12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мырова Елена Сергеевна1037
Россия, Москва, Москва
9

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Гласный звук –А-. Буква –А-».

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Гласный звук –А-. Буква –А-».


Задачи: -закрепить знания детей о понятие «гласный звук»,

-познакомить детей с артикуляцией звука- А-,

-развивать фонематические процессы: учить слышать и выделять звук –А- в звуковом ряду, уметь слышать звук –А- в словах, определять позицию звука в слове,

-расширять пассивный и активный словарь детей,

-закрепить у детей образ буквы –А-,

-воспитывать чувство товарищества, коллективизма.


ХОД ЗНЯТИЯ.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, к нам придут гости.

2.Повторение изученного материала о звуках.

-На прошлом занятии мы с вами говорили о звуках. На какие две группы можно разделить звуки? (Неречевые и речевые звуки).

-Правильно, неречевые звуки мы можем услышать в неживой природе, от животных, птиц, насекомых. Приведите примеры неживых звуков (звук грома, дующего ветра, фырканье ёжика, пение птицы…)

-Речевые же звуки может произносить человек.

-Сегодня к нам пришёл наш друг дракоша Антоша с дядюшкой Звукариком. Давайте с ними поздороваемся.

-Познакомьтесь с дядюшкой Звукариком (д.З.). У д.З. большие уши, потому что он любит слушать разные речевые звуки. У д.З. большой рот, потому что он очень любит произносить разные звуки. Посмотрите, у д.З. за спиной волшебный звучащий мешочек, в котором живут разные речевые звуки.

-Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали, что все речевые звуки делятся на 2 группы. Вспомните, какие? (Гласные и согласные).

-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Когда мы произносим согласные, то мы строим преграду, а гласные произносим не строя преграду).

3.Знакомство с гласным звуком –А-.

3.1. Произнесение гласного звука –А-.

Дракоша Антоша: -Ребята, а кто может назвать первый звук моего имени?

-Антоша, для этого нам надо произнести твоё имя, потянуть первый звук и внимательно его послушать.

-Ребята, давайте все это сделаем (ААААААнтоша).

-Назовите, какой первый звук мы произнесли? (-А-)

-Дядюшка Звукарик нам даёт задание произнести по-разному звук –А-, а он с Антошей будет внимательно слушать, как мы выполняем его задание.

Девочки должны произнести звук –А- громко, а мальчики - тихо,

Девочки должны произнести звук –А-высоко, а мальчики – низко,

Все вместе очень быстро произнести звук. А теперь очень долго потянуть звук –А-

3.2. Характеристика звука, знакомство с символом гласного звука.

-Ребята, мы с вами произносили звук –А-. Мы строили преграду зубами, губами, языком? (нет). Если мы при произнесении звука не строим преграду, то он является гласным или согласным? (гласным)

-Вспомните стихотворение о гласных звуках:

Этот звук всегда поётся,

Этот звук, как песня льётся.

Нет преграды на пути,

Звук, свободно ты лети.

Звуки гласные певучие и красные.

-Мы с вами договоримся, что символы гласных звуков будем отмечать квадратом красного цвета. Красный квадрат-это символ гласного звука –А-.

4. Развитие фонематических процессов.

4.1. Выделение гласного звука –А- из звукового ряда.

-Ребята, приготовьте ладошки. Я сейчас буду произносить разные звуки. Как только вы услышите гласный звук –А-, то хлопните в ладоши.

4.2. Определение позиции звука –А- в схеме слова.

-Перед вами схема слова. Она разделена на 3 части.

1 клетка-начало слова, 2- середина слова, 3-конец слова.




-Ребята, есть слова со звуком –А- в начале слов: апельсин, автобус, аквариум.

Посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука –А-.

t1618387871aa.png

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз

Ананасы, апельсины

Абрикосы и арбуз.

-Обозначим на схеме слова символ звук -А-.

t1618387871ab.gif




-Посмотрите на картинки, произнесите слова, потянув гласный звук –А- и определите позицию звука. На схеме красным квадратом обозначьте положение звука –А-


t1618387871ab.gif


t1618387871ac.jpg



t1618387871ab.gif


5. Дидактическая игра «4-лишний».

-Послушайте слова внимательно и назовите, какое слово будет лишним. Объясните, почему это слово лишнее. Слова: апельсин, аист, ананас, абрикос.

-Придумайте предложение со словом «аист». Составим схему к этому предложению.

t1618387871ad.gif

t1618387871ae.gift1618387871ae.gift1618387871ae.gift1618387871af.gif

Аист свил гнездо.

6.Физминутка.

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!

7. Знакомство с буквой –А-.

-Ребята, нам аист принёс первую букву своего имени.

-Вспомните правило, чем звук отличается от буквы.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

-Посмотрите на большую букву –А-. Она состоит из 3 элементов: двух наклонных и соединительного.

Большую букву мы будем писать в начале предложения, в именах, фамилиях, кличках, названиях городов, рек.

t1618387871ag.jpg


-Посмотрите на маленькую букву.

-На что она похожа?



А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.





-Приготовьте пальчик и мы напечатаем букву в воздухе.


8. Итог занятия

-Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Он гласный или согласный? Почему? Вспомните слова со звуком –А-.

-Наше занятие подошло к концу.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.