Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

7
0
Материал опубликован 29 August 2019 в группе

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1-ого класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Учащиеся с недостатками речевого развития нуждаются в специальной логопедической работе, поскольку специфические ошибки не могут быть преодолены обычными школьными приемами. Логопедическое занятие было проведено с учащимися общеобразовательной школы, имеющими нарушения речи. В процессе занятия дети актуализировали имеющийся словарный запас, продолжали формировать умение дифференцировать согласные звуки по звонкости и глухости, развивали моторные, графо-моторные и навыки правописания. Занятие было показано на муниципальном этапе республиканского конкурса «Учитель года – 2017» и было высоко оценено компетентным жюри, по итогам конкурса была награждена Дипломом лауреата.

Тема: «Дифференциация [К – Г]»

Цели:

Обучающие:

1)закрепление умения различать звуки [к]-[г] по акустическим признакам;

2) совершенствование умений обозначать их на письме буквами Кк и Гг.

Коррекционные:

1)выделение заданных звуков среди других;

2) укрепление артикуляционной моторики в целях коррекции звукопроизношения;

3)дифференциация звуков на уровне изолированного произнесения, слогов, слов и предложений;

4)закрепление правописание парных согласных в конце слов.

Развивающие:

-развитие направленного внимания, речеслухового восприятия операций сравнения, логического мышления, способностей к творческому высказыванию.

Обогащение и активизация словаря:

-существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок, -к, -ечк;

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, индивидуальные зеркала, колокольчики, тетради, ручки, индивидуальные карточки, изображения предметов (кустик, домик, гномик, кроватка, книжечка, грибок, гвоздик), магниты, магнитная доска.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Педагог приветствует детей, предлагает поиграть в игру. (слайд 1-гном)

- Жил да был веселый гном. Он давно всем нам знаком.

Вдруг, он уменьшился слегка и превратился в…гномика!

- Чем отличается гномик от гнома ? (Он маленький)

-Совершенно верно! И дом у него маленький , и предметы в нем тоже маленькие. Поиграем в игру и подарим нашему гномику предметы. (слайд 2-7-предметы)

-У гнома дом, а у гномика- … (домик)

Изображение предметов постепенно выставляются на доску.

-У гнома гриб, а у гномика- …(грибок)

-У гнома куст, а у гномика- …(кустик)

-У гнома гвоздь, а у гномика- …(гвоздик)

-У гнома кровать, а у гномика- …(кроватка)

-У гнома книга, а у гномика- … (книжечка)

-Правильно, я думаю, гномик сейчас очень доволен!

(экран выключается)

2.Подведение к теме.

-Скажите на какие звуки начинаются эти предметы?(На звуки [к] и [г])

-Назовите слова, начинающиеся на звук К. (Кустик, кроватка, книжечка)

-Назовите слова, начинающиеся на звук Г.(Грибок, гвоздик, голосок)

- Назовите слова, в которых есть и звук К , и звук Г. (Грибок, гвоздик, голосок, гномик)

- Кто скажет, чему мы будем учиться сегодня?

(различать звуки [г] и [к])

- Правильно, сегодня мы будем учиться различать эти звуки и обозначающие их буквы К и Г. К доске прикрепляю эти буквы.

3.Изучение темы.

1.Дифференциация изолированных звуков.

1)работа с индивидуальными зеркалами.

-Давайте попробуем произнести звук К. (К-К-К)

-А теперь произнесем звук Г.(Г-Г-Г)

-Меняется ли положение языка и зубов во время произнесения этих звуков? (Нет)

-В таком случае, скажите, чем отличаются эти звуки? (находят отличие по глухости-звонкости)

-А если эти звуки отличаются только звонкостью, что можно про них сказать? (Эти звуки - парные)

2)игра «Звонкий-глухой».

-Некоторые гномы бывают глуховаты, а другие гномы наоборот не любят когда говорят звонко. Поиграем в игру «Звонкий-глухой»

-Звоните в колокольчик, если услышите звонкий звук , а если услышите глухой звук колокольчик будет молчать.(затем работа в парах, меняются парами)

-Молодцы!

