Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения по теме «Автоматизация звука "Ч" в различных позициях. Восприятие "пёстрого" речевого материала»

0
0
Материал опубликован 27 November 2018

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 5 классе по теме: "Автоматизация звука «Ч» в различных позициях. Восприятие «пёстрого» речевого материала"

Акрамова Луиза Саитовна,

учитель - дефектолог ГБОУ УКШИ № 30

для глухих и слабослышащих обучающихся


 

Тема: Автоматизация звука «Ч» в различных позициях. Восприятие «пёстрого» речевого материала.

Цель: Формирование навыков правильного произношения звука «Ч», восприятия на слух «пёстрого» речевого материала в условиях, близких к естественным, соблюдения правил орфоэпии в самостоятельной речи.

Задачи:

- Закреплять правильную артикуляцию звука «Ч» в различных позициях с помощью речевых игр и упражнений, а также в потоке речи;

- упражнять в умении применять в речи правило орфоэпии: «как надо правильно говорить сочетания звуков -чт в слове что и производных от него (потому что, кое-что, ничто)»;

- развивать слуховое восприятие в работе над «пёстрым» речевым материалом (обиходно – разговорного характера и учебных предметов) и в процессе восприятия звуков окружающей среды в аудиозаписи;

- формировать умение добывать неизвестную информацию из различных источников, включая интернет – ресурсы;

- обогащать словарный запас, логическое мышление и память;

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля за собственной речью.

Оборудование: карточки с заданиями, картинки, фотоматериалы, аудиозаписи со звуками окружающей среды, голосами птиц, насекомых, ноутбук с колонками

Ученица 5 класса

Диагноз: двусторонняя сенсоневральная глухота

Слухопротезирована кохлеарным имплантом фирмы «Advanced Bionics» на правое ухо

Ход занятия:

I.Оргмомент. Проверка работы слухового аппарата.

- Доброе утро, (имя ученицы) .

- Ты меня слышишь?

- Какое сегодня число?

- Какой сегодня день недели?

- Как у тебя дела?

- Как ты себя чувствуешь?

II.Произношение:

1.Работа с профилем звука «Ч».

- Напомни мне какой звук мы учимся говорить правильно? (звук Ч)

Давай посмотрим на профиль звука «Ч» и ещё раз повторим приёмы самоконтроля: как надо правильно говорить звук «Ч».

- Губы слегка выдвинуты вперёд. Зубы сжаты. Кончик языка находится за верхними зубами. Язык имеет форму чашечки. Звук «Ч» глухой звук – проверь есть или нет вибрация горла (вибрации нет – голоса нет). Толчок воздуха проверь тыльной стороной ладони (ощущаем толчок воздуха).

Звук «Ч» всегда говорим мягко.

2. Послушай и повтори:

АЧ – АЧ – АЧ испеку калач

ОЧ – ОЧ – ОЧ мама моет дочь

ЧУ – ЧУ – ЧУ на шаре улечу

ОЧКА - ОЧКА - ОЧКА в огороде бочка

ЧАТА - ЧАТА - ЧАТА у бабушки внучата

ЧЕЙ – ЧЕЙ – ЧЕЙ вот бежит ручей

(ученица слушает чистоговорку, находит нужную табличку, читает, потом переворачивает табличку, а на обратной стороне таблички картинки)

3. Назови картинки

(мяч, чайник, мальчик держит кисточку , чашка, кузнечик, девочка катается на качелях )

4. Слуховой диктант

- Будем писать диктант (ученица воспринимает слова и записывает на доске)

Врач, чёрный, учит, печенье, замечательный, учитель, чистая, чашка, бабочка, девочка, чай, отличный, ласточка, грач, горячий, часы, пчела, лечит.

- Какие слова обозначают профессии? (ученица воспринимает и выполняет задания)

- Какие слова обозначают насекомых?

- Что здесь живое, а что неживое?

- Назови неодушевлённые существительные.

- Назови одушевлённые существительные.

- Найди прилагательные.

- Найди глаголы.

- Составь словосочетания (прилагательное + существительное)

- Придумай два предложения с любыми словами или словосочетанием.

5. Упражнение «Небылицы».

Я тоже придумала предложения. Скажи, правильные они или нет?

Задача решила ученика.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.

А как правильно?

