Конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию в 1 классе «А мы многое умеем!»
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по сенсорному развитию в 1 классе
«А мы многое умеем!»
Цель:
- Обобщение и систематизация представлений детей геометрических фигурах
Задачи:
- Формирование сенсорных эталонов плоскостных фигур;
- Формирование умения конструировать предметы из геометрических фигур;
- Формирование умения различать основные и оттеночные цвета;
- Развитие мышления путём отгадывания загадок, исключения лишнего предмета;
- Развитие произвольной памяти путём выполнения интересных и необычных заданий;
- Развитие манипулятивной функции рук через кинезиологические упражнения и упражнения с Су - джок – массажёрами;
- Развитие навыков уверенного поведения учащихся через создание ситуации успеха
Материалы к занятию
Изображение зайца, картинка с изображением жирафа, состоящих из геометрических фигур, эталоны геометрических фигур, задание «Нарисуй фигуры», задание «Найди отличия», Су – джокмассажёры, свеча.
План занятия
Психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать!
Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг, другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Таня, я рада тебя видеть!»
А теперь поиграем:
1. Разминка «Я знаю пять…»
Я сейчас вам назову предмет, а вы даёте пять названий этого предмета
(мебель: кровать, парта, стул, шкаф, кресло).
Для игры используются следующие общие понятия: названия деревьев, цветов, фруктов, овощей, геометрических фигур.
3. Ребята, к нам пришёл в гости ученик из лесной школы, угадайте кто это:
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку
На доску вывешивается изображение зайца. Зайчик принёс вам задания, но спрятал их, давайте их найдём.
(Конверты находятся в классе, где учащиеся могли бы их заметить).
4. Задание №1 находится в жёлтом конверте с красным четырёхугольником (учащиеся находят конверт, выполняют задание)
«Что изменилось?»
Перед вами геометрические фигуры. Какие? (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, ромб). Запомните их расположение. Закройте глаза. (Педагог меняет местами квадрат и треугольник)
- Что изменилось? (поменялись местами квадрат и треугольник).
Снова закройте глаза. (Меняются местами квадрат и круг)
- Что изменилось? поменялись местами квадрат и круг.
5. Задание № 2 находится в голубом конверте с жёлтым кругом.
(учащиеся находят конверт, выполняют задание)
Конструирование из геометрических фигур
Ребята, перед вами картинка животного. Какого? (жираф)
Давайте сделаем из геометрических фигур такого же жирафа. Какие для этого нам понадобятся фигуры? (квадраты, треугольники, четырёхугольники).
Задание № 3 находится в белом конверте с синим квадратом.
Перед тем, как выполнить это задание нашего гостя, давайте выполним гимнастику для пальцев.
Кинезиологические упражнения
Колечко (поочерёдно учащиеся перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке);
Лезгинка (учащиеся складывают левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивают пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций).
Ухо – нос». (Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.Одновременно отпустить ухо и но, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот).
Упражнения с Су - джок–массажёрами по схеме:
Задание «Нарисуй фигуры»
Какие фигуры изображены у каждого из вас на листочках? (прямоугольник, треугольник). На этом же листочке, нарисуйте по клеточкам, сначала прямоугольник, а затем треугольник.
Физминутка «Карлики и великаны»
Произнося слова «великаны» и «карлики», педагог сопровождает их движениями рук: при слове «великан» — поднимает руки вверх, а при слове «карлик» — опускает их ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» присесть, положив ладони на колени.
Учитывая, что игра рассчитана на внимательность детей, слова и жесты педагога могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» — подняты. Поэтому дети должны внимательно слушать слова и не попадаться на ложный жест.
Проведя игру несколько раз, воспитатель отмечает самых внимательных детей, не допустивших ни одной ошибки.
Задание № 4 находится в фиолетовом конверте с оранжевым треугольником.
(учащиеся находят конверт, выполняют задание)
«Корректурная проба»
Перед вами геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, ромб. Поставьте знаки в соответствии с образцом.
9. Задание № 5 находится в розовом конверте с зелёным прямоугольником
(учащиеся находят конверт, выполняют задание)
«Найди отличия»
Найдите отличия между двумя клоунами, чем они отличаются?
10. У нас остался один конверт. Давайте посмотрим, какое там задание.
Ребята, в конверте буквы, из них надо собрать слово. На обратной стороне каждой буквы есть цифры. Соберите буквы по порядку (получилось слово «Молодцы»).
11. Рефлексия «Чем мы сегодня занимались?»
Итак, мы выполнили все задания нашего зайчика, он очень счастлив и благодарит вас за работу.
Используемая литература:
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе - М.: «Творческий центр», 2004.
- Ильина М.В. Чувствуем, познаём, размышляем - М.: «Аркти», 2004.
- Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь (программы эмоционального развития детей) - М.:«Генезис», 2003.
- Метиева Л.А, Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии - М.: « Книголюб», 2000.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей – М.:«Linka-press», 1997.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - М.:«Творческий центр», 2002.