Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «У бабушки в деревне» (дифференциация звуков [С] — [Ш])
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ НА ЛУЧШУЮ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ»
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
«У бабушки в деревне» (дифференциация звуков [С] — [Ш])
Старшая возрастная группа (6-8 лет).
Цель: закреплять навык правильного произношения звуков [С] и [Ш], умение дифференцировать данные звуки на слух и в собственной речи.
Задачи:
Провести сравнительный анализ артикуляции звуков [С-Ш]; автоматизировать произношение этих звуков в речи, формировать навык дифференциации звуков в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать упражнять в делении слов на слоги; в согласовании прилагательных с существительными; закреплять навык построения грамматически правильной фразы.
Совершенствовать фонематический слух, произвольное восприятие, познавательные процессы, мелкую моторику.
Воспитывать заботливое и внимательное отношения к людям старшего поколения; формировать коммуникативные навыки, самоконтроль.
Планируемые результаты: ребёнок достаточно хорошо владеет произношением звуков [С-Ш], может легко их дифференцировать; у ребёнка развита мелкая моторика; дошкольник способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам.
Оборудование:
Авторский логопедический плей-кейс «Деревенские истории», предметы мебели (скамейка, шкаф), фигурки бабушки и дедушки, деревянные фигурки со звуками [С] и [Ш], пособие для дыхательной гимнастики «Чашечка», лабиринты, аудио запись песни о бабушке.
Ход занятия:
Этап 1. Мотивация к образовательной деятельности (2 минуты)
Цель этапа: привлечение внимания, переход от свободной игры к организованной деятельности
Логопед предлагает прослушать аудио запись песни о бабушке.
Логопед: О ком эта песня? А у тебя есть бабушка? Где живет твоя бабушка? Чем она занимается?
Ребенок отвечает на вопросы о своей бабушке.
Логопед: Не всегда бабушка живёт со всеми вместе. Она может жить в деревне или в другом городе.
Этап 2. Основная часть. (12 минут)
Сегодня я приглашаю тебя в гости к бабушке, в деревню.
Путь нам предстоит длинный, сначала мы поедем на велосипеде. Давай накачаем колеса нашим велосипедам: с-с-с-с… . Ведем фишку по лабиринту и произносим: с-с-с-с… Сначала выполняем движение ведущей рукой. Если ребенок может справиться, выполняем задание двумя руками одновременно.
А теперь отправимся пешком через лес, ветер качает деревья и шумит ш-ш-ш-ш….
Вот уже на горизонте показалась деревня, в которую мы держим путь. Вспомни, как мы качали колеса велосипеда. А как шумели деревья в лесу?
Уточняем место положения языка при произнесении звуков [С] и [Ш], просим сравнить воздушную струю образуемую при произнесении одного и другого звуков.
Ребенок несколько раз произносит звуки.
Логопед: А теперь пальчиками пошагаем по дорожке. Имитируя пальцами ходьбу человека на каждый шаг проговариваем: са-ша-са-ша-са-ша.
Ребенок повторяет действия за логопедом.
Логопед: Вот мы и в деревне (артикуляционная гимнастика). Выполняется перед зеркалом.
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка нам широко улыбнулась (губы в широкой улыбке),
Поцеловать она нас потянулись (губы тянутся вперёд).
Бабушка блинчики нам испекли (широкий язычок прижимаем губами)
С вкусным вареньем нам подала(облизываем широким языком верхнюю губу).
Чашки готовим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой, удерживаем в таком положении 5-7 сек.).
Чай-то горячий, спешим остудить.
Упражнение на выработку правильного речевого дыхания «Горячий чай»
Игра «Чаепитие». Представлена игровым полем и карточками с изображением посуды. На каждом предмете посуды картинка с заданными звуками.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С - Ш], закрепление знаний названий посуды, развитие фонематического восприятия, мелкой моторики рук, внимания и мышления.
Логопед: Бабушка и дедушка собираются обедать (завтракать, ужинать), помоги им поставить посуду на стол. Для бабушки составь сервиз, подбери посуду с картинками в названии которых есть звук [С], а для дедушки звук [Ш].
Ребенок выполняет задание.
Логопед: Молодец, как ловко ты управился с посудой.
После обеда бабушка и дедушка решили сделать уборку. Помоги им навести порядок. Все предметы в которых есть звук «С» положи на, а со звуком «Ш» - в шкаф.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: Какие вещи ты положил на скамейку? Какие вещи положил в шкаф?
Логопед: В доме чисто, вещи в порядке. Предлагаю прогуляться.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
Логопед: Посмотри сколько во дворе у бабушки разных домашних животных. Кого ты видишь?
Ребенок: Я вижу лошадь.
Ребенок: Я вижу петушка.
Ребенок: Я вижу собаку.
Ребенок: Я вижу барашка.
Ребенок: Я вижу свинку.
Ребенок: Я вижу кошку.
Логопед: Давай с этими животными поиграем в игру «Один-много».
Одна кошка и много ….
Одна собака и много …
Одна лошадь и много …
Одна свинка и много …
Один петушок и много ….
Логопед: Пока мы играли, животные проголодались. Помоги бабушке их накормить.
Логопед: Собака ест косточку или кошточку?
Ребенок: Собака ест косточку.
Логопед: Свинья ест картошку или картоску?
Ребенок: Свинья ест картошку.
Логопед: Лошадь ест овёс или овёш?
Ребенок: Лошадь ест овёс.
Логопед: Кошка ест сметану или шметану?
Ребенок: Кошка ест сметану.
Логопед: Животных накормили!
Теперь давай поиграем. Слушай чистоговорку, запоминай и за мной повторяй.
Этап 3. Подведения итогов (1 мин.)
Логопед: тебе понравилось путешествие в деревню? Какие задания тебе запомнились? Какое задание было сложным?
А какое настроение у тебя после занятия?
Рефлексия.
Предлагает выбрать смайлик соответствующий настроению.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии [Текст, иллюстрации]: учебно-методическое пособие/В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.: ил.
3. Ивановская, О. Г. Энциклопедия логопедических игр / О.Г. Ивановская,
Л.Я. Гадасина. - М.: Каро, 2007. - 200 c.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» 02/2018 с. 44-47 Е. Тихомирова. Многофункциональные комплекты по развитию речи.
5. Журнал «Ребенок в детском саду» 09/2018 с. 36-40 Е. Тихомирова. Логопедический плей кейс «Деревенские истории».
6. Шалаева, Галина Логопедические игры / Галина Шалаева. - М.: Слово, Эксмо, 2008. - 176 c.
7. Гадасина, Л.Я. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр / Л.Я. Гадасина, О.Г. Иванковская. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 1999. – 95с.
8. Смирнова, Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 56с.
Кияйкина Наталья Федоровна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Дементьева Ирина Михайловна
Ватолина Светлана Анатольевна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Родионова Татьяна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Полева Наталья Кузьминична
Тихомирова Екатерина Витальевна
Голдина Лилия Вильевна