Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения по теме «Автоматизация звука "Ч" в различных позициях. Восприятие "пёстрого" речевого материала»
Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 5 классе по теме: "Автоматизация звука «Ч» в различных позициях. Восприятие «пёстрого» речевого материала"
Акрамова Луиза Саитовна,
учитель - дефектолог ГБОУ УКШИ № 30
для глухих и слабослышащих обучающихся
Тема: Автоматизация звука «Ч» в различных позициях. Восприятие «пёстрого» речевого материала.
Цель: Формирование навыков правильного произношения звука «Ч», восприятия на слух «пёстрого» речевого материала в условиях, близких к естественным, соблюдения правил орфоэпии в самостоятельной речи.
Задачи:
- Закреплять правильную артикуляцию звука «Ч» в различных позициях с помощью речевых игр и упражнений, а также в потоке речи;
- упражнять в умении применять в речи правило орфоэпии: «как надо правильно говорить сочетания звуков -чт в слове что и производных от него (потому что, кое-что, ничто)»;
- развивать слуховое восприятие в работе над «пёстрым» речевым материалом (обиходно – разговорного характера и учебных предметов) и в процессе восприятия звуков окружающей среды в аудиозаписи;
- формировать умение добывать неизвестную информацию из различных источников, включая интернет – ресурсы;
- обогащать словарный запас, логическое мышление и память;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: карточки с заданиями, картинки, фотоматериалы, аудиозаписи со звуками окружающей среды, голосами птиц, насекомых, ноутбук с колонками
Ученица 5 класса
Диагноз: двусторонняя сенсоневральная глухота
Слухопротезирована кохлеарным имплантом фирмы «Advanced Bionics» на правое ухо
Ход занятия:
I.Оргмомент. Проверка работы слухового аппарата.
- Доброе утро, (имя ученицы) .
- Ты меня слышишь?
- Какое сегодня число?
- Какой сегодня день недели?
- Как у тебя дела?
- Как ты себя чувствуешь?
II.Произношение:
1.Работа с профилем звука «Ч».
- Напомни мне какой звук мы учимся говорить правильно? (звук Ч)
Давай посмотрим на профиль звука «Ч» и ещё раз повторим приёмы самоконтроля: как надо правильно говорить звук «Ч».
- Губы слегка выдвинуты вперёд. Зубы сжаты. Кончик языка находится за верхними зубами. Язык имеет форму чашечки. Звук «Ч» глухой звук – проверь есть или нет вибрация горла (вибрации нет – голоса нет). Толчок воздуха проверь тыльной стороной ладони (ощущаем толчок воздуха).
Звук «Ч» всегда говорим мягко.
2. Послушай и повтори:
АЧ – АЧ – АЧ испеку калач
ОЧ – ОЧ – ОЧ мама моет дочь
ЧУ – ЧУ – ЧУ на шаре улечу
ОЧКА - ОЧКА - ОЧКА в огороде бочка
ЧАТА - ЧАТА - ЧАТА у бабушки внучата
ЧЕЙ – ЧЕЙ – ЧЕЙ вот бежит ручей
(ученица слушает чистоговорку, находит нужную табличку, читает, потом переворачивает табличку, а на обратной стороне таблички картинки)
3. Назови картинки
(мяч, чайник, мальчик держит кисточку , чашка, кузнечик, девочка катается на качелях )
4. Слуховой диктант
- Будем писать диктант (ученица воспринимает слова и записывает на доске)
Врач, чёрный, учит, печенье, замечательный, учитель, чистая, чашка, бабочка, девочка, чай, отличный, ласточка, грач, горячий, часы, пчела, лечит.
- Какие слова обозначают профессии? (ученица воспринимает и выполняет задания)
- Какие слова обозначают насекомых?
- Что здесь живое, а что неживое?
- Назови неодушевлённые существительные.
- Назови одушевлённые существительные.
- Найди прилагательные.
- Найди глаголы.
- Составь словосочетания (прилагательное + существительное)
- Придумай два предложения с любыми словами или словосочетанием.
5. Упражнение «Небылицы».
Я тоже придумала предложения. Скажи, правильные они или нет?
Задача решила ученика.
Бабочка ловит девочку сачком.
Рыбка поймала Вовочку на удочку.
А как правильно?
