Материал на проверке

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: "Зимушка-зима" для обучающихся 1 классов

0
0
Материал опубликован Вчера в 19:29


Конспект занятия по развитию речи для обучающихся 1 классов на тему: «Зимушка-зима»



Составитель: учитель-логопед, Комарова Наталия Сергеевна



                                                          г. Красноярск

Коррекционно-образовательные цели:

1.Актуализация знаний детей о зиме.

2.Развитие связной речи с помощью составления предложений на тему: «Зимушка-зима».

3.Обогащение словарного запаса по лексической теме:"Зима".

4.Развитие грамматического строя речи.

5.Формирование навыка словоизменения и словообразования.

6.Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

7.Употребление существительных в родительном падеже.

8.Подбор и использование в речи родственных слов.

Коррекционно-развивающие цели:

1.Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

2.Развитие речевого слуха.

3.Развитие диалогической речи.

4.Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения.

5.Развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, любознательности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самоанализу.

6.Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать педагога и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

1.Воспитание устойчивого интереса к занятиям, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

2.Воспитание внимания к собственной речи, уважения к русскому языку.

Оборудование:

Шкатулка с зимней тематикой, Зимний мишка, кристаллы, магнитная доска, магниты,паззлы по лексической теме «Зима»,ленточки с загадками, цветные карандаши, рукавички для артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Логопед: здравствуйте ребята! Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел сегодня к вам в гости.

Загадка: «Я – антоним к слову лето. В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому, что я…» (зима).

Логопед: правильно, ребята, зима! Сегодня к Вам в гости пришла Зимушка-зима, наше занятие будет посвящено зиме.

2.Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики и дыхательная гимнастика.

Логопед: ребята, давайте подготовим наши язычки к занятию. Сделаем гимнастику для язычка. А потом согреемся (сделаем дыхательную гимнастику).

Логопед надевает зимние рукавички. Ребята тоже надевают рукавички и выполняют за логопедом предложенные упражнения синхронно языком и руками.

1)«Горка»-язык–«горкой», кончик языка упирается в нижние резцы. Удержать «Горка» из языка под счёт: один, два, три. Держать, держать «горку»!

Сделаю я горку,

Горкупокручу.

Будет эта горка

У меня во рту!

2)«Язык—мост»-открыть рот.

Высунуть язык, положить на нижнюю губу.

Удерживать как можно дольше под счёт: один, два, три.

Язык неподвижен!

Река замёрзла,

Покрылась льдом.

Язык на губке

3)«Язык и горка»- провести языком по нёбу сверху – вниз несколько раз.

Едет с горки наш язык.

Он кататься так привык:

Сверху – вниз, по нёбу,

К зубкам, не к сугробу!

(и другие упражнения)

Логопед: ребята, а теперь согреем наши ручки, выполним дыхательные упражнения от Зимушки-зимы.

1) «Греем ручки»

У кого замёрзли ручки? (Дуем на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)

Подуем на них.

Дыханием тёплым

(Дуем на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)

2) «Пухлые щёчки»

А у кого замерзли щечки?

Надуть обе щеки воздухом. Затем попеременно надувать щёки.

Пухлые щёчки

У маленькой Ани.

В морозный денёк

Они алыми стали.

Логопед: ребята, какие вы молодцы! Все разогрелись и размяли свои язычки.


3) Обогащение словарного запаса по лексической теме: "Зима".

Отгадывание зимних загадок от Зимушки-зимы и волшебного зимнего мишки.

Логопед: ребята, Зимушка-зима открыла свою волшебную шкатулку и приготовила для вас много зимних кристаллов. Чтобы их заполучить Вам необходимо отгадать загадки. Но они спрятаны внутри волшебного зимнего мишки.

Ребята по очереди достают ленточки с загадками. Логопед их зачитывает, а дети отгадывают. За каждый правильный ответ ребята получают кристаллы. В завершении каждый подсчитывает свое количество кристаллов и строит из них фигуру. А другие дети отгадывают названия фигур.

Зимние загадки:

Я с ведром на голове Веселю всех во дворе.У меня морковка — нос. Люблю холод и мороз. (Снеговик)

По двум полоскам на снегу на деревяшках я бегу. С горы стремительно скользят, ух, тормозить-то не хотят! (Лыжи)

Лошадки со шнурками зимою тут как тут. Серебряными стрелами Меня по льду несут. (Коньки)

Лепили дети во дворе не куличи, не пирожки. А прям из снега на горе Холодные … (Снежки)

Он пришел — никто не видел, Треснул он — никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз)

И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней).

