Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Звук [А]. Буква А»
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Гласный звук –А-. Буква –А-».
Задачи: -закрепить знания детей о понятие «гласный звук»,
-познакомить детей с артикуляцией звука- А-,
-развивать фонематические процессы: учить слышать и выделять звук –А- в звуковом ряду, уметь слышать звук –А- в словах, определять позицию звука в слове,
-расширять пассивный и активный словарь детей,
-закрепить у детей образ буквы –А-,
-воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
ХОД ЗНЯТИЯ.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, к нам придут гости.
2.Повторение изученного материала о звуках.
-На прошлом занятии мы с вами говорили о звуках. На какие две группы можно разделить звуки? (Неречевые и речевые звуки).
-Правильно, неречевые звуки мы можем услышать в неживой природе, от животных, птиц, насекомых. Приведите примеры неживых звуков (звук грома, дующего ветра, фырканье ёжика, пение птицы…)
-Речевые же звуки может произносить человек.
-Сегодня к нам пришёл наш друг дракоша Антоша с дядюшкой Звукариком. Давайте с ними поздороваемся.
-Познакомьтесь с дядюшкой Звукариком (д.З.). У д.З. большие уши, потому что он любит слушать разные речевые звуки. У д.З. большой рот, потому что он очень любит произносить разные звуки. Посмотрите, у д.З. за спиной волшебный звучащий мешочек, в котором живут разные речевые звуки.
-Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали, что все речевые звуки делятся на 2 группы. Вспомните, какие? (Гласные и согласные).
-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Когда мы произносим согласные, то мы строим преграду, а гласные произносим не строя преграду).
3.Знакомство с гласным звуком –А-.
3.1. Произнесение гласного звука –А-.
Дракоша Антоша: -Ребята, а кто может назвать первый звук моего имени?
-Антоша, для этого нам надо произнести твоё имя, потянуть первый звук и внимательно его послушать.
-Ребята, давайте все это сделаем (ААААААнтоша).
-Назовите, какой первый звук мы произнесли? (-А-)
-Дядюшка Звукарик нам даёт задание произнести по-разному звук –А-, а он с Антошей будет внимательно слушать, как мы выполняем его задание.
Девочки должны произнести звук –А- громко, а мальчики - тихо,
Девочки должны произнести звук –А-высоко, а мальчики – низко,
Все вместе очень быстро произнести звук. А теперь очень долго потянуть звук –А-
3.2. Характеристика звука, знакомство с символом гласного звука.
-Ребята, мы с вами произносили звук –А-. Мы строили преграду зубами, губами, языком? (нет). Если мы при произнесении звука не строим преграду, то он является гласным или согласным? (гласным)
-Вспомните стихотворение о гласных звуках:
Этот звук всегда поётся,
Этот звук, как песня льётся.
Нет преграды на пути,
Звук, свободно ты лети.
Звуки гласные певучие и красные.
-Мы с вами договоримся, что символы гласных звуков будем отмечать квадратом красного цвета. Красный квадрат-это символ гласного звука –А-.
4. Развитие фонематических процессов.
4.1. Выделение гласного звука –А- из звукового ряда.
-Ребята, приготовьте ладошки. Я сейчас буду произносить разные звуки. Как только вы услышите гласный звук –А-, то хлопните в ладоши.
4.2. Определение позиции звука –А- в схеме слова.
-Перед вами схема слова. Она разделена на 3 части.
1 клетка-начало слова, 2- середина слова, 3-конец слова.
| | |
-Ребята, есть слова со звуком –А- в начале слов: апельсин, автобус, аквариум.
Посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука –А-.
Аист вёз из магазина
На своей коляске груз
Ананасы, апельсины
Абрикосы и арбуз.
-Обозначим на схеме слова символ звук -А-.
| | |
-Посмотрите на картинки, произнесите слова, потянув гласный звук –А- и определите позицию звука. На схеме красным квадратом обозначьте положение звука –А-
| | |
| | |
5. Дидактическая игра «4-лишний».
-Послушайте слова внимательно и назовите, какое слово будет лишним. Объясните, почему это слово лишнее. Слова: апельсин, аист, ананас, абрикос.
-Придумайте предложение со словом «аист». Составим схему к этому предложению.
Аист свил гнездо.
6.Физминутка.
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!
7. Знакомство с буквой –А-.
-Ребята, нам аист принёс первую букву своего имени.
-Вспомните правило, чем звук отличается от буквы.
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
-Посмотрите на большую букву –А-. Она состоит из 3 элементов: двух наклонных и соединительного.
Большую букву мы будем писать в начале предложения, в именах, фамилиях, кличках, названиях городов, рек.
-Посмотрите на маленькую букву.
-На что она похожа?
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
-Приготовьте пальчик и мы напечатаем букву в воздухе.
8. Итог занятия
-Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Он гласный или согласный? Почему? Вспомните слова со звуком –А-.
-Наше занятие подошло к концу.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Мырова Елена Сергеевна