6. Повторение правила орфоэпии. ( А.Н. Пфафенродт «Произношение» 4 класс, стр.215)
Давай вспомним как надо говорить сочетания звуков -чт в слове что и производных от него (потому что, кое-что, ничто).
В словах что, потому что, кое-что, ничто сочетание звуков –чт произносим как /шт/: что, потому что, кое-что, ничто.
Во всех других словах с сочетанием – чт, слова произносятся как /чт/ (почта, мечта)
Составь предложения со словом потому что.
Я начну, а ты продолжи:
Галя пошла к врачу, потому что … (неважно себя почувствовала).
Витя получил двойку, потому что …(не выучил уроки).
Скоро вы будете отдыхать, потому что …(начнутся зимние каникулы).
- Какие каникулы ты любишь больше – зимние или летние?
- Куда ты ездила на летних каникулах?
III. РСВ. Восприятие «пёстрого» речевого материала и звуков окружающей среды (в аудиозаписи).
Будем отгадывать кроссворд. Задания к кроссворду:
-Послушай, что это за звук? (шум моря)
-Посмотри на фотографию – какое это море шумит (ответ №1 Чёрное)
-Послушай, а что это за звук? пчела жужжит (ответ №2 пчела)
-Кто это чирикает? (ответ №3 воробей)
-Посмотри на фотографию – что это за архитектурное сооружение? (используется фотография с летнего отдыха девочки на Чёрном море)
- Ласточкино гнездо (второе слово из словосочетания и будет ответом № 4 гнездо).
- Знаешь ли ты, кто построил это здание, похожее на замок?
-Если не знаешь, как ты можешь это узнать? (прочитать в книге, спросить у кого-нибудь, посмотреть в интернете). Давай прочитаем в книге «Крым».
-Кто так кричит? (ответ № 5 чайка).
-А это чей голос? (ответ № 6 сыч).
-Догадайся по описанию кто это?
-Это мальчик, он учится в 5Б классе. У него чёрные глаза, чёрные волосы, он обычно носит чёрные брюки, белую рубашку с чёрным галстуком и чёрный жилет. На ногах у мальчика чёрные носки и чёрные кроссовки.
- Магданов (в конспекте указана ненастоящая фамилия ученика). Его фамилия – это ответ на вопрос № 7 кроссворда.
- Давай посмотрим на фотографию. Тут весь ваш класс.
- На каком это вы мероприятии? (из города Челябинска с новогодним поздравлением приезжали ребята из группы «Лучик детства»)
-Послушай, кто это так шумит (стрекочет)? (ответ № 8 сверчок).
-А что это за звук? (ответ № 9 часы).
- Какое слово у нас получилось в жёлтых клеточках? (Чебоксары)
- … (имя ученицы), а знаешь ли ты, что это?
- Это город.
- Столицей какой республики является город Чебоксары?
- А как можно узнать ответ на то, что не знаешь (незнакомую информацию)?
- Посмотреть в интернете.
(Девочка определяет, что Чебоксары – это столица Чувашии.)
- Какой ещё город со звуком «Ч» ты знаешь? (Сочи)
- А чем знаменит этот город? (В Сочи проходили зимние олимпийские игры)
- А в каком году в Сочи прошли зимние олимпийские игры?
- Надо позвонить кому-нибудь и спросить.
(Ученица звонит библиотекарю и узнаёт ответ).
- А ты занимаешься каким-нибудь видом спорта?
- Легкой атлетикой.
- Молодец.
IV. Рефлексивно – оценочный этап.
- …, какое у тебя настроение после урока? Почему?
- Что ты сегодня узнала нового?
- Что тебе было на занятии трудно? А что легко?
- А что особенно понравилось?
- Давай спросим у наших гостей, какое у них настроение? Почему?
- Ты занималась хорошо, старалась. Молодец!
Список литературы:
Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал, - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 48 с.
Пфафенродт А.Н. «Произношение. 4 класс», – М.: Просвещение, с.215
Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить», – М.: Просвещение, 2000 г., с. 155, 159.
«Путешествуй с удовольствием» Т 28 «Крым», – Москва: ООО "Издательство "Директ-Медиа" по заказу ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда", 2014
ЭОР: «Логопедические упражнения». Выпуск 1 (компакт- диск) – издательство «Учитель», 2010