Белый дед горбатый. Лежит у нашей хаты. Никто его не унесёт, Весной тихонько сам уйдет. (Сугроб)

Без гвоздей и топорища Построен на реке мостище. (Лед)

Свяжет бабушка их внучке, Чтоб зимой не мерзли ручки. Сохранят тепло сестрички — Шерстяные … (Рукавички)

Всю зиму я ковром лежал. Весной с пригорков побежал. (Снег)

         С горки мчались мы не сами, С ветерком везли нас … (Сани)

          Начинает календарь Месяц с именем… (Январь)

Логопед: все ребята молодцы, отлично разгадывали зимние загадки!


4)Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов от существительных.

Игра «Назови зимние слова ласково».

Логопед: ребята, Зимушка- зима зовет Вас поиграть в игру со словами. Будем ласково называть зимние слова.

Лед – (ледок);

Снег- (снежок);

Холод – (холодок);

Мороз – (морозец);

Сугроб – (сугробик).

5. Образование родственных слов.

Игра «Сочиняем снежные стихи».

Логопед: все вокруг белым-бело много снегу намело! Ребята, сейчас будем играть со словом снег, и у нас получатся снежные стихи. Готовы?

(Логопед читает стихотворения, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)»

Логопед: ребята, вы все молодцы, придумали отличные стихи!

Ребята, как много родственных слов у слова снег! Давайте еще раз повторим эти слова.



6)Пальчиковая игра "Снеговичок".

Ребята, вы когда-нибудь лепили снеговика?

Давайте нарисуем пальчиком снеговика в тарелочках с крупой.


7)Физминутка

Игра на внимание "Да-нет".

Логопед: какие игры, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры).

Логопед: сейчас мы проверим, кто знает, чем можно заняться зимой?

Физкультминутка

«Что делал зимой,

Дай, дружок мне ответ

Слушай внимательно,

Отвечай «да» или «нет».

В снежки играли вы с друзьями?

Грибы по лесу собирали?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своём грядки копали?

А с Дедом Морозом плясали?

Вы не устали ещё отвечать?

А через год зиму ждёте опять

Логопед: как хорош мы с вами поиграли и отдохнули. Может дальше продолжать наше занятие.

8) Употребление существительных в родительном падеже.

Игра " Дорисуй недостающие элементы у снегурочки"

Логопед: ребята, давайте еще поможем Зимушке-зиме? Ее рисунки, на которых изображена снегурочка, попали под сильную вьюгу. Некоторые элементы стерлись с листика. Давайте поможем Зимушке-зиме, дорисуем снегурочку!

(Логопед раздает детям листочки с картинками снегурочки, у которой не хватает каких-то элементов).

Ребята дорисовывают недостающие элементы и проговаривают, что они делают: (у моей снегурочки нет глаз, носа, рта и т.д. Я нарисую снегурочке глаза, нос и т.д.).

Логопед: молодцы, ребята! Теперь Ваши работы будут красоваться  на нашей доске. (Логопед развешивает картинки на магнитной доске).

9)Развитие связной речи (составление предложений по картинкам, составление связного зимнего рассказа).

Игра с пазлами.

Логопед: метель разбросала все зимние картинки по сторонам. Ребята, вам снова нужно помочь Зимушке-зиме, навести порядок в ее владениях, собрать зимние пазлы. (Далее дети собирают зимние пазлы и составляют предложения по картинкам, а затем зимние рассказы).

За каждый рассказ логопед выдает детям кристаллы.

Логопед: молодцы, ребята! Вы все успешно справились с заданием!



10) Заключительная часть.

Подводим итоги занятия.

Логопед: ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают по кругу Волшебного зимнего мишку  и отвечают).

Логопед: ребята, что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?

Рефлексия.

Нарисуйте в своей тетради смайлики. Веселый смайлик- если у вас все получилось на занятии и вы не испытывали трудностей. Нейтральный смайлик если у вас возникали трудности.

Логопед: ребята, наше занятие закончилось. Прощаемся с Зимушкой-зимой и с зимним мишкой.Сегодня все очень старались, спасибо за внимание! До новых встреч!







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.