Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2-3 уровня «Осень»

2
0
Материал опубликован 13 June 2022

 

МБДОУ детский сад «Теремок»

 


 

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2-3 уровня


 

Тема: «ОСЕНЬ»

Формирование лексико-грамматического строя речи


 


 

Чагина Светлана Викторовна,

учитель – логопед

 


 


 


 


 

п. Коноша


 

 

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

1. Стимулировать нормальное состояние мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата, с помощью самомассажа.

2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

3. Закрепить в речи понимание и употребление предлогов на, под, в, у, за, между.

4. Продолжать учить детей составлять простые предложения из 3-4х слов с заданным словом.

5. Совершенствовать умение согласовывать числительные 1, 2, 5

с существительными.

 

Коррекционно-развивающие:

6. Развивать координацию движений с речью.

7. Развивать слуховое внимание и память; умение выполнять одно, двух, трехступенчатые инструкции.

 

Коррекционно-воспитательные:

8. Воспитывать желание заниматься, быть активными на занятии, говорить спокойно, внятно, проговаривая исправленные звуки.

 

Пособия: настенные зеркала, стульчики, наборное панно, предметные картинки, корзинка, яблоко, банан, огурец, шишка, веточка, помидор, луковица, гриб, муха, жук, сухой бассейн-корзинка с горохом, ширма-осень, домик, осенние кленовые листья со схематичным изображением предлогов.


 

Предварительная работа:

- Обучение детей приемам самомассажа лица при наличии зрительного контроля /зеркало/.

- Знакомство с предлогами на, под, в, у, за, между и их схематичным изображением.

- Знакомство с игрой «1,2,5» с использованием других предметов

- Знакомство с игрой «Выполни задание» с предлогами -на, -под, -между

 

 

Этапы занятия

Структурные элементы

Использование разнообразных приемов

Ход занятия,

описание заданий

Методические рекомендации

Организационный момент

 

Логопед приветствует ребят

 

Ц: Настроить детей на предстоящую познавательную деятельность

Тактильный контакт (соединение ладошек), образование круга

Ребята, встаньте в круг соедините ладошки, настроимся на занятие: Дети и педагог образуют круг, говорят вместе в медленном темпе не громко.

«Звуки слушай ты, внимательно.

И произноси старательно.

Говори спокойно, внятно,

Чтобы было всем понятно».

Педагог добрым взглядом смотрит на детей, говорит не громко, в медленном темпе, настраивая их на занятие. Тем самым дает положительный настрой.

Самомассаж лица.

Ц: Стимулировать нормальное состояние мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата, с помощью самомассажа.

 

Звучит спокойная мелодия, педагог читает стихотворение, одновременно выполняя самомассаж лица. Дети выполняют по показу взрослого.

Дети и педагог садятся на стулья, перед зеркалами. Читает логопед:

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветерок,

Стало сухо и тепло –

Это лето к нам пришло.

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно,

Птицам улетать пора –

Это осень к нам пришла.

Если вьюга кружит, злиться,

Всюду белый снег кружиться,

В снежных шапках все дома, –

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет,

Распускается листва –

Это к нам весна пришла.

 


 

Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.

Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Круговые движения в области лба, щек, подбородка.

Легкое пощипывание в области губ.

Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.

Постановка цели занятия

вопрос

Молодцы! Ребята, сейчас на улице какое время года? Дети: осень.

Правильно. Вот поэтому, сегодня на занятии мы будем говорить об осени и играть в наши любимые игры.

Если дети не смогут самостоятельно определить время года, педагог предлагает определить по оформлению, задавая дополнительные вопросы.

Основная часть занятия

 

Ц: Развивать мелкую моторику пальцев. Продолжать учить детей составлять простые предложения из 3-4х слов с заданным словом.

Автоматизировать исправленные звуки в речи.

 

сухой бассейн - корзинка с горохом.

 

Перед вами волшебная корзинка

Выньте из корзинки по одной картинке. Садитесь на место и составьте с этим словом предложение. /Дети вынимают картинки с изображением тучи, дождя, грибов, желтых листьев, перелетных птиц.

1 ребенок. Осенью на небе много туч.

2 ребенок. Осенью часто идет дождь.

3 ребенок. Осенью люди собирают грибы.

4 ребенок. Осенью листья желтеют и опадают.

5 ребенок. Перелетные птицы улетают на юг.

Молодцы! У меня тоже картинки есть.

Если дети самостоятельно не могут составить предложение, педагог с помощью наводящих вопросов помогает грамматически правильно составить предложение.

 

 

 

t1655138434aa.jpg

Разучивание стихотворения

 

Ц: Развивать память, используя зрительные ориентиры.

Автоматизировать исправленные звуки в речи.

 

Использование наглядности (картинки-подсказки), мяч

Сначала произносят вместе с педагогом громко, затем тихо, затем педагог начинает стихотворение, продолжает тот ребенок, кому логопед бросил мяч. Педагог произносит губами, беззвучно, дети вслух.

 

Дети заучивают стихотворение наизусть.