6. Повторение правила орфоэпии. ( А.Н. Пфафенродт «Произношение» 4 класс, стр.215)

Давай вспомним как надо говорить сочетания звуков -чт в слове что и производных от него (потому что, кое-что, ничто).

В словах что, потому что, кое-что, ничто сочетание звуков –чт произносим как /шт/: что, потому что, кое-что, ничто.

Во всех других словах с сочетанием – чт, слова произносятся как /чт/ (почта, мечта)

Составь предложения со словом потому что.

Я начну, а ты продолжи:

Галя пошла к врачу, потому что … (неважно себя почувствовала).

Витя получил двойку, потому что …(не выучил уроки).

Скоро вы будете отдыхать, потому что …(начнутся зимние каникулы).

- Какие каникулы ты любишь больше – зимние или летние?

- Куда ты ездила на летних каникулах?

III. РСВ. Восприятие «пёстрого» речевого материала и звуков окружающей среды (в аудиозаписи).

Будем отгадывать кроссворд. Задания к кроссворду:

-Послушай, что это за звук? (шум моря)

        -Посмотри на фотографию – какое это море шумит (ответ №1 Чёрное)

-Послушай, а что это за звук? пчела жужжит (ответ №2 пчела)

-Кто это чирикает? (ответ №3 воробей)

-Посмотри на фотографию – что это за архитектурное сооружение? (используется фотография с летнего отдыха девочки на Чёрном море)

        - Ласточкино гнездо (второе слово из словосочетания и будет ответом № 4 гнездо).

        - Знаешь ли ты, кто построил это здание, похожее на замок?

       -Если не знаешь, как ты можешь это узнать? (прочитать в книге, спросить у кого-нибудь, посмотреть в интернете). Давай прочитаем в книге «Крым».

-Кто так кричит? (ответ № 5 чайка).

-А это чей голос? (ответ № 6 сыч).

-Догадайся по описанию кто это?

        -Это мальчик, он учится в 5Б классе. У него чёрные глаза, чёрные волосы, он обычно носит чёрные брюки, белую рубашку с чёрным галстуком и чёрный жилет. На ногах у мальчика чёрные носки и чёрные кроссовки.

        - Магданов (в конспекте указана ненастоящая фамилия ученика). Его фамилия – это ответ на вопрос № 7 кроссворда.

         - Давай посмотрим на фотографию. Тут весь ваш класс.

        - На каком это вы мероприятии? (из города Челябинска с новогодним поздравлением приезжали ребята из группы «Лучик детства»)

-Послушай, кто это так шумит (стрекочет)? (ответ № 8 сверчок).

-А что это за звук? (ответ № 9 часы).

- Какое слово у нас получилось в жёлтых клеточках? (Чебоксары)

- … (имя ученицы), а знаешь ли ты, что это?

- Это город.

- Столицей какой республики является город Чебоксары?

- А как можно узнать ответ на то, что не знаешь (незнакомую информацию)?

- Посмотреть в интернете.

(Девочка определяет, что Чебоксары – это столица Чувашии.)

- Какой ещё город со звуком «Ч» ты знаешь? (Сочи)

- А чем знаменит этот город? (В Сочи проходили зимние олимпийские игры)

- А в каком году в Сочи прошли зимние олимпийские игры?

- Надо позвонить кому-нибудь и спросить.

(Ученица звонит библиотекарю и узнаёт ответ).

- А ты занимаешься каким-нибудь видом спорта?

- Легкой атлетикой.

- Молодец.

IV. Рефлексивно – оценочный этап.

- …, какое у тебя настроение после урока? Почему?

- Что ты сегодня узнала нового?

- Что тебе было на занятии трудно? А что легко?

- А что особенно понравилось?

- Давай спросим у наших гостей, какое у них настроение? Почему?

- Ты занималась хорошо, старалась. Молодец!

 

Список литературы:

Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал, - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 48 с.

Пфафенродт А.Н. «Произношение. 4 класс», – М.: Просвещение, с.215

Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить», – М.: Просвещение, 2000 г., с. 155, 159.

«Путешествуй с удовольствием» Т 28 «Крым», – Москва: ООО "Издательство "Директ-Медиа" по заказу ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда", 2014

ЭОР: «Логопедические упражнения». Выпуск 1 (компакт- диск) – издательство «Учитель», 2010

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации