Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «У бабушки в деревне» (дифференциация звуков [С] — [Ш])

25
10
Материал опубликован 21 July 2020 в группе

ВСЕРОССИЙСКИЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ НА ЛУЧШУЮ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ»

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

«У бабушки в деревне» (дифференциация звуков [С]  — [Ш])

Старшая возрастная группа (6-8 лет).

Цель: закреплять навык правильного произношения звуков [С] и [Ш], умение дифференцировать данные звуки на слух и в собственной речи.

Задачи:

Провести сравнительный анализ артикуляции звуков [С-Ш]; автоматизировать произношение этих звуков в речи, формировать навык дифференциации звуков в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать упражнять в делении слов на слоги; в согласовании прилагательных с существительными; закреплять навык построения грамматически правильной фразы.

Совершенствовать фонематический слух, произвольное восприятие, познавательные процессы, мелкую моторику.

    Воспитывать заботливое и внимательное отношения к людям старшего поколения;          формировать коммуникативные навыки, самоконтроль.

Планируемые результаты: ребёнок достаточно хорошо владеет произношением звуков [С-Ш], может легко их дифференцировать; у ребёнка развита мелкая моторика; дошкольник способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам.

Оборудование:

Авторский логопедический плей-кейс «Деревенские истории», предметы мебели (скамейка, шкаф), фигурки бабушки и дедушки, деревянные фигурки со звуками [С] и [Ш], пособие для дыхательной гимнастики «Чашечка», лабиринты, аудио запись песни о бабушке.


Ход занятия:

Этап 1. Мотивация к образовательной деятельности (2 минуты)


Цель этапа: привлечение внимания, переход от свободной игры к организованной деятельности

Логопед предлагает прослушать аудио запись песни о бабушке.

Логопед: О ком эта песня? А у тебя есть бабушка? Где живет твоя бабушка? Чем она занимается?

Ребенок отвечает на вопросы о своей бабушке.

Логопед: Не всегда бабушка живёт со всеми вместе. Она может жить в деревне или в другом городе.

Этап 2. Основная часть. (12 минут)

Сегодня я приглашаю тебя   в гости к бабушке, в деревню.

Путь нам предстоит длинный, сначала мы поедем на велосипеде. Давай накачаем колеса нашим велосипедам: с-с-с-с… . Ведем фишку по лабиринту и произносим: с-с-с-с… Сначала выполняем движение ведущей рукой. Если ребенок может справиться, выполняем задание двумя руками одновременно.

t1595280950aa.jpg

А теперь отправимся пешком через лес, ветер качает деревья и шумит ш-ш-ш-ш….

t1595280950ab.jpg

Вот уже на горизонте показалась деревня, в которую мы держим путь. Вспомни, как мы качали колеса велосипеда. А как шумели деревья в лесу?

Уточняем место положения языка при произнесении звуков [С] и [Ш], просим сравнить воздушную струю образуемую при произнесении одного и другого звуков.

Ребенок несколько раз произносит звуки.

Логопед: А теперь пальчиками пошагаем по дорожке. Имитируя пальцами ходьбу человека на каждый шаг проговариваем: са-ша-са-ша-са-ша.

Ребенок повторяет действия за логопедом.

Логопед: Вот мы и в деревне (артикуляционная гимнастика). Выполняется перед зеркалом.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка нам широко улыбнулась (губы в широкой улыбке),

Поцеловать она нас потянулись (губы тянутся вперёд).

Бабушка блинчики нам испекли (широкий язычок прижимаем губами)

С вкусным вареньем нам подала(облизываем широким языком верхнюю губу).

Чашки готовим, чтоб чаю налить  (широкий язык загибаем кверху чашечкой, удерживаем в таком положении 5-7 сек.).

Чай-то горячий, спешим остудить.

Упражнение на выработку правильного речевого дыхания «Горячий чай»

t1595280950ac.jpg

Игра «Чаепитие». Представлена игровым полем и карточками с изображением посуды. На каждом предмете посуды картинка с заданными звуками.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С - Ш], закрепление знаний названий посуды, развитие фонематического восприятия, мелкой моторики рук, внимания и мышления.

Логопед: Бабушка и дедушка собираются обедать (завтракать, ужинать), помоги им поставить посуду на стол. Для бабушки составь сервиз, подбери посуду с картинками в названии которых есть звук [С], а для дедушки звук [Ш].

t1595280950ad.jpg

Ребенок выполняет задание.

Логопед: Молодец, как ловко ты управился с посудой.

После обеда бабушка и дедушка решили сделать уборку. Помоги им навести порядок. Все предметы в которых есть звук «С» положи на, а со звуком «Ш» - в шкаф.

t1595280950ae.jpg


Ребенок выполняет задание.

Логопед: Какие вещи ты положил на скамейку? Какие вещи положил в шкаф?

Логопед: В доме чисто, вещи в порядке. Предлагаю прогуляться.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Логопед: Посмотри сколько во дворе у бабушки разных домашних животных. Кого ты видишь?

Ребенок: Я вижу лошадь.

Ребенок: Я вижу петушка.

Ребенок: Я вижу собаку.

Ребенок: Я вижу барашка.

Ребенок: Я вижу свинку.

Ребенок: Я вижу кошку.

t1595280950af.png

Логопед: Давай с этими животными поиграем в игру «Один-много».

Одна кошка и много ….

Одна собака и много …

Одна лошадь и много …

Одна свинка и много …

Один петушок и много ….

Логопед: Пока мы играли, животные проголодались. Помоги бабушке их накормить.

Логопед: Собака ест косточку или кошточку?

Ребенок: Собака ест косточку.

Логопед: Свинья ест картошку или картоску?

Ребенок: Свинья ест картошку.

Логопед: Лошадь ест овёс или овёш?

Ребенок: Лошадь ест овёс.

Логопед: Кошка ест сметану или шметану?

Ребенок: Кошка ест сметану.

t1595280950ag.jpg

Логопед: Животных накормили!

Теперь давай поиграем. Слушай чистоговорку, запоминай и за мной повторяй.

t1595280950ah.jpg

Этап 3. Подведения итогов (1 мин.)

Логопед: тебе понравилось путешествие в деревню? Какие задания тебе запомнились? Какое задание было сложным?

А какое настроение у тебя после занятия?

Рефлексия.

Предлагает выбрать смайлик соответствующий настроению.



Список использованной литературы

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии [Текст, иллюстрации]: учебно-методическое пособие/В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.: ил.

3. Ивановская, О. Г. Энциклопедия логопедических игр / О.Г. Ивановская,

Л.Я. Гадасина. - М.: Каро, 2007. - 200 c.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» 02/2018 с. 44-47 Е. Тихомирова. Многофункциональные комплекты по развитию речи.

5. Журнал «Ребенок в детском саду» 09/2018 с. 36-40 Е. Тихомирова. Логопедический плей кейс «Деревенские истории».

6. Шалаева, Галина Логопедические игры / Галина Шалаева. - М.: Слово, Эксмо, 2008. - 176 c.

7. Гадасина, Л.Я. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр / Л.Я. Гадасина, О.Г. Иванковская. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 1999. – 95с.

8. Смирнова, Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.:  Мозаика-Синтез, 2004. – 56с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за насыщенный, яркий и полезный практический материал!!!

21 July 2020

Спасибо, Наталья Федоровна.

21 July 2020

И ЭТО ОТЛИЧНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

21 July 2020

Екатерина Витальевна, поздравляю с Победой в конкурсе!!! Отличная разработка!!!

17 August 2020

Огромное спасибо, Светлана Анатольевна!!!

17 August 2020

Поздравляю с Победой!

18 August 2020

Огромное спасибо!!!

18 August 2020

С победой поздравляю. Прекрасная работа.Есть чему учиться коллегам!

20 August 2020

Огромное спасибо, Наталья Кузьминична!!!

21 August 2020

Отличная разработка, Екатерина Витальевна.

12 August 2022

Похожие публикации