Конспект игровой ситуации по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
Конспект игровой ситуации по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
Программные задачи:
- Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.
- Активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев.
- Развивать воображение, память, внимание; речь детей, инициативу.
- Формировать эмоциональную отзывчивость
- Воспитывать любовь и интерес к сказкам, воспитывать чуткость к художественному слову.
- Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: части ключика разрезанные картонные, магнитная доска с магнитами, «сказочный ключик», коробка с игрушечным паровозиком, «записка», музыкальная колонка, флешка с аудиозаписью, презентация с загадками, ноутбук, экран, карточки с изображением героев сказок и их предметами, цветные карандаши, мяч, иллюстрации с изображением обложек от сказок, «шапка-невидимка», карта, «овраг», раскраски.
Ход:
I. Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.
Звучит звук приближающегося поезда.
Воспитатель: - Дети, я слышу какой-то звук? Как вы думаете, откуда он доносится? (Ребёнок указывает на коробку).
- Видимо отсюда? Кто же у нас самый смелый и откроет волшебную коробочку? (Один из детей открывает).
- Посмотрите, кто к нам приехал? (Воспитатель достает игрушку паровоз).
Дети: Паровозик.
Воспитатель: (от имени паровозика)
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И конечно поиграть.
А вы, любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Замечательно!
II. Актуализация опыта участников деятельности.
- Ребята, посмотрите наш паровозик приехал с посланием, давайте откроем его и прочитаем.
- «Мой друг попал в беду, какой-то злодей украл его заветный ключик и он теперь не может открыть волшебную дверь. Ключик можно найти только в стране сказок, а не заблудиться под силу только тем, кто хорошо знаком со сказками. Я слышал, что вы очень любите сказки и сможете мне помочь. Это правда?»
Дети: Да.
Воспитатель: Что ж, друзья! Ждет нас дорога неведомая, загадочные испытания и увлекательные приключения.
- Я думаю, мы с вами справимся с любыми заданиями, не испугаемся трудностей. Правда, ребята!
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда вперед! Для того чтобы попасть в страну сказок
нам нужно превратиться в паровозик. Готовы?
- Ребята паровозик один, а вагончиков сколько? (Много). Цепляйтесь друг за дружку. Все удобно сели, взяли с собой хорошее настроение и в путь! (Звучит гудок паровоза, перестук колес и мелодия «В гостях у сказки»).
Воспитатель изображает паровоз, дети встают друг за другом, изображая вагончики.
III. Организация продуктивной самостоятельной деятельности детей.
- Первая станция «Угадайка».
Здесь есть волшебный экран с загадками. Ребятки, нам нужно назвать про какую сказку загадка. (Показ слайдов презентации).
- Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
- На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
- Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
- Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. («Теремок»)
- Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки
Кушать не велит. («Маша и медведь»)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы легко справились с заданием и получили что-то? Это ключик? (Нет).
- А что это? (Часть от ключика).
Воспитатель прикрепляет часть ключика к доске.
- И что это значит, как вы думаете? (Предположения детей).
Воспитатель: - Значит, мы на правильном пути и нам нужно продолжить путешествие. Поехали дальше к следующей станции.
(Гудок паровоза, перестук колес, мелодия «В гостях у сказки»).
Вторая станция «Называйка».
- Открывай Матвей коробочку, нам не терпится увидеть, что же там. (Достает мяч).
- У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас будем передавать мяч по кругу друг другу и дополнять имена.
Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и так далее.
(Елена – Прекрасная, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Мальчик–с–пальчик, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч, Лисичка-сестричка, Муха-цокотуха, добрый доктор - Айболит, мышка - норушка, лягушка-квакушка, красная шапочка).
Воспитатель: - Отлично справились с заданием! И за это мы получаем вот что. (Достает из коробки вторую часть ключика и прикрепляет вторую часть ключика к доске).
- Продолжаем путешествие (Гудок паровоза, перестук колес, мелодия «В гостях у сказки»).
(Препятствие между станциями).
- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет только тот, кто скажет слово наоборот:
(Дидактическое упражнение «Слова-антонимы»)
Добрый – злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Большой - маленький
Ласковый - грубый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь
(Перепрыгивают).
Воспитатель: - Третья станция «Исправляйка»
(Словесная игра «Исправь ошибки»).
Воспитатель читает: - «В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стёрлись, и их стало трудно прочитать. Найдите ошибки в названиях сказок».
(Воспитатель достает обложки от сказок, читает неправильные названия, а дети исправляют).
«Муха – поскакуха».
«Царевна - индюшка».
«Настя и медведь».
«Серая Шапочка».
«Петушок – золотой пастушок».
«Гусь в сапогах».
«Сказка о рыбаке и лодке».
Воспитатель: - И с этим заданием вы справились.
(На дне сундука воспитатель находит третью часть ключика и прикрепляет к доске).
- Продолжаем путешествие. (Гудок паровоза, перестук колес, мелодия «В гостях у сказки»).
- Четвертая станция «Растеряйка».
Воспитатель: - Садитесь за столы. Прежде чем выполнить задание, приготовим пальчики:
«На полянке теремок (ладошки соединяем домиком)
Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в "замок")
Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки)
Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
Чтобы не забрался вор.
Тук-тук-тук. тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг! (Руки развести в стороны)»
(Дидактическая игра: «Помоги героям сказок найти свои вещи»).
Посмотрите на карточки, на которых изображены предметы и герои разных сказок. Герои сказок потеряли свои вещи. Нужно помочь отыскать каждому свои вещи. Вам нужно правильно соединить предмет и героя сказки цветными карандашами. (Дети выполняют задание).
- Что у кого? (Воспитатель спрашивает у детей по очереди, какому герою, какая вещь принадлежит).
- Ваня, меч у кого? (У богатыря).
- Надя, туфелька чья? (Золушки) и т. д.
Воспитатель: - Герои сказок говорят вам спасибо.
- Вы получаете часть ключика. (Воспитатель прикрепляет к доске четвертую часть ключика).
- Продолжим путешествие. (Гудок паровоза, перестук колес, мелодия «В гостях у сказки»).
Воспитатель: - Пятая станции «Собирайка».
- Смотрите, а что это? (Шапка-невидимка.)
(Воспитатель берет шапку-невидимку, находит в ней карту).
- Да это же карта, на которой отмечено какое - то место.
(Двигательная игра «Найди место»).
- Но отыщем мы это место, только если пройдем по следующему маршруту: «Пять шагов направо, три прыжка прямо, четыре шага на носочках влево, теперь надо повернуться, да вокруг оглянуться».
(Дети выполняют движения).
IV. Рефлексия участниками образовательной деятельности.
Воспитатель: - Ребята, что это? Открывай Ваня коробочку и доставай, что там лежит. (Ребёнок открывает последнюю коробочку и находит там последнюю часть от ключика).
- Дети, как вы думаете, кто же потерял этот ключик? (Буратино).
- Ну вот, теперь мы справились, какие же мы молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад. (Едут вагончиками). (Гудок паровоза, перестук колес, мелодия «В гостях у сказки»).
V. Обобщение воспитателя.
Воспитатель: - Вот наше путешествие и подошло к концу.
Давайте вспомним, в какие игры вы играли, путешествуя по сказкам?
Какие выполняли задания? (Ответы детей)
- Что было интересно и запомнилось больше всего? (Ответы детей)
- Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А за ваши старания мой друг приготовил для вас сказочные раскраски.