Конспект логопедического занятия в 5 классе по теме: "Исторические (традиционные) сочетания букв"

0
0
Материал опубликован 14 November

Конспект группового логопедического занятия в 5 классе

по коррекции дизорфографии

по теме: «Исторические (традиционные) сочетания букв».

Цель: закрепить навык написания гласных букв после шипящих: жи- ши, чу-щу, ча-ща, сочетания букв с согласными.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: упражнять в употреблении и написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-нч, щн-нщ и др. в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

Коррекционно-развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; речевую активность.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям, создавать ситуацию успеха.

Оборудование: карточки с заданием, памятка «Исторические

(традиционные) сочетания букв.


Ход занятия:

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение!

Развитие временных представлений, навыков звукового и слогового анализа.

- Начнем мы наше занятие с традиционной звуковой разминки. Будьте внимательны.

-Назовите первый звук в названии времени года, которое сейчас за окном.

-Назовите последний звук в названии времени года, которое будет после осени.

-Назовите количество слогов в названии месяца, который сейчас за окном.

-Назовите количество слогов в названии дня недели, который будет завтра.


Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на доску и скажите, что на ней написано?

[ж], [ш], [а], [ч], [щ]

- Внимательно посмотрите на звуки и найдите среди них лишний:

- Почему вы так думаете?

- Что вы можете сказать об оставшихся звуках? (согласные, шипящие).

- Назовите среди них твердые шипящие, мягкие шипящие.

- Давайте вместе произнесем наши звуки: [ж], [ш], [ч], [щ].

- Посмотрите внимательно на тему занятия: Что такое сочетание? (Это то, что происходит, когда сочетают).

- Что значит «сочетают»? Приставка со- означает «вместе». Приведите примеры слов, в которых есть данная приставка (сотрудничать, составлять, сопереживать). Получается, что сочетать – это составлять чету.

- А что такое чета? (пара, два предмета). Например, муж и жена – супружеская чета, а в математике есть название чисел, однокоренные слову чета (четные и нечетные).

- Запишем словообразовательную цепочку: сочетание – сочетать – чета. Выделим корень в каждом слове.

- Я хочу вам рассказать одну сказку, вы внимательно послушайте и постарайтесь определить, о каких исторических сочетаниях пойдет речь на занятии.

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.  Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. 

- Кто был внимательным и понял, о каких исторических сочетаниях пойдет речь на нашем занятии? (сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ).

- Итак, какова будет тема нашего сегодняшнего занятия? (учащиеся формулируют тему урока.)

4. Работа с памяткой «Исторические сочетания букв»


Исторические (традиционные) сочетания букв

с гласными:                                                         с согласными:

ЖИ-ШИ                                                                     ЧН-НЧ

ЧА-ЩА                                                                     ЩН-НЩ

ЧУ-ЩУ                                                                    ЧК-ЧТ-РЩ


Запомни: жю и шю - исключения!

Жюри, брошюра, парашют



- Какие сочетания вам уже знакомы, как их лучше запомнить?

- Придумайте с ними слова.

5. Работа над закреплением пройденного материала.


Упражнение 1.

Задание: спиши предложения. Закрой списанный текст и текст образец. Устно ответь на вопросы: Что такое жюри? Что такое брошюра? Что такое парашют?

Жюри – это группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях. Брошюра, - книга (обычно без переплета). Парашют – аппарат в виде раскрывающегося в воздухе большого зонта для прыжка или


Работа со скороговоркой: Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

- Прочитайте эту скороговорку про себя, шепотом, затем медленно вслух, быстрее, очень быстро.

- Какой звук в этой скороговорке чаще всего повторяется?

- Дайте характеристику этому звуку.

- Найдите в тексте скороговорки исторические сочетания букв.


Упражнение 2.

- Предлагаю вам прослушать шуточное стихотворение Владимира Орлова и подсчитать, сколько исторических сочетаний букв в стихотворении (стихотворение читается логопедом трижды). Во время второго прочтения дети должны будут отмечать сочетания цифрами. Цифры записываются в строчку с интервалом в 1 см. Прочитав текст второй раз, логопед спрашивает детей, у кого какая последняя цифра. Далее текст читается ещё раз, и дети под каждой цифрой пишут услышанное ими сочетание – так они проверяют себя.


Набухли речки,

Набухли почки,

Живые в небе

Плывут цепочки.

В прозрачной сини

Курлычут стаи,

Весну и лето

Соединяя.

                    (По В. Орлову)

Упражнение 3.

Задание: соберите словосочетания, объясните правописание исторических сочетаний букв.

Кислый            чай

Крупная           жираф

Вязаные           чулки

Грациозный      щука

Ароматный       щавель


- Молодцы, с заданием справились, а сейчас давайте немного отдохнем.

Выполнение кинезиологических упражнений (1,5 – 2 мин.)

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.


Упражнение 4.

Задание: спишите предложения, найдите исторические сочетания букв, подчеркните их.

В конце девятнадцатого века типичной улицей в Петербурге была брусчатая мостовая, брусчатка. По ней шагали прохожие: мужчины и женщины, старички и дети. По брусчатке, грохоча колесами, часто проезжали конные экипажи.

6. Итог занятия.

- Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня на занятии вы были все активные, внимательные. Со всеми предложенными заданиями вы справились, молодцы! Спасибо за работу!

Рефлексия:

- Ребята, что понравилось на занятии?

- При выполнение какого задания вы испытывали трудности?

- Какое задание вам показалось самым легким?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.