Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения (ребенок с тугоухостью III степени старшего дошкольного возраста)
Тема: звук «К».
Цель: формирование умения правильно воспроизводить звуки речи; развитие слухового восприятия.
Задачи:
формировать навык правильного произношения звука [к] в начальной позиции и в позиции между гласными;
формировать навык дифференциации звуков [к] - [г] на материале слогов, слов и фраз;
учить слитному произношению ряда слогов, слов;
формировать слуховое восприятие в процессе работы над словом, фразой;
развивать психические процессы ребёнка (память, внимание, мышление)
Оборудование: экран, изображения с картинками, карточки со слогами, игрушки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность ребенка |
I.Организационный момент | - Доброе утро! - Аппарат работает? - Как ты слышишь? - Как ты думаешь, что мы сегодня будем делать на занятии? - Правильно, молодец. | - Доброе утро. - Да, аппарат работает. - Я слышу хорошо. - Я буду слушать и говорить. |
II. Основная часть Формирование произношения Если ребенок устал, можно провести Физкульт. минутку Поднимайка плечики. Прыгай как кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Прыгать на носках легко. Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко Прыгать на носках легко. (по усмотрению педагога) Развитие слухового восприятия | Работа над речевым дыханием - Скажи слитно, на одном выдохе слоги: КА, КУ, КИ, КЕ. - Скажи слитно, на одном выдохе слова: КАША, КУСТ, КИТ, КЕША. Автоматизация звука «К» в словах, слогах, фразах - Дима, сейчас мы поиграем в игру, тебе нужно будет достать карточку и проговорить какой слог ты видишь: КА КО КУ АКА АКО АКУ АК ОК УК - Смотри к нам в гости пришли игрушки, какие игрушки ты знаешь? - Дима смотри в этих словах, которые ты назвал есть звук и буква «К» как на карточках. - Сейчас к нам пришло новое задание и нам нужно заменить картинку словом, ты готов? - даёт - ловит - Катя пьёт - Кирилл поливает - Какой ты молодец, справился с заданием! Дифференциация звуков [к] - [г] на материале слогов, слов и фраз - Дима, у нас есть два звука: [к] – нет голоса (глухой согласный) [г] – есть голос (звонкий согласный). Прочитай слоги и слова: КА – ГА КО – ГО КУ – ГУ КЫ – ГЫ АКА – АГА АКО – АГО УКУ – УГУ ЫКЫ – ЫГЫ КАЛЬКА – ГАЛЬКА КОРКИ – ГОРКИ КУБКИ – ГУБКИ ШАГАЛ – ШАКАЛ - Дима повтори за мной, что я говорю: КА, КО, УКУ, УГУ. -Педагог предлагает речевой материал по теме: «Домашние животные». - Дима покажи, где живут домашние животные и расскажи почему (ребенку предлагаются картинки: дом (со стойлом), лес, полянка). - Дима, посмотри на картинки и назови какие животные живут с Катей? (ребенку предлагаются картинки: корова, коза, кошка). - Возьми картинку с изображением коровы и покажи где она живёт? - Возьми картинку с изображением кошки и покажи где она живёт? - Возьми картинку с изображением козы и покажи где она живет? -Дима повтори за мной: *Корова живёт в хлеву. *Кошка живёт в доме. *Коза живёт в загоне. - Дима угадай «Кто это?» - Назови какие они? - Дима – ты большой молодец! | - ребенок слитно, на одном выдохе говорит слоги: КА, КУ, КИ, КЕ. - Ребенок слитно, на одном выдохе говорит слова: КАША, КУСТ, КИТ, КЕША. - ребенок достает карточки со слогами и проговаривает их. - кошка, корова, мишка, кукла, лук (ребенок называет устно – дактильно). (педагог показывает карточки и объясняет ребенку) - Да - ребенок смотрит и картинку заменяет словом. - Корова даёт молоко. - Кошка ловит мышку. - Катя пьёт сок. - Кирилл поливает лук. - Ребенок читает слоги и слова. - ребенок повторяет за педагогом (педагог использует экран) - Домашние животные живут дома (в стойле), потому что о них заботится человек. - С Катей живут корова, коза и кошка. (ребенок берёт картинки с изображением животных и на картинке находит место, где должно жить животное). - Ребенок повторяет за педагогом. - На картинке изображен Конь и Кролик. - Конь – быстрый, красивый, лихой. - Кролик – пушистый, длинноухий. |
III Рефлексия | - Что ты делал на занятии? - Ты сегодня большой молодец, хорошо работал на занятии. | - Я слушал и говорил. - Прощается с педагогом. |