Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Снеговик и волшебная книга
Конспект занятия логопедического занятия
в подготовительной группе компенсирующей направленности «Снеговик и волшебная книга»
Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме, ее приметах.
Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи:
- Обогащать словарь по лексической теме « Зима»;
- Систематизировать и закреплять знания детей по лексической теме: «Зима»;
- Совершенствовать грамматический строй речи (учить образовывать качественные прилагательные и уменьшительно-ласкательные формы слов);
- Совершенствовать предложно – падежные конструкции.
- Продолжать учить отвечать полным ответом на поставленные вопросы;
Коррекционно-развивающие задачи:
совершенствовать координацию речи с движением;
совершенствовать глазо-двигательную координацию.
развивать межполушарное взаимодействие, моторику, пространственную ориентацию;
развивать речевое дыхание;
Развивать общую и мелкую моторику;
Развивать психические процессы: внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать желание узнавать новое, уточнять и применять знания, умения и навыки;
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение произведений, наблюдения на прогулке, отгадывание загадок.
Словарь: зима, холод, мороз, снежок, лед. Снегопад, снежинка, снеговик. Зимний, хрустящий, блестящий, сверкающий, пушистый, тонкий, хрупкий, гладкий.
Материал и оборудование: компьютер, проектор, презентация, предметные картинки на тему «Зима», нейродорожки (ватные сугробы на картоне.), лёд, подносы, бутылочки с теплой водой, «снежок», «Волшебная книга»-светильник, снежинки для выполнения заданий.
Организованная образовательная деятельность
I Вводная часть
Учитель-логопед: Ребята посмотрите сколько гостей, давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются с гостями)
Приветствие с элементами самомассажа и биоэнергопластики
Учитель-логопед:
Здравствуйте, ребята! Как же я Вам рада!
Наши умные головки (поглаживать голову правой рукой)
Будут думать много, ловко (поглаживать голову левой рукой).
Наши ушки будут слушать (обеими руками оттопырить уши вверх и в сторону, растереть),
Ротик четко говорить (губы в положение «дудочка»).
Мы друг другу улыбаемся (положение губ «улыбка»),
И занятие начинается.
Садятся на стулья
Сюрпризный момент, сообщение темы занятия
Учитель-логопед:
ребята, давайте отгадаем загадку.
Снег пушистый стелется
Улица бела
И метёт метелица
К нам пришла…. Зима.
-Ребята, что происходит зимой?
- Ответы детей: (стало холодно, вода в реках замёрзла, появился первый снег, люди стали одеваться тепло и т.д.)
- Какие дни становятся зимой?
- А ночи какие становятся?
Учитель-логопед
- Ребята, на улице выпало так много снега, что появились большие сугробы.
- Давайте слепим снеговика.
Речь с движением игра под музыку на ускорение «Снег руками нагребаем»
Выполняем движения в соответствии с текстом
Снег руками нагребаем
Лепим лепим ком большой
И еще раз нагребаем
Лепим лепим ком другой.
Лепим ручки
Лепим ножки,
Чтоб бежали по дорожке.
Лепим глазки, лепим бровки,
Лепим нос морковкой.
Садятся на стулья
1 Слайд Снеговик «Здравствуйте, ребята! Я веселый снеговик. Я очень люблю зиму и приготовил для вас подарок «Волшебную книгу», но пока я к Вам спешил книгу в снег я обронил, и она потеряла своё волшебство. На моей книге были снежинки, а теперь их нет. Помогите мне вернуть волшебство в книгу.» (показать книгу)
Учитель-логопед: - Ребята, что произошло со Снеговиком? О чём он нас просит?
Давайте, поможем снеговику, вернуть снежинки на волшебную книгу? (ответы детей)
Учитель-логопед: Ты снеговик не грусти, мы тебе поможем, будем мы задания выполнять и снежинки возвращать.
Учитель- логопед: Давайте выполним первое задание
На столе лежат картинки нужно выбрать приметы зимы (среди картинок есть лишние) дети выбирают картинку- примету и говорят:
Упражнение «Приметы зимы»
Ребята, давайте вспомним приметы зимы. (С карточками)
1 й ребенок: «Зимой идет снег»
2й ребенок: «Зимой люди надевают теплую одежду»
3й ребенок: «Зимой бывает метель»……
4й ребенок: «Зимой на речках лед» и т.д.
5-й ребенок: «Зимой медведь спит в берлоге»
6-й ребёнок: «Зимой день короткий, а ночь длинная»
Учитель-логопед: - Молодцы, ребята! Выполнили первое задание. (приклеиваем снежинку на книгу) (1снежинка)
Игра «Доскажи словечко» ( на стульях)
Учитель-логопед:- Ты снежок мой поймай и стишок продолжай!
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Учитель-логопед: Молодцы! Давайте ещё поиграем со снежком.
Игра «Назови ласково»
Зима – зимушка
Снег – снежок
Снежинка – снежиночка
Снеговик- снеговичок
Ветер- ветерок
Холод-холодок
Учитель-логопед:
-Посмотрите ещё одна снежинка вернулась на книгу. (2 снежинка)
Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»
Учитель-логопед:– Наши ручки совсем замерзли. Давайте согреем их. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй) Молодцы! Согрели руки.
Упражнение «Вьюга»
Учитель-логопед: Ребята, слышите, что это шумит?
