Конспект индивидуального логопедического занятии «Автоматизация звука [Р] с использованием песка»
Конспект индивидуального логопедического занятии
«Автоматизация звука [Р] с использованием песка»
Форма занятия: индивидуальная
Возраст ребенка: 6 лет
Речевой статус ребенка: 1 человек – ОНР III уровень речевого развития.
Время занятия: 25 минут
Место проведения: логопедический кабинет.
Образовательные области:
приоритетная - «Речевое развитие»
в интеграции – «Социально – коммуникативное развитие»
Цель: автоматизация правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. уточнение артикуляционного уклада звука [Р];
2. развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
3. закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;
4. развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова;
5. обогащать словарный запас через формирование представлений о составных частях парусника и называние их;
6. тренировать навык правильного согласования существительных с числительными «два» и «пять»;
7. развивать мелкую моторику рук;
8. развивать внимание, воображение, мышление, пространственную ориентацию.
Оборудование: стол для песка «Остров в океане»; зеркало; игрушечный парусник; магнитная удочка и рыбки-картинки для игры «Рыбалка»; картинки: ракета, радуга, робот, карандаш, корзинка, горох, забор, топор, помидор);»; набор картинок «Угощение»: пирожок, два пирожка, пять пирожков, груша (две груши, пять груш, ватрушка (две ватрушки, пять ватрушек); набор картинок для игры «Составим предложения».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с тобой отправляемся на поиски сокровищ. А помогать нам в поисках будет звук, который слышится в словах Рыба, матРос, моРской, штоРм, коРабль. Ты догадался, что это за звук?
(Ребенок отвечает: звук [Р]).
-Когда произносим звук [Р], губы округлены, а язык много раз ударяет за верхними зубами, горлышко работает.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Звук [Р] сложный для язычка, поэтому перед тем как отправиться в путь нужно сделать гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил все звуки красиво и правильно.
(Выполнение упражнений «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка»).
- Теперь поднимем якорь и заведём «Моторчик»: д-р-р-р.
(Ребенок, повторяя за логопедом, произносит изолированный звук [Р]).
Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта (рассматривают карту «Острова в океане»).
3. Автоматизация в слогах.
- Берем курс на первый остров! Нарисуй на карте наш путь.
(Ребенок пальцем ведет линию на песке к первому острову — прокладывает курс).
- Волны плещутся за бортом, раскачивают наш корабль, и издают вот такие звуки:
РА-РО-РУ РЫ АР-ОР-УР-ИР-ЕР ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
БРА-БРО-БРУ-БРЫ КРА-КРО-КРУ-КРЫ ФРА-ФРО-ФРУ-ФРЫ
(Ребёнок отражённо проговаривает за логопедом звуковые цепочки со звуком [Р] ).
4. Фонематический слух
-На первом острове живут животные, в названии которых есть звук [Р].
(Ребёнок выбирает игрушки, в названии которых есть звук [Р]. )
- Молодец, а теперь плывем дальше.
5. Автоматизация звука [Р] в словах. (Игра «Рыбалка»).
- Посмотри, второй остров оказался необитаемым, но около острова водятся очень красивые рыбки. Сейчас мы их будем ловить для своего аквариума и называть что же мы поймали.
Картинки: Радуга, Ракета, Робот, каРандаш, коРзинка, гоРох, забоР, топоР, помидоР.
(Ребенок берёт удочку и ловит рыбки-картинки. Поймав «рыбку» ребенок называет картинку, изображенную на ней.)
- Молодец рыбак, много рыбы поймал. А теперь плывем дальше.
6. Согласование существительных с числительными «два», «пять». Игра «Угости крокодила»
- А на этом острове живет зубастый, голодный крокодил. Давай накормим его из наших запасов. Угощай крокодила — дай ему один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками.
(Играя в игру ребенок правильно проговаривает (согласовывает) имена существительные с числительными)
7. Пальчиковая гимнастика
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать
(Медленно сжимают ладони)
Рыбка спину изогнула
(Снова изображают, как плывёт рыбка)
Крошку хлебную взяла
(Делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Снова «плывут».
8. Автоматизация звука [Р] в предложениях.
- Отправляемся к четвертому острову. Этот остров захватили пираты. Пираты нам скажут, где находятся сокровища, если мы выиграем в игру, Повторим предложения по картинкам.
Рыбак поймал рыбу
Катер везет груз.
По морю плывет пароход.
Матросы тянут трос.
Ветер раздувал паруса.
Пароходом управляет капитан
Морской конек живет в море.
- А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.)
Что же там за сокровище?
Ребенок открывает сундучок — в нем конфеты.
- Наверное, это проделки пиратов. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.
10. Итог занятия.
- Пора возвращаться домой, наш путь был долгим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?
Рефлексия, самоанализ деятельности ребенка.
-Чем мы сегодня занимались?
-Что делали?
-Какое задание было для тебя сложным?
-Какое задание показалось легким?
-Что тебе понравилось больше всего?
Ты молодец! Наше занятие подошло к концу.
Хохлова Зоя Михайловна