Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: "Зимушка-зима" для обучающихся 1 классов
Конспект занятия по развитию речи для обучающихся 1 классов на тему: «Зимушка-зима»
Составитель: учитель-логопед, Комарова Наталия Сергеевна
г. Красноярск
Коррекционно-образовательные цели:
1.Актуализация знаний детей о зиме.
2.Развитие связной речи с помощью составления предложений на тему: «Зимушка-зима».
3.Обогащение словарного запаса по лексической теме:"Зима".
4.Развитие грамматического строя речи.
5.Формирование навыка словоизменения и словообразования.
6.Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
7.Употребление существительных в родительном падеже.
8.Подбор и использование в речи родственных слов.
Коррекционно-развивающие цели:
1.Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
2.Развитие речевого слуха.
3.Развитие диалогической речи.
4.Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения.
5.Развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, любознательности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самоанализу.
6.Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать педагога и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные цели:
1.Воспитание устойчивого интереса к занятиям, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
2.Воспитание внимания к собственной речи, уважения к русскому языку.
Оборудование:
Шкатулка с зимней тематикой, Зимний мишка, кристаллы, магнитная доска, магниты,паззлы по лексической теме «Зима»,ленточки с загадками, цветные карандаши, рукавички для артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Логопед: здравствуйте ребята! Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел сегодня к вам в гости.
Загадка: «Я – антоним к слову лето. В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому, что я…» (зима).
Логопед: правильно, ребята, зима! Сегодня к Вам в гости пришла Зимушка-зима, наше занятие будет посвящено зиме.
2.Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики и дыхательная гимнастика.
Логопед: ребята, давайте подготовим наши язычки к занятию. Сделаем гимнастику для язычка. А потом согреемся (сделаем дыхательную гимнастику).
Логопед надевает зимние рукавички. Ребята тоже надевают рукавички и выполняют за логопедом предложенные упражнения синхронно языком и руками.
1)«Горка»-язык–«горкой», кончик языка упирается в нижние резцы. Удержать «Горка» из языка под счёт: один, два, три. Держать, держать «горку»!
Сделаю я горку,
Горкупокручу.
Будет эта горка
У меня во рту!
2)«Язык—мост»-открыть рот.
Высунуть язык, положить на нижнюю губу.
Удерживать как можно дольше под счёт: один, два, три.
Язык неподвижен!
Река замёрзла,
Покрылась льдом.
Язык на губке
3)«Язык и горка»- провести языком по нёбу сверху – вниз несколько раз.
Едет с горки наш язык.
Он кататься так привык:
Сверху – вниз, по нёбу,
К зубкам, не к сугробу!
(и другие упражнения)
Логопед: ребята, а теперь согреем наши ручки, выполним дыхательные упражнения от Зимушки-зимы.
1) «Греем ручки»
У кого замёрзли ручки? (Дуем на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)
Подуем на них.
Дыханием тёплым
(Дуем на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)
Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)
2) «Пухлые щёчки»
А у кого замерзли щечки?
Надуть обе щеки воздухом. Затем попеременно надувать щёки.
Пухлые щёчки
У маленькой Ани.
В морозный денёк
Они алыми стали.
Логопед: ребята, какие вы молодцы! Все разогрелись и размяли свои язычки.
3) Обогащение словарного запаса по лексической теме: "Зима".
Отгадывание зимних загадок от Зимушки-зимы и волшебного зимнего мишки.
Логопед: ребята, Зимушка-зима открыла свою волшебную шкатулку и приготовила для вас много зимних кристаллов. Чтобы их заполучить Вам необходимо отгадать загадки. Но они спрятаны внутри волшебного зимнего мишки.
Ребята по очереди достают ленточки с загадками. Логопед их зачитывает, а дети отгадывают. За каждый правильный ответ ребята получают кристаллы. В завершении каждый подсчитывает свое количество кристаллов и строит из них фигуру. А другие дети отгадывают названия фигур.
Зимние загадки:
Я с ведром на голове Веселю всех во дворе.У меня морковка — нос. Люблю холод и мороз. (Снеговик)
По двум полоскам на снегу на деревяшках я бегу. С горы стремительно скользят, ух, тормозить-то не хотят! (Лыжи)
Лошадки со шнурками зимою тут как тут. Серебряными стрелами Меня по льду несут. (Коньки)
Лепили дети во дворе не куличи, не пирожки. А прям из снега на горе Холодные … (Снежки)
Он пришел — никто не видел, Треснул он — никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз)
И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней).
