Конспект логопедического занятия «Сюрприз для Феликса и Авроры»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска
Сюрприз для Феликса и Авроры /
составление описательных рассказов с опорой на схему
подготовительная группа, подгрупповое логопедическое занятие
Семкина
Оксана Геннадьевна,
учитель-логопед
Цель: Совершенствование навыков составления описательных рассказов.
Задачи:
1. Упражнять в составлении описательных рассказов с использованием картинного плана.
2. Упражнять детей в составлении картинного плана описательного рассказа.
3. Закреплять навыки образования притяжательных прилагательных.
4. Развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание в диалоге со взрослыми и сверстниками.
5. Актуализировать и закреплять знания детей о природных явлениях и животных Арктики.
6. Развивать зрительное внимание и зрительно-пространственную ориентировку в процессе узнавания предмета по изображению его части.
7. Воспитывать умения работать в паре, слушать рассказы других детей.
Планируемые результаты:
- дети активно участвуют в диалоге о природных явлениях и животных Арктики (обладают элементарными представлениями по данной теме, проявляют инициативу в общении, проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями);
- дети продуктивно взаимодействуют в парах при решении познавательной задачи (способны договариваться);
- составляют картинный план описательного рассказа (способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения);
- составляют описательные рассказы (используют речь для выражения своих мыслей)
Образовательная среда:
Предметно-практическая среда – фотографии медведей Феликса и Авроры, слайдовые презентации «Феликс и Аврора», «Животные севера», 5 листов бумаги формата 3А, карточки-символы для составления плана-схемы рассказа, клей-карандаш, маркеры, картинки «Животные севера», мешочек, стеклянные камни или бусины
Среда взаимодействия «взрослый - ребенок» - внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения
Среда взаимодействия «ребенок - ребенок» - ситуативно-деловая форма общения, формы взаимодействия групповая и парная
Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют
Индивидуальная работа:
- Андрей, Даниил, Катя, Костя – контроль произношения звука Р;
- Ангелина, Аня, Родион, Ярослав - контроль произношения звука Л;
- Костя - контроль произношения звука Ш;
- Родион - контроль произношения звука С;
- Ангелина – контроль родовых окончаний существительных и прилагательных.
План-конспект
I Мотивационно-целевой этап
- Ребята, я узнала, что вы без меня побывали в путешествии. Я болела и не смогла поехать с вами.
- Куда вы путешествовали? (На северный полюс)
- Как еще называют северный полюс? (Арктика)
- Не могу понять далеко это или близко? (Ответы детей) Покажите мне это место на глобусе. (Дети показывают)
- Действительно, это очень далеко. На чем же вы туда добирались? (на вертолете)
- Как же мне узнать столько о северном полюсе и его жителях, если я пропустила такое познавательное путешествие? Мне очень хочется узнать обо всем, что вы там видели. (Мы можем рассказать)
- Расскажете мне !!!?
- Давайте вы свои мысли знания как «северные льдинки» будете складывать в мой «снежный мешочек». (Дети формулируют свои высказывания, за каждое грамматически правильно построенное предложение кладут один камень в мешочек)
Помощь и поддержка в случае затруднения (беседа)
- А почему Арктика на глобусе белого цвета? (На северном полюсе все покрыто снегом и льдом)
- Какой же там климат? (холодный, суровый)
- Я слышала от кого-то, что солнце там светит по особенному. Расскажите, что вы знаете об этом? (ответы детей)
- Если там такие суровые условия, может ли там кто-то жить? Кого вы встретили в Арктике? Какой можно сделать вывод, кто из животных может выжить на северном полюсе? (ответы детей)
- Вы сможете узнать животных? (ответы детей)
Игра «Чей, чья, чьи?»
Презентация «Узнай животное по его части» (зашумленные картинки)/data/files/g1513605464.ppt (узнай животное)
На экране появляются части тела животных севера (олень, морж, тюлень, медведь, песец, полярный волк). Дети по фрагменту отгадывают животное, предварительно объясняя, чью часть тела они увидели.
Например: я вижу тюленьи ласты, значит это тюлень; я вижу медвежий нос, значит это медведь.
