Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему «День народного единства»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 города Ельца»
Конспект дефектологического занятия по лексической теме
«Моя Родина – Россия.
День народного единства»
Подготовила:
Учитель-дефектолог
Маркеева В. В.
2021г.
Цель: воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи:
- Активизация словаря, расширение представлений детей о территории России, народах её населяющих, народных промыслах;
- Формирование гражданской позиции дошкольников через поэтическое слово;
Коррекционно - развивающие задачи:
- Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и моторики.способствовать проявлению познавательной активности детей.
Коррекционно- воспитательные задачи:
-Воспитание уважения к различным национальностям России, их культуре, языку; воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе; воспитание чувства гордости за свой народ, за его подвиги.
Оборудование: карта мира, интерактивная игра «Моя Родина».карточки по теме «Россия», «Народы России», «Народные промыслы»,, материал для игр «Половинки», «Восстанови ряд», «Обведи по образцу» , Ярмарка», массажные мячики (по колличеству детей).
Ход
1.Организационный момент. Приветствие.
П.:Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – «Россия»! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия-единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. А что такое Родина? Родина значит родная, как мать и отец. Родина- место, где мы родились, страна , в котором мы живем, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения. Послушайте стихотворение о Родине.
« Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга».
Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру и традиции.
2. Игра «Половинки».
Задача малыша – соединить линией половинки одного костюма
П.:У всякой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. - Кто из вас, ребята, может назвать три символа нашей страны? (карточки: герб России, флаг России, гимн России) - Найдите флаг нашей страны среди других. (карточки) - Как выглядит флаг нашей страны? Сколько полос на флаге России? - Какого цвета полосы на флаге? - Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? - Красный символизирует храбрость, мужество, красоту; синий - синее небо над землёй; белый - мир, чистоту.Давайте послушаем стихотворение о флаге. Стихотворение:
Белый цвет-березка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет. –
А сейчас найдите герб нашей страны. (карточка) Герб у нашей страны вот такой. Посмотрите, что вы видите на гербе. (Рассматривание.) Давайте послушаем стихотворение о гербе. Стихотворение:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
П: На нашем гербе мы видим птицу - это орёл, орёл с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина.
В центре орлов - это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. - Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России. Воспитатель: А что же такое - гимн? (Гимн - это главная песня страны, его слушают стоя.) У каждой страны свой гимн. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна - мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.
3. Игра «Восстанови ряд»
Задача детей - установить последовательность повторения карточек с изображением символов России и продолжить ряд.
4. Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком «Российская семья»
Живут в России разные народы С давних пор, Одним – тайга по нраву, Другим – родной простор. У каждого народа Язык свой и наряд Один черкеску носит, Другой надел халат. Одни – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень Другим – милей весна А Родина – Россия «Домик». У нас у всех одна. | Массаж пальцев рук массажным мячиком
|
П.:Все в мире знают, что Россия – богатая страна. Давайте подумаем почему? (Ответы предположения детей.)
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
- Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (дымковские игрушки, хохломская посуда, жостовские подносы, матрешки)
(показать образцы народных промыслов).
5. Упражнение «Обведи по образцу».
Задача детей - обвести изображения предметов народного промысла так, как показано в образце.
6. Математическая игра «Ярмарка».
Педагог заранее вырезает карточки «Список» и карточки «Игрушки». Задача детей – расставить в магазине такое количество игрушек народного промысла, которое указано в карточке «Список»
П.: Рассказ об истории праздника «День народного единства»
- Давным-давно в Русском государстве было тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний – смутное время. Захватили царский престол самозванцы чужеземные и захотели Русь себе подчинить. Не было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков. Поняли люди, что никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле русской – собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков.
Жил в то время в Нижнем Новгороде человек по ремеслу мясник. Звали его Козьма Минин. И взялся он подымать людей на бой с врагами, создавать ополчение. Собрал Козьма Минин на городской площади жителей и держит такую речь.
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Голоса. Мы все, Козьма Захарыч, все хотим помочь Москве и вере православной!
Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Но нет у нас воеводы: изыщем, братья, честного человека, который поведёт нас к Москве. Кто воеводой будет?
Голоса. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
А Князь Дмитрий Михайлович Пожарский лечился в то время от ран в Нижнем Новгороде. Прибыли к нему Нижегородские послы и просят стать их воеводой. Принял князь Пожарский их просьбы и стал во главе народного ополчения. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Люди разных национальностей шли освобождать Родину. А кто не мог воевать помогали деньгами. Во главе ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин. Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение. Два месяца шли бои за освобождение Москвы. Тот день остался в памяти у народа. Когда сообща, вместе была одержана великая победа. И в честь той битвы в сердце нашей Родины, в Москве, на Красной площади стоит памятник героям той битвы гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России.Отрывок стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства»
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Интерактивная игра «Моя Родина» 1.Найди флаг России. 2.Найди герб России. 3.Найди столицу России. 4.Найди президента России.Итог занятия.
П.: Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? Почему появился этот праздник? Кто стал народными героями России?
Какие игры вам понравились?