще использовать похвалу и положительное подкрепление.
Для детей с нарушениями зрения: сделать акцент на тактильных и звуковых ощущениях, подробно описывать все действия и предметы.