- А может быть где-то можно увидеть животных севера тому, кто не бывал в Арктике? (в зоопарке)
- Вы правы, я узнала в интернете, что в Красноярске в зоопарке живут белые медведи, и как только стала лучше себя чувствовать, поехала с ними познакомиться. Знакомьтесь, это Феликс и Аврора. (логопед показывает фотографии медведей)/data/files/g1513605580.doc (фото медведей)
- У меня есть многоих фотографий давайте посмотрим, а я вам расскажу, что узнала о них. (Презентация «Феликс и Аврора»)/data/files/y1513605774.ppt (медведи Феликс и Аврора)
- В 2006 году голодный и умирающий малыш-медвежонок вышел к месту стоянки ученых на о. Врангеля и в тот же день по счастливому случаю был отправлен на большую землю вертолетом. В парке Роев ручей выходили больного медвежонка, он стал народным любимцем и получил кличку Феликс, что в переводе с греческого означает Счастливчик. Его подруга Аврора тоже сирота. Она поступила в парк чуть позже. Они прожили в парке уже 10 лет, подружились и полюбили друг друга. Возможно, в скором времени у них появятся малыши. В парке их все любят, о них хорошо заботятся. Медведи любят плавать, плескаться и брызгаться. Но я заметила, что у них грустные глаза. Вам так не кажется?
- Я, конечно, узнала, почему грустят Феликс и Аврора. Вы не догадались?
- Они очень давно покинули свою родину, когда были еще совсем маленькие, и теперь совсем ничего не помнят о своих друзьях, жителях севера.
- Может мы смогли бы им помочь? (Мы можем рассказать о животных северного полюса)
- Я думаю, что ваши рассказы о животных Арктики станут настоящим сюрпризом для медведей, ведь никто из детей в зоопарке еще никогда не составлял для них рассказов.
- Таким образом, чему же нам сегодня нужно учиться на занятии? (ответы детей)
II Ориентировочный этап
- В каждом рассказе должен быть порядок. Рассказ должен быть последовательным, полным и законченным.
- Вы уже тренировались составлять рассказы о разных животных и птицах.
- Давайте подумаем, что нам поможет составить рассказ и ничего не упустить? (План)
- План это своеобразные подсказки, которые помогают припомнить, о чем нужно рассказывать.
- Значит, нам нужно определиться, какие части будет содержать наш рассказ. А так как еще не все ребята умеют читать, мы будем не записывать план, а будем использовать рисунки схемы.
Далее логопед с детьми обсуждают, какие части будет содержать рассказ, и как расположить их последовательно. Дети подбирают соответствующие картинки-схемы.
III Поисково-исследовательский этап
Логопед предлагает детям объединиться для дальнейшей деятельности в пары. Договориться о каком животном они будут составлять рассказ. Составить картинный план своего рассказа и подготовиться к рассказыванию.
IV Практический этап
Далее каждая пара рассказывает свой рассказ, используя свой план. Таким образом проверяется, «работает» этот план или нет, т.е. можно ли, используя его, составить последовательный и полный описательный рассказ о животном. В ходе прослушивания детьми рассказов и их обсуждения выясняется, какая пара составила более полный и четкий план, нужно ли его дополнить. Какая пара эффективно использовала план для составления рассказа.
V Рефлексивно-оценочный этап
- Ребята, как нам удалось поднять настроение нашим гостям?
- Посмотрите на ваши планы и вспомните, в чём они вам сегодня помогли?
- Для чего нужно уметь составлять план рассказа?
- Я все же переживаю, что Феликс и Аврора не смогли запомнить сразу всю информацию о своих земляках, вот займутся в зоопарке своими делами и забудут, и снова загрустят. Может, вы предложите какое-нибудь решение этой проблемы?
- А давайте сделаем для них открытки с фотографиями животных? /data/files/x1513605870.doc (картинки животные Севера) Фотографии у нас есть. А в открытке вы сможете план записать или нарисовать, и тогда они будут просматривать и вспоминать ваши рассказы.
- Тогда забирайте домой фотографии, на обратной стороне составьте план, как мы сегодня учились. Не забудьте оставить место для адреса. Завтра вы украсите открытки, а я уточню адрес зоопарка и мы их подпишем. (Дети выбирают фото животного по своему желанию из предложенных)