Правильно это вьюга.
(Фонограмма вьюги)
- Я предлагаю устроить вьюгу с помощью рук и голоса.
За окном бушует вьюга: У-у-у! У-у-у! Потихонечку крадётся: У-у-у! У-у-у! Кружит вьюга, воет вьюга: У-у-у! У-у-у! Не ходите в лес гулять - с собою унесу-у-у! | Дети качают руками, произносят «У-у-у!» громко. Шлёпают ладошками по коленям, произносят «У-у-у!» тихо. Дети качают руками, произносят «У-у-у!» громко. «Грозят пальчиком, произносят «У-у-у!» тихо. |
Учитель-логопед: А вы хотите увидеть свою вьюгу? Подходите к столу, берите бутылочки с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает. (раздаёт бутылочки)
Встаньте прямо, одной рукой держите бутылочку, а другой рукой придерживайте соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом дуйте, не надувая щёк.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Посмотрите, вот ещё снежинка появилась. (Возвращаем на книгу) 3 снежинка
Учитель-логопед: Ребята, вьюга нам большие сугробы намела, нужно через них пройти, но сугробы не простые, а для пальчиков они.
Учитель- логопед:
«Нейродорожка с произнесением чистоговорок о зиме.»
Перед детьми пальчиковая нейродорожка, состоящая из ватных сугробов маленького и большого размера, расположенных попарно (для левой и правой руки). Задача ребенка пройти одновременно двумя руками по дорожке, нажимая на маленький сугроб указательным пальцем, а на большой сугроб – двумя пальцами (указательным и средним). При этом ребенок произносит чистоговорки о зиме:
Да – да – да – к нам пришла зима.
Ду – ду– ду – мы катаемся на льду.
Да-да-да - Наступили холода.
Ды-ды-ды - На снегу следы.
Ос-ос-ос – на улице мороз.
-Молодцы, справились с заданием, посмотрите ещё одна снежинка появилась на книжке (4 снежинка)
Учитель-логопед: Ребята, чем зимой покрыты реки и озера? Льдом.
- Лед какой? (гладкий, холодный, скользкий, твердый, крепкий).
- Как вы думаете лёд может быть хрупким? Да!
Вот и у меня большая льдина раскололась на маленькие льдинки давайте посмотрим. (На столе подносы с льдинками, бутылки с теплой водой)
Учитель-логопед: Возьмите льдинку, потрогайте её, какая она? Холодная, гладкая. Погрейте руки о бутылочку.
- Теперь накройте льдинку правой ладошкой, покатайте её. Погрейте ладонь о бутылочку с теплой водой. Теперь накройте льдинку левой рукой, покатайте льдинку. Погрейте руку о бутылочку с водой.
Учитель-логопед: Вы ребята, молодцы, справились с заданием, а вот и ещё одна снежинка! (5 снежинка)
Вот и ещё одна снежинка появилась на книжке.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Пойдемте сядем на стульчики.(садятся)
Учитель-логопед: Ребята, снеговик хочет нам что-то сказать, давайте послушаем.
Игры на развитие внимания, зрительного, слухового восприятия «Птицы».
Снеговик: Шёл я к Вам через лес, видел – чудо из чудес –
На зиму слетелись птицы снегири, клесты, синицы.
Каких еще зимующих птиц вы знаете?
Давайте посмотрим на птиц.
Зрительная гимнастика «Птицы на дереве» (сидя)
Глазки кверху поднимите на синичку посмотрите,
Вниз глаза вы опустите на ворону посмотрите.
Слева видим снегиря, справа – видим воробья
Учитель-логопед:
- Как мы зимующим птицам можем помочь???
Молодцы, правильно, построить и развесить кормушки.
Выполняется пальчиковая гимнастика
Мы повесили кормушки, (Дети имитируют движения.)
В них насыпали зерно. (имитируют движения.)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы, (Загибают по очереди пальцы перечисляя птиц)
Голубь, клёст и воробей!
И конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
(6 снежинка)
Учитель-логопед: Посмотрите, мы все снежинки вернули на книжку? (Все снежинки вернулись на книжку.) Снеговик, мы справились с заданиями и нашли все снежинки.
Снеговик: Ребята, это книжка не простая она исполняет желания мы сейчас её откроем, и вы загадаете своё самое заветное желание.
Открываем книгу она начинает светиться дети загадывают желание.
Рефлексия:
Учитель-логопед:
- Кому мы помогали?
Что понравилось больше всего?
Какое задание было трудным?
Что тебе понравилось?
Что было самым интересным?
- мне сегодня понравилось
как …. Находил приметы зимы
а ….. отгадывал загадки
…… хорошо выполнял пальчиковую гимнастику
А вьюга у всех была просто замечательная.
Пусть погладит себя правой рукой по голове тот, кто был внимательным. Пусть покажет класс левой рукой тот, кому понравились задания от снеговика (дети выполняют, а педагог следит за правильно выбранной рукой).
Учитель-логопед: Ребята, я тоже загадала желание и хочу, чтобы оно исполнилось прямо сейчас. (Под елочкой угощение)
Ребята, кажется моё желание начинает сбываться. Ой, что-то под ёлочкой. Ой, что это?) ВЫ догадались какое было моё желание?.
Спасибо за внимание!