Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса с нарушением интеллекта «Дифференциация б-п»
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса с нарушением интеллекта.
Тема: «Дифференциация б-п».
Цель: Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков и букв б - п.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
упражнять в отчетливом произношении звуков «п», «б»;
учить детей дифференцировать звуки «п», «б»; сравнивать характеристику этих звуков;
закреплять знания о качественных характеристиках звуков: гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих; закреплять навыки различения звуков;
упражнять в звуковом анализе, определении наличия звука в слове, позиции звука в словах.
Коррекционно- развивающие:
развивать слуховую память;
продолжать формировать фонематический слух и восприятие;
совершенствовать артикуляционную, пальчиковую (мелкую) моторику.
Коррекционно - воспитательные:
учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей;
развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
развивать интерес к играм со звуками и словами.
Орг. Момент.
Здравствуйте, ребята, рада всех вас видеть.
- Сядет тот, кто назовет по имени ласково своего одноклассника.
Сели: руки на месте,
Ноги на месте,
Локти у края
Спинка прямая.
- Давайте вспомним нашу речёвку:
Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно!
Буквы правильно писать, и друг другу помогать!
- Молодцы!
Основной этап.
- Сегодня на занятии, ребята, я хочу с вами поиграть с уже знакомыми нам звуками, а какими именно, вы сейчас сами догадаетесь. Послушайте и отгадайте мои загадки:
Свиду жёлтый он и гладкий,
Привезён из южных стран,
Для детишек сладкий – сладкий,
Вкусный, лакомый …
- Правильно это банан.
-Скажите, а какой первый звук в слове банан? Звук б. Хорошо!
-Слушайте следующую загадку:
Наступает час обеда,
Мой-ка руки, непоседа,
Из мяса, овощей и круп
Сварила мама вкусный …
Молодцы, верно. А какой последний звук в слове суп? Звук п.
Ну что, догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?
- Мы будем учиться их различать.
А сначала сделаем гимнастику для наших язычков, чтобы правильно произносить все звуки.
Артикуляционная гимнастика.
Хорошо. Давайте произнесем эти звуки.
Скажите, ребята, звук б, какой? Согласный.
Приложите руку к горлышку, оно работает, спит или нет наш голосок?
Работает. Значит этот звук какой? (Звонкий). Правильно, звонкий.
А сейчас произнесите звук п. Это какой звук: гласный или согласный? Согласный. А чем этот звук отличается от звука б? Голос не учувствует, звук произносится только при помощи шума.
-Ребята, чем похожи эти звуки? Давайте ещё раз произнесём их.
-А чем различаются?
- А с помощью каких букв мы обозначаем эти звуки?
С помощью букв Бб и Пп.
- Вы сказали, что эти звуки согласные, а какими у нас могут быть согласные звуки? (Твердыми и мягкими). Какими цветами мы их обозначаем? (Синим цветом твердые согласные, зеленым – мягкие согласные). Давайте произнесем звуки б и п так, чтобы они стали мягкими согласными.
Молодцы!
А сейчас предлагаю вам поработать с чистоговорками, я говорю, а вы повторяете за мной. Готовы?
Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.
Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Пи-пи-пи – пирожок купи.
Отлично!
- Следующее упражнение. Я буду произносить слова, а вы, если в слове услышите звук б, звоните в колокольчик, ведь это звонкий звук, а если услышите звук постучите кулачком по ладошке.
Слова: пух, губы, репа, забор, бусы, топор, шуба, грибы, пуговица, бык, укроп. Молодцы!
- Ну, а теперь давайте поиграем в игру «3 лишний».
Я покажу вам 3 картинки, а вы скажите, какая из них лишняя и почему?
Баран, бочка, паук.
Шапка, пальто, брюки. – одежда.
Репа, помидор, баклажан. – овощи.
Губы, дубы, лапы.
Пчела, пушка, булка.
Бант, букет, почка.
- Отлично! Ну что, давайте немного отдохнем, пусть отдохнут наши глазки.
Гимнастика для глаз: «Вини Пух».
И пальчикам тоже нужен отдых.
Пальчиковая гимнастика: «Кошка».
А сейчас посмотрите, я дам каждому вот такие картинки с колокольчиками, один колокольчик зачёркнут, напомните, какие звуки они обозначают?
- Мы с вами умеем выделять первый звук в словах. Я покажу вам картинку, а вы определите какой звук первый и покажите нужную карточку. Если слова начинается со звука б, то какую карточку вы покажите? А если слово начинается со звука п?
Картинки: бусы, повар, помидор, банка, подарок, бабочка, пуговица, парта, павлин, бык.
- Молодцы! А теперь, давайте сделаем физминутку.
Физминутка: «У жирафа…».
Мы с вами знаем, что звуки б, п на письме обозначаются буквами Б, П.
Посмотрите, у вас на партах лежат карточки со словами, но в словах пропущены буквы, вставьте букву б или п и прочитайте получившиеся слова.
р |
ы |
|
а |
р |
е |
|
а |
л |
о |
|
а |
т |
а |
г |
р |
и |
|
ы |
с |
а |
|
о |
г |
и |
ш |
у |
|
а |
т |
о |
|
о |
р |
- А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Молодцы!
Заключительный этап.
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, выполнили все задания. Давайте еще раз назовем, с какими звуками и буквами мы работали? Правильно со звуками п –б и буквами П,Б.
И в конце нашего занятия я хочу вас попросить выбрать смайлик. Если вам понравилось работать на занятии, то положите в коробочку смайлик – улыбку, а если вам на занятии было трудно и неинтересно, то грустный смайлик.
Спасибо! До свидания!