Белый дед горбатый. Лежит у нашей хаты. Никто его не унесёт, Весной тихонько сам уйдет. (Сугроб)
Без гвоздей и топорища Построен на реке мостище. (Лед)
Свяжет бабушка их внучке, Чтоб зимой не мерзли ручки. Сохранят тепло сестрички — Шерстяные … (Рукавички)
Всю зиму я ковром лежал. Весной с пригорков побежал. (Снег)
С горки мчались мы не сами, С ветерком везли нас … (Сани)
Начинает календарь Месяц с именем… (Январь)
Логопед: все ребята молодцы, отлично разгадывали зимние загадки!
4)Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов от существительных.
Игра «Назови зимние слова ласково».
Логопед: ребята, Зимушка- зима зовет Вас поиграть в игру со словами. Будем ласково называть зимние слова.
Лед – (ледок);
Снег- (снежок);
Холод – (холодок);
Мороз – (морозец);
Сугроб – (сугробик).
5. Образование родственных слов.
Игра «Сочиняем снежные стихи».
Логопед: все вокруг белым-бело много снегу намело! Ребята, сейчас будем играть со словом снег, и у нас получатся снежные стихи. Готовы?
(Логопед читает стихотворения, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед: ребята, вы все молодцы, придумали отличные стихи!
Ребята, как много родственных слов у слова снег! Давайте еще раз повторим эти слова.
6)Пальчиковая игра "Снеговичок".
Ребята, вы когда-нибудь лепили снеговика?
Давайте нарисуем пальчиком снеговика в тарелочках с крупой.
7)Физминутка
Игра на внимание "Да-нет".
Логопед: какие игры, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры).
Логопед: сейчас мы проверим, кто знает, чем можно заняться зимой?
Физкультминутка
«Что делал зимой,
Дай, дружок мне ответ
Слушай внимательно,
Отвечай «да» или «нет».
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы по лесу собирали?
С горки на санках катались?
В деревне в речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своём грядки копали?
А с Дедом Морозом плясали?
Вы не устали ещё отвечать?
А через год зиму ждёте опять?»
Логопед: как хорош мы с вами поиграли и отдохнули. Может дальше продолжать наше занятие.
8) Употребление существительных в родительном падеже.
Игра " Дорисуй недостающие элементы у снегурочки"
Логопед: ребята, давайте еще поможем Зимушке-зиме? Ее рисунки, на которых изображена снегурочка, попали под сильную вьюгу. Некоторые элементы стерлись с листика. Давайте поможем Зимушке-зиме, дорисуем снегурочку!
(Логопед раздает детям листочки с картинками снегурочки, у которой не хватает каких-то элементов).
Ребята дорисовывают недостающие элементы и проговаривают, что они делают: (у моей снегурочки нет глаз, носа, рта и т.д. Я нарисую снегурочке глаза, нос и т.д.).
Логопед: молодцы, ребята! Теперь Ваши работы будут красоваться на нашей доске. (Логопед развешивает картинки на магнитной доске).
9)Развитие связной речи (составление предложений по картинкам, составление связного зимнего рассказа).
Игра с пазлами.
Логопед: метель разбросала все зимние картинки по сторонам. Ребята, вам снова нужно помочь Зимушке-зиме, навести порядок в ее владениях, собрать зимние пазлы. (Далее дети собирают зимние пазлы и составляют предложения по картинкам, а затем зимние рассказы).
За каждый рассказ логопед выдает детям кристаллы.
Логопед: молодцы, ребята! Вы все успешно справились с заданием!
10) Заключительная часть.
Подводим итоги занятия.
Логопед: ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
(Дети передают по кругу Волшебного зимнего мишку и отвечают).
Логопед: ребята, что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?
Рефлексия.
Нарисуйте в своей тетради смайлики. Веселый смайлик- если у вас все получилось на занятии и вы не испытывали трудностей. Нейтральный смайлик если у вас возникали трудности.
Логопед: ребята, наше занятие закончилось. Прощаемся с Зимушкой-зимой и с зимним мишкой.Сегодня все очень старались, спасибо за внимание! До новых встреч!