2.Дифференциация звуков в слогах.

Игра с мячом «Верни слог с глухим звуком»

-Теперь мы с вами изобразим старых и молодых гномов. Прошу вас выйти ко мне и встать в круг, поиграем с мячом. Я буду говорить как старый гном с глухим звуком К (ка, ко, ку, ки, кы), а вы молодые гномики - вы мне возвращает этот слог уже с звонким звуком (га, го, гу, ги, гы)

3. Дифференциация звуков в словах.

-Все гномы очень любят природу. Обратите внимание на следующие слова, обозначающие животных и явления природы. Прочитайте их, вставив пропущенные слоги, ГА или КА.

-Кто желает прочитать слова? (читает)

-Молодец!

Раду..(га), гор..(ка), вет..(ка), бел..(ка) , соба..(ка), лу..(га), ре..(ка), рыбал..(ка).

Гимнастика для глаз.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глазки крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Глянь на носик, глянь на пальчик,

Глазки влево, глазки вправо —

Упражнение на славу.

4.Закрепление темы

1.Дифференциация звуков на уровне текста. Работа с индивидуальными карточками. «Буквы перепутались»

-Ребята, всякое может случиться в сказочном лесу у гномиков. Пока мы с вами закрывали глазки, буквы как ни в чем ни бывало меняют свое место и гномам нужно прийти им на помощь и поставить буквы там, где они должны стоять, а неправильные зачеркнуть. Послушайте, что может получиться.

Однажды гномик забрался на корку (горку). И увидел , что к нему по тропинке идут кости (гости). Тут он закричал своим тоненьким колоском (голоском):

-Друзья, давайте поиграем в икру! (игру)

Раздача инд.карточек.

-Ребята, что получается - когда буквы не на месте? (Слова могут поменять свой смысл)

-Давайте, сделаем так, чтобы в тексте все стало на свои места.

-Кто готов? Прочитай, пожалуйста, свой текст.

-Вы согласны, теперь все правильно?

2.Физкультурная минутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Гномик вышел погулять.

Натянул свой колпачок,

Закрыл дверцу на крючок.

Он там весело шагал,

Он и прыгал, и скакал,

Громко песню напевал.

А домой он побежал.

3.Сочинение коллективной сказки по картинкам.

-Ребята, мы хорошо отдохнули? А сейчас вспомните, какие маленькие предметы подарили нашему гномику? (Кустик, кроватка, книжечка, грибок, гвоздик, голосок)

-Ребята, как вы думаете, что нужнее всего гномику, ели он захочет учиться в школе как вы? (книжечка)

-Как мы знаем гномы очень любят сказки. Предлагаю вам сочинить сказку про гнома и книжечку. Как мы ее назовем? («Гном и книжечка»)

-Сказку мы будем сочинять все вместе, каждый добавляет свое предложение.

Сочинение сказки. Педагог помогает при помощи наводящих вопросов.

-Как начинается любая сказка? (Жил да был … гномик.)

-Что было дальше?

-Что случилось с гномиком?

-Как книжечка попала к нему в дом?

-Как помогла ему книжечка?

-И чем же это закончилось?

5.Подведение итогов. Рефлексия.

-Молодцы, ребята! Как вы думаете, вы т красивую сказку сочинили про гномика?

-Мне очень хочется подарить вам этих красивых гномиков и надеюсь, что вы сочините еще много сказок и в школе, и дома с родителями.

-Чему вы сегодня научились?

-Легко ли вам было? А что было трудным?

-Понравилось ли вам?

-Спасибо вам, ребята! Желаю вам успехов в вашей учебе!

Список использованной литературы:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.— 224 с: ил.

2. Дорофеева С.Е., Семенюта Л.В., Маленьких Л.А.: Коррекция нарушений речи у младших школьников. – Сфера, 2011. – 64 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации