Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта «Сказка для паучка»
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта
«Сказка для паучка» в рамках цикла занятий по развитию эмоционально-волевой сферы.
Павлюченко Татьяна Сергеевна
педагог-психолог МБДОУ №8 «Лесная сказка»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей.
Занятие имеет профилактически-развивающее и коррекционно-компенсаторное направления и решает следующие задачи:
• развитие групповой сплоченности;
• снятие психомоторного напряжения;
• снятие эмоциональных зажимов;
• развитие эмоциональной сферы;
• развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: «Сказочная шкатулка», индивидуальные подушки, игрушка паучок, нитки, индивидуальный раздаточный материал, цветные карандаши, мяч, экран настроения и др.
Огр. момент: дети с педагогом становятся в круг, берутся за руки, легким рукопожатием приветствуют друг друга, затем поочередно здороваются, передавая мяч по кругу, называя каждого участника ласково по имени.
Упражнение «Сказочная шкатулка»
- Ребята, сегодня придя на работу я обнаружила предмет, которого раньше не было, как вы думаете, что это? (шкатулка). Оттуда она могла появиться? Кто ее мог нам принести? Выслушиваем рассуждения детей.
Предлагаю всем расположиться на подушки, в круг. Психолог, держа в руках шкатулку с несколькими мелкими предметами, говорит:
- Как Вы думаете, что может быть в шкатулке? Может ли кто-нибудь в ней жить? Ответы….
Вы любите сказки?.. Ребята, эта шкатулка необычная: в ней хранятся сказки (психолог достает из шкатулки один из предметов и показывает его детям).
- Ой, что это ребята, кто у меня в руках? Ответы детей: паучок. Верно паучок! Как мне рассказал паучок, он живет очень давно в «сказочной шкатулке» с другими сказочными героями. Однажды паучок слышал сказочною историю от своих друзей о детях в детском саду, которые весело проводят время, играют в разные, интересные игры. Ему очень захотелось побывать в гостях у ребят, узнать, что такое радость и веселье, потому что он живет в сказке, в которой присутствуют только грусть, страх и злость.
И вот с помощью заклинания «Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, спорики, морики. Явитесь волшебный ветер и перенеси мою шкатулку к ребятам в детский сад»
Ребята мы можем помочь паучку и рассказать, что мы знаем об эмоциях?
Ответы детей……
Но прежде чем мы при приступим к работе мы должны рассказать нашему гостю о себе:
Упражнение «Паутинка»
Сейчас наш дружок-паучок будет плести свою паутинку, а мы что-нибудь расскажем о себе: о своей любимой игрушке, о любимом занятии, о том, что лучше всего получается делать или о чем-нибудь еще.
Упражнение начинает психолог. Он кладет паучка в центр круга, берет клубок ниток и говорит, например:
- Я люблю рисовать.
Затем психолог перекидывает клубок ребенку, оставив конец нити в своей руке (нитку следует обмотать вокруг ладони), и говорит:
- Расскажи нам, что ты любишь. Возьми нить в руку, а после рассказа перекинь клубок кому-нибудь другому.
Когда выскажутся все дети, психолог просит рассмотреть получившуюся «паутинку», подвигать руками и убедиться в том, что все крепко связаны между собой.
Потом детям предлагается «распутать паутинку», передавая клубок в обратном порядке и называя имя и пристрастия адресата.
-Вот мы рассказали паучку о себе.
- Ребята расскажите нашему гостю, что такое радость и веселье. Ответы ….
- Поделитесь с нами какие вы знаете еще эмоции, назовите ….
На Земле эмоции живут не в домиках, а внутри людей. Подумай, где у тебя в теле могут находиться эмоции. На фигурке человека покажи разным цветом, где какая эмоция живёт. Затем соедини линиями цветные участки с названиями эмоций. Задание направлено на осознание связи эмоций с телом. Если эмоции внутри нас, значит, мы можем ими управлять.
- Раздаю индивидуальные листы и на выбор цветные карандаши, мелки и др. инструментарий для рисования.
Ребята раскрашивают, где живут эмоции.
Упражнение «Жуки»
Психолог говорит:
- Давайте поиграем. Сейчас вы будете изображать жуков. Покажите, как жуки бегают по травке... (дети ползают на четвереньках). Вдруг подул сильный ветер, и наши жуки перевернулись на спинку. Они стали шевелить лапками... но перевернуться им не удавалось (здесь и далее дети выполняют описываемые психологом движения). Тогда они
стали шевелить лапками все сильнее и сильнее, крича при этом: «Нет, нет!» Наконец им удалось перевернуться на живот. Вытянув лапки, жучки отдыхают в траве.
Психолог следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.
«Радуга эмоций»
Мы видим эмоции и различаем их цвет, поэтому для нас мир играет яркими красками. Каждый знает, какого цвета его радость, а какого — удивление, как выглядит грусть, а как — сомнение. А твои эмоции какого цвета? Создай свою радугу эмоций!
Дорогие ребята, мы ещё больше знаем об эмоциях, можем рассказать об этом другим.
Предлагаю ребятам сочинить сказку про паучка, в которой будут только положительные эмоции, для того чтобы наш гость не грустил и не боялся.
Давайте придумаем про этот предмет удивительную и необычную историю.
Психолог первым начинает сказку.
Дети по очереди придумывают ее продолжение, передавая паучка друг другу.
По окончании упражнения психолог выясняет у детей, понравились ли им получившаяся сказка и сам процесс сочинения.
Рефлексия: ребята возьмите свое фото и поместите на экране настроения, что вы испытываете сейчас? Какие чувства?
Итог занятия: - ребята, мы сочинили сказку для паучка, как вы думаете будет ли ему в новой сказке радостно и весело? Ответы…
Провожаем паучка в его новую сказку с помощью волшебного заклинания.
Становимся в круг с детьми, выстраиваем из ладошек пирамиду и произносим ритуал прощания «раз, два, три, четыре, пять скоро встретимся опять!»
Литература
И.С. Погудкина «Работа психолога с проблемными дошкольниками».
Виктория Шиманская: Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта.