Конспект логопедического занятия «Поможем Миле»
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Поможем Миле»
Тема: Знакомство со звуком [Л] и буквой Эль.
Цель: научить правильно произносить звук [Л] и находить букву Эль.
Задачи:
Вспомнить артикуляционный уклад звука
Увидеть, как пишется буква Эль
Научиться определять и правильно произносить звук в начале, середине и в конце слова
Учить правильно произносить звук [Л] в слогах ( прямых и обратных)
Учить слышать звук на слух
Учить составлять предложение со словом, в котором есть звук [Л]
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте! Я рада вас видеть! Проходите. Пока я вас ждала, ко мне обратилась кукла Мила. У нее проблема – она не умеет правильно произносить звук Л. Как быть? Дети: Здравствуйте, помочь кукле!
Логопед: Отлично, ребята! Значит тема нашего занятия какая будет – познакомиться со звуком [Л] и научиться определять его на слух.
А цель – научиться правильно, произносить звук, чтобы научить Милу.
Критерии: Оценивать вашу работу будем при помощи цветных фишек. Перед вами висит экран самооценки. Вы располагаете на нем свои имена, а напротив фишки разного цвета.
Если произносите правильно звук, справитесь с заданием без моей помощи, то – желтая фишка.
Если ошиблись и выполнили задания с моей помощью, то – голубая фишка.
Если не справился, было очень трудно – то зеленая.
Но я надеюсь, что у вас зеленых фишек не будет, и вы справитесь с заданиями.
Чтобы нам достичь цели, нам нужно сделать следующие шаги:
Вспомнить артикуляционный уклад звука
Научиться правильно произносить этот звук правильно в слогах, в словах
Научиться составлять предложения со словами, в которых есть звук [Л].
Логопед: Подскажите, пожалуйста, с чего мы обычно начинаем нашу встречу? ( С пальчиковой гимнастики) Правильно, с гимнастики. Повторим ее?
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп")
Спать легли (ладошки под щечку).
Молодец! У тебя отлично получилось!
Логопед: Чтобы научиться правильно произносить звук Л, нам нужно сделать артикуляционную гимнастику.
Для этого нам нужно помнить правила:
Арт.гимнастику выполняем сидя.
Следим за движениями язычка, чтобы они были четкими и неторопливыми.
Упражнения повторяем по 5 раз, чашечку держим до 7-10 под счет.
Согласны? Чтобы нам было удобнее выполнять гимнастику, можно использовать карточки. (Альбом дошкольника Л.А. Комарова «Автоматизация звука Л в игровых упражнениях стр. 1-2) Молодцы, движения выполняли четко. Вы справились!
Какого цвета фишку возьмете? ____________Кто справился без моей подсказки?
(первый раз я приклеиваю сама фишки)
Логопед: Мила очень любит путешествовать на корабле. Поможем ей ? (Да) для этого необходимо вспомнить, как гудит корабль? Посмотри на карточку и вспомните про уклад звука.
Артикуляционный уклад:
Пробуем гудеть как пароход (1-2 раза) сначала все хором, потом индивидуально.
Ребята, стараемся держать язычок правильно за верхними зубами, губы в улыбке.
Самое время оценить свою работу при помощи фишек. Подойдите к экрану. Какого цвета фишку возьмете? У всех получилось с первого раза гудеть как пароход? Кому было сложно?
Логопед: ребята, хотите, я научу вас играть в одну интересную игру? (да)
У каждого из вас на спинке стула есть карточки. Вы по очереди бросаете кубик, сколько выпало точек, столько раз нужно будет проговорить слоги. Но перед началом игры, предлагаю проговорить все слоги, не забывайте про уклад звука. Как губы мы растягиваем? Язык - где должен стоять? Нам важно сегодня научиться правильно произносить звук. Кому мы обещали помочь?
ЛА | АЛ |
ЛО | ОЛ |
ЛУ | УЛ |
У всех получилось? Какого цвета фишка у тебя?
Логопед: Понравилась игра? А сейчас предлагаю вам следующую игру- я проговариваю слоги, и, если вы услышите слог со звуком Л, то делаете шаг вперед к нашей кукле Миле. Пробуем?
Не забываем про фишки, какой цвет берем?
Логопед: Мы так долго играем, что наша кукла проголодалась. Хотите ей помочь? А как? (накормить)
Приглашаю за стол, на котором стоит коробка с манкой, под ней спрятаны карточки с изображением продуктов питания. (салат -2 штуки, лук, свекла, масло, молоко, яблоко, клубника, лайм, лапша, колбаса, баклажан). Ваша задача- аккуратно при помощи трубочки сдуть манку с картинки и назвать что изображено на ней, каждому игроку дается 2 попытки. Напомните, мне, как правильно мы дышим при выполнении таких упражнений? Правильно, воздух набираем через нос, а выдыхаем через рот, щеки не надуваем. Не забываем также про уклад языка, когда произносим звук Л в словах. Ведь наша цель сегодня какая? Научить Милу правильно произносить звук Л.
Как ты думаешь, почему ты справился? (внимательно слушал и все правильно делал) У тебя все получилось!
Берите фишки в свою копилку! Какого цвета фишка? Почему?
Логопед: Ребята, самое главное мы чуть не забыли. Собрать чемодан в путешествие для Милы. Для этого я предлагаю вам разбиться на 2 подгруппы по 3 человека и пройти к столам.
Перед вами лежат картинки, ваша задача выбрать те предметы, которые ей пригодятся в путешествии. Есть условие - в чемодане должны лежать слова, в которых при произношении есть звук Л. Потому что цель нашего занятия какая? Научить Милу правильно произносить звук. Все верно! Можете приступать.
Нужно выбрать какие слова :
Слова (Л в середине)
Халат
Палатка
Булавка
Мыло
Полотенце
Иголка
Галоши
Слова (Л в начале)
Лопата
Лодка
Ложка
Лупа
Лыжи
Ласты
Логопед: Закончили, ребята? Чтобы проверить ваши работы, предлагаю поменяться местами и проверить работы друг друга. (дети переходят к столам, я раздаю лист с правильными ответами).
Логопед: С чем же поедет Мила в путешествие?
Начинаем ответ со слов: Мила взяла ….
Пожалуйста, не забываем про уклад звука, куда ставим язычок, в каком положении губы?
Дети по очереди проговаривают слова, которые выбрали для Милы, потом повторяем хором.
Пришло время взять фишки в свою копилку. Все справились без моей подсказки?
Логопед: ребята, вспомните, пожалуйста, тему нашего занятия?
познакомиться со звуком [Л] и научиться определять его на слух.
Подскажите, какая цель нашего занятия была – научиться правильно, произносить звук, чтобы научить Милу.
Как вы работали на занятии? Ты(имя)смог(ла) сам(а) научиться правильно произносить этот звук? А Милу научили? Почему у Милы получилось произносить звук? (правильно ставила язык и губы)
Посчитайте, пожалуйста, свои фишки? Какого цвета оказалось больше в твоей копилочке? (индивидуально считают фишки) Как думаешь, над чем тебе стоит поработать? Какое упражнение было сложно тебе выполнять? Почему? я уверена, если мы еще немного поработаем, то у вас все получится!
Предлагаю вам закрепить наши знания, которые мы сегодня получили на занятии – возьмите, пожалуйста, этот листочек домой, вместе с родителями выполнить задания!
Спасибо за работу!