Конспект логопедического занятия в 5 классе по теме: "Исторические (традиционные) сочетания букв"
Конспект группового логопедического занятия в 5 классе
по коррекции дизорфографии
по теме: «Исторические (традиционные) сочетания букв».
Цель: закрепить навык написания гласных букв после шипящих: жи- ши, чу-щу, ча-ща, сочетания букв с согласными.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: упражнять в употреблении и написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-нч, щн-нщ и др. в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.
Коррекционно-развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; речевую активность.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям, создавать ситуацию успеха.
Оборудование: карточки с заданием, памятка «Исторические
(традиционные) сочетания букв.
Ход занятия:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение!
Развитие временных представлений, навыков звукового и слогового анализа.
- Начнем мы наше занятие с традиционной звуковой разминки. Будьте внимательны.
-Назовите первый звук в названии времени года, которое сейчас за окном.
-Назовите последний звук в названии времени года, которое будет после осени.
-Назовите количество слогов в названии месяца, который сейчас за окном.
-Назовите количество слогов в названии дня недели, который будет завтра.
Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации.
- Посмотрите на доску и скажите, что на ней написано?
[ж], [ш], [а], [ч], [щ]
- Внимательно посмотрите на звуки и найдите среди них лишний:
- Почему вы так думаете?
- Что вы можете сказать об оставшихся звуках? (согласные, шипящие).
- Назовите среди них твердые шипящие, мягкие шипящие.
- Давайте вместе произнесем наши звуки: [ж], [ш], [ч], [щ].
- Посмотрите внимательно на тему занятия: Что такое сочетание? (Это то, что происходит, когда сочетают).
- Что значит «сочетают»? Приставка со- означает «вместе». Приведите примеры слов, в которых есть данная приставка (сотрудничать, составлять, сопереживать). Получается, что сочетать – это составлять чету.
- А что такое чета? (пара, два предмета). Например, муж и жена – супружеская чета, а в математике есть название чисел, однокоренные слову чета (четные и нечетные).
- Запишем словообразовательную цепочку: сочетание – сочетать – чета. Выделим корень в каждом слове.
- Я хочу вам рассказать одну сказку, вы внимательно послушайте и постарайтесь определить, о каких исторических сочетаниях пойдет речь на занятии.
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У.
- Кто был внимательным и понял, о каких исторических сочетаниях пойдет речь на нашем занятии? (сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ).
- Итак, какова будет тема нашего сегодняшнего занятия? (учащиеся формулируют тему урока.)
4. Работа с памяткой «Исторические сочетания букв»
Исторические (традиционные) сочетания букв
с гласными: с согласными: ЖИ-ШИ ЧН-НЧ ЧА-ЩА ЩН-НЩ ЧУ-ЩУ ЧК-ЧТ-РЩ Запомни: жю и шю - исключения! Жюри, брошюра, парашют |
- Какие сочетания вам уже знакомы, как их лучше запомнить?
- Придумайте с ними слова.
5. Работа над закреплением пройденного материала.
Упражнение 1.
Задание: спиши предложения. Закрой списанный текст и текст образец. Устно ответь на вопросы: Что такое жюри? Что такое брошюра? Что такое парашют?
Жюри – это группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях. Брошюра, - книга (обычно без переплета). Парашют – аппарат в виде раскрывающегося в воздухе большого зонта для прыжка или
Работа со скороговоркой: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
- Прочитайте эту скороговорку про себя, шепотом, затем медленно вслух, быстрее, очень быстро.
- Какой звук в этой скороговорке чаще всего повторяется?
- Дайте характеристику этому звуку.
- Найдите в тексте скороговорки исторические сочетания букв.
Упражнение 2.
- Предлагаю вам прослушать шуточное стихотворение Владимира Орлова и подсчитать, сколько исторических сочетаний букв в стихотворении (стихотворение читается логопедом трижды). Во время второго прочтения дети должны будут отмечать сочетания цифрами. Цифры записываются в строчку с интервалом в 1 см. Прочитав текст второй раз, логопед спрашивает детей, у кого какая последняя цифра. Далее текст читается ещё раз, и дети под каждой цифрой пишут услышанное ими сочетание – так они проверяют себя.
Набухли речки,
Набухли почки,
Живые в небе
Плывут цепочки.
В прозрачной сини
Курлычут стаи,
Весну и лето
Соединяя.
(По В. Орлову)
Упражнение 3.
Задание: соберите словосочетания, объясните правописание исторических сочетаний букв.
Кислый чай
Крупная жираф
Вязаные чулки
Грациозный щука
Ароматный щавель
- Молодцы, с заданием справились, а сейчас давайте немного отдохнем.
Выполнение кинезиологических упражнений (1,5 – 2 мин.)
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.
Упражнение 4.
Задание: спишите предложения, найдите исторические сочетания букв, подчеркните их.
В конце девятнадцатого века типичной улицей в Петербурге была брусчатая мостовая, брусчатка. По ней шагали прохожие: мужчины и женщины, старички и дети. По брусчатке, грохоча колесами, часто проезжали конные экипажи.
6. Итог занятия.
- Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня на занятии вы были все активные, внимательные. Со всеми предложенными заданиями вы справились, молодцы! Спасибо за работу!
Рефлексия:
- Ребята, что понравилось на занятии?
- При выполнение какого задания вы испытывали трудности?
- Какое задание вам показалось самым легким?