Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1-ого класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Учащиеся с недостатками речевого развития нуждаются в специальной логопедической работе, поскольку специфические ошибки не могут быть преодолены обычными школьными приемами. Логопедическое занятие было проведено с учащимися общеобразовательной школы, имеющими нарушения речи. В процессе занятия дети актуализировали имеющийся словарный запас, продолжали формировать умение дифференцировать согласные звуки по звонкости и глухости, развивали моторные, графо-моторные и навыки правописания. Занятие было показано на муниципальном этапе республиканского конкурса «Учитель года – 2017» и было высоко оценено компетентным жюри, по итогам конкурса была награждена Дипломом лауреата.
Тема: «Дифференциация [К – Г]»
Цели:
Обучающие:
1)закрепление умения различать звуки [к]-[г] по акустическим признакам;
2) совершенствование умений обозначать их на письме буквами Кк и Гг.
Коррекционные:
1)выделение заданных звуков среди других;
2) укрепление артикуляционной моторики в целях коррекции звукопроизношения;
3)дифференциация звуков на уровне изолированного произнесения, слогов, слов и предложений;
4)закрепление правописание парных согласных в конце слов.
Развивающие:
-развитие направленного внимания, речеслухового восприятия операций сравнения, логического мышления, способностей к творческому высказыванию.
Обогащение и активизация словаря:
-существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок, -к, -ечк;
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, индивидуальные зеркала, колокольчики, тетради, ручки, индивидуальные карточки, изображения предметов (кустик, домик, гномик, кроватка, книжечка, грибок, гвоздик), магниты, магнитная доска.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Педагог приветствует детей, предлагает поиграть в игру. (слайд 1-гном)
- Жил да был веселый гном. Он давно всем нам знаком.
Вдруг, он уменьшился слегка и превратился в…гномика!
- Чем отличается гномик от гнома ? (Он маленький)
-Совершенно верно! И дом у него маленький , и предметы в нем тоже маленькие. Поиграем в игру и подарим нашему гномику предметы. (слайд 2-7-предметы)
-У гнома дом, а у гномика- … (домик)
Изображение предметов постепенно выставляются на доску.
-У гнома гриб, а у гномика- …(грибок)
-У гнома куст, а у гномика- …(кустик)
-У гнома гвоздь, а у гномика- …(гвоздик)
-У гнома кровать, а у гномика- …(кроватка)
-У гнома книга, а у гномика- … (книжечка)
-Правильно, я думаю, гномик сейчас очень доволен!
(экран выключается)
2.Подведение к теме.
-Скажите на какие звуки начинаются эти предметы?(На звуки [к] и [г])
-Назовите слова, начинающиеся на звук К. (Кустик, кроватка, книжечка)
-Назовите слова, начинающиеся на звук Г.(Грибок, гвоздик, голосок)
- Назовите слова, в которых есть и звук К , и звук Г. (Грибок, гвоздик, голосок, гномик)
- Кто скажет, чему мы будем учиться сегодня?
(различать звуки [г] и [к])
- Правильно, сегодня мы будем учиться различать эти звуки и обозначающие их буквы К и Г. К доске прикрепляю эти буквы.
3.Изучение темы.
1.Дифференциация изолированных звуков.
1)работа с индивидуальными зеркалами.
-Давайте попробуем произнести звук К. (К-К-К)
-А теперь произнесем звук Г.(Г-Г-Г)
-Меняется ли положение языка и зубов во время произнесения этих звуков? (Нет)
-В таком случае, скажите, чем отличаются эти звуки? (находят отличие по глухости-звонкости)
-А если эти звуки отличаются только звонкостью, что можно про них сказать? (Эти звуки - парные)
2)игра «Звонкий-глухой».
-Некоторые гномы бывают глуховаты, а другие гномы наоборот не любят когда говорят звонко. Поиграем в игру «Звонкий-глухой»
-Звоните в колокольчик, если услышите звонкий звук , а если услышите глухой звук колокольчик будет молчать.(затем работа в парах, меняются парами)
-Молодцы!
2.Дифференциация звуков в слогах.
Игра с мячом «Верни слог с глухим звуком»
-Теперь мы с вами изобразим старых и молодых гномов. Прошу вас выйти ко мне и встать в круг, поиграем с мячом. Я буду говорить как старый гном с глухим звуком К (ка, ко, ку, ки, кы), а вы молодые гномики - вы мне возвращает этот слог уже с звонким звуком (га, го, гу, ги, гы)
3. Дифференциация звуков в словах.
-Все гномы очень любят природу. Обратите внимание на следующие слова, обозначающие животных и явления природы. Прочитайте их, вставив пропущенные слоги, ГА или КА.
-Кто желает прочитать слова? (читает)
-Молодец!
Раду..(га), гор..(ка), вет..(ка), бел..(ка) , соба..(ка), лу..(га), ре..(ка), рыбал..(ка).
Гимнастика для глаз.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Глянь на носик, глянь на пальчик,
Глазки влево, глазки вправо —
Упражнение на славу.
4.Закрепление темы
1.Дифференциация звуков на уровне текста. Работа с индивидуальными карточками. «Буквы перепутались»
-Ребята, всякое может случиться в сказочном лесу у гномиков. Пока мы с вами закрывали глазки, буквы как ни в чем ни бывало меняют свое место и гномам нужно прийти им на помощь и поставить буквы там, где они должны стоять, а неправильные зачеркнуть. Послушайте, что может получиться.
Однажды гномик забрался на корку (горку). И увидел , что к нему по тропинке идут кости (гости). Тут он закричал своим тоненьким колоском (голоском):
-Друзья, давайте поиграем в икру! (игру)
Раздача инд.карточек.
-Ребята, что получается - когда буквы не на месте? (Слова могут поменять свой смысл)
-Давайте, сделаем так, чтобы в тексте все стало на свои места.
-Кто готов? Прочитай, пожалуйста, свой текст.
-Вы согласны, теперь все правильно?
2.Физкультурная минутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Гномик вышел погулять.
Натянул свой колпачок,
Закрыл дверцу на крючок.
Он там весело шагал,
Он и прыгал, и скакал,
Громко песню напевал.
А домой он побежал.
3.Сочинение коллективной сказки по картинкам.
-Ребята, мы хорошо отдохнули? А сейчас вспомните, какие маленькие предметы подарили нашему гномику? (Кустик, кроватка, книжечка, грибок, гвоздик, голосок)
-Ребята, как вы думаете, что нужнее всего гномику, ели он захочет учиться в школе как вы? (книжечка)
-Как мы знаем гномы очень любят сказки. Предлагаю вам сочинить сказку про гнома и книжечку. Как мы ее назовем? («Гном и книжечка»)
-Сказку мы будем сочинять все вместе, каждый добавляет свое предложение.
Сочинение сказки. Педагог помогает при помощи наводящих вопросов.
-Как начинается любая сказка? (Жил да был … гномик.)
-Что было дальше?
-Что случилось с гномиком?
-Как книжечка попала к нему в дом?
-Как помогла ему книжечка?
-И чем же это закончилось?
5.Подведение итогов. Рефлексия.
-Молодцы, ребята! Как вы думаете, вы т красивую сказку сочинили про гномика?
-Мне очень хочется подарить вам этих красивых гномиков и надеюсь, что вы сочините еще много сказок и в школе, и дома с родителями.
-Чему вы сегодня научились?
-Легко ли вам было? А что было трудным?
-Понравилось ли вам?
-Спасибо вам, ребята! Желаю вам успехов в вашей учебе!
Список использованной литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.— 224 с: ил.
2. Дорофеева С.Е., Семенюта Л.В., Маленьких Л.А.: Коррекция нарушений речи у младших школьников. – Сфера, 2011. – 64 с.