Конспект индивидуального логопедического занятия «В поисках пиратских сокровищ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №48 «ОДУВАНЧИК»
Г.СВЕТЛОГРАД ПЕТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Конспект индивидуального логопедического занятия
«В поисках пиратских сокровищ»
Конкурсант:
Гопаненко Ольга Александровна
Учитель-логопед
МБДОУ ДС № 48 «Одуванчик»
г.Светлоград
Петровского городского округа
Ставропольского края
г.Светлоград 2021 г
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «В поисках пиратских сокровищ».
Цель: - подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов к постановке звука «с».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: - обучать звуковому анализу и синтезу звуков и слов;
- упражнять в правильном произнесении звука [с].
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;
- совершенствовать лексико-грамматические категории;
- развивать целостное восприятие, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитывающие задачи:
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать умение выполнять игровые правила;
-воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: шапки пиратов, магнитофон и мелодия шума моря, бутылка с посланием и картой сокровищ, разрезная картинка корабля, тазик с водой, игрушечные кораблики, кинетический песок, пластмассовые ключи, сундук с сокровищами, диплом пирата.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки», «Я на лодке поплыву»; дидактические игры на формирование грамматического строя «Путешествие пиратов»; составление рассказа по картине
Речевой материал: дидактическая игра «Посчитай острова»,
Используемые технологии: наглядные методы (рассматривание карты сокровищ), словесные методы (обсуждение маршрута движения по карте, словесные игры, вопросы проблемного характера, обсуждение), практические (составление картины корабля, поиск ключей), коррекционные ( выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик).
План занятия
Ход образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Логопед: - Сегодня мы поиграем в пиратов и отправимся на поиски сокровищ.
Что нужно пиратам для путешествия за сокровищами? (корабль, карта, ружье, остров, сокровища).
Логопед: - Правильно! (звучит шум моря)
Логопед: - Тимофей, как ты думаешь, что это шумит? ( море).
Логопед: - Посмотри, что это прибило к нам волной?
Ребенок находит бутылку с посланием и картой. Логопед читает пиратское послание ( см. Приложение рис.1), вместе с ребенком рассматривает карту ( см. Приложение рис.2)
Логопед: - Тимофей, ты готов отправиться на поиски сокровищ? (Да)
Логопед: - Тогда шляпы надеваем, путешествие начинаем! Логопед и ребёнок надевают пиратские шляпы.
II.Основная часть
1.Развитие целостного восприятия, мелкой моторики.
Логопед: - Пришло время выполнить первое задание. Чтобы узнать, на чём мы поплывём за сокровищами, тебе нужно собрать картинку.
Ребёнок собирает разрезную картинку корабля.
Логопед: - Тимофей, на чём мы поплывём до острова? ( На корабле).
А теперь давай скажем волшебные слова пиратов и отправимся на поиски сокровищ (Йо-хо-хо, Йо-хо-хо).
2.Артикуляционная гимнастика
Логопед: - Переходим ко второму заданию, которое называется «Гимнастика для язычка». Упражнения из этого задания помогут тебе в будущем чётко и красиво произносить [c].
"Заборчик"
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Уголки губ максимально разведены. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние. Счет до 10.
Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
"Трубочка"
Вытягиваем губы вперед при сомкнутых зубах - "трубочкой". Удерживать под
счет до 10.
Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Чередовать " Заборчик" - " Трубочка".
Упражнения выполнять поочередно " Заборчик" - " Трубочка". Губы удерживать в каждой позиции 3-5 секунд.
Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
"Накажем непослушный язычок"
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 10.
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет до 10.
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
3.Дыхательная гимнастика.
Логопед: - Молодец! Переходим к третьему заданию. Дыхательная гимнастика «Лодочка, плыви».
Логопед: - Посмотри, какие красивые разноцветные лодочки плавают в нашем море. Давай представим, что подул сильный ветер и начался шторм. Ты знаешь, что такое «Шторм»? Шторм – морская буря с сильным и длительным ветром, который на море сопровождается образованием высоких волн, угрожающих кораблекрушением.
Логопед: - Давай сильно подуем на наши корабли. А теперь возьмём трубочки и попробуем подуть на кораблики, чтобы они поплыли от одного берега, на другой.
4. Согласование существительного с числительным.
Логопед: - Ты отлично справился с этим заданием! Переходим к четвёртому заданию «Посчитай острова».
Логопед показывает ребенку картинку моря с множеством островов ( см. Приложение рис.3)
Логопед: - Как много препятствий, чтобы их проплыть кораблю, нужно посчитать острова.
Один остров
Два острова
Три острова
Четыре острова
Пять островов.
Шесть островов.
5. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: - Ура! Корабль обошел препятствия. Передвигаем фишку на пятое задание. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»; «Лодка».
Логопед: - В этом задании нужно будет выполнить уже известные нам пальчиковые гимнастики «Рыбки» и «Я на лодке поплыву».
«Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли Имитируем плаванье рыб.
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (пальчики сжимаются)
Разожмутся, (Пальчики растопыриваются в стороны)
То зароются в песке. (ручками будто раскапываете песок можно на столе).
«Я на лодке поплыву»
Я на лодке поплыву Имитируем лодочную грублю
На большую глубину Разводим руки в стороны.
Если встречу там кита Ладошки вместе
Помашу ему тогда Машем ладонью.
6. Развитие ручного праксиса.
Логопед: - Итак, мы приплыли с тобой на остров, где спрятаны сокровища пирата. На суше нам осталось выполнить последнее задание «Найди ключ».
В песке зарыты ключи. Тебе нужно отыскать все ключи и один из них поможет тебе открыть сундук с сокровищами.
В кинетическом песке спрятаны ключи. Ребёнок должен найти все ключи.
Логопед: - Ну что ж, пришло время открыть сундук, для этого попробуй подобрать ключ к его замку.
Ребёнок подбирает ключ к нарисованному на сундуке замку. Достаёт из него сокровища-сладости.
Логопед: - Отличная работа! Нам с тобой удалось выполнить задания, которые в будущем помогут тебе хорошо произносить [с] и найти сокровища бесстрашного пирата, но пришла пора превращаться в обычных людей и возвращаться в детский сад. Для того, чтобы нам не пришлось долго плыть обратно, я подскажу вам волшебные слова: - « Раз, два, три, повернись, в детском саде окажись!». Готов?
Ребёнок вместе с логопедом крутится вокруг себя и говорит волшебные слова.
III.Рефлексия
Логопед: - Тимофей, где мы с тобой сегодня побывали? Какие задания выполняли?
Логопед: - Посмотри, у меня на столе стоят стаканчики-эмоции. С помощью этих стаканчиков оцени своё настроение в конце занятия (отличное, хорошее, грустное). Поставь трубочку в стаканчик с эмоциями.
Логопед раздаёт ребёнку коктейльные трубочки для самооценки настроения.
Логопед: – А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся в группу. До свидания!
Список литературы
Комарова Л.А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. » М.: Изд. ГНОМ и Д, 2009г.
Спивак Е.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2007г.
Куликовская Т.А. «Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей». М.: Изд. ГНОМ и Д, 2012г.
Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Энциклопедия логопедических игр». Изд.: Каро, 2007г.
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой». Изд.: Метафора, 2011г.
Куликовская Т.А. «Артикуляционная азбука». М.: Изд. ИД «Карапуз», 2004г.
Интернет-ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.1
Рис.2
Рис. 3
8
Пролубщикова Наталья Владимировна