 

«Мы картиночки покажем

И про каждую расскажем:

Ветер, туча, дождь, грибочки,

Клюква, желтые листочки,

Шапка, плащ и листопад,

Голый лес и голый сад,

Птицы к югу улетают…

Ну, когда это бывает?»

Дети: Осенью.

 

Педагог выставляет на наборное полотно карточки-подсказки:

с изображением предметов

 

 

t1655138434ab.jpg

 

Педагог на протяжении всего занятия контролирует правильное произношение исправленных звуков.

Игра «Чего не стало?»

Ц: Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже. Автоматизировать исправленные звуки в речи.


 


 

 

Педагог убирает картинку с полотна.

- Собрали яблоки в саду. Чего не стало на яблоне?

Ребенок. Не стало яблок.

- Где не стало яблок?

- В саду не стало яблок.

- С деревьев облетели листья. Чего не стало?

Ребенок. Не стало листьев.

- Где не стало листьев?

- На деревьях не стало листьев.

- На болоте собрали всю клюкву. Чего не стало?

Ребенок. Не стало клюквы.

- Люди вышли из леса с полными корзинами грибов. Чего не стало в лесу?

Ребенок. Не стало грибов.

- Перелетные птицы собрались в стаи и улетели на юг. Каких птиц не стало?

Ребенок. Не стало перелетных птиц.

 

Если ребенок допускает ошибку в употреблении формы множественного числа, педагог просит помочь детей дать правильный ответ.

Речевая подвижная игра

Ц: Развивать координацию движений с речью. Автоматизировать исправленные звуки в речи.

 

 

 

 

 

Игра «1,2,5»

Ц: Совершенствовать умение согласовывать числительные 1, 2, 5 с существительными.

 

Согласование движений с речью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор предмета ребенком

Педагог вместе с детьми говорит и выполняет движения.

 

Мы идем с тобою в сад,

Там увидим листопад.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Туча по небу плывет,

Туча дождик нам несет.

Дождик капает и льет,

Нам гулять он не дает.

 

 

Раз дождик идет, и гулять нам не дает, предлагаю поиграть в игру «1,2,5».

Вот целая корзинка осенних даров. Дети по очереди подходят к корзинке и берут предмет. Согласуют название предмета с числительными: одно яблоко, два яблока, пять яблок и т.д.

Молодцы!

Педагог контролирует правильное произношение исправленных звуков и выполнение движений:

Ходьба на месте

Ладошками показываем направление

Руки вверх, наклоны

Руки в замок, волна

Движение пальцев рук

Руки полочкой, грозят пальчиком, пружинки.

 

 

t1655138434ac.jpg

Игра «Выполни задание»

Ц: Закрепить в речи понимание и употребление предлогов на, под, в, у, за, между.

Развивать слуховое внимание и память; умение выполнять одно, двух, трехступенчатые инструкции.

Автоматизировать исправленные звуки в речи.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог занятия.

 

Создание обстановки (поставлен дом, у дома дерево, елка, корзинка)

Дети слушают задание от сверстника, запоминают и выполняют его, проговаривая затем, что сделали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Импровизация листопада. Дети и педагог дружно подкидывают сухие листья над головой.

 

Тактильный контакт (соединение ладошек), образование круга

Ребята, пока мы с вами играли, ветер принес нам необычные листья. В каждом листочке заколдовано слово. Какие короткие слова вы узнали?

Дети: -на, -под, -в, -между, -за, -у.

Егор, шишку положи под дерево.

Ребенок выполняет задание, затем педагог спрашивает

- Что ты сделал?

- Я шишку положил под дерево.

Дима, положи яблоко в тарелку, а гриб поставь между елками.

- Что ты сделал!

- Я яблоко положил в корзинку, а гриб между елками.

- Андрюша, положи веточку у дома, луковицу в корзинку, спрячь муху за дерево.

- Что ты сделал?

- Я веточку положил у дома, луковицу в корзинку. Муху спрятал за дерево.

Сейчас Владик задаст задание Максиму. Андрей – Диме, Дима – Егору.

 


 


 

Педагог читает стихотворенье:

Осень в гости к нам пришла,

Деток радует она,

Разукрасила наш сад,

Подарила листопад.

Дети, из каких слов состоит слово листопад?

Правильно лист падает. Листопад. Что такое листопад?

Сейчас подойдите ко мне. Возьмите с подноса листья и по команде три дружно подбросим листья над головой. Один, два, три… что это? Листопад...

 

Дети вместе с педагогом встают в круг и соединяют ладошки друг с другом.

Вам понравилось занятие? Что понравилось и почему? Что получилось?

Дети по очереди отвечают.

Педагог предлагает детям самостоятельно контролировать правильность выполнения инструкций. Логопед контролирует правильное произношение детьми исправленных звуков в речи.

 

 

t1655138434ad.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если дети сами не догадались, педагог объясняет, из каких двух слов состоит слово листопад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


 

Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений – 2е издание., испр. – М: Издательский центр «Академия», 2005 г – с 91.

Кузнецова Е.В., Титова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М: ТЦ СФЕРА, 2004.

Ушакова О.С. придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации