Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Дикие животные»
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Дикие животные»
Цель: развитие лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширять и систематизировать знания детей о животном мире;
Обобщить представления о диких животных;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Учить подбирать к существительным прилагательные, отвечающие на вопросы: какая, какой;
Учить образовывать и употреблять имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Закреплять употребление существительных в творительном падеже;
Закреплять употребление существительных в винительном падеже;
Закреплять употребление существительных в предложном падеже;
Активизировать словарь по теме, учить отвечать полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать умение сочетать движения и речь;
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторики, тактильные ощущения;
Развивать слуховое внимание;
Развивать связную речь.
Коррекционно–воспитательные задачи:
Воспитывать взаимопонимание, навыки взаимодействия и сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Ширма;
Макет леса;
Макет лесной поляны;
Фигурки животных;
Массажный мячик;
Аудиозапись звуков леса;
Сенсорные дорожки.
Логопед выводит детей в группу. Дети встают в полукруг перед гостями.
Логопед:
Здравствуйте гости, к нам заходите!
К нам заходите, на нас посмотрите!
Мы постараемся радовать Вас
Интересное занятие покажем сейчас!
Ребята, поздоровайтесь.
Давайте покажем, как мы ЕЩЁ умеем здороваться:
Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!
Здравствуйте, пальчики: раз, два, три!
Все девочки и мальчики (левая рука, правая рука – показываю)
По-смо-три! (хлопаю)
Ребята, садитесь на стульчики. Сажусь перед ними.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Хотите? (Да!)
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять. (Открыть глаза)
Убрать ширму, появляется лес.
Загадка
Белки в нем живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его… Лес
Включить звуки леса
Дыхательная гимнастика
Да ребята, мы попали с вами в лес. Какой здесь чистый воздух. Давайте подышим. Сделаем глубокий вдох и выдох. (3 раза)
Дидактическая игра «Какой, какая».
Здравствуй лес, зеленый лес,
Полный сказок и чудес,
Расскажи нам поскорей
Про живущих тут зверей.
Давайте посмотрим, кто же живет в этом лесу?
Пример: Это рысь. Рысь дикая, пятнистая.
Маша, подходи. Доставай из мешочка.
Это кто? Это лиса.
Лиса какая? Лиса рыжая.
Лиса рыжая, хитрая;
Волк серый, зубастый, голодный;
Медведь косолапый, бурый, большой;
Белка ловкая, быстрая;
Заяц длинноухий, быстрый;
Олень рогатый, большой;
Ёжик колючий, маленький.
Артикуляционная гимнастика с элементами логоритмики:
Вот и пришли все звери на полянку и хотят с нами поздороваться:
Хитрая лиса улыбнулась (улыбка без зубов);
Серый волк пощелкал зубами, доброжелательно (щелкают);
Бурый медведь поматал головой (влево-вправо);
Рыжая белка пощелкала орешками (кулачками постучать и упражнение лошадка);
Заяц похлопал лапками (тарелочки) хлоп-хлоп-хлоп;
Ёжик пропыхтел и показал иголки (показываю иголки и произношу: ух-ух-ух);
Олень показал свои рога (показать рога);
Рысь показала кисточки на ушках (показать кисточки).
Мы очень рады встрече с дикими животными. Давайте назовем их ласково.
Им будет очень приятно.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Пример: Белка- белочка.
Физкультминутка
Ребята, а сейчас я предлагаю вам прогуляться на соседнюю полянку. Давайте встанем:
Мы в лесу гуляли, (шаги на месте)
Мы в лесу гуляли. (шаги на месте)
Воздухом дышали, (подышать)
Воздухом дышали. (подышать)
Видели деревья, (руки наверх, помахать ладошками)
Видели кусты, (присесть)
Здорово гуляли я и ты! (показываю на себя, на них)
Пойдемте за мной:
По дорожке мы идём
Малышей в лесу найдем!
Имя каждому дадим,
Чей малыш определим! (идём к столу, где стоит макет лесной поляны)
Стоят вокруг стола
Дидактическая игра «Назови детёныша», «Чей детёныш».
Ребята, на этой полянке под цветочками и листочками спрятались детеныши наших животных.
Пример: Под розовым цветком спрятался рысенок. Рысенок детеныш Рыси.
Маша, кто спрятался под желтым цветком? Под желтым цветком спрятался лисенок. Лисенок чей детеныш? Лисенок детеныш лисы.
Пальчиковая гимнастика:
Ребята, мы назвали всех детенышей. А теперь давайте расскажем про них, с помощью пальчиков.
Это зайчонок,
Это бельчонок,
Это лисёнок,
Это волчонок, (сгибать пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок –
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок!
Превращаю вас всех в медвежат и пойдемте, как медведи занимать свои места.
Садятся за столы
Есть у каждого свой дом,
Нам тепло, уютно в нём.
И лесным животным тоже
Домик свой найти поможем.
Ребята, откройте красные дверки.
Маша, кого ты видишь? Я вижу лису.
Ребята, откройте желтые дверки.
Маша, где живет лиса? Лиса живет в норе.
Помоги своими пальчиками попасть лисе в домик.
Снова глазки закрываем (Закрыть ладонями лицо)
И из леса улетаем
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать (открывают глаза)
Вот мы в садике опять. (показать)
Ребята, где мы сегодня с вами были? В лесу.
Кого мы встретили в лесу? Диких животных.
6