Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2-3 уровня «Осень»
МБДОУ детский сад «Теремок»
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2-3 уровня
Тема: «ОСЕНЬ»
Формирование лексико-грамматического строя речи
Чагина Светлана Викторовна,
учитель – логопед
п. Коноша
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Стимулировать нормальное состояние мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата, с помощью самомассажа.
2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.
3. Закрепить в речи понимание и употребление предлогов на, под, в, у, за, между.
4. Продолжать учить детей составлять простые предложения из 3-4х слов с заданным словом.
5. Совершенствовать умение согласовывать числительные 1, 2, 5
с существительными.
Коррекционно-развивающие:
6. Развивать координацию движений с речью.
7. Развивать слуховое внимание и память; умение выполнять одно, двух, трехступенчатые инструкции.
Коррекционно-воспитательные:
8. Воспитывать желание заниматься, быть активными на занятии, говорить спокойно, внятно, проговаривая исправленные звуки.
Пособия: настенные зеркала, стульчики, наборное панно, предметные картинки, корзинка, яблоко, банан, огурец, шишка, веточка, помидор, луковица, гриб, муха, жук, сухой бассейн-корзинка с горохом, ширма-осень, домик, осенние кленовые листья со схематичным изображением предлогов.
Предварительная работа:
- Обучение детей приемам самомассажа лица при наличии зрительного контроля /зеркало/.
- Знакомство с предлогами на, под, в, у, за, между и их схематичным изображением.
- Знакомство с игрой «1,2,5» с использованием других предметов
- Знакомство с игрой «Выполни задание» с предлогами -на, -под, -между
Этапы занятия
Структурные элементы |
Использование разнообразных приемов |
Ход занятия, описание заданий |
Методические рекомендации |
Организационный момент |
|
Логопед приветствует ребят |
|
Ц: Настроить детей на предстоящую познавательную деятельность |
Тактильный контакт (соединение ладошек), образование круга |
Ребята, встаньте в круг соедините ладошки, настроимся на занятие: Дети и педагог образуют круг, говорят вместе в медленном темпе не громко. «Звуки слушай ты, внимательно. И произноси старательно. Говори спокойно, внятно, Чтобы было всем понятно». |
Педагог добрым взглядом смотрит на детей, говорит не громко, в медленном темпе, настраивая их на занятие. Тем самым дает положительный настрой. |
Самомассаж лица. Ц: Стимулировать нормальное состояние мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата, с помощью самомассажа.
|
Звучит спокойная мелодия, педагог читает стихотворение, одновременно выполняя самомассаж лица. Дети выполняют по показу взрослого. |
Дети и педагог садятся на стулья, перед зеркалами. Читает логопед: Если солнце жарко греет, Если легкий ветерок, Стало сухо и тепло – Это лето к нам пришло. Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно, Птицам улетать пора – Это осень к нам пришла. Если вьюга кружит, злиться, Всюду белый снег кружиться, В снежных шапках все дома, – Это к нам пришла зима. Если тает снег и лед, Звонкий ручеек течет, Распускается листва – Это к нам весна пришла.
|
Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам. Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку. Круговые движения в области лба, щек, подбородка. Легкое пощипывание в области губ. Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи. |
Постановка цели занятия |
вопрос |
Молодцы! Ребята, сейчас на улице какое время года? Дети: осень. Правильно. Вот поэтому, сегодня на занятии мы будем говорить об осени и играть в наши любимые игры. |
Если дети не смогут самостоятельно определить время года, педагог предлагает определить по оформлению, задавая дополнительные вопросы. |
Основная часть занятия
Ц: Развивать мелкую моторику пальцев. Продолжать учить детей составлять простые предложения из 3-4х слов с заданным словом. Автоматизировать исправленные звуки в речи.
|
сухой бассейн - корзинка с горохом.
|
Перед вами волшебная корзинка Выньте из корзинки по одной картинке. Садитесь на место и составьте с этим словом предложение. /Дети вынимают картинки с изображением тучи, дождя, грибов, желтых листьев, перелетных птиц. 1 ребенок. Осенью на небе много туч. 2 ребенок. Осенью часто идет дождь. 3 ребенок. Осенью люди собирают грибы. 4 ребенок. Осенью листья желтеют и опадают. 5 ребенок. Перелетные птицы улетают на юг. Молодцы! У меня тоже картинки есть. |
Если дети самостоятельно не могут составить предложение, педагог с помощью наводящих вопросов помогает грамматически правильно составить предложение.
|
Разучивание стихотворения
Ц: Развивать память, используя зрительные ориентиры. Автоматизировать исправленные звуки в речи.
|
Использование наглядности (картинки-подсказки), мяч Сначала произносят вместе с педагогом громко, затем тихо, затем педагог начинает стихотворение, продолжает тот ребенок, кому логопед бросил мяч. Педагог произносит губами, беззвучно, дети вслух.
|
Дети заучивают стихотворение наизусть.
«Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Ветер, туча, дождь, грибочки, Клюква, желтые листочки, Шапка, плащ и листопад, Голый лес и голый сад, Птицы к югу улетают… Ну, когда это бывает?» Дети: Осенью.
|
Педагог выставляет на наборное полотно карточки-подсказки: с изображением предметов
Педагог на протяжении всего занятия контролирует правильное произношение исправленных звуков. |
Игра «Чего не стало?» Ц: Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже. Автоматизировать исправленные звуки в речи.
|
Педагог убирает картинку с полотна. |
- Собрали яблоки в саду. Чего не стало на яблоне? Ребенок. Не стало яблок. - Где не стало яблок? - В саду не стало яблок. - С деревьев облетели листья. Чего не стало? Ребенок. Не стало листьев. - Где не стало листьев? - На деревьях не стало листьев. - На болоте собрали всю клюкву. Чего не стало? Ребенок. Не стало клюквы. - Люди вышли из леса с полными корзинами грибов. Чего не стало в лесу? Ребенок. Не стало грибов. - Перелетные птицы собрались в стаи и улетели на юг. Каких птиц не стало? Ребенок. Не стало перелетных птиц.
|
Если ребенок допускает ошибку в употреблении формы множественного числа, педагог просит помочь детей дать правильный ответ. |
Речевая подвижная игра Ц: Развивать координацию движений с речью. Автоматизировать исправленные звуки в речи.
Игра «1,2,5» Ц: Совершенствовать умение согласовывать числительные 1, 2, 5 с существительными.
|
Согласование движений с речью
Выбор предмета ребенком |
Педагог вместе с детьми говорит и выполняет движения.
Мы идем с тобою в сад, Там увидим листопад. Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Туча по небу плывет, Туча дождик нам несет. Дождик капает и льет, Нам гулять он не дает.
Раз дождик идет, и гулять нам не дает, предлагаю поиграть в игру «1,2,5». Вот целая корзинка осенних даров. Дети по очереди подходят к корзинке и берут предмет. Согласуют название предмета с числительными: одно яблоко, два яблока, пять яблок и т.д. Молодцы! |
Педагог контролирует правильное произношение исправленных звуков и выполнение движений: Ходьба на месте Ладошками показываем направление Руки вверх, наклоны Руки в замок, волна Движение пальцев рук Руки полочкой, грозят пальчиком, пружинки.
|
Игра «Выполни задание» Ц: Закрепить в речи понимание и употребление предлогов на, под, в, у, за, между. Развивать слуховое внимание и память; умение выполнять одно, двух, трехступенчатые инструкции. Автоматизировать исправленные звуки в речи.
Итог занятия. |
Создание обстановки (поставлен дом, у дома дерево, елка, корзинка) Дети слушают задание от сверстника, запоминают и выполняют его, проговаривая затем, что сделали.
Импровизация листопада. Дети и педагог дружно подкидывают сухие листья над головой.
Тактильный контакт (соединение ладошек), образование круга |
Ребята, пока мы с вами играли, ветер принес нам необычные листья. В каждом листочке заколдовано слово. Какие короткие слова вы узнали? Дети: -на, -под, -в, -между, -за, -у. Егор, шишку положи под дерево. Ребенок выполняет задание, затем педагог спрашивает - Что ты сделал? - Я шишку положил под дерево. Дима, положи яблоко в тарелку, а гриб поставь между елками. - Что ты сделал! - Я яблоко положил в корзинку, а гриб между елками. - Андрюша, положи веточку у дома, луковицу в корзинку, спрячь муху за дерево. - Что ты сделал? - Я веточку положил у дома, луковицу в корзинку. Муху спрятал за дерево. Сейчас Владик задаст задание Максиму. Андрей – Диме, Дима – Егору.
Педагог читает стихотворенье: Осень в гости к нам пришла, Деток радует она, Разукрасила наш сад, Подарила листопад. Дети, из каких слов состоит слово листопад? Правильно лист падает. Листопад. Что такое листопад? Сейчас подойдите ко мне. Возьмите с подноса листья и по команде три дружно подбросим листья над головой. Один, два, три… что это? Листопад...
Дети вместе с педагогом встают в круг и соединяют ладошки друг с другом. Вам понравилось занятие? Что понравилось и почему? Что получилось? Дети по очереди отвечают. |
Педагог предлагает детям самостоятельно контролировать правильность выполнения инструкций. Логопед контролирует правильное произношение детьми исправленных звуков в речи.
Если дети сами не догадались, педагог объясняет, из каких двух слов состоит слово листопад. |
Список литературы
Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений – 2е издание., испр. – М: Издательский центр «Академия», 2005 г – с 91.
Кузнецова Е.В., Титова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М: ТЦ СФЕРА, 2004.
Ушакова